Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Именем Республики Карелия

Постановление

6 июня 1996 года г.Петрозаводск

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, В.В.Сухачевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности ряда положений Закона Республики Карелия "О защите прав детей".

Поводом к рассмотрению дела согласно статье 39 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" явилось ходатайство правления Карельского Союза защиты детей о проверке конституционности положений следующих статей вышеназванного Закона: 1-3, 6-12, 14-17, 19, 21-23, 26, 27, 29.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия указанные в ходатайстве нормы Закона Республики Карелия.

Заслушав председателя правления Карельского Союза защиты детей Н.Г.Павлову, представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия депутата В.И.Кучмина, консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Н.Ф.Баринову, Представителя Председателя Правительства Республики Карелия А.И.Киннера, выступления приглашенных должностных лиц и специалистов, исследовав материалы дела, Конституционный Суд установил:

1. Закон "О защите прав детей" действует на территории Республики Карелия с 11 января 1996 года.

В ходатайстве правления Карельского Союза защиты детей оспаривается конституционность ряда положений двадцати одной статьи данного Закона.

По мнению заявителя, содержание закрепленных в законе прав детей (статьи 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17), механизмов обеспечения этих прав (статьи 3, 19, 21, 22, 23, 26, 27, 29), понятия детства (статья 1) не соответствует Конституции Республики Карелия, законодательству Российской Федерации, Конвенции ООН "О правах ребенка".

В соответствии со статьей 44 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина, как и защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, семейное законодательство согласно статье 42 (пункты 2, 6, 9) Конституции Республики Карелия относятся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия.


По предметам совместного ведения законы издают и Федерация, и ее субъекты, однако, в силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 41 Конституции Республики Карелия законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны приниматься в соответствии с федеральными законами.

Практика правового регулирования социальной защиты населения в настоящее время осуществляется в форме кодификации и консолидации правовых актов, относящихся к этой сфере жизни общества.

Нормы социального права не должны противоречить нормам отраслевого законодательства, прежде всего, федеральным законам, принятым как по предметам исключительного, так и совместного с субъектами, ведения Российской Федерации (статьи 71, 72 Конституции Российской Федерации, 42 Конституции Республики Карелия).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правила международных договоров Российской Федерации применяются, если нормы действующих законов им не соответствуют (статья 15 части 1, 4 Конституции Российской Федерации). Непосредственному применению подлежит норма международного права, которая обладает достаточно конкретным содержанием, способна порождать права и обязанности как для физических, так и юридических лиц, и в силу этого обеспечивается правосудием.

Права человека находятся в сфере обязанностей государства, которое исходя из своих возможностей определяет время, последовательность и конкретный способ их осуществления.

Самостоятельная ценность детства, как этапа человеческой жизни, необходимость государственной политики по защите прав ребенка закреплены в статье 5 Конституции Республики Карелия, в статье 7 Конституции Российской Федерации, в Указах Президента Российской Федерации от 01.06.92 № 543 "О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" и от 14.05.96 № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики".

Ребенку принадлежат от рождения неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, установленные Конституциями Российской Федерации, Республики Карелия согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 11 Конституции Республики Карелия, статья 17 Конституции Российской Федерации) и гарантированные обеими Конституциями и законами Российской Федерации, Республики Карелия.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (статья 18 Конституции Российской Федерации), утверждаются государством как высшая ценность, не умаляемая отсутствием их исчерпывающего перечня (статья 16 Конституции Республики Карелия) или лишь частичным их воспроизведением в отдельных законах.

Конституцией Российской Федерации (статья 55) запрещено издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина , ограничение которых допускается лишь в федеральных законах и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

3. Закон Республики Карелия "О защите прав детей" носит комплексный, интеграционный характер.

В статье 1 данного Закона устанавливается понятие "детства", как периода жизни и развития человека с момента рождения до достижения совершеннолетия, в течение которого ребенок наделяется обусловленными его возрастом и зрелостью правами и обязанностями и особой правовой охраной. Эта норма оспаривается по тем основаниям, что в ней не отражен внутриутробный период развития ребенка, также нуждающийся в особой правовой охране.

Суд не усматривает оснований для признания данной нормы неконституционной, поскольку предметом регулирования этого закона являются отношения, возникающие в связи с осуществлением защиты прав ребенка. Последние в силу статей 17 (часть 2), 60 Конституции Российской Федерации, статей 17, 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации принадлежат каждому от рождения, но в полном объеме самостоятельно осуществляются гражданами Российской Федерации только по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Статья 54 (часть 1) Семейного Кодекса Российской Федерации, признающая ребенком "лицо, не достигшее возраста 18 лет", подтверждает правомерность статьи 1 рассматриваемого Закона.

Заявитель оспаривает продекларированное в части 1 статьи 2 Закона приоритетное право каждого ребенка на защиту, поскольку это, по его мнению, противоречит части 1 статьи 12 Конституции Республики Карелия о равенстве граждан перед законом.

Суд не находит нарушения конституционных норм в провозглашении обеспечения приоритета защиты прав детей, так как ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии сам осуществлять в полной мере свои права и защищать свои интересы. Равенство его с совершеннолетними членами общества достигается при гарантировании ему государством приоритета защиты прав, что подтверждается наличием соответствующих норм в семейном, трудовом, уголовном, уголовно-процессуальном и другом законодательстве.

Согласно статье 38 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Право ребенка на защиту установлено статьей 56 Семейного Кодекса Российской Федерации, вследствие чего оспариваемые положения частей 2, 3 статьи 2 Закона о возможности обращения за защитой своих прав или самостоятельном осуществлении ребенком этого права в случаях, предусмотренных законодательством, как и обеспечении родителями прав и законных интересов ребенка, соответствуют Конституции Республики Карелия (статьи 2, 5, 16, 41).

Положение части 2 статьи 3 Закона о том, что Законодательное Собрание принимает законы по вопросам охраны семьи, материнства и детства, не противоречит Конституции Республики, в частности полномочиям Карелии по статье 42 (пункт 6), не исключает обязанности Законодательного Собрания не допускать в принимаемых законах отмены или умаления провозглашенных в Конституциях Республики Карелия и Российской Федерации прав человека и гражданина.

При этом, определение объема правового регулирования является прерогативой законодателя.

В проверенных по ходатайству положениях статей:

10 - о праве ребенка на получение бесплатного образования в образовательных учреждениях в соответствии с Законом Республики Карелия "Об образовании";

11 - о праве несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14 - о праве ребенка на защиту чести и достоинства;

15 - о праве детей на объединение в детские и молодежные организации в соответствии с законодательством;

16 - о праве ребенка на жилье;

- несмотря на имеющиеся неполноту правового регулирования и определенные недостатки законодательной техники, Судом не усматривается противоречий с непосредственно действующими конституционными и отраслевыми федеральными нормами, а также отмены или умаления соответствующих прав детей.

Статья 15 в части права детей объединяться в детские и молодежные общественные организации и поддержки этих организаций по решению Председателя Правительства Республики Карелия государственными органами и органами местного самоуправления воспроизводит предусмотренное статьей 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации альтернативное название общественных объединений - "организации". С целью обеспечения единообразного толкования и применения данной нормы необходимо приведение ее в соответствие с Федеральным Законом "Об общественных объединениях" законодательным органом Республики Карелия.

4. Оспариваемое положение части 1 статьи 8 о том, что "родители обязаны содержать своих детей до ... получения самостоятельного заработка", противоречит статьям 80, 120 Семейного Кодекса Российской Федерации и ущемляет права несовершеннолетних детей на содержание.

Положение части 1 статьи 21 об "обязательности обучения детей независимо от степени физической и (или) психической недостаточности с момента ее обнаружения, но не позднее трехлетнего возраста" в силу неопределенности юридического содержания данной нормы, отсутствия механизма ее реализации допускает неединообразное ее толкование и возможное нарушение прав несовершеннолетних детей, их родителей, а также конституционного принципа равенства граждан перед законом (статья 12 Конституции Республики Карелия, статья 19 Конституции Российской Федерации, статьи 50, 59 Законов Российской Федерации и Республики Карелия "Об образовании").

На основании изложенного, Суд считает неконституционными в части 1 статьи 8 слова "или получения самостоятельного заработка", в части 1 статьи 21 положение о том, что "обязательное обучение детей, независимо от степени физической и (или) психической недостаточности, осуществляется с момента ее обнаружения, но не позднее трехлетнего возраста".

5. Содержание закрепленных в рассматриваемом Законе специальных прав ребенка: на семью (статья 6), на воспитание (статья 7), на отдых (статья 12), на социальную поддержку (статья 17), а также гарантий защиты прав детей с ограниченными возможностями (статьи 19 часть 1, 23 часть 1, 26 часть 1) и их родителей (статья 22) не вступает в противоречие с принципами и нормами Конституции Республики Карелия.

Нормы статьи 17 Закона Республики Карелия не нарушают прав ребенка, не влекут оставление его без социальной поддержки, вследствие чего Суд признает правомерность применения их в пределах и порядке, предусмотренном статьей 76 Конституции Российской Федерации.

Положение части 1 статьи 9 о том, что детям гарантируется экологическая защита, обеспечение здорового образа жизни и эффективное лечение в случае заболевания , хотя и носит декларативный характер, не вступает в противоречие с Конституцией Республики Карелия.

Оспариваемая норма статьи 27 об осуществлении от имени государства функций по защите детства в Республике Карелия в пределах его компетенции Председателем Правительства соответствует статьям 64, 67, 68 (пункты "к", "у") Конституции Республики Карелия. Глава исполнительной власти и высшее должностное лицо Республики Карелия обязан обеспечивать исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Карелия, охранять права и свободы человека и гражданина.

Статья 29 Закона Республики Карелия о полномочиях органов опеки и попечительства ввиду отсутствия исчерпывающего их перечня, не может быть признана неконституционной, так как местное самоуправление наделяется собственной компетенцией, прежде всего, законами Российской Федерации и Республики Карелия о местном самоуправлении.

В статье 121 Семейного Кодекса установлено, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы их организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным и Гражданским Кодексами Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 2, 6, 33, 44, 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд постановил:

1. Признать не соответствующими Конституции Республики Карелия в Законе Республики Карелия "О защите прав детей" слова "или получения самостоятельного заработка" (часть 1 статьи 8) и положение части 1 статьи 21 "обязательное обучение детей, независимо от степени физической и (или) психической недостаточности, осуществляется с момента ее обнаружения, но не позднее трехлетнего возраста".

2. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия проверенные положения статей 1-3, 6, 7, 9-12, 14-17, 19, 22, 23, 26, 27, 29 Закона Республики Карелия "О защите прав детей".

3. Согласно части 2 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.

4. В соответствии со статьями 24, 31, 63 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и в сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст документа сверен по:
"Собрание Законодательства Республики Карелия
N 8, 1996 г.
стр. 114-118

О проверке конституционности ряда положений Закона Республики Карелия "О защите прав детей"

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 06.06.1996 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 06.06.1996

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 8 1996 г., ст.1158




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000613

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000613

На него ссылаются



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane