Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 февраля 2007 года N 36р-П

[Об одобрении Концепции региональной целевой программы
"Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах"]


В целях реализации государственной политики в области образования:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах".

2. Министерству образования Республики Карелия в срок до 15 апреля 2007 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Республики Карелия региональную целевую программу "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах".

3. Установить общие затраты на финансирование мероприятий региональной целевой программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах" в сумме 850 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия 350 млн. рублей.

4. Определить Министерство образования Республики Карелия государственным заказчиком региональной целевой программы "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах".

Глава Республики Карелия
С.Л. Катанандов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 8 февраля 2007 года N 36р-П


Концепция
региональной целевой программы
"Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей региональной целевой программы
"Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах" (далее - Программа)
приоритетным задачам экономического и социального развития Республики Карелия

Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа


Главное конкурентное преимущество устойчиво развивающейся республики связано с возможностью развития её человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения экономического роста республики в средне- и долгосрочной перспективе.

Цели политики инновационного развития образования, определенные в целях реализации национального проекта в области образования, в документах Государственного Совета Российской Федерации в марте 2006 года и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы регионы Российской Федерации смогут обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. При этом необходимо рассматривать задачу развития образования как межотраслевую, а результаты развития как комплекс социальных услуг, обеспечивающих ресурсы устойчивого развития территорий Республики Карелия.

С этой целью необходимо:

повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения;

внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, включающие нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, введение республиканской новой системы оплаты труда учителя, рост их доходов, внедрение стимулирующих принципов оплаты труда за качество работы и обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов, способствующие привлечению дополнительных средств;

построить систему непрерывного профессионального роста педагогов, привлечь в сферу образования молодых и квалифицированных специалистов;

повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность системы образования.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция) и республиканской целевой программой "Развитие образования в Республике Карелия на 2005-2006 годы". Применительно к периоду действия настоящей Программы они сводятся к следующему:

развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до высшего профессионального);

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение качества профессионального образования;

формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования в условиях новой отраслевой системы оплаты труда и бюджетирования, ориентированного на результат;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

повышение качества условий организации образовательного процесса, укрепление материально-технического обеспечения и строительство новых образовательных учреждений.

Решение этих задач в 2008-2010 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:

отставание действующего законодательства от целей интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;

отсутствие сформированных требований к содержанию и качеству образования со стороны потребителей и рынка труда;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития Республики Карелия.

Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период в рамках целевой республиканской программы "Развитие образования в Республике Карелия на 2005-2006 годы".

В ходе выполнения целевой республиканской программы "Развитие образования в Республике Карелия на 2005-2006 годы" были заложены основы и реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования республиканской системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, оптимизации структуры сети общего и профессионального образования, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.

Республиканская целевая программа создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы республиканских образовательных порталов, сети межшкольных методических центров, внедрения в практику электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).

Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, федеральных и региональных целевых программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих стабильное функционирование и инвестиционную привлекательность сферы образования.

Организационной основой реализации государственной политики Республики Карелия в сфере образования должна стать региональная целевая программа "Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах", обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.

Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития республики.

Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти Республики Карелия, и органов управления образованием местного самоуправления. Это позволит проводить единую государственную политику в области образования, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии системы образования на уровне муниципальных районов и городских округов и сформировать единое образовательное и информационное пространства. В Программу включены мероприятия адресной инвестиционной программы Республики Карелия по строительству зданий и сооружений образовательных учреждений. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений, оказывающих услуги по реализации программ дополнительного, начального и среднего профессионального образования.

Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий республиканского масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевых методов


Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

отсутствие государственной поддержки доступа к программам дошкольного образования, особенно предшкольной подготовки для всех жителей республики;

замедление перехода к всеобщему (полному) среднему общему образованию;

неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;

перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов страны и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;

перенос срока создания системы непрерывного профессионального образования в республике, что создаст напряженность на рынке труда;

рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования в муниципальных образованиях, территорий и для различных групп населения;

усиление тенденции "старения" педагогических кадров, дефицит педагогических кадров и управленцев нового поколения;

усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантам преимуществ и рисков

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с:

недостатками в управлении Программой;

неверно выбранными приоритетами развития отрасли;

неразвитостью нормативно-правовой базы инновационного развития;

её недофинансированием.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы законодательной и исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления, образовательные организации и учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, отсутствию нормативно-правовой базы, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.

Отсутствие индикативного управления Программой и недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.

Отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационное развитие, может привести к правовому сдерживанию запуска эффективных механизмов достижения ожидаемых результатов Программы.

Недофинансирование отдельных мероприятий или отдельных подпрограмм Программы понизит комплексную эффективность ожидаемых результатов, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом

Сроки реализации Программы - 2008-2010 годы.

На первом этапе реализации Программы (2008 год) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой и апробацией моделей развития образования по отдельным направлениям, а также с началом масштабных преобразований.

На втором этапе (2009 год) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования.

На третьем этапе (2010 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, нормативно-правовое закрепление апробированных результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, мониторинг реализации программы, характеризующий ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования.

Поставка товаров (работ, услуг) предусмотрена для существующих образовательных учреждений (организаций), а также образовательных учреждений (организаций), образуемых по итогам оптимизации образовательной сети (реорганизации и реструктуризации и так далее).

В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания республиканской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающего развития системы повышения и переподготовки педагогических и управленческих кадров.

6. Оценка необходимого ресурсного обеспечения

Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы по задачам приведены в таблице.

N п/п

Задачи

Источники финансирования

Объем расходов (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2008-2010 годы - всего

в том числе по годам

2008

2009

2010

1.

Развитие современной системы

всего,

240,0

60,0

100,0

80,0

непрерывного образования (от

в том числе:

дошкольного до профессионального)

бюджет Республики Карелия,

100,0

местные бюджеты,

25,0

федеральный бюджет,

100,0

внебюджетные источники

15,0

2.

Внедрение новых финансово-

всего,

190,0

65,0

65,0

60,0

экономических механизмов

в том числе:

инновационного развития образования:

бюджет Республики

75,0

переход на принципы подушевого финансирования в условиях новой отраслевой системы оплаты труда и

местные бюджеты,

25,0

финансовой самостоятельности образовательных учреждений; введение бюджетирования, ориентированного на результат;

федеральный бюджет,

75,0

формирование эффективного рынка образовательных услуг

внебюджетные источники

15,0

3.

Повышение качества общего и

всего,

235,0

75,0

80,0

80,0

профессионального образования,

в том числе:

ориентированного на развитие рынка труда

бюджет Республики Карелия,

100,0

местные бюджеты,

25,0

федеральный бюджет,

100,0

внебюджетные источники

10,0

4.

Обеспечение доступности

всего,

185,0

60,0

65,0

60,0

качественного образование через

в том числе:

формирование республиканской

бюджет

системы управления качеством образования

Республики Карелия,

75,0

местные бюджеты,

25,0

федеральный бюджет,

75,0

внебюджетные источники

10,0

5.

Строительство зданий и сооружений

всего,

515,2 (1)

102,2

252,0

161,0

образовательных учреждений

в том

числе:бюджет Республики Карелия:

долгосрочная адресная инвестиционная программа

515,2 (1)


7. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого решения проблемы

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития республики, связанные со сферой образования:

формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;

содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования и в Республике Карелия и в стране в целом;

обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

а) повышение качества общего образования:

выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);

повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся);

б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:

профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);

увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;

снижение различий между образованием в городской и сельской местностях (по результатам единого государственного экзамена);

расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);

расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования);

увеличение количества молодежи, занятой в сфере экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учебных заведений со специальными образовательными программами);

обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, увеличение количества молодежи в возрасте до 22 лет, получившей среднее образование, увеличение количества учащихся и студентов, получающих стипендии по адресному принципу);

увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;

в) повышение конкурентоспособности профессионального образования:

повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);

увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);

увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

г) повышение эффективности финансирования образования:

сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитальных вложений, а здания и сооружения требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии;

рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли негосударственных ресурсов в финансировании образования, увеличение расходов на образование в расчете на обучающегося, рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа крупных инвестиционных проектов;

обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам);

расширение системы программно-целевого финансирования образования (рост числа муниципалитетов и образовательных учреждений, финансирующих развитие образования на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ, рост удельного веса республиканских образовательных учреждений, финансируемых на основе среднесрочных и долгосрочных целевых программ);

д) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:

развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы);

развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования (увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих институты общественно-гражданского участия в управлении образованием);

развитие общественно-гражданских форм управления в системе образования (увеличение удельного веса муниципальных образований, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении);

развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов местного самоуправления, использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля муниципалитетов, осуществляющих мониторинг развития образования и представляющих данные в открытый доступ, доля учреждений образования, регулярно представляющих отчеты в открытый доступ).

В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:

а) на республиканском уровне:

более полное удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах интенсивно развивающейся экономики, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, общественного участия в оценке качества образования;

повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;

введение новых форм управления в системе образования;

модернизацию технологической и социальной инфраструктуры образования;

реструктуризация системы подготовки специалистов всех уровней;

снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования;

б) на уровне образовательных учреждений (организаций):

увеличение количества инновационно-активных образовательных учреждений и сетевых образовательных структур;

рост негосударственного финансирования образовательных программ;

улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;

увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и производства;

в) в сфере социальной привлекательности образования:

расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;

повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;

повышение уровня заработной платы работников сферы образования;

предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие государства и отрасли;

сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических и управленческих кадров;

г) в бюджетной сфере:

концентрация средств бюджета Республики Карелия на развитии системообразующих инновационных "точек роста" в сфере образования;

повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;

содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;

повышение уровня внебюджетного софинансирования образования, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.

8. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Карелия, ответственных за формирование и реализацию Программы

В силу приоритетности развития отрасли образования в Программе экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года в рамках консолидированного межведомственного участия в управлении реализацией Программы предполагается:

- создание совета по вопросам развития образования при Главе Республики Карелия;

- включение в программу основных мероприятий адресной долгосрочной инвестиционной программы Республики Карелия, включающих строительство объектов отрасли "образования";

- заключение соглашений с администрациями муниципальных образований Республики Карелия на реализацию основных мероприятий Программы на территориях муниципальных образований.

9. Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Карелия, средств федерального бюджета и муниципальных бюджетов республики в порядке софинансирования с соответствующим оформлением нормативных актов. При этом администрации муниципальных образований могут разрабатывать собственные муниципальные программы, финансируемые за счет средств своих бюджетов, с аналогичным названием и применением классификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные муниципальные проекты. Для реализации Программы привлекаются также средства внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 1365,2 млн.рублей, в том числе по источникам финансирования:

за счет средств бюджета Республики Карелия - 865,2 млн. рублей, из них 515,2 млн. рублей государственные капитальные вложения;

за счет средств федерального бюджета - 350 млн. рублей;

за счет средств местных бюджетов - 100 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 50 млн. рублей. В качестве внебюджетных источников будут привлечены средства потребителей дополнительных платных услуг, спонсорская поддержка, средства международных организаций (в том числе Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития, некоммерческих фондов и так далее), других организаций.

10. Основные направления финансирования, сроки и этапы реализации Программы

Основные направления Программы

Этапы

Сроки (годы)

Объемы финансирования (млн. рублей)

бюджет Республики Карелия

федеральный бюджет

местный бюджет

внебюджетные источники

1. Развитие современной системы непрерывного образования (от дошкольного до профессионального):

I-III

2008-2010

100

100

25

15

- госзаказ на программы дошкольного образования;

- информатизация системы образования;

- реструктуризация сети образовательных учреждений;

- введение программ профильного обучения

2. Внедрение новых финансово-экономических механизмов инновационного развития образования:

I-III

2008-2010

75

75

25

15

- переход на принципы подушевого финансирования в условиях новой отраслевой системы оплаты труда и финансовой самостоятельности образовательных учреждений;

- введение бюджетирования, ориентированного на результат;

- формирование эффективного рынка образовательных услуг

3. Повышение качества общего и профессионального образования, ориентированного на развитие рынка труда

I-III

2008-2010

100

100

25

10

4. Обеспечение доступности качественного образование через формирование республиканской системы управления качеством образования:

I-III

2008-2010

75

75

25

10

- создание системы оценки качества образования;

- создание системы государственно-общественного управления качеством образования;

- программа "Школьный автобус"

5. Строительство зданий и сооружений образовательных учреждений

I-III

2008-2010

515,2(2)

-

-

-



(2) Средства республиканской адресной инвестиционной программы по разделу "Образование" на 2008-2010 годы.

11. Характеристики и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах;

удельный вес численности учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения;

количество образовательных учреждений, реализующих новые государственные образовательные стандарты общего образования, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности;

удельный вес численности школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования;

рост среднемесячной заработной платы учителей;

удельный вес численности педагогов и администраторов, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

удельный вес численности выпускников образовательных учреждений профессионального образования (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся в течение 1 года;

удельный вес численности учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам;

удельный вес численности молодежи из малообеспеченных семей, проживающей в сельских районах, поступившей в высшие учебные заведения;

рост числа обучающихся в рамках интегрированных учреждений общего образования;

рост числа обучающихся в рамках интегрированных учреждений профессионального образования;

рост негосударственных средств в сфере образования;

увеличение удельного веса численности учащихся, проходящих обучение по программам с использованием сетевого подхода;

рост числа автоматизированных рабочих мест, предназначенных для работников управления в сфере образования.

12. Возможные способы формирования мероприятий Программы

Основу системы мероприятий, обеспечивающих решение основных тактических задач и достижение стратегических целей развития образования в Республике Карелия, составляют приоритетные задачи Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года. Они согласовываются с мероприятиями по осуществлению Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года на территории Республики Карелия на основе софинансирования.

Принятые в апреле 2005 года на IX съезде учителей Республики Карелия решения по управлению качеством образования и активное участие республиканской системы образования в национальных проектах Российской Федерации в области образования являются необходимыми условиями для осуществления приоритетных задач развития образования в Республике. Система мероприятий формируется как наиболее эффективные средства и способы реализации этих приоритетных задач.

Ежегодные протоколы, подписываемые Министерством образования Республики Карелия с администрациями муниципальных образований республики по реализации приоритетных направлений развития системы образования на муниципальном уровне, формируют комплекс межмуниципальных и общереспубликанских проектов и подпрограмм, систему ежегодных, среднесрочных и долгосрочных мероприятий, которые включаются в Программу.

13. Формы и методы управления реализацией Программы


Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования Республики Карелия.

Государственный заказчик - координатор Программы:

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;

подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;

разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;

несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств республиканского бюджета и средств внебюджетных источников;

утверждает положение об управлении Программой.

Главный упор в работе органов исполнительной власти Республики Карелия по реализации Программы делается на создание благоприятных условий для развития образовательных учреждений, инновационности процессов как ресурса их повышения эффективности, открытости для привлечения дополнительных ресурсов, общественного участия в оценке качества образовательных результатов и условий организации образовательного процесса.

Одним из главных условий реализации Программы является привлечение в отрасль образования достаточных финансовых ресурсов, в первую очередь - средств бюджета Республики Карелия, обеспечивающих выполнение целевых проектов Программы, а также средств федеральных целевых программ, включая средства национальных проектов в области образования, и иностранных, внебюджетных источников.

Программа предусматривает софинансирование наиболее значимых проектов на безвозвратной основе. Финансирование части Программы "Информатизация системы образования" предполагает финансирование из федерального бюджета Российской Федерации - возвратные кредиты Правительства Российской Федерации.

Эффективность инновационной направленности реализуемых по Программе системных мероприятий будет определяться ростом качества образовательных результатов образовательных учреждений, повышением занятости выпускников учреждений профессионального образования.

Повышение экономической эффективности деятельности образовательных учреждений будет достигаться за счет обеспечения прямой связи между результатами работы и финансированием, расширением самостоятельности учреждений, внедрения бюджетных проектов как инструмента проведения структурных реформ, перехода к нормативно-подушевому финансированию, повышение роли среднесрочного планирования, внедрения отраслевой системы оплаты труда.

Методы управления Программой построены на принципах индикативного управления, управления, ориентированного на результат.

Важной составляющей механизма реализации Программы является совершенствование нормативной правовой базы Республики Карелия, обеспечивающей выполнение мероприятий и проектов Программы.

В целях привлечения общественности к управлению Программой государственным заказчиком-координатором Программы создается общественно-координационный совет Программы. В его состав входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, руководители государственных образовательных учреждений.

Регламент работы общественно-координационного совета Программы и его персональный состав утверждаются Министерством образования Республики Карелия. Председателем общественно-координационного совета Программы является Министр образования Республики Карелия.

Основными задачами общественно-координационного совета Программы являются:

рассмотрение тематики программных мероприятий;

осуществление ежегодного мониторинга выполнения мероприятий Программы, оценки достижений по индикаторам основных результатов Программы;

рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;

выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.

Для текущего управления Программой может быть создана дирекция в виде временного творческого коллектива или в иной организационно-правовой форме.

Дирекция Программы:

подготавливает предложения по организации программных мероприятий;

проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;

ведет ежеквартальную отчетность о реализации Программы;

организует размещение в электронном виде на сайте Министерства образования Республики Карелия информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и экспертиза результатов выполнения проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы.

Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Отбор получателей товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с законодательством на основании творческих конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее перспективных образовательных учреждений и организаций, готовых осуществлять собственные проекты по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы в Республике Карелия.

Получателями товаров (работ, услуг) могут выступать как подведомственные Министерству образования Республики Карелия учреждения и организации, так и находящиеся в ведении других органов исполнительной власти Республики Карелия, муниципальных образований, осуществляющие проекты, направленные на реализацию республиканской политики в сфере образования (сохранение единого образовательного и информационного пространства, выравнивание доступа к качественному образованию, создание общереспубликанской системы оценки качества образования, внедрение новых организационно-правовых форм, экономических и других институциональных механизмов управления в сфере образования, создание системы непрерывного профессионального образования и другие).

Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств федерального бюджета или бюджета Республики Карелия, муниципальным образовательным учреждениям, осуществляется государственным заказчиком по акту приема-передачи между государственным заказчиком, поставщиком (исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг) в форме передачи целевых субсидий и субвенций.




Текст документа сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ