Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Именем Республики Карелия
Постановление

5 марта 1996 года

г. Петрозаводск

Конституционный суд Республики Карелия в составе
Председателя О. Б. Переплеснина, судей Л. М.
Жарковой, П. А. Союнена

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности постановлений первого заместителя мэра г. Сортавала за N 236 от 22 февраля 1994 года "О правилах пользования сетями коллективного телевизионного приема муниципального предприятия "Кабельная телекомпания "Брэвис" и мэра г. Сортавала за N 1306 от 31 октября 1994 года "О внесении изменений и дополнений..." в данные Правила, а также статьи 1 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях".

Поводом к рассмотрению постановлений согласно статьям 39, 40, 51 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" явились ходатайство мэра г. Сортавала В. А. Варья и жалоба Сортавальского муниципального предприятия кабельной телекомпании "Брэвис".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, вправе ли глава местного самоуправления определять размеры санкций за нарушение "Правил пользования сетями коллективного телевизионного приема в г. Сортавала".

Заслушав объяснения представителя мэра г. Сортавала Грацианова А. Н., директора кабельной телекомпании "Брэвис" Алешина О. И., представителей Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - депутата С. Г. Ушакова, Е. И. Степановой, представителя Карельского территориального управления государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур - Г. А. Баскова, исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Карелия установил:

1. 22 февраля 1994 года постановлением первого заместителя мэра г. Сортавала утверждены Правила пользования сетями коллективного телевизионного приема муниципального предприятия <Кабельная телекомпания "Брэвис" >, в разделе четвертом которых определена административная ответственность за их нарушение в виде штрафа для граждан и должностных лиц.

Постановлением мэра г. Сортавала от 31 октября 1994 года в вышеуказанные Правила внесены изменения, в том числе увеличены штрафные санкции. Решением Сортавальского городского народного суда от 30 июня 1995 года удовлетворено заявление прокурора г. Сортавала, отменена административная ответственность за нарушение данных Правил, поскольку санкции, установленные мэром г. Сортавала, не соответствуют административным взысканиям, установленным за аналогичное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 142).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 августа 1995 года решение Сортавальского горнарсуда от 30 июня 1995 года оставлено без изменения, так как действующее законодательство (статья 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 1 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях") не предусматривает права "городской администрации" определять размеры санкций за "нарушения при пользовании сетями коллективного ТВ-приема нанимателями жилых помещений".

2. Согласно статье 87 (пункт 1 части 3) Конституции Республики Карелия, пункту 1 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 39, части 1 статьи 40 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" мэр г. Сортавала обратился в Конституционный суд Республики Карелия с ходатайством о проверке конституционности вышеназванных постановлений, которые, по его мнению, приняты в соответствии с законодательством Республики Карелия об административной ответственности и о местном самоуправлении.

Жалоба кабельной телекомпании "Брэвис", направленная в Конституционный суд в соответствии со статьей 87 (часть 5) Конституции Республики Карелия, пунктом 3 статьи 2, пунктом 1 статьи 51 закона "0 Конституционном суде Республики Карелия", о проверке конституционности статьи 1 закона Республики Карелия "Об административной ответственности" мотивируется тем, что ее неприменение судами общей юрисдикции, необходимое по смыслу Конституции Республики Карелия, влечет нарушение права на защиту муниципальной собственности (часть 3 статьи 6 Конституции Республики Карелия).

Данные нормативные акты (два постановления руководителей местного самоуправления г. Сортавала и статья 1 закона Республики Карелия) подлежат проверке в части объема полномочий органов власти в области установления административных взысканий. Их рассмотрение Конституционным судом осуществляется исходя из общих начал и смысла Конституции Республики Карелия, без исследования фактических обстоятельств и решений судов общей юрисдикции.

Ходатайство главы местного самоуправления и жалоба юридического лица являются допустимыми в полном объеме. Их разрешение подведомственно Конституционному суду Республики Карелия.

3. Согласно статье 42 (пункты 9,12) Конституции Республики Карелия, статье 72 (пункты "к", "н" части 1) Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство, установление общих принципов организации местного самоуправления относятся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия.

Статьями 2 (часть 5) Конституции Республики Карелия, частью 2 статьи 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (31 марта 1992 года) установлено, что "Республика Карелия в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляет собственное правовое регулирование".

Статьями 81.5, 84.11 Конституции Российской Федерации (1992 год) предусматривалось правомочие субъектов Российской Федерации принимать правовые акты по вопросам совместной компетенции до принятия федеральными органами Основ законодательства, вследствие чего Верховный Совет Республики Карелия принял закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях", статьей 1 которого предоставил представительным органам местного самоуправления право определять размеры санкций за определенные правонарушения, в том числе "за нарушение правил эксплуатации...инженерного оборудования".

4. Компетенция органов местного самоуправления определяется законом Республики Карелия (часть 4 статьи 78 Конституции Республики Карелия). Разграничение полномочий между представителями, выборными и иными органами местного самоуправления (часть 5 статьи 9 закона Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия" ХХII-23/623 от 20 января 1994 года) закрепляется в Уставе местного самоуправления.

Уставом о местном самоуправлении на территории Сортавальского городского Совета народных депутатов, зарегистрированным Президиумом Верховного Совета Республики Карелия 18 марта 1992 года, принятие в соответствии с законодательством решений, устанавливающих административную ответственность , отнесено к компетенции малого Совета , действовашего в период между сессиями городского Совета (статья 13 пункт 21).

Закон Республики Карелия "Об административных правонарушениях" не предоставлял права главам администрации (мэрам) самостоятельно, без решения представительного органа местного самоуправления, устанавливать размеры санкций за административные правонарушения.

Таким образом, глава местного самоуправления и его заместитель, призванные осуществлять исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления, установив своим единоличным решением в рассматриваемых постановлениях размеры штрафов за нарушение Правил пользования имуществом муниципального предприятия <Кабельная телекомпания "Брэвис">, нарушив статью 2 Конституции Республики Карелия, статью 1 закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", превысили представленные им полномочия.

Кроме того, согласно абзаца 4 статьи 1 закона "Об административных правонарушениях" представительный орган местного самоуправления может определять только размеры санкций за перечисленные в данной норме составы административных правонарушений.

На основании вышеизложенного, Конституционный суд Республики Карелия считает рассматриваемые постановления неконституционными в части утверждения раздела 4 Правил, установившего административную ответственность за их нарушение.

5. Ввиду отсутствия достаточных правовых оснований Конституционный суд Республики Карелия считает целесообразным рассмотреть жалобу <Кабельной телекомпании "Брэвис"> в отдельном производстве, которое необходимо приостановить до приведения правовых актов Республики Карелия в соответствие со статьей 27 закона Республики Карелия "О местном самоуправлении в Республике Карелия" в редакции закона Республики Карелия от 9 февраля 1996 года. Руководствуясь статьями 6,31, 33, 43, 56 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия", Конституционный суд Республики Карелия постановил:

1. Признать не соответствующими статьям 2 (часть 1), 78 (часть 4) Конституции Республики Карелия постановления первого заместителя мэра города Сортавала от 22 февраля 1994 года N 236 и мэра города Сортавала от 31 октября 1994 года N 1306 в части утверждения раздела 4 Правил пользования сетями коллективного телевизионного приема в городе Сортавала, установившего административную ответственность за их нарушение.

2. Жалобу <Кабельной телекомпании "Брэвис"> рассмотреть в отдельном деле, производство по которому приостановить.

3. Согласно части 2 статьи 31 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" настоящее постановление является окончательным, не подлежит опротестованию, обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.

4. В силу статей 24, 31, 63 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и в сборнике "Собрание Законодательства Республики Карелия".

Конституционный суд Республики Карелия


Документ сверен по:

официальное издание
"Собрание Законодательства
Республики Карелия"
от 16 мая 1996 г. N 5
стр. 128-130

О проверке конституционности постановлений первого заместителя мэра г. Сортавала за N 236 от 22 февраля 1994 года "О правилах пользования сетями коллективного телевизионного приема муниципального предприятия "Кабельная телекомпания "Брэвис" и мэра...

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 05.03.1996 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 05.04.1996

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 5 1996 г., ст. 770




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000587

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000587



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane