Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


РСФСР
Совет Министров Карельской АССР

Постановление


г. Петрозаводск
от 25 марта 1991 года N 102



О мерах по социальной защите населения Карельской АССР в
условиях перехода на рыночные отношения

Учитывая снижение уровня жизни населения, происходящее вследствие неуклонного роста розничных цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги, Совет Министров Карельской ACCP постановляет:

1. Принять предложения рабочей группы Совета Министров Карельской АССР по составу потребительской корзины и величине прожиточного минимума и направить их в Совет Министров РСФСР для учета при разработке механизма социальной защиты населения (приложение N 1).

2. Одобрить представленный Государственным комитетом Карельской АССР па труду и социальным вопросам (т.Ахтиев) проект Закона Карельской АССР "О денежных компенсациях и индексации денежных доходов населения с учетом изменения цен на потребительские товары и услуги" и внести его на рассмотрение Верховного Совета Карельской ACCP в марте 1991 года (приложение N 2).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Государственного комитета Карельской АССР по труду и социальным вопросам т.Ахтиева В.Г.

Председатель
Совета Министров С.Блинников

Зам. Управляющего
Делами Совета Министров В.Кузьмин

Приложение N 1 к постановлению
Совета Министров Карельской АССР
от 25 марта 1991 года N 102

Расчет и обоснование прожиточного минимума
для населения Карельской АССР

Переходу экономики страны на путь рыночного развития должна соответствовать и система мер по социальной защите населения, особенно семей с фиксированными и низкими доходами. Как показал опыт ряда стран Восточной Европы, переход к рыночной экономике сопровождается ростом безработицы, резкой дифференциацией доходов, повышением цен на многие потребительские товары, в том числе и на продукты питания.

В связи с этим представляется целесообразным и своевременным определение прожиточного минимума (или бюджета минимума материальной обеспеченности), дифференцированного по регионам страны, т.к. различия в стоимости жизни, обусловленные в основном природно-климатическими условиями, должны учитываться в первую очередь при формировании минимальных уровней пенсий, заработной платы и ряда пособий, в том числе и пособия по безработице.

В сложившихся условиях прожиточный минимум, на наш взгляд, должен выступать в качестве важнейшей социальной нормы, гарантирующей каждому члену общества уровень минимально приемлемого жизненного стандарта. Кроме того, для поддержания уровня жизни отдельных групп населения, в первую очередь малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов, необходимо регулярно проводить индексацию доходов с учетом роста цен на товары и услуги, составляющие основу минимальной "потребительской корзинки".

Бюджеты минимума материальной обеспеченности для семей выражают в натуральной и денежной форме минимальные при данном уровне развития производительных сил и уже достигнутом уровне жизни потребности трудящихся и их семей. Иначе говоря, существует определенный объем потребностей, удовлетворение которых в современных условиях можно считать объективно необходимым. Бюджет минимума материальной обеспеченности отражает достигнутый в обществе уровень и структуру потребления, относительно которых можно сказать, что они формируют общепринятый стандарт потребления, т.е. стали привычными для подавляющей части населения, а также представления о наиболее предпочтительных направлениях расходования денежных средств на предметы потребления при заданном уровне доходов, исключающих "перепотребление" одних благ за счет других. С этих позиций рассчитывается прожиточный минимум населения.

Исходными материалами для расчета прожиточного минимума в Карельской АССР послужили данные бюджетных обследований семей за 1990 год, баланса денежных доходов и расходов населения, торговой статистики. В качестве основы для определения бюджета минимума материальной обеспеченности (БММО) использована методика Госкомтруда СССР (*), а также соглашение между Советом Всеобщей Конфедерации профсоюзов (ВКП) СССР и Кабинетом Министров СССР на 1991 год. В указанных методике и Соглашениях БММО определяется для городского мужчины в трудоспособном возрасте. Аналогичный расчет выполнен по КАССР, при этом учитывалось, что в условиях Карельской АССР потребности населения в фонде жизненных средств значительно выше, чем в центральных, южных и западных районах страны. Так, на Севере, например, калорийность пищи должна быть выше, чем в центральных районах страны, поскольку для выполнения одинаковой работы в северных районах требуются большие затраты энергии, чем в Центре. Выше на Севере и потребность в одежде, обуви, отоплении, освещении, платных услугах и т.д., т.е. для воспроизводства рабочей силы в таких районах страны требуется больше жизненных средств. В структуре занятых в КАССР преобладают работающие в добывающих отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте, отличающихся тяжелыми условиями труда, что также отражается на личных потребностях людей.

Составление бюджета минимума материальной обеспеченности начинается с определения расходов на питание, занимающих преобладающее место в прожиточном минимуме. В состав "потребительской корзинки" для определения прожиточного минимума включен следующий перечень основных продуктов (в среднем по СССР, в расчете на трудоспособного мужчину), кг:

хлеб и хлебопродукты 113,3
крупы и бобовые 29,8
картофель 110,0
овощи и бахчевые 135,0
сахар и кондитерские изделия 35,0
масло растительное 9,0
мясо и мясопродукты 57,6
рыба и рыбопродукты 22,0
яйцо, штук 254
молоко и молокопродукты
(в пересчете на молоко) 351
фрукты и ягоды 52,6
маргарин 4,6

Данный набор продуктов обеспечивает среднесуточную энергетическую ценность пищи в размере 2770 ккал., что, в соответствии с современными требованиями науки о питании, составляет нижнюю границу суточной потребности для мужчин-работников физического труда, не требующего значительных энергозатрат. Приведенный выше годовой набор был скорректирован нами для районов Севера (приложение 2), среднесуточная калорийность питания увеличивается при этом на 13 % и составляет 3100 калорий.

Для определения расходов на питание в бюджете минимума материальной обеспеченности необходимо было найти денежное выражение набора продуктов, учитывающего структуру потребления в относительно менее обеспеченных семьях.

В качестве исходных были взяты сложившиеся по данным бюджетных обследований средние цены покупки, при этом учитывались и цены колхозного рынка. Как показывают результаты бюджетного обследования 200 семей рабочих и служащих за 1990 г., покупки на колхозном рынке (их доля в общем объеме покупки продуктов питания в республике незначительна - в среднем 3,3 %) не оказывают практически никакого влияния на среднюю цену покупки по многим группам продовольственных товаров - мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, хлеб и хлебопродукты, яйца, рыба и кондитерские изделия, поскольку почти 100 % этих продуктов приобретено в государственной и кооперативной торговле.

В итоге денежная оценка принятого набора продуктов составила 74,8 руб. в месяц или 39,9 % от общей величины БММО.

Расходы на табачные изделия определены в размере 3,75 руб. в месяц (15 пачек по 0,25 руб.).

Второе место по удельному весу в предложенном прожиточном минимуме занимают расходы на приобретение гардероба. Стоимость наборов одежды, обуви, белья в разных регионах определяется в основном их составом и сроками службы. Цены на эти товары во всех поясах единые.

Однако, учитывая тот факт, что Карелия относится к регионам, ввозящим в значительном количестве товары народного потребления, следует признать, что ценовой фактор все-таки сказывается на стоимости непродовольственной части "потребительской корзинки". В расчете прожиточного минимума учитывались цены на ТНП, фактически поступившие в республику в IV квартале 1990 г. (приложения 3,4,5,6,7).

Расходы на оплату жилья и коммунальные платежи определены по действующим в 1990 г. тарифам для г. Петрозаводска (приложение 8).

Расходы на оплату услуг связи, бытовых услуг, печатные издания, строительные материалы определены статистическим методом. Они приняты на уровне среднедушевого потребления.

Таким образом, прожиточный минимум для городского мужчины в трудоспособном возрасте на начало 1991 года составил 187,31 руб. в месяц (приложение 1).

В качестве варианта предлагается включить в минимальный потребительский бюджет расходы на алкогольные напитки в размере 10 руб. в месяц, с учетом чего прожиточный минимум составит 197,31 руб. в месяц (приложение 1а).

Через систему дифференцированных коэффициентов (приложение 9) прожиточный минимум может быть определен для всех остальных групп населения. Эти величины могут использоваться как основа для установления минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и т.д.

(*) - Переход к рынку. Концепция и Программа, Москва, 1990 г.,
с.209-219


Текст документа сверен по:
рассылка.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ