ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2010 года N 249-ПП
О территориальной службе медицины
катастроф Мурманской области
(с изменениями на 6 мая 2020 года)
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.05.2020 N 268-ПП)
В соответствии с Федеральным законом от
22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателей",
постановлениями Правительства
Российской Федерации от 28.02.1996 N 195
"Вопросы Всероссийской службы
медицины катастроф", от 30.12.2003 N 794 "О
единой государственной системе
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций", приказами
Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 27.10.2000 N 380 "Об
утверждении Положения о службе медицины
катастроф Министерства здравоохранения
Российской Федерации" и Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 28.11.2006 N 803 "Об
утверждении Положений о функциональных
подсистемах Всероссийской службы
медицины катастроф и резервов
медицинских ресурсов единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций",
Законом Мурманской области от 29.12.2004 N
585-01-ЗМО "О защите населения и
территорий Мурманской области от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера",
постановлениями Правительства
Мурманской области от 17.11.2005 N 426-ПП "О
силах и средствах Мурманской
территориальной подсистемы Единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и
от 18.11.2005 N 431-ПП "О Мурманской
территориальной подсистеме единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в
целях реализации государственной
политики в области защиты жизни и
здоровья населения, совершенствования
медико-санитарного обеспечения
населения при возникновении и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Правительство Мурманской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
территориальной службе медицины
катастроф Мурманской области.
2. Установить, что финансирование
обеспечения дежурств и фактической
работы специалистов формирований
постоянной готовности территориальной
службы медицины катастроф Мурманской
области, содержания, освежения и
восполнения резерва медицинского,
санитарно-хозяйственного и специального
имущества Министерства здравоохранения
и социального развития Мурманской
области для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций осуществляется в
общих объемах финансирования
деятельности областного
государственного учреждения
здравоохранения "Мурманский
территориальный центр медицины
катастроф" в пределах средств,
предусмотренных Министерству
здравоохранения и социального развития
Мурманской области в бюджете Мурманской
области по разделу "Здравоохранение,
физическая культура и спорт".
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Мурманской области привести
муниципальные правовые акты по вопросам
организации ликвидации
медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций в соответствие с
настоящим постановлением.
Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО
Утверждено
постановлением
Правительства Мурманской области
от 2 июня 2010 г. N 249-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.05.2020 N 268-ПП)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет
порядок организации и функционирования
территориальной службы медицины
катастроф Мурманской области (далее -
Служба).
1.2. Служба предназначена для проведения
комплекса мер по предупреждению
медико-санитарных последствий и
медицинского обеспечения населения при
стихийных бедствиях, авариях и
катастрофах, эпидемиях,
террористических актах и других
чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС).
Служба является функциональным звеном
Мурманской территориальной подсистемы
единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Российской
Федерации и входит в состав
Всероссийской службы медицины
катастроф.
1.3. Цель деятельности Службы -
обеспечение оперативной, устойчивой и
адекватной реакции здравоохранения
Мурманской области на ЧС различного типа
и масштаба для своевременного
удовлетворения внезапно возникшей и
превышающей повседневные размеры
потребности в экстренном
медико-санитарном обеспечении
населения.
1.4. Служба выполняет свои задачи во
взаимодействии с территориальными
подразделениями Федерального
медико-биологического агентства
Российской Федерации, Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
медицинскими службами министерств и
ведомств, органами управления и
учреждениями здравоохранения
муниципальных образований в
соответствии с возложенными на них
задачами по ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
1.5. Служба руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской
Федерации, Федеральными законами от
21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
и от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об
аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей", постановлением
Правительства Российской Федерации от
28.02.1996 N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф", Законом
Мурманской области от 29.12.2004 N 585-01-ЗМО
"О защите населения и территорий
Мурманской области от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера", иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и
Мурманской области.
1.6. Функционирование Службы организуется
во взаимодействии со всеми звеньями
Мурманской территориальной подсистемы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
2. Основные задачи Службы
Основными задачами Службы являются:
- организация и осуществление
комплексных мер по медицинскому
обеспечению населения Мурманской
области при ликвидации последствий ЧС
природного и техногенного характера,
террористических актов и в период
нарастания угрозы агрессии против
Российской Федерации <1>;
<1> Организация медицинского
обеспечения при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера в
результате пандемий, эпидемий, вспышек
и/или регистрации некоторых
инфекционных и паразитарных болезней
регламентируется специальными
документами. Комплекс мероприятий по
подготовке к ликвидации
медико-санитарных последствий
радиационных и химических аварий и
катастроф в системе
аварийно-спасательных работ на объектах
и территориях, обслуживаемых
Федеральным медико-биологическим
агентством Российской Федерации при
Минздраве России, и его выполнение
организуют и проводят штатные силы и
средства этого управления во
взаимодействии с другими формированиями
и учреждениями ТСМК.
- своевременное оказание всех видов
медицинской помощи пострадавшим в ЧС,
обеспечение преемственности и этапности
лечения;
- проведение судебно-медицинской
экспертизы погибших и
судебно-медицинского
освидетельствования пострадавших при
ЧС;
- координация и руководство силами и
средствами, участвующими в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС;
- обеспечение готовности органов
управления, системы связи и оповещения,
формирований и учреждений Службы к
действиям в ЧС;
- участие в подготовке и обеспечении
готовности органов управления и
учреждений здравоохранения Мурманской
области к работе в ЧС;
- сбор, обработка, обмен и предоставление
информации медико-санитарного характера
в области защиты населения и территорий
в условиях ЧС;
- выявление источников угроз
возникновения ЧС, которые могут
сопровождаться неблагоприятными
медико-санитарными последствиями,
прогнозирование и оценка
медико-санитарных последствий ЧС, расчет
комплекса мероприятий по недопущению
или уменьшению таких последствий;
- участие в осуществлении
государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и
территорий в условиях ЧС;
- создание и рациональное использование
резервов финансовых, медицинских и
материально-технических ресурсов для
обеспечения работы Службы, организация
их хранения и обновления (освежения),
оснащение ими формирований и учреждений
Службы, обеспечение экстренных, по
предназначению, поставок лекарственных
средств, препаратов крови, медицинских и
материально-технических ресурсов,
необходимых для ликвидации последствий
ЧС;
- организация взаимодействия с органами
управления и учреждениями министерств и
ведомств, в полномочия которых входит
решение вопросов в области защиты
населения и территории от ЧС;
- осуществление подготовки, повышения
квалификации и аттестации специалистов
Службы;
- разработка и постоянное
совершенствование единой системы
медицинского обеспечения населения при
возникновении ЧС;
- разработка, внедрение и
совершенствование методов и средств
оказания медицинской помощи, лечения
пораженных при ЧС;
- участие в подготовке населения и
личного состава РСЧС к оказанию первой
помощи в ЧС;
- совершенствование организационной
структуры Службы и системы экстренной,
планово-консультативной и
специализированной
(санитарно-авиационной) скорой
медицинской помощи населению Мурманской
области;
- научно-исследовательская работа по
развитию и совершенствованию структуры
и деятельности Службы;
- международное сотрудничество в области
медицины катастроф;
- иные задачи в области защиты населения
и ликвидации последствий ЧС.
3. Структура Службы, управление Службой
3.1. Служба образована в качестве
территориальной и функциональной
подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Функционально Служба включает в себя
органы управления и учреждения
здравоохранения муниципальных
образований и учреждения
здравоохранения организаций Мурманской
области.
3.2. Руководителем (начальником) Службы
является министр здравоохранения и
социального развития Мурманской
области.
3.3. Постоянно действующим органом
управления Службой является областное
государственное учреждение
здравоохранения "Мурманский
территориальный центр медицины
катастроф" (далее - ОГУЗ "МТЦМК"),
выполняющее функции штаба Службы и
уполномоченное на решение задач в
области ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС на территории Мурманской
области.
3.4. При ликвидации медицинских
последствий ЧС на территории Мурманской
области в оперативное подчинение органа
управления Службой переходят все
учреждения здравоохранения, на которые
возлагаются задачи по ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
3.5. При выполнении задач по ликвидации ЧС
Служба руководствуется решениями
комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности Мурманской
области (далее - КЧСиПБ).
(в ред. постановления Правительства
Мурманской области от 06.05.2020 N 268-ПП)
3.6. Служба функционально может включать
расположенные на территории Мурманской
области органы управления
здравоохранением и медицинские
учреждения федерального, муниципального
и ведомственного подчинения,
привлекаемые к ликвидации медицинских
последствий возможных ЧС, на основании
согласованных планов взаимодействия.
3.7. Служба состоит из:
3.7.1. ОГУЗ "МТЦМК" - учреждения
здравоохранения особого типа,
являющегося постоянно действующим
органом управления Службой. Клинической
базой ОГУЗ "МТЦМК" является
государственное учреждение
здравоохранения "Мурманская
областная больница им. П.А. Баяндина".
3.7.2. Государственных областных
лечебно-профилактических учреждений и
входящих в их состав формирований,
предназначенных для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
3.8. Для участия в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС могут
создаваться и привлекаться медицинские
штатные и внештатные формирования
Службы. Основными из них являются:
- мобильные медицинские отряды;
- бригады специализированной
медицинской помощи, в том числе бригады
постоянной готовности;
- бригады скорой медицинской помощи;
- специализированные бригады скорой
медицинской помощи (интенсивной терапии,
токсикологические, радиологические,
психиатрические, педиатрические и др.);
- бригады первой врачебной помощи
(врачебно-сестринские бригады);
- бригады доврачебной помощи;
- санитарные посты;
- санитарно-эпидемиологические отряды;
- санитарно-эпидемиологические бригады;
- группы эпидемиологической разведки;
- другие формирования.
Порядок деятельности формирований
Службы, их состав и структура
определяются положением о них.
Готовность штатных и внештатных
формирований обеспечивается
учреждениями, которыми они
сформированы.
3.9. Для обеспечения готовности
больничных учреждений здравоохранения в
Мурманской области к одномоментному
поступлению значительного числа
пораженных в ЧС, оказанию установленного
вида и объема медицинской помощи
начальником Службы устанавливается
задание на перепрофилирование и/или
развертывание дополнительного коечного
фонда учреждений здравоохранения.
Задание формируется на основе
прогнозируемой медико-санитарной
обстановки при возможных ЧС.
3.10. Решение об использовании сил и
средств для ликвидации ЧС принимается
начальником Службы и реализуется в
соответствии с планами действий по
предупреждению и ликвидации ЧС
природного и техногенного характера,
планами ГО и планами взаимодействия при
ликвидации ЧС.
3.11. В случаях, когда силы и средства
медицины катастроф муниципального и
объектового уровней не могут
самостоятельно справиться с ликвидацией
медико-санитарных последствий ЧС, по
обращению их руководителей привлекаются
силы и средства Службы.
4. Организация деятельности Службы
4.1. В зависимости от обстановки Служба
функционирует в следующих режимах:
- повседневной деятельности;
- повышенной готовности (при угрозе
возникновения ЧС);
- чрезвычайной ситуации.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС
Служба функционирует в режиме
повседневной деятельности.
4.2. В режиме повседневной деятельности
Служба осуществляет:
- оценку и прогнозирование
медико-тактической и медико-санитарной
обстановки на подведомственной
территории при возможных ЧС;
- сбор, обработку и обмен в установленном
порядке информацией, создание и
постоянное пополнение
автоматизированной информационной
системы и баз данных;
- планирование мероприятий по снижению
медико-санитарных последствий ЧС,
участие в повышении уровня защиты
населения, а также обучение населения
правилам оказания первой медицинской
помощи;
- планирование медико-санитарного
обеспечения населения при возникновении
ЧС;
- подготовку и поддержание в состоянии
готовности сил и средств Службы к
действиям в ЧС;
- организацию взаимодействия между
входящими в Службу формированиями и
учреждениями;
- создание, накопление, хранение,
освежение и рациональное размещение
резервов материальных средств для
ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС;
- обобщение опыта работы Службы по
ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС;
- проведение тренировок и учений Службы,
а также участие в учениях и тренировках,
организуемых и проводимых в рамках
функционирования территориальной
подсистемы РСЧС, учениях и тренировках,
проводимых в рамках межтерриториального
и трансграничного сотрудничества;
- разработку и реализацию мер по развитию
и совершенствованию Службы;
- обеспечение постоянного эффективного
функционирования дежурно-диспетчерской
службы;
- проверку готовности служб медицины
катастроф муниципального и объектового
уровня;
- иные мероприятия.
4.3. В режиме повышенной готовности Служба
осуществляет:
- оповещение личного состава
формирований и организаций Службы о
введении режима повышенной готовности;
- усиление дежурно-диспетчерской службы,
перевод при необходимости на
круглосуточную работу (частично или
полностью) персонала ОГУЗ "МТЦМК",
создание оперативных групп, их
обеспечение транспортными средствами и
связью;
- анализ причин, обусловивших введение
режима повышенной готовности,
прогнозирование возможного развития
обстановки и разработку предложений по
организации работы Службы;
- постоянный сбор, обработку, передачу и
обмен данными о прогнозируемых
медико-санитарных последствиях ЧС с
органами управления функциональной
подсистемой РСЧС;
- уточнение планов медико-санитарного
обеспечения населения при ЧС;
- приведение в готовность (при
необходимости) сил и средств Службы к
ликвидации последствий ЧС;
- направление оперативных групп
управления в район прогнозируемой ЧС;
- оценку прогнозируемой
медико-санитарной обстановки, расчет
величины и структуры возможных
санитарных потерь, расчет сил и средств,
необходимых для оказания медицинской
помощи;
- уточнение планов взаимодействия с
органами управления, учреждениями и
организациями территориальной
подсистемы РСЧС, другими министерствами
и ведомствами, участвующими в ликвидации
ЧС;
- проведение иных мероприятий,
обеспечивающих готовность Службы к
действиям в ЧС.
4.4. В режиме чрезвычайной ситуации Служба
осуществляет:
- оповещение личного состава
формирований и организаций Службы о
введении режима чрезвычайной ситуации;
- активный сбор информации об обстановке
в зоне ЧС, ее оценку, разработку
предложений по организации
медико-санитарного обеспечения при
ликвидации ЧС, предоставление доклада
начальнику Службы;
- проведение медицинской разведки,
оценку величины и структуры санитарных
потерь, расчет необходимых сил и средств
для оказания медицинской помощи
пострадавшим в ЧС;
- организацию и осуществление
медицинского обеспечения населения,
пострадавшего в ЧС;
- введение в действие плана
медико-санитарного обеспечения
населения при ЧС;
- направление в зону ЧС оперативных групп
управления и других сил и средств
Службы;
- организацию оперативного
взаимодействия всех формирований и
учреждений, участвующих в ликвидации ЧС;
- участие (совместно с
аварийно-спасательными и другими
формированиями РСЧС <2>) в оказании
пораженным первой помощи и их эвакуации
из зоны (очага) ЧС;
<2> В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
28.02.1996 N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф" розыск
пораженных, их извлечение из-под завалов,
из очагов пожаров, вынос (вывоз) с
местности (участка, объекта), зараженной
радиоактивными и сильнодействующими
ядовитыми веществами, оказание первой
медицинской помощи на месте поражения
выполняются аварийно-спасательными
формированиями РСЧС.
- усиление, при необходимости, больничных
учреждений здравоохранения, в которые
осуществляется медицинская эвакуация
большого числа пораженных, необходимыми
специалистами из числа формирований
Службы, областных учреждений
здравоохранения;
- организацию медицинского снабжения
учреждений и формирований, участвующих в
ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС, за счет созданных
резервов;
- обеспечение непрерывного и
оперативного управления формированиями
и учреждениями Службы, участвующими в
ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС, их финансового,
материально-технического обеспечения и
снабжения медицинским имуществом;
- организацию медицинского обеспечения
населения, эвакуированного из зоны ЧС;
- организацию медико-санитарного
обеспечения личного состава
формирований и учреждений, участвующих в
ликвидации ЧС;
- поддержание и координацию системы
связи звеньев Службы;
- организацию лечебно-эвакуационного
обеспечения населения, пострадавшего
при ЧС;
- ведение и своевременное представление
учетных и отчетных документов, обобщение
и анализ информации о ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
4.5. Деятельность Службы осуществляется в
соответствии с планом
медико-санитарного обеспечения
населения в ЧС, который разрабатывается
ОГУЗ "МТЦМК", утверждается
начальником Службы и согласовывается с
председателем КЧСиПБ.
(в ред. постановления Правительства
Мурманской области от 06.05.2020 N 268-ПП)
5. Учет и отчетность Службы
Статистические отчеты о деятельности,
силах и средствах Службы представляются
в порядке и в сроки, регламентированные
приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации от 03.02.2005 N 112 "О
статистических формах службы медицины
катастроф Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации".