Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


Именем Республики Карелия

Постановление

13 февраля 1996 года г. Петрозаводск

Конституционный суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б. Переплеснина, судей Л. М. Жарковой, П. А. Союнена, В. В. Сухачевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности закона Республики Карелия от 9 декабря 1995 года N 92-ЗРК "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год" и пункта 2 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 5 декабря 1995 года N 324 ПР о вышеназванном законе Республики Карелия.

Поводом к рассмотрению дела согласно статьям 39, 40 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" явилось ходатайство Председателя Правительства Республики Карелия В. Н. Степанова.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, нарушены ли Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия ее конституционные полномочия принятием рассматриваемых законодательных актов.

Заслушав объяснения представителей: Председателя Правительства Республики Карелия - А. И. Киннера, Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия - В. Е. Богданова, Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия П. Ф. Вострикова, С. Л. Катанандова и заместителя Прокурора Республики Карелия - Б. Ф. Петрова, исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Карелия установил:

1. Проект закона Республики Карелия "О порядке рассмотрения и утверждения государственного бюджета Республики Карелия на 1996 год" разработан депутатами Комитета по экономической политике и бюджету Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия и 13 октября 1995 года внесен в Палату Республики для обсуждения.

20 октября 1995 года Постановлением N 278 ПР данный законопроект Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия принят и направлен для рассмотрения в Палату Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия.

24 ноября 1995 года, не дождавшись решения Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия по внесенному закону, Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия повторно приняла данный законодательный акт, что подтвердила постановлением от 5 декабря 1995 года.

Поскольку Председатель Правительства Республики Карелия дважды не подписал этот закон, в соответствии со статьей 61 Конституции Республики Карелия подписание было осуществлено 9 декабря 1995 года Председателем Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия И. П. Александровым, после чего 14 декабря 1995 года в газете "Карелия" состоялось официальное опубликование закона Республики Карелия "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год" и вступление его в силу. Нормами этого закона:

а) установлены сроки внесения в Законодательное Собрание Республики Карелия проекта закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1996 год", его рассмотрения и утверждения обеими Палатами Законодательного Собрания Республики Карелия, представления отчетов Председателя Правительства Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия о ходе исполнения закона "О республиканском бюджете на 1996 год" и консолидированного бюджета Республики Карелия на 1996 год;

б) определен перечень документов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, представляемых вместе с законопроектом о республиканском бюджете, и порядок одновременной работы комитетов и Палат Законодательного Собрания Республики Карелия над законопроектом и его принятия;

в) предусмотрена возможность принять Законодательным Собранием Республики Карелия в случае непринятия до 1 января 1996 года закона "О республиканском бюджете на 1996 год" закона "О финансировании расходов из республиканского бюджета на 1 квартал 1996 года";

г) приостановлено действие статей 19, .20, 21 закона Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия".

2. Согласно статьям 68 (пункт "с"), 87 (пункт 1 части 3) Конституции Республики Карелия, часть 1 статьи 40 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" Председатель Правительства Республики Карелия обратился в Конституционный суд Республики Карелия с ходатайством о проверке конституционности данного закона и пункта 2 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 5 декабря 1995 года N 324 ПР о повторном направлении закона ему для подписания и опубликования, которые, по его мнению, противоречат статьям 55 (часть 1), 57 (пункты "а", "з" часть 1) Конституции Республики Карелия, по причине самостоятельного их принятия Палатой Республики без Палаты Представителей.

Действие закона приостановлено до решения Конституционного суда Республики Карелия.

Оспариваемые нормы регламентируют деятельность органов государственной власти Республики Карелия по рассмотрению и утверждению проекта закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1996 год", вследствие чего, на основании статьи 87 (пункта 1 часть 3) Конституции Республики Карелия и статьей 2, 39 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" ходатайство Председателя Правительства Республики Карелия является допустимым.

3. Статьей 54 (часть 1) Конституции Республики Карелия принятие законов Республики Карелия отнесено к исключительному ведению Законодательного Собрания Республики Карелия. Одновременно Конституция Республики Карелия (статьи 61, 68) предусматривает право отлагательного вето и промульгацию (подписание и обнародование) законов Республики Карелия Председателем Правительства Республики Карелия, что является важным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей в рамках принципа разделения властей, принятие надлежаще подготовленных, согласованных и реализуемых на практике законодательных актов.

Конституция Республики Карелия (статья 46) устанавливает, что Законодательное Собрание Республики Карелия состоит из двух палат Палаты Республики и Палаты Представителей. Каждая Палата наделена собственной компетенцией.

При этом, перечень вопросов, находящихся в ведении Палаты Представителей, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (статья 57 Конституции Республики Карелия).

В то же время, статьей 58 (пункт "г" часть 1) Конституции Республики Карелия установлено, что "к ведению Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия относится... принятие законов Республики Карелия по вопросам, отнесенным к ведению Республики Карелия, за исключением вопросов, находящихся в ведении Палаты Представителей".

4. Бюджетные отношения являются частью финансовых отношений, их регулирование в соответствии с частью 2 статьи 4 закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию бюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации..." осуществляется законодательными актами Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ними законодательством республик в составе Российской Федерации.

Бюджет утверждается в форме закона представительными органами власти (статья 4 часть 4 законов "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 года и "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия" от 25 января 1992 года).

Этими же законодательными актами и статьей 5 вышеназванного закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года установлено, что разные стадии бюджетного процесса осуществляются самостоятельно органами представительной и исполнительной власти, деятельность которых регламентирована законом. К ведению представительного органа власти относятся рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении.

К ведению исполнительного органа власти относятся составление проекта бюджета, исполнение бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований.

Ключевые моменты участия высших органов государственной власти Республики Карелия в бюджетном процессе закреплены в Конституции Республики Карелия. Так, Председатель Правительства согласно статье 68 (пункт "о") ежегодно вносит на утверждение Законодательного Собрания проект государственного бюджета республики и отчет о его исполнении, Палата Представителей Законодательного Собрания утверждает государственный бюджет Республики Карелия (пункт "з" части 1 статьи 57), а Палата Республики Законодательного Собрания осуществляет контроль за исполнением государственного.бюджета Республики Карелия (пункт "д" части 1 статьи 58).

Поскольку государственный бюджет Республики Карелия утверждается в форме закона "О республиканском бюджете Республики Карелия", принятие данного закона также Относится к компетенции Палаты Представителей Законодательного Собрания. Участие Палаты Республики в принятии закона "О республиканском бюджете" осуществляется только согласно процедуре, предусмотренной статьей 59 Конституции РК.

5. Бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда республики для обеспечения задач и функций республики в целом. Деятельность Палат Законодательного Собрания и Председателя Правительства в ходе бюджетного процесса подлежит обязательному законодательному регулированию (часть 1 статьи 4 закона Республики Карелия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия").

Если утверждением бюджета устанавливается структура его доходов и расходов, а закон "О республиканском бюджете" закрепляет основные показатели бюджета, то цель закона "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета" - организация двух стадий бюджетного процесса. Этот закон, не устанавливая материальных норм бюджетного права, имеет процедурный характер, не предусматривает каких-либо расходов, вследствие чего не затрагивает находящейся в ведении Палаты Представителей функции утверждения республиканского бюджета.

Таким образом, Палата Республики в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 58 Конституции Республики Карелия имеет право регламентировать порядок и сроки деятельности в бюджетном процессе различных властных органов Республики Карелия, но в рамках конституционных полномочий этих органов и действующего законодательства.

Положение части 2 статьи 6 рассматриваемого закона о том, что закон "О республиканском бюджете на 1996 год" считается принятым только после согласованного об этом решения обеих Палат Законодательного Собрания Республики Карелия противоречит статьям 56, 57 (пункта "э") Конституции Республики Карелия. Статьей 56 предусмотрено самостоятельное принятие законов каждой из Палат по вопросам, отнесенным к ведению данной Палаты. Не соответствует вышеназванное положение также статье 58 Конституции Республики Карелия о полномочиях Палаты Республики и статье 59 Конституции Республики Карелия, регламентирующей порядок взаимодействия Палаты по принятому Палатой Представителей закону.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 33, 44, 63 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия", Конституционный суд Республики Карелия постановил:

1. Признать положение статьи 6 закона Республики Карелия "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год" в части принятия закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1996 год" Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 57, 58, 59.

Признать закон Республики Карелия от 9 декабря 1995 года Мо 92-ЗРК "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год", за исключением положения, признанного неконституционным в абзаце 1 данного пункта, и пункт 2 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 5 декабря 1995 года N 324 ПР соответствующими Конституции Республики Карелия, статьям 58 и 61.

2. Согласно части 2 статьи 31 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.

3. В соответствии со статьями 24, 31, 63 закона Республики Карелия "О Констуционном суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит опубликованию без каких-либо сокращений в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".

Конституционный суд Республики Карелия

Особое мнение
судьи Конституционного суда Республики Карелия
Л. М. Жарковой по пункту 1 резолютивной части
постановления Конституционного суда Республики Карелия
от 13 февраля 1996 г.

Петрозаводск

На основании статьи 32 закона Республики Карелия "О Конституционном суде Республики Карелия" излагаю свое особое мнение по пункту 1 резолютивной части постановления Конституционного суда Республики Карелия от 13 февраля 1996 года, соглашаясь с другими пунктами этого постановления.

Статьей 3 закона Республики Карелия "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год" установлено, что "Законодательное Собрание рассматривает проект закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 1996 год" не более, чем в трех чтениях. При этом рассмотрение законопроекта в первом чтении проводится на раздельном заседании Палат...", а статьей 8 определено, что "в случае непринятия до 1 января 1996 года закона "О республиканском бюджете на 1996 год" Законодательным Собранием принимается закон "О финансировании расходов из республиканского бюджета на 1 квартал 1996 года".

Функция утверждения государственного бюджета Республики Карелия согласно пункту "з" части 1 статьи 57 Конституции Республики Карелия находится в ведении Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия и реализуется путем принятия закона "О республиканском бюджете", а при его отсутствии - закона "О финансировании расходов из республиканского бюджета на 1 квартал". Положения вышеназванных статей 3,8 рассматриваемого закона, ввиду их юридической неопределенности, допускают неединообразное толкование (в части) вмешательства Палаты Республики в исключительную компетенцию Палаты Представителей.


Решение процедурных вопросов, в данном случае - упорядочение процесса работы над важнейшим для республики законопроектом, определение сроков и роли Палат Законодательного Собрания Республики Карелия в ходе формирования бюджета на 1996 год и принятия закона о бюджете, относится к компетенции Палаты Республики в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 58 Конституции Республики Карелия, подлежит реализации в форме принятия закона "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета", но без ревизии конституционных полномочий каждой Палаты и действующего законодательства.

Взаимодействие Палат Законодательного Собрания Республики Карелия в процессе законодательной деятельности Палаты Представителей по вопросам ее ведения урегулировано статьей 59 Конституции Республики Карелия, нормам которой положения статей 3 и 8 процедурного закона "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год" и должны соответствовать. Палата Республики рассматривает уже принятые Палатой Представителей законы Республики Карелия, за исключением законов по вопросам налогов и сборов на территории Республики Карелия, в порядке, предусмотренном статьей 59 Конституции Республики Карелия, в установленные сроки и в рамках конкретных процедур.

Положение закона о равнозначных и синхронных действиях обеих Палат в процессе рассмотрения законопроекта "О республиканском бюджете" нарушают статьи 4, 54, 56, 57, 59 Конституции Республики Карелия.


Рассмотрение проекта бюджета находится в единой и неразрывной связи со следующей стадией бюджетного процесса, с утверждением, которое осуществляется Палатой Представителей.

Подготовительный этап или первая стадия рассмотрения проекта закона "О республиканском бюджете" (до вынесения на заседание Палаты Представителей) законом Республики Карелия "О Комитете Законодательного Собрания Республики Карелия" включен в компетенцию Комитета по бюджету и налогам Палаты Представителей.

Усматривая в формулировках статей 3, 8 закона Республики Карелия "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год" возможность дублирования Палатой Республики компетенции Палаты Представителей, полагаю, что данные нормы в части принятия указанных в них законодательных актов Палатой Республики следует считать неконституционными.



Документ сверен по:
официальное издание
"Собрание Законодательства
Республики Карелия"
от 16 апреля 1996 г. N 4
стр. 122-126




О проверке конституционности закона Республики Карелия от 9 декабря 1995 года N 92-ЗРК "О порядке рассмотрения и утверждения республиканского бюджета на 1996 год" и пункта 2 постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карел..

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 13.02.1996 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 13.02.1996


Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 4 1996 г., ст. 643

Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000578

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000578

Ссылается на




 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane