Внимание! Документ недействующий.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Об усыновлении детей иностранными гражданами
Закон введен в действие с 01.02.94 г.
Утратил силу на основании Закона
Республики Карелия "О признании
утратившими силу отдельных нормативных
правовых актов Республики Карелия по
вопросам усыновления детей иностранными
гражданами" от 23.02.2001 г., № 480-ЗРК,
введенным в действие с 03.03.2001 г. (газета
"Карелия" N 25 (725) от 3 марта 2001 г.)
Настоящий Закон направлен на обеспечение прав ребенка и уважения его интересов в вопросах международного усыновления, устанавливает порядок взаимодействия органа усыновления Республики Карелия с органами усыновления Российской Федерации и органами усыновления государств, принимающих усыновленных детей.
Статья 1.
Усыновление детей иностранными гражданами является альтернативным способом ухода за ребенком.
Статья 2.
Под
иностранными гражданами понимаются
лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации и состоящие в
гражданстве иностранного государства.
Усыновление детей в Республике Карелия
иностранными гражданами определяется
как международное.
Статья 3.
Организация усыновления детей иностранными гражданами и последующий контроль в Республике Карелия возлагается на Республиканский орган управления образованием, при котором действует Республиканская социальная служба усыновления, опеки и попечительства (в дальнейшем - Служба усыновления).
Статья 4.
Служба
усыновления является юридическим лицом
и действует на основании Положения,
утверждаемого Правительством
Республики Карелия.
Деятельность службы не должна носить
коммерческий характер. За усыновление и
действия, связанные с ним, не взимается
плата, за исключением возмещения
расходов, понесенных Республикой
Карелия в связи с международным
усыновлением. Порядок возмещения
указанным расходов определяется
Правительством Республики Карелия.
Статья 5.
Посредническая деятельность
негосударственных организаций и частных
лиц по содействию в усыновлении детей
иностранными гражданами не допускается,
за исключением организаций иностранных
государств, уполномоченных
соответствующими органами этих
государств и аккредитованных
федеральным органом исполнительной
власти, занимающимся вопросами опеки и
попечительства в отношении
несовершеннолетних.
Статья 6.
Руководители учреждений, в которых содержатся или воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей (родильные дома, лечебно-профилактические и другие учреждения), обязаны в семидневный срок сообщить в Службу усыновления о каждом
ребенке-сироте или ребенке, оставшемся без попечения родителей.
Статья 7.
При усыновлении
детей иностранными гражданами
используется банк данных, формируемый
Службой усыновления в
отношении всех детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. В
банк данных вносится информация о
личности
ребенка, допустимости его усыновления в соответствии с нормами Кодекса о браке и семье Российской Федерации, биография, описание социальной среды и семьи, результаты медицинского обследования и данные о любых специфических потребностях
данного ребенка.
Статья 8.
Служба
усыновления содействует прежде всего
усыновлению, взятию детей на воспитание
и семьи под опеку и попечительство в
Республике Карелия и Российской
Федерации. При этом необходимо учитывать
преемственность воспитания ребенка на
основе его этнического происхождения,
религиозной, культурной и языковой
принадлежности.
Служба усыновления имеет пряно
передавать информацию о детях
неусыновленных, не взятых в семью под
опеку и попечительство и течение трех
месяцев со дня регистрации, и органы
опеки и попечительства других республик,
регионов, областей России или в
центральные органы опеки и
попечительства Российской Федерации.
Статья 9.
Ребенок, являющийся гражданином
Российской Федерации и проживающий на
территории Республики Карелия, может
быть передан на усыновление
иностранными гражданами только в том
случае, если в принимающем государстве
он будет признан в качестве законного
члена семьи усыновителя со всеми
вытекающими отсюда правами, при условии,
что законодательство принимающего
государства гарантирует ребенку
предоставление прав в объеме не меньшем,
чем по законодательству Российской
Федерации и Республики Карелия.
Усыновитель должен представить
документы, свидетельствующие о его праве
на усыновление в соответствии с
законодательством государства,
гражданином которого он является.
Статья 10.
Иностранным гражданам могут быть
переданы дети усыновленные, невзятые под
опеку и попечительство в семью в
Республике Карелия или и Российской
Федерации в течение шести месяцев после
регистрации в службе усыновления
Республики Карелия или в Российской
Федерации и федеральном органе
исполнительной власти, занимающимся
вопросам опеки и попечительства в
отношении несовершеннолетних детей.
Статья 11.
Республиканский орган
управления образованием имеет право
непосредственно связываться с органами
государств, занимающихся международным
усыновлением, или действовать через
соответствующий орган управления
Российской Федерации.
При этом Республиканский орган
управления образованием наделяется
правом заключать двусторонние и
многосторонние соглашения с
иностранными организациями,
занимающимися международным
усыновлением, согласовывая в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке тексты
соглашений в федеральных органах. Только
эти иностранные организации имеют право
передавать в службу усыновления
документацию на иностранных кандидатов
в приемные родители.
Статья 12.
Соглашения по международному
усыновлению могут заключаться с
соответствующими организациями только
той страны, которая является участником
Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и
других международных соглашений,
касающихся международного
усыновления.
Данные соглашения должны содержать все
нормы международного права наилучшим
образом обеспечивающие интересы ребенка
и гарантирующие защиту прав
усыновленных детей.
Соглашения должны предусматривать
условия их расторжения.
Статья 13.
Соглашения заключаются только с
теми организациями, занимающимися
вопросами международного усыновления,
которые являются:
- некоммерческими;
- имеющими лицензии (разрешение) своего
государства на данный вид деятельности и
находящимися под контролем
государственного органа управления в
своей стране;
- обеспечивающими контроль социального
благополучия ребенка и сохранность
информации о ситуации, в которой
находится ребенок после его отбытия из
Республики Карелия.
В соглашении оговаривается порядок
предоставления в службу усыновления
каждые полгода отчета об условиях жизни,
развития ребенка и состояния его
здоровья в течение не менее трех лет
после его отбытия из Республики
Карелия.
Статья 14
Служба
усыновления запрашивает и получает
через иностранные организации,
занимающиеся международным
усыновлением, данные о заявителях на
усыновление, включающие информацию об их
личности, о правомочности совершения
усыновления, биографию и описание семьи,
результаты медицинского обследования,
описание социальной обстановки, причины,
побуждающие к усыновлению, способность
осуществить международное усыновление,
а также предположительные
характеристики детей, которых они хотели
бы усыновить. На основе полученных
данных и информационного банка данных на
детей, в отношении которых возможно
международное усыновление, происходит
предварительный подбор будущей семьи
ребенка. Ответ заявителю на усыновление
должен быть дан в течение месяца после
получения документов.
Статья 15.
Между
будущими приемными родителями и
ребенком не должно быть контакта до тех
пор, пока служба усыновления не выполнит
следующие требования:
- определит после рассмотрения всех
возможностей, что международное
усыновление наилучшим образом послужит
интересам ребенка;
- убедится в том, что лица, организации и
органы управления, чье согласие
необходимо для усыновления, надлежащим
образом проинформированы о последствиях
их согласия, оформили свое согласие в
обусловленной действующим
законодательством форме.
Статья 16.
Служба
усыновления подготавливает заключение и
документы для вынесения решения об
усыновлении ребенка иностранными
гражданами только после их личного
контакта и общения.
Ребенка, достигшего десятилетнего
возраста, с учетом уровня его развития
необходимо проконсультировать и
надлежащим образом информировать о
последствиях усыновления и получить на
это его согласие. Согласие ребенка
должно быть добровольным, свободным и
безусловным и не должно являться
следствием получения любого вида платы
или компенсации. Согласие ребенка
оформляется в письменном виде в
присутствии представителя органов опеки
и попечительства по месту жительства
ребенка.
Статья 17.
Служба
усыновления имеет право передавать
иностранным организациям, с которыми
заключено соглашение по международному
усыновлению, информацию о детях, в
отношении которых возможно принятие
решения об усыновлении иностранными
гражданами, с тем, чтобы предварительный
подбор кандидатов в приемные родители
происходил в принимающем государстве.
При этом служба усыновления должна
включать в передаваемую информацию
требования к семье усыновителей,
определяемые специфическими
потребностями каждого ребенка.
Статья 18.
Республиканский орган
управления образованием:
-
получает, рассматривает, заверяет
документы, оформленные в процессе
подготовки усыновления. Получает
решение местной администрации и
разрешение Правительства республики по
каждому отдельному факту усыновления;
- подписывает соглашения по
международному усыновлению;
- информирует органы, занимающиеся
международным усыновлением за рубежом, о
поправках к законам и об изменениях в
процедурах, относящихся к
международному усыновлению;
- анализирует полугодовые отчеты об
условиях жизни, развития и здоровья
ребенка в течение трех лет после
усыновления.
Статья 19.
Информация, собранная и переданная по нормам данного закона (статьи 6, 7, 14, 17), должна использоваться только в тех целях, для которых она была собрана и передана, и только теми организациями, которые определены данным Законом.
Статья 20.
Непредоставление руководителями учреждений, в которых содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей, в установленный срок в службу усыновления сведения о ребенке-сироте или ребенке, оставшемся без попечения родителей, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5-кратного до 10-кратного установленного размера минимальной заработной платы.
Статья 21.
Внесение заведомо неполной и ложной информации в банк данных влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 5-кратного до 10-кратного установленного размера минимальной заработной платы.
Статья 22.
Нарушение установленного
Законом срока дачи ответа заявителю на
усыновление влечет наложение штрафа на
должностное лицо в размере от 3-кратного
до 5-кратного установленного размера
минимальной заработной платы.
Статья 23.
Протокол об административном
нарушении оформляет должностное лицо
Республиканского органа управления
образованием и материал рассматривается
в судебном порядке единолично судьей в
10-дневный срок после предоставления
протокола.
Председатель Верховного Совета Республики Карелия В. Н. СТЕПАНОВ
Петрозаводск.
20 января 1994 г.
N ХII-23/633
Текст
документа сверен по:
"Ведомости Верховного Совета
Республики Карелия"
N 3-4, 1994 г.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в отделе баз данных ИВЦ ПГУ
Ссылается на