Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 февраля 2007 года N 34р-П

[О Концепции региональной целевой программы
"Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008-2011 годы"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной целевой программы "Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008-2011 годы".

2. Управлению Республики Карелия по пожарной безопасности предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 30 марта 2007 года обеспечить разработку проекта региональной целевой программы "Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008-2011 годы" (далее - Программа) и в установленном порядке представить его в Правительство Республики Карелия.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 7,589 млн. рублей.

4. Определить государственным заказчиком Программы Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Глава Республики Карелия С.Л. Катанандов

Одобрена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 6 февраля 2007 года N 34р-П

Концепция
региональной целевой программы "Радиационная безопасность
населения и территории Республики Карелия на 2008-2011 годы "

1. Обоснование соответствия проблемы обеспечения
радиационной безопасности населения и территории Республики
Карелия приоритетным задачам социально-экономического развития


Настоящая концепция предусматривает меры по реализации основных мероприятий Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС, направленные на обеспечение защиты населения и территории Республики Карелия в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Развитие ядерной энергетики и широкое внедрение источников ионизирующих излучений в различных областях науки, техники и на объектах экономики создали потенциальную радиационную опасность для человека и угрозу загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами.

Радиоактивные вещества, являясь источниками проникающей радиации, губительно действуют на тело человека, а, попадая внутрь организма с пищей, водой, воздухом, поражают и внутренние органы. В результате такого воздействия возможны: наступление лучевой болезни (разной степени), раковые заболевания, генетические изменения в организме с последующим негативным влиянием на потомство.

В связи с применением источников ионизирующего излучения в медицине, в промышленности и сельском хозяйстве, частой сменой хозяйствующих субъектов необходимо особое внимание уделить обеспечению радиационной безопасности на территории Республики Карелия.

На территории республики находятся объекты, использующие источники ионизирующего излучения.

Все источники ионизирующего излучения подлежат обязательному учету и контролю, их утрата может привести к единичному загрязнению территории или нанести неgоправимый вред здоровью людей, оказавшихся рядом с источником.
Природный радиационный фон в Республике Карелия обусловлен космическим излучением и излучением естественных радионуклидов, к которым относятся в основном калий-40 и радиоактивные элементы, образуемые ураном-238 и торием-232. Для данных широт космическое излучение на уровне моря практически постоянно, что позволяет считать, что наиболее важный вклад в формирование дозы внешнего облучения вносят природные радионуклиды, содержащиеся в различных средах.

Имеются участки с повышенной концентрацией в подземных водах радона.

Возросло облучение граждан радоном и другими природными радионуклидами, поступившими в среду обитания человека из недр в результате природных процессов, а также деятельности по добыче, переработке и применению полезных ископаемых, минерального сырья и строительных материалов.

В соответствии с данными радиационно-гигиенического паспорта территории Республики Карелия основной вклад в дозу облучения населения вносят естественные источники ионизирующего излучения 77,65 процента и медицинское облучение 22,22 процента. На долю облучения населения за счет глобальных выпадений приходится около 0,11 процента от общей дозы облучения населения. На долю облучения персонала при нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения 0,02 процента.

Лучевые нагрузки населения от природных источников ионизирующего излучения (прежде всего от изотопов радона и их короткоживущих дочерних продуктов) зависят от радиационной обстановки в жилых, общественных и других зданиях, где население проводит 80 процентов времени.

Критическим фактором техногенно-измененного радиационного фона может являться использование в качестве строительного сырья горных пород с повышенным содержанием естественных радионуклидов.

Еще одно проявление техногенно-измененного радиационного фона связано с возможным загрязнением водопроводных коммуникаций радием и его дочерними продуктами распада. При использовании подземных вод с повышенным содержанием естественных радионуклидов возможно их осаждение на техногенных теохимических барьерах, например, на фильтрах водопроводных коммуникаций, покрытых окислами железа.

Облучение персонала рентгеновских кабинетов в процессе их профессиональной деятельности существенно зависит от вида проводимых рентгеновских исследований, расположения рабочего места относительно рентгеновского аппарата, используемых средств индивидуальной защиты персонала и других факторов. Возможность расчетной оценки доз облучения на основе данных радиационного контроля рабочих мест во многих случаях проблематична, поэтому санитарные правила требуют обязательного индивидуального дозиметрического контроля (далее ИДК) персонала рентгеновских кабинетов.

Медицинское рентгенорадиологическое оборудование и средства индивидуальной защиты персонала и пациентов рентгеноскопических кабинетов в ряде медицинских учреждений Республики Карелия морально и технически устарели, дозиметры для определения индивидуальных доз облучения пациентов отсутствуют.

По состоянию на 2005 год коллективная доза облучения населения Республики Карелия от всех источников ионизирующего излучения составляет 3072,090 чел.-зиверт, в том числе за счет :

- естественных источников-2385,457 чел.-зиверт;

- медицинских исследований - 682,526 чел.-зиверт;

- глобальных выпадений - 3,488 чел.-зиверт;

-деятельности предприятий, использующих источники ионизирующего излучения ( персонал, группа А и Б), - 0,625 чел.-зиверт.

Из перечисленных источников облучения населения Республики Карелия наиболее управляемыми являются лучевые нагрузки за счет медицинских исследований.

Замена рентгенаппаратов в медицинских учреждениях на аппараты с малой дозовой нагрузкой, замена средств индивидуальной защиты персонала и пациентов рентгенодиагностических кабинетов позволит снизить лучевые нагрузки за счет медицинских исследований.

Исходя из вышеизложенного, основной целью Программы являются:

- обеспечение радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия;

- координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций, использующих источники ионизирующего излучения, в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия.

Концепция является основой для разработки региональной целевой программы радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия на долгосрочную перспективу.


2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Региональная целевая программа "Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008-2011 годы" разработана для комплексного решения проблем, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия, и направлена на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

Представленная в Программе система критериев, обеспечивающих безопасность человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого уровня риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанных с ионизирующим излучением.

Для случаев возможных инцидентов должны быть предусмотрены меры социальной защиты населения и организации его деятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с радиационной безопасностью населения и территории Республики Карелия, программно-целевым методом обусловлена рядом причин, в том числе:

- масштабностью, сложностью и многообразием существующих потенциальных проблем, связанных с радиационной безопасностью населения и территории Республики Карелия, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятия, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, использующих источники ионизирующего излучения;

- необходимостью выполнения в рамках единой программы инвестиционных и научно-технических проектов, а также требующих длительных сроков реализации.

С учетом имеющегося опыта реализации федеральных целевых программ по радиационной безопасности населения использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и организаций, использующих источники ионизирующего излучения, в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия.


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


В случае решения проблем, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения, без использования программно-целевого метода, по экспертным оценкам, произойдет резкое увеличения риска возникновения нештатных ситуаций, связанных с переоблучением населения в результате использования при рентгенологических исследованиях устаревшего оборудования, использования в строительстве природных радиоактивных материалов, несвоевременной сдачей на утилизацию использованных источников радиоактивного излучения, бесконтрольного провоза по территории Республики Карелия радиоактивных материалов и радиоактивных отходов.

Анализ существующих проблем радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия свидетельствует о том, что основные тенденции будут сохраняться, если не принять действенных мер по их стабилизации и устранению.

Таким образом, для улучшения сложившейся ситуации в республике необходимо применение программно-целевого метода решения проблем в области радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия, который позволит сконцентрировать все ресурсы на реализацию мероприятий с целью достижения поставленных задач.


4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия


Вариантов оптимального решения проблемы обеспечения радиационной безопасности населения и территории, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли бы достичь аналогичного эффекта, в социальной практике не отмечено.

Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации, возникновение крупных техногенных аварий и экологических катастроф. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня населения, увеличение количества граждан, остронуждающихся в медико-социальной экспертизе и реабилитационных услугах, уменьшение объема финансирования программных мероприятий.

Целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия, координация деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций, использующих источники ионизирующего излучения,, в области обеспечения радиационной безопасности населения и территорий Республики Карелия.


Основные задачи Программы:

- разработка системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

- обеспечение радиационной безопасности в организациях, использующих источники ионизирующего излучения;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера;

- совершенствование государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Республики Карелия.

Для достижения поставленных целей и решения существующих проблем, связанных с обеспечением радиационной защиты населения Республики Карелия, необходимо разработать комплекс мероприятий

- обеспечение развития системы радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия в части взаимодействия федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности населения Республики Карелия;

- усиление защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений, от вредных влияний техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием данных источников и природных источников ионизирующих излучений;

- проведение мероприятий по снижению лучевых нагрузок населения Республики Карелия за счет медицинских диагностических рентгенорадиологических процедур;

- интенсификацию и совершенствование организации работ по утилизации выведенных из эксплуатации источников ионизирующих излучений;

- проведение радиационно-эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию;

- совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала объектов, использующих источники ионизирующих излучений и населения.


5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия программно-целевым методом


Реализацию Программы предполагается осуществить в течение четырех лет - 2008-2011 годы.

На первом этапе (2008-2009 годы) будет осуществляться подготовка и реализация мероприятий, направленных на решение обозначенных выше проблем.

На втором этапе (2010 - 2011 годы) необходимо обеспечить внедрение адаптированных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий в обеспечение радиационной защиты населения Республики Карелия.

Применение программно-целевого метода в виде региональной целевой программы "Радиационная безопасность населения и территории Республики Карелия на 2008-2011 годы" (далее Программа) даст возможность в течении ближайших четырех лет снизить радиоактивное облучение населения от различных источников ионизирующего излучения.


6. Ресурсное обеспечение Программы


Программа реализуется за счет средств бюджета Республики Карелия и внебюджетных источников (средств организаций, использующих источники ионизирующего излучения). Ориентировочно объемы финансирования мероприятий на 2008-2011 годы составят 7589 тыс. рублей (приложение к Концепции).

7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы


Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий обеспечит:

- повышение радиационной защищенности населения и окружающей среды Республики Карелия от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием источников ионизирующего излучения и природных источников ионизирующих излучений;

- усиление защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений, от вредных влияний техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием данных источников и природных источников ионизирую щих излучений;

- проведение радиационно-гигиенической паспортизации территории Республики Карелия;

- совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала объектов, использующих источники ионизирующих излучений, и населения.

Выполнение мероприятий Программы предполагает следующие результаты:


- создание информационно-аналитического центра по учету и контролю за радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, включающего в себя двух-трех подготовленных специалистов, обеспеченных помещением, современной электронно-вычислительной техникой, программным обеспечением, средствами связи и транспорта, что позволит усилить контроль за объектами, использующими источники ионизирующего излучения, их хранением и эксплуатацией;

- создание центра по проведению радиационно-гигиенической паспортизации территории Республики Карелия;

- организация единой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Республики Карелия позволит своевременно выявлять факты утраты радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, случаи их незаконного провоза на территорию республики;

- организация единой системы контроля и учета индивидуальных дозоблучения населения и персонала, работающего с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, на территории Республики Карелия;

- организация и проведение обследования в целях выявления жилых и производственных помещений, характеризующихся неприемлемо высокими уровнями облучения радоном и продуктами его распада;

- обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, источниками ионизирующих излучений, при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, совершенствование условий их хранения, систематического контроля за их техническим состоянием.

Выполнение всех этих мероприятий позволит повысить уровень радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия.


8. Предложения по участию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Карелия в реализации целевой Программы

Государственный заказчик Программы - Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Исполнители Программы - исполнительные органы государственной власти Республики Карелия, организации, использующие в своей деятельности источники ионизирующего излучения, учреждения, входящие в состав территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера.


9. Источники финансирования Программы


Объем финансирования мероприятий Программы за счет бюджета Республики Карелия - 6,485 млн. рублей, средств организаций, использующих источники ионизирующего излучения, - 1,104 млн. рублей.


10. Основные направления финансирования Программы, сроки и этапы


Средства бюджета Республики Карелия планируется направлять на реализацию следующих мероприятий:

- обеспечение радиационной безопасности населения Республики Карелия;

- усиление защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений, от вредных влияний техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием данных источников и природных источников ионизирующих излучений;

- интенсификация и совершенствование организации работ по утилизации выведенных из эксплуатации источников ионизирующих излучений;

- проведение радиационно-эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию;

совершенствование медицинского обеспечения и системы реабилитации персонала объектов, использующих источники ионизирующих излучений;

техническое перевооружение и модернизация учреждений здравоохранения, использующих в своей деятельности источники ионизирующего излучения, системы мониторинга радиационного состояния территории Республики Карелия.

На первом этапе (2008-2009 годы) будет осуществляться подготовка и реализация мероприятий, направленных на решение обозначенных выше проблем.

На втором этапе (2010 - 2011 годы) необходимо обеспечить внедрение адаптированных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий в обеспечение радиационной защиты населения и территории Республики Карелия.


11. Важнейшие целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход Программы


Целевой индикатор 1 соответствие состояния радиационной безопасности социально приемлемому уровню, а показатель: фактические дозы облучения, соответствие радиационного контроля нормам и правилам; охват предприятий и организаций, использующих источники ионизирующего излучения, системой учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; обеспеченность современными средствами физической защиты; готовность к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера.

Целевой индикатор 2 снижение риска возникновения нештатных ситуаций в организациях, использующих источники ионизирующего излучения, а показатель: число нарушений в организациях, использующих источники ионизирующего излучения, количество случаев превышения пределов доз облучения.

12. Возможные способы формирования мероприятий Программы


Обоснованный выбор мероприятий по реализации Программы основан на следующем:

- системность подхода, концентрация ресурсов на самых важных направлениях;

- оценка потребностей в финансовых средствах;

- оценка результатов и целевых ориентиров, позволяющих оценить ход выполнения Программы.


13. Формы и методы управления реализацией Программы


Реализацию мероприятий Программы обеспечивает Управление Республики Карелии по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за выполнением мероприятий осуществляет Комиссия Правительства Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленные сроки представляет Комиссии Правительства Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сведения о ходе выделения средств и реализации утвержденных мероприятий.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик Программы - Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития Республики Карелия уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


Усиление контроля за хранением и использованием источников ионизирующего излучения, обеспечение их сохранности, предотвращение увеличения эффективной дозы облучения населения и радиоактивного загрязнения территории за счет создания республиканской системы по контролю и учету за использованием, хранением источников ионизирующих излучений, обеспечение радиационной безопасности населения и территории Республики Карелия.

Приложение к Концепции

Объемы и источники финансирования Программы

Основные источники финансирования Программы

Объем финансирования мероприятий Программы (в тыс. рублей) по годам


2008-2011

2008

2009

2010

2011

Бюджет Республики Карелия

6485

1345

1715

1715

1710

Внебюджетные средства (средства организаций, использующих источники ионизирующего излучения)*

1104

230

295

295

284

Всего по Программе

7589

1575

2010

2010

1994


* Юридические лица участвуют в реализации мероприятий Программы на условиях софинансирования в соответствии с действующим законодательством.


Текст сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ