Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ



Именем Республики Карелия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


[О проверке конституционности п.1 ст.1 Закона Республики Карелия
от 21 октября 1994 года N 13-3РК "О внесении изменений
и дополнений в "Положение о порядке и условиях передачи
государственного, муниципального и ведомственного жилищного
фонда в собственность граждан на территории Республики Карелия"]

г.Петрозаводск 23 июня 1995 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя О.Б.Переплеснина, судей Л.М.Жарковой, П.А.Союнена, при секретаре М.Т.Усмановой рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности п.1 ст.1 Закона Республики Карелия от 21 октября 1994 года N 13-3РК "О внесении изменений и дополнений в "Положение о порядке и условиях передачи государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда в собственность граждан на территории Республики Карелия".

Поводом к рассмотрению дела, согласно ч.1 ст.52 Закона РК "О Конституционном Суде Республики Карелия", явилась жалоба граждан Кирьяковой Е.И., Зорихиной С.И., Малышевой Е.Б., Пономаревой Н.Г., Якушевой Г.Д., Басовой Т.А., Коркишко Л.С., Шестаковой М.В., Цветкова И.С., Козловой В.П., Камышовой Г.А., Вахонина А.А., Алексейчук Г.И., Даниловой З.С., Гальченко Г.Г., Агеевой А.А. на нарушение их конституционного права иметь имущество в собственности, непременением п.1 ст.1 Закона РК от 21.10.94 г. N13-3РК судами общей юрисдикции.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия:

положение п.1 ст.1 Закона РК от 21.10.94 г.N 13-ЗРК о приватизации общественного жилищного фонда.

Заслушав выступления приглашенных на заседание представителей: от граждан - адвоката Розенгауза В.И., от Палаты Республики Законодательного Собрания РК - депутатов Погудалову Г.Н., Морозова Е.М. и заведующую юридическим отделом Аппарата ЗС РК - Степанову Е.И., от Карельского республиканского Совета профсоюзов -Коршунову М.А., Представителя Председателя Правительства в ЗС РК -Киннера А.И. и гражданина Якушева Ю.П., исследовав материалы дела,

Конституционный Суд Республики Карелия установил:

Решением Прионежского районного народного суда Республики Карелия от 27 декабря 1994 года был удовлетворен иск Карельского республиканского Совета профсоюзов к Кирьяковой Е.И., Вахонину А.А., Агеевой А.А. и другим 21 гражданам о признании недействительными 17 договоров о безвозмездной приватизации жилых помещений в домах турбазы "Косалма" на основании статьи 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", статей 71, 72, 76 Конституции РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия определением от 03.02.95 г. данное решение оставила без изменений, ссылаясь на то, что Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусмотрена приватизация жилых помещений в домах общественного жилищного фонда только с согласия собственника этого фонда. Решения о приватизации жилого фонда турбазы "Косалма" Карельский республиканский Совет профсоюзов не принимал.
Обратившиеся в Конституционный суд Республики Карелия 16 граждан (ответчики по вышеуказанному гражданскому делу), полагая, что вступившим в законную силу решением Прионежского райнарсуда от 27.12.94 года нарушено их конституционное право иметь имущество в собственности из-за неприменения пункта 1 статьи 1 Закона РК от 21.10.94 года N 13-ЗРК о приватизации жилых помещений общественного жилищного фонда, ходатайствуют о признании этой нормы подлежащей применению по смыслу Конституции Республики Карелия судами общей юрисдикции по данному гражданскому делу.

1. Конституционный Суд Республики Карелия при рассмотрении данной жалобы не связан основаниями и доводами, наложенными заявителями, не проверяет законность и обоснованность решений судов общей юрисдикции, решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств, в том числе подтверждающих нарушения прав граждан в конкретном деле, во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.

Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод, а обращение граждан в высший орган й судебной власти по охране конституционного строя Республики Карелия является важным и самостоятельным способом реализации права на судебную защиту (ст.87 Конституции Республики Карелия).

2. Один из основополагающих принципов конституционного строя разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита" (статья 8 Конституции Российской Федерации, статья 6 Конституции Республики Карелия) был закреплен в статье 2 пункт 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.90 года, с 01.01.90 года, с 01.01.95 года - в статье 212 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть 1). Вышеназванные законодательные, гражданско-правовые акты предусматривают возможность приватизации (отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц) только государственного и муниципального имущества в порядке, установленном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР",статья 217 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Данное положение определяет соотношение между гражданским законодательством и законодательством о приватизации, позволяет субъектам Российской Федерации принимать нормативные акты о приватизации государственного и муниципального имущества.

Следовательно, законодательные акты Республики Карелия Положения о порядке и условиях передачи государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда в собственность граждан на территории Республики Карелия (от 22 ноября 1991 года, 22 января 1993 года и от 19 апреля 1993 года), а также Закон Республики Карелия "О приватизации жилищного фонда на территории Республики Карелия" (со 2 февраля 1995 года) были приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и в соответствии с частью 5 статьи 6 Конституции Республики Карелия.

Дополнение пунктов 1 и 2 Положения от 19 апреля 1993 года нормой о приватизации общественного жилого фонда, внесенное Законом Республики Карелия от 21.10.94 года и действовавшее на территории Республики Карелия до 2 февраля 1995 года, было принято с превышением пределов полномочий органа законодательной власти Республики Карелия, вошло в противоречие с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (опубликован в "Российской газете" 23.01.93 года), поскольку установило не предусмотренный гражданским и жилищным законодательством способ прекращения права собственности общественных объединений на общественный жилищный фонд.

Отношения собственности и гражданского оборота движимого и недвижимого имущества относятся к имущественным отношениям, регулируемым гражданским законодательством. Последнее в силу пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительной компетенции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации".

Статьей 7 часть 4 Закона РСФСР"О собственности в РСФСР" и статьей 235 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых возможно принудительное изъятие у собственника его имущества.

Более того, даже отчуждение имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности согласно гражданского законодательства осуществляется по решению собственника и в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

В силу статьи 10 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" "принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда или арбитражного суда".

Таким образом, рассматриваемая норма Закона Республики Карелия от 21.10.94 года является неконституционной по причине нарушения статьи 15, частей 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 4 Конституции Республики Карелия.

3. По мнению заявителей, пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Карелия от 21.10.94 года о приватизации общественного жилищного фонда дополнено и конкретизировано конституционное право каждого иметь имущество в собственности, реализованы положения статьи 19 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Конституции Республики Карелия о равенстве прав человека и гражданина; данная норма действовала в момент рассмотрения дела Прионежским райнарсудом, поэтому ее следует признать подлежащей применению по смыслу Конституции Республики Карелия в решении названного суда общей юрисдикции.

Согласно части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, может находиться в частной (граждан и юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.

Одним из оснований приобретения гражданами жилья в частную собственность, установленных стаьтей 19 вышеназванного федерального закона, является приватизация занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что обусловлено публичным характером государственной и муниципальной собственности (общенародной), осуществлением ее разгосударствления (приватизации) с целью реализации экономических реформ, не нарушает основных начал гражданского законодательства о неприкосновенности собственности.

Установление Законом Республики Карелия "приватизации" общественного жилищного фонда противоречило статье 9 части 2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", в которой право приватизации жилых помещений общественного жилищного фонда предоставляется гражданам лишь в случае ликвидации общественных объединений при отсутствии у них правопреемников, при передаче общественного фонда в муниципальную собственности.

Принятие Закона Республики Карелия "О приватизации жилищного фонда на территории Республики Карелия", которым упразднена норма о приватизации общественного жилищного фонда, соответствует части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.

4. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, их действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (статья 4 ГК РФ).

Все 17 договоров приватизации квартир в жилых домах турбазы "Косалма" были заключены в период с 1 апреля по 1 июня 1993 года. Претензии заявителей на неприменение судом общей юрисдикции 27.12.94 года Закона Республики Карелия от 21.10.94 года являются неправомерными, поскольку законодательный орган Республики Карелия не придал рассматриваемой норме обратной силы.

В данном конкретном случае, рассматривая спор в отношении общественного имущества, возможность разгосударствления которого обоснована выше, суды общей юрисдикции вынесли решения в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации в области гражданского и жилищного права.

На основании вышеизложенного, частей 1, 4 статьи 2, части 3 статьи 6 и пункта 9 статьи 42 Конституции Республики Карелия, руководствуясь статьями 2, 31, 33, 51, 56 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия постановил:

Признать положение пункта 1 статьи 1 Закона Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в "Положение о порядке и условиях передачи государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда в собственность граждан на территории Республики Карелия" от 21.10.94 года о приватизации общественного жилищного фонда неконституционным и не подлежащим применению в данном гражданском деле по смыслу Конституции Республики Карелия.

Постановление вступает в силу немедленно, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного суда
Республики Карелия О.Б.ПЕРЕПЛЕСНИН
Судьи Л.М.ЖАРКОВА
П.А.СОЮНЕН


Текст документа сверен по:
официальное издание "Собрание
Законодательства Республики Карелия"
N 8 (11) 14 августа 1995 г.
стр.140-145

Примечание: в тексте документа, опубликованного в "Собрании Законодательства Республики Карелия", допушена ошибка. Данный текст представлен в исправленном виде.

О проверке конституционности п. 1 ст. 1 Закона РК от 21 октября 1994 г. N 13-ЗРК

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 23.06.1995 N б/н

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Действующий

Тип документа: Нормативный правовой акт

Дата начала действия: 23.06.1995

Опубликован: Собрание Законодательства Республики Карелия N 8 1995 г., ст. 926




Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000252

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000252



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane