Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

[По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия
некоторых положений пункта 1 Решения Петрозаводского городского
Совета от 16 декабря 2005 года N XXV/XXIII-222
«Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт
общего имущества жилых домов» в связи с обращением
гражданина Егорова Сергея Васильевича]

город Петрозаводск

13 февраля 2007 года



Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В. Сухачевой, судей В.П. Наговицына, Е.М. Переплесниной, П.А. Союнена, Т.Н. Фотиной,

руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьей 3 (подпункт «в» пункта 1 части 1) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2005 года N XXV/XXIII-222 «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Егорова Сергея Васильевича.

Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия отдельные положения пункта 1 вышеуказанного Решения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.Н. Фотиной, объяснения представителей Петрозаводского городского Совета Ю.С. Гельфенштейн, Ю.В. Гришиной, выступление представителя Главы местного самоуправления города Петрозаводска Н.Н. Редькиной, а также мнение помощника прокурора города Петрозаводска Е.В. Гогунского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:


1. Решение Петрозаводского городского Совета XXIII сессии XXV созыва N XXV/XXIII-222 «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» принято 16 декабря 2005 года и опубликовано в газете «Петрозаводск» N 52 (809) от 29 декабря 2005 года. Действует с изменениями от 27 апреля 2006 года.

Данным Решением:

- утвержден и введен в действие с момента опубликования дифференцированный размер платы (в зависимости от категории жилищного фонда по степени благоустройства) за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;

- утвержден и введен в действие с момента опубликования размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества общежитий;

- утвержден состав работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

По мнению заявителя, Петрозаводский городской Совет в своем Решении неправомерно обязал нанимателей жилых помещений нести бремя расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов. Заявитель считает, что федеральное жилищное и гражданское законодательство возлагает бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме на собственников жилых помещений, а наниматели жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда обязаны вносить плату только за жилое помещение и коммунальные услуги.

С.В. Егоров просит признать не соответствующим части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия пункт 1 этого Решения в части слов «утвердить и ввести в действие с момента опубликования размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда».

Вопрос проверки экономической обоснованности установленного данным Решением размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, а потому не подлежит исследованию Судом по настоящему делу.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия по настоящему делу являются оспариваемые заявителем предписания в части указания на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, как на лиц, для которых рассматриваемым Решением утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» суд принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

При принятии постановления Конституционный Суд Республики Карелия решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Одним из способов осуществления предусмотренного Конституцией Российской Федерации (статья 40) и Конституцией Республики Карелия (статья 26) права на жилище является предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Это означает, что жилые помещения передаются гражданам (нанимателям) во владение и в пользование для проживания в них. Кроме того, наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по указанным договорам найма приобретает также право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Под общим имуществом в данном случае понимается имущество, включая помещения и оборудование, предназначенные для совместного использования лицами, проживающими в многоквартирном доме, либо обеспечивающие проживание таковых лиц, но не относящиеся к отдельным жилым помещениям. К общему имуществу относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы и иное имущество, перечисленное в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая специфику общего имущества жилого дома, предназначенного для совместного использования лицами, проживающими в этом доме, в том числе и нанимателями, федеральный законодатель определил, что плата за содержание и ремонт указанного жилого помещения для этих лиц включает в себя также и плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обязанность нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда участвовать в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в жилых домах установлена федеральным законом, а размер этой платы должен устанавливаться органами местного самоуправления (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, из названных правовых предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации вытекает не только право, но и обязанность органов местного самоуправления установить размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе для нанимателей жилых помещений, что и было осуществлено Петрозаводским городским Советом в Решении от 16 декабря 2005 года N XXV/XXIII-222.

Уясняя содержание оспариваемых правовых предписаний в системной связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемые правовые отношения, Конституционный Суд Республики Карелия приходит к выводу, что данный муниципальный правовой акт, устанавливающий размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов, в том числе для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, принят во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации и в пределах полномочий Петрозаводского городского Совета.

Таким образом, оспариваемые правовые предписания пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2005 года N XXV/XXIII-222 «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» не противоречат требованиям федерального законодательства, не нарушают конституционное право граждан на жилище и соответствуют Конституции Республики Карелии.

3. В соответствии с частью 1 статьи 84 Закона Республики «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия проверяет соответствие нормативных правовых актов Конституции Республики Карелия не только по содержанию, но и по порядку опубликования и введения в действие.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Указанная норма Федерального закона устанавливает общий порядок вступления в силу муниципальных правовых актов и не препятствует органам местного самоуправления самостоятельно определять порядок вступления в силу муниципальных правовых актов.

Согласно абзацу 8 статьи 64 Устава муниципального образования города Петрозаводска решения Петрозаводского городского Совета по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. Рассматриваемое Решение Петрозаводского городского Совета, устанавливающее размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов, является нормативным правовым актом, затрагивающим право граждан на жилище.

Введение рассматриваемого Решения в действие с момента опубликования вступает в противоречие с указанной нормой Устава муниципального образования города Петрозаводска.

Однако данное обстоятельство ввиду значительного промежутка времени, прошедшего со дня введения в действие этого акта (29 декабря 2005 года), утратило свою практическую значимость для юридических и физических лиц, не влечет нарушение конституционного права граждан на жилище и потому не является достаточным основанием для признания акта в части порядка введения его в действие не соответствующим Конституции Республики Карелия.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 71, 72 (часть 1), 73-75, 80 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд

постановил:


1. Признать соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания пункта 1 Решения XXIII сессии XXV созыва Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2005 года N XXV/XXIII-222 «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» в части указания на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, как на лиц, для которых рассматриваемым Решением утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а также в части порядка введения этого нормативного правового акта в действие.

2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия






Текст документа сверен по:
официальная рассылка

По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2005 года N XXV/XXIII-222 «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жил

Вид документа:
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 13.02.2007

Принявший орган: Конституционный Суд Республики Карелия

Статус: Судебный акт вступил в законную силу

Тип документа: Судебная практика

Дата начала действия: 20.02.2007


Опубликован: Газета"Карелия" N 19 (1591) 20 февраля 2007 г. С. 12, Собрание Законодательства Республики Карелия N 2 (Ч.2) 2007 г. Ст.251

Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

Ссылка на документ:
kodeks://link/d?nd=919000098

Прямой адрес данного документа:
http://kodeks.karelia.ru:4000/kodeks/d?nd=919000098



 

© 2017 Кодекс ИТ, Яндекс.Метрика
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane