Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Именем Республики Карелия

Постановление

27 ноября 1996 года г.Петрозаводск


Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего О.Б.Переплеснина судей П.А.Союнена, В.В.Сухачевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 6, отдельных положений части 2 статьи 41, примечания к статье 41 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".

Поводом к рассмотрению дела согласно статье 51 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" явился запрос Петрозаводского городского народного суда о проверке конституционности части 6 , отдельных положений части 2 статьи 41 и примечания к статье 41 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", подлежащих применению в деле по жалобе Богданова П.Е. на действия работников Петрозаводской Госавтоинспекции.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия вышеназванные положения статьи 41 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".

Заслушав судью Петрозаводского городского народного суда Бороду Л.И., представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - председателя Комитета по законности и правопорядку депутата Гошкиева М.А., консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Прокину О.А., Представителя Председателя Правительства в Законодательном Собрании Киннера А.И., Министра юстиции Петровского А.В., начальника отделения правового обеспечения и международного сотрудничества Штаба МВД Республики Карелия Чупрову А.М., Госавтоинспектора ОГАИ МВД Аншуткина В.В., начальника юридического отдела Администрации г.Петрозаводска Игнатьеву Т.П., исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил :

1. Пунктами 5 - 7 статьи 1 Закона Республики Карелия, принятого Палатой Республики 23 марта 1995 года и опубликованного в газете "Карелия" 11 апреля 1995 года, в статью 41 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" внесены изменения и дополнения.

Часть 2 этой статьи дополнена положением о задержании транспортного средства при нарушении правил остановки и стоянки, предусмотренных правилами дорожного движения или правилами благоустройства городов и других населенных пунктов.

Введено новое положение о задержании транспортного средства во всех случаях, перечисленных в части 2 статьи 41, до уплаты наложенного штрафа. В части 6 статьи 41 порядок задержания транспортных средств устанавливается МВД Республики Карелия . Порядок хранения и оплаты хранения задержанных транспортных средств - органами местного самоуправления.

Примечание к статье 41 изложено в следующей редакции: "под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место с применением специальных технических средств или без таковых, либо с установкой устройств, исключающих дальнейшее движение".

20 июня 1996 года в г.Петрозаводске гражданин Богданов П.Е. оставил свой автомобиль в месте, где Правилами дорожного движения стоянка запрещена. За указанное правонарушение работниками Госавтоинспекции применена блокировка колес его автомобиля, на него наложен штраф на месте совершения административного правонарушения.

Считая действия работников Госавтоинспекции неправомерными, Богданов П.Е. обратился с жалобой в Петрозаводский городской народный суд. По мнению заявителя, работниками ГАИ он был ограничен в пользовании принадлежащим ему автомобилем, чем нарушено его конституционное право частной собственности, предусмотренное статьей 35 Конституции Российской Федерации .

В обращении судьи Петрозаводского городского народного суда ставится вопрос о соответствии частям 1, 3 статьи 2 Конституции Республики Карелия части 6, отдельных положений части 2 статьи 41 и примечания к ней Закона Республики Карелия , касающихся задержания транспортного средства при нарушении правил остановки и стоянки с установкой устройств, исключающих дальнейшее движение ( блокираторов) до устранения причины задержания и уплаты наложенного штрафа.

2. Государство и его органы, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Республики Карелия. Законы и иные правовые акты Республики Карелия, принятые в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Федеративным договором за Республикой Карелия полномочиями, подлежат применению на всей ее территории (части 1, 3 статьи 2 Конституции Республики Карелия).

Право частной собственности находится под охраной закона. Собственнику гарантируется, что он не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда (статья 35 Конституции Российской Федерации). Под лишением имущества понимается принудительное прекращение права собственности на конкретное имущество. Федеральное законодательство не предусматривает какихлибо мер административного характера, направленных на лишение владельца (собственника) его транспортного средства при нарушении правил дорожного движения.

Законодатель субъекта Федерации вправе принимать законы в сфере административных правоотношений, которые определенным образом затрагивают права граждан, нарушивших требования части 6 статьи 6 Конституции Республики Карелия о том, что собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан. Такое правовое регулирование не может рассматриваться , как ограничивающее конституционные права, поскольку оно направлено на понуждение правонарушителя использовать свои права в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 17) и Конституции Республики Карелия (статьи 6, 15).

Транспортное средство является специфическим объектом собственности, относится к источникам повышенной опасности, права собственника могут затрагиваться нормативными актами, принятыми в соответствии с установленным Конституцией порядком ( часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 7 статьи 2 Конституции Республики Карелия). Ограничение этих прав допускается только на основании федеральных законов ( часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ).

3. В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях транспортное средство задерживается до устранения причины задержания. После ее устранения (вытрезвление водителя, устранение неисправностей и т.д.) противоправное поведение водителя (владельца) должно считаться оконченным, следовательно, отпадают и основания для применения в отношении него мер принуждения, он вправе осуществлять принадлежащее ему конституционное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению.

Положение рассматриваемого Закона Республики Карелия о задержании транспортного средства "до уплаты наложенного штрафа" устанавливает меру обеспечения исполнения административного взыскания о наложении штрафа, не предусмотренную федеральным законодательством, ограничивает конституционное право собственности, нарушает часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 Конституции Республики Карелия.

4. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР действует с 1 января 1985 года, его применение в силу пункта 2 заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации должно осуществляться в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Статьей 245 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в редакции Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года предусматривается задержание транспортного средства в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, не имеет удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или лишен такого права, не имеет при себе документов, предусмотренных Правилами, а также при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), при отсутствии отметки о регистрации в госавтоинспекции, государственных номерных знаков, либо их подложности.

Поскольку административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия), этот перечень оснований для задержания транспортного средства может быть расширен законом субъекта Федерации, в том числе, в целях защиты прав граждан, общественной и экологической безопасности, не допуская вторжения в компетенцию Российской Федерации.

Законодатель Республики Карелия дополнил вышеуказанный перечень оснований для задержания транспортного средства нарушением правил остановки и стоянки транспортных средств.

Понятие задержания транспортного средства дано федеральным законом: "под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место" (Примечание к статье 245 Кодекса).

Задержание транспортного средства является мерой, обеспечивающей производство по делам об административных правонарушениях, ее применение должно сопровождаться определенными законом процессуальными действиями (отстранением водителя от управления транспортным средством, запрещением дальнейшей эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место с составлением протокола задержания или записи в ранее составленном протоколе об административном правонарушении - статья 245 Кодекса).

Статья 239 Кодекса , устанавливающая меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусматривает, что они применяются в случаях, когда исчерпаны другие способы воздействия, а также при невозможности составления протокола на месте.

Норма части 2 статьи 41 рассматриваемого Закона Республики Карелия носит характер обязательного предписания применять задержание транспортного средства при нарушении правил остановки и стоянки.

Применение этой нормы в ее буквальном смысле может повлечь задержание транспортного средства, несмотря на то, что водитель, нарушивший правила остановки и стоянки, находится в автомашине, не оспаривает нарушение и готов немедленно его устранить. В таком случае задержание транспортного средства неправомерно, не соответствует статье 239 Кодекса.

В то же время возможны случаи нарушения правил остановки и стоянки, в том числе и при нарушении правил благоустройства, которые требуют немедленного их устранения, а водитель отсутствует, не предпринимает мер к устранению транспортного средства. При таких нарушениях правомерно применение принудительной транспортировки транспортного средства на специально отведенное охраняемое место в рамках задержания.

Следовательно, под действие Закона Республики Карелия подпадают как те случаи, когда задержание правомерно, так и те, когда оно недопустимо. Такое положение может создать неопределенность в применении данной нормы закона и , как следствие, повлечь нарушение принципа равенства граждан перед законом ( часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации , часть 1 статьи 12 Конституции Республики Карелия ).

Таким образом, Конституционный Суд находит правомерным регулирование законодателем Республики Карелия административных правоотношений, связанных с нарушением правил остановки и стоянки. Однако по мотивам неопределенности толкования рассматриваемой нормы, императивности ее характера, возможности нарушения конституционного принципа равенства граждан перед законом Суд признает неконституционным положение части 2 статьи 41 Закона о применении задержания транспортного средства при нарушении правил остановки и стоянки.

5. Для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения органы внутренних дел вправе использовать специальные технические (в том числе и блокираторы) и транспортные средства, что предусмотрено Положением "О Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.92 № 354 и Наставлением к приказу МВД Российской Федерации "О мерах совершенствования дорожно- патрульной службы и повышения ее роли в укреплении порядка в сфере дорожного движения" от 10.01.94 № 6.

Специальные технические средства служат одним из способов выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов ( статья 225 Кодекса), они могут использоваться при задержании.

При этом необходимо учитывать, что к нормативно-юридическим актам, касающимся прав и свобод человека, предъявляются особые требования: они должны исходить из незыблемости и неотъемлемости этих прав и свобод. Государство в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации обязано устанавливать четкие юридические процедуры их защиты.

Задержание транспортного средства ограничено конкретными рамками административного процесса, затрагивает право пользования имуществом. Понятие задержания дано федеральным законом, согласно которому государство обязывает при пресечении дорожно-транспортных правонарушений , предусмотренных статьей 245 Кодекса, принимать меры к сохранности задержанных транспортных средств (помещение их на специально отведенное охраняемое место), тем самым осуществляя защиту права собственности. Законодатель Республики Карелия, дополнив понятие задержания транспортного средства словами "либо с установкой устройств, исключающих дальнейшее движение", не обеспечил юридическую процедуру защиты задержанных транспортных средств (их хранения), чем нарушил конституционный принцип осуществления государством защиты прав человека, предусмотренный статьей 2 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 5 Конституции Республики Карелия.

6. В соответствии с частью 7 статьи 245 Кодекса порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения - органами местного самоуправления.

Органы внутренних дел Республики Карелия, должностные лица которых уполномочены применять задержание транспортных средств, входят в единую систему МВД Российской Федерации. В правовую основу деятельности органов внутренних дел включены законы республик в составе Российской Федерации (статьи 1, 2, 3 Закона РСФСР "О милиции").

Следовательно, законодатель Республики Карелия вправе наделять республиканские органы исполнительной власти необходимой компетенцией для реализации законов Республики.

Часть 6 статьи 41 рассматриваемого Закона Республики Карелия является конституционной, подлежащей реализации уполномоченными органами строго в рамках указанной компетенции:
- для МВД Республики Карелия - установление порядка задержания транспортных средств ( в том числе, с применением специальных технических средств);
- для органов местного самоуправления - порядка хранения и оплаты хранения задержанных транспортных средств.

При этом, ведомственный нормативный акт МВД Республики Карелия должен соответствовать аналогичным актам МВД Российской Федерации и не может применяться без регистрации в Министерстве юстиции Республики Карелия и официального опубликования для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации , часть 7 статьи 2 Конституции Республики Карелия ).

Руководствуясь статьями 2, 6, 33, 52, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд постановил :

1. Признать часть 6 статьи 41 полностью и примечание к статье 41 до слов либо с установкой устройств, исключающих дальнейшее движение Закона Республики Карелия Об административных правонарушениях соответствующими Конституции Республики Карелия.

2. Признать не соответствующими части 3 статьи 4 , части 1 статьи 5, части 1 статьи 12 Конституции Республики Карелия:
а) в части 2 статьи 41 рассматриваемого Закона слова: "... и уплаты наложенного штрафа. Задержание транспортного средства также производится при нарушении правил остановки и стоянки, предусмотренных правилами дорожного движения или правилами благоустройства городов и других населенных пунктов , или несоблюдении требований дорожных знаков 3.27 -3.30";
б) в примечании к статье 41 слова: "либо с установкой устройств, исключающих дальнейшее движение";
в) аналогичные положения пунктов 5, 7 статьи 1 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях", принятого Палатой Республики 23 марта 1995 года.

3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию , вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее Постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".


Конституционный Суд Республики Карелия


Официальный электронный текст документа
получен из Конституционного Суда Республики Карелия




О проверке конституционности части 6, отдельных положений части 2 статьи 41, примечания к статье 41 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 27.11.1996 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 27.10.1996

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 1,1997 ст.127




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000678

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000678

На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane