РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственном регулировании
развития авиации
(с изменениями на 15 октября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 25 октября 2006 года
N 168-ФЗ (Российская газета, N 243, 28.10.2006);
Федеральным законом от 18 октября 2007 года
N 230-ФЗ (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о
порядке вступления в силу см. статью 38
Федерального закона от 18 октября 2007 года
N 230-ФЗ);
Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N
58-ФЗ (Российская газета, N 96, 07.05.2008);
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N
183-ФЗ (Российская газета, N 163, 26.07.2010);
Федеральным законом от 14 октября 2014 года
N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2014, N
0001201410150002) (о порядке вступления в силу см.
статью 36 Федерального закона от 14
октября 2014 года N 307-ФЗ);
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N
254-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N
0001201507130076);
Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N
111-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.04.2016, N
0001201604260051);
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N
312-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N
0001201808030072);
Федеральным законом от 15 октября 2020 года
N 334-ФЗ (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2020, N
0001202010150012).
Принят
Государственной Думой
10
декабря 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
24
декабря 1997 года
Настоящий Федеральный закон определяет
правовые основы государственного
регулирования развития авиации в
Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В
настоящем Федеральном законе
применяются следующие основные
понятия:
государственное регулирование развития
авиации - система экономического и
правового регулирования развития
авиации и авиационной деятельности,
государственной поддержки и защиты
российских разработчиков,
производителей, эксплуатантов и
собственников авиационной техники;
авиация - государственная авиация
(государственная военная авиация и
государственная авиация специального
назначения), гражданская авиация,
экспериментальная авиация, авиационная
промышленность, инфраструктура
воздушного транспорта, единая система
организации воздушного движения и
авиационная техника;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
25 октября 2010 года Федеральным законом от
23 июля 2010 года N 183-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 14 августа 2018 года
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N
312-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
авиационная деятельность -
организационная, производственная,
научная и иная деятельность физических и
юридических лиц, направленная на
поддержку и развитие авиации,
удовлетворение нужд экономики и
населения в воздушных перевозках,
авиационных работах и услугах, в том
числе на создание и использование
аэродромной сети и аэропортов, и решение
других задач;
авиационная промышленность - отрасль
промышленности, в которой
осуществляются разработка,
производство, испытания, ремонт и
утилизация авиационной техники;
инфраструктура воздушного транспорта -
аэродромы, аэропорты, объекты единой
системы организации воздушного
движения, центры и пункты управления
полетами летательных аппаратов, пункты
приема, хранения и обработки информации
в области авиационной деятельности,
объекты хранения авиационной техники,
центры и оборудование для подготовки
летного состава, другие используемые при
осуществлении авиационной деятельности
сооружения и техника;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
14 августа 2018 года Федеральным законом от
3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
авиационная организация, включая
авиационное предприятие, - юридическое
лицо независимо от
организационно-правовой формы и формы
собственности, основной целью
деятельности которого являются
разработка, производство, испытания,
эксплуатация, ремонт и (или) утилизация
авиационной техники;
авиационная техника - летательные
аппараты, их бортовое оборудование и
агрегаты, двигатели, авиационное
вооружение, авиационные средства
спасания, тренажеры, наземные средства
управления воздушным движением,
навигации, посадки и связи, а также
средства наземного обслуживания
летательных аппаратов;
авиационная техника двойного
назначения - авиационная техника,
которая используется как в целях
обеспечения потребностей граждан и
экономики, так и в интересах обороны и
безопасности Российской Федерации;
летательные аппараты - самолеты,
вертолеты, авиационные,
авиационно-космические ракеты,
аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры,
дельтапланы и другие летательные
аппараты. Летательные аппараты могут
быть военными, специальными,
гражданскими и экспериментальными
(абзац дополнен с 25 октября 2010 года
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N
183-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Статья 2. Цели государственного
регулирования развития авиации
Целями
государственного регулирования
развития авиации являются:
содействие экономическому развитию
Российской Федерации;
укрепление обороны и обеспечение
безопасности Российской Федерации;
развитие и расширение международного
сотрудничества Российской Федерации в
интересах дальнейшей интеграции
Российской Федерации в систему мировых
хозяйственных связей;
поддержка и развитие
научно-технического потенциала
авиации;
удовлетворение нужд физических и
юридических лиц в воздушных перевозках,
авиационных работах и услугах и защита
их прав на безопасные, качественные и
экономичные воздушные перевозки и
авиационные работы и услуги;
совершенствование и модернизация
авиационной техники и обеспечение ее
конкурентоспособности;
обеспечение строительства аэродромов и
аэропортов, отвечающих международным
стандартам;
создание рынка авиационных работ и
услуг;
создание системы лизинга российской
гражданской авиационной техники как
основы обновления парка летательных
аппаратов, создание выгодных
экономических условий российским и
иностранным юридическим лицам, а также
физическим лицам для вложения средств в
приобретение указанной авиационной
техники;
создание новых рабочих мест.
Статья 3. Основные принципы
развития авиации
Основными принципами развития
авиации являются:
приоритет развития экономики,
укрепления обороны и обеспечения
безопасности Российской Федерации;
программно-целевой подход к развитию
государственной, гражданской и
экспериментальной авиации, разработке,
созданию и производству авиационной
техники;
государственный контроль (надзор) за
развитием авиации в соответствии с
законодательством Российской
Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14
октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
равноправное и взаимовыгодное
международное сотрудничество
Российской Федерации в области развития
авиации.
Глава II. Государственное регулирование развития авиации
Статья 4. Полномочия Правительства
Российской Федерации в области развития
авиации
Правительство Российской
Федерации в целях обеспечения
проведения единой государственной
политики в области развития авиации:
разрабатывает федеральные целевые
программы развития авиации;
реализует меры по развитию авиации в
интересах обороны и безопасности
Российской Федерации, реализации
внешней и внутренней политики
Российской Федерации;
координирует международное
сотрудничество Российской Федерации в
области развития авиации и осуществляет
контроль за разработкой и реализацией
международных авиационных проектов с
участием Российской Федерации;
утверждает классификацию работ по
содержанию и ремонту аэродромов
гражданской авиации, находящихся в
федеральной собственности, нормативы
финансовых затрат и правила расчета
размера бюджетных ассигнований на их
капитальный ремонт, а также межремонтные
сроки проведения капитального ремонта;
(Абзац дополнительно включен с 24 июля 2015
года Федеральным законом от 13 июля 2015
года N 254-ФЗ; в редакции, введенной в
действие с 26 октября 2020 года Федеральным
законом от 15 октября 2020 года N 334-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
Абзац пятый предыдущей редакции с 24 июля
2015 года считается абзацем шестым
настоящей редакции - Федеральный закон
от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ.
осуществляет иные полномочия в области
развития авиации, возложенные на него
федеральными законами и указами
Президента Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия федеральных
органов исполнительной власти в области
развития авиации
1.
Полномочия федеральных органов
исполнительной власти в области
развития авиации определяются и
реализуются в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
2.
Специально уполномоченные федеральные
органы исполнительной власти:
участвуют в реализации государственной
политики в области развития авиации в
пределах своих полномочий;
разрабатывают предложения о проведении
единой государственной политики в
области развития авиации;
осуществляют в пределах своих
полномочий координацию разработки,
производства и испытаний авиационной
техники, создания новых авиационных
технологий, а также взаимодействие в
области развития авиации;
осуществляют управление развитием
авиации в интересах обороны и
безопасности Российской Федерации,
организуют выполнение работ по созданию
авиационной техники;
организуют выполнение
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по
созданию авиационной техники;
организуют создание и развитие
экспериментальной базы авиационной
промышленности;
обеспечивают в пределах своих
полномочий совместно с
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти
реализацию международных договоров
Российской Федерации, международных
авиационных проектов и программ
развития авиации, авиационной техники и
инфраструктуры воздушного транспорта;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
14 августа 2018 года Федеральным законом от
3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
организуют сертификацию авиационной
техники, в том числе авиационной техники
двойного назначения, и объектов
инфраструктуры воздушного транспорта в
соответствии с законодательством
Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
14 августа 2018 года Федеральным законом от
3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
осуществляют лицензирование отдельных
видов деятельности в области авиации в
соответствии с законодательством
Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14
октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
осуществляют государственный контроль
(надзор) в соответствии с
законодательством Российской
Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14
октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
участвуют в формировании рынка
воздушных перевозок и авиационных работ
и услуг;
осуществляют другие полномочия,
установленные законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 6. Эксплуатация авиационной
техники
1.
Эксплуатация авиационной техники
осуществляется при условии
государственной регистрации такой
техники и прав на нее в установленном
порядке.
2.
Авиационная техника, снятая с
эксплуатации, подлежит утилизации или
может быть реализована образовательным,
научным учреждениям, учреждениям
культуры и организациям в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации.
Статья 7. Сертификация и
лицензирование в области развития
авиации
1.
Юридические лица осуществляют
разработку, производство и испытания
авиационной техники, в том числе
авиационной техники двойного
назначения, при наличии соответствующих
лицензий, сертификатов и при условии
выполнения требований сохранять
государственную, служебную и
коммерческую тайны в соответствии с
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
2.
Обеспечение надежности эксплуатируемой
авиационной техники возлагается на ее
разработчиков, производителей и
эксплуатантов.
Статья 8. Обеспечение безопасности
при разработке, производстве,
испытаниях, эксплуатации, ремонте и
утилизации авиационной техники
1. Мероприятия по
контролю за соблюдением требований
безопасности при разработке,
производстве, испытаниях, эксплуатации,
ремонте и утилизации авиационной
техники осуществляются федеральными
органами исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление
государственного контроля (надзора) в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, в пределах своей
компетенции.
(Часть в редакции, введенной в действие с
15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14
октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
2.
Обеспечение безопасности при
разработке, производстве, испытаниях,
эксплуатации, ремонте и утилизации
авиационной техники возлагается на
авиационные организации, осуществляющие
указанные виды работ и услуг.
(Часть в редакции, введенной в действие с
15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14
октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
Глава III. Особенности экономических отношений в области развития авиации
Статья 9. Государственная
поддержка развития авиации
Государственная поддержка
развития авиации осуществляется путем:
проведения бюджетной политики,
обеспечивающей развитие авиации;
предоставления в установленном законом
порядке налоговых и иных льгот
российским и иностранным инвесторам,
принимающим участие в финансировании
фундаментальных и прикладных
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
предоставления в установленном законом
порядке налоговых льгот российским
авиационным организациям, приобретающим
и эксплуатирующим российскую
авиационную технику, в том числе на
лизинговой основе;
защиты интересов граждан и юридических
лиц Российской Федерации,
осуществляющих деятельность в области
развития авиации, в международных
организациях;
информационного и правового обеспечения
развития авиации.
Статья 10. Основы финансирования
развития авиации
1.
Финансирование развития авиации
осуществляется путем выделения средств
из федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации на
федеральные целевые программы в целях
обеспечения государственных нужд
(разработки, производства, испытаний,
эксплуатации, ремонта и утилизации
авиационной техники) в порядке,
установленном законодательством.
2.
Государственные заказчики и исполнители
авиационных работ и услуг вправе
привлекать внебюджетные источники
финансирования, в том числе собственные
средства.
Статья 11. Приватизация в области
авиации
Приватизация государственного и
муниципального имущества, включая
организации, обеспечивающие разработку,
производство, испытания, эксплуатацию,
ремонт и утилизацию авиационной техники,
соответствующего имущества и объектов
инфраструктуры воздушного транспорта
осуществляется в порядке,
предусмотренном законодательством
Российской Федерации о приватизации.
(Статья в редакции, введенной в действие
с 14 августа 2018 года Федеральным законом
от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См.
предыдущую редакцию)
Статья 12. Участие иностранного капитала в авиационной организации
(Статья утратила силу с 7 мая 2008 года - Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 13. Национализация в области
развития авиации
Государство в целях обеспечения
своих интересов в области развития
авиации вправе на основании
федерального закона национализировать
(обратить в государственную
собственность) имущество, находящееся в
собственности физических и юридических
лиц.
Статья 13_1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерации
1.
Передача аэропортов и (или) аэродромов
гражданской авиации из федеральной
собственности в собственность субъекта
Российской Федерации осуществляется на
основании направляемого в высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации
перечня аэропортов и (или) аэродромов
гражданской авиации, расположенных на
территории субъекта Российской
Федерации (далее - перечень).
2.
Формирование перечня и направление его в
высший исполнительный орган
государственной власти субъекта
Российской Федерации осуществляются
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
управлению государственным имуществом в
сфере гражданской авиации, на основании
данных государственной регистрации
аэропортов и (или) аэродромов.
3. В
перечень включаются расположенные на
территории субъекта Российской
Федерации аэропорты и (или) аэродромы
гражданской авиации, находящиеся в
федеральной собственности (за
исключением аэродромов совместного
базирования).
(Часть в редакции, введенной в действие с
24 июля 2015 года Федеральным законом от 13
июля 2015 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
4.
Субъект Российской Федерации вправе
получить в собственность аэропорты и
(или) аэродромы, включенные в перечень.
Для получения указанных аэропортов и
(или) аэродромов в собственность
субъекта Российской Федерации высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации
направляет в федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по управлению государственным
имуществом в сфере гражданской авиации,
заявку на передачу в собственность
субъекта Российской Федерации
аэропортов и (или) аэродромов, включенных
в перечень.
5.
Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
управлению государственным имуществом в
сфере гражданской авиации, в течение 45
календарных дней с момента получения от
высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта
Российской Федерации заявки на передачу
в собственность субъекта Российской
Федерации аэропортов и (или) аэродромов,
включенных в перечень, в соответствии с
данной заявкой представляет в
Правительство Российской Федерации
проект решения о передаче в
собственность субъекта Российской
Федерации указанных аэропортов и (или)
аэродромов.
6.
Правительство Российской Федерации в
течение 45 календарных дней с момента
поступления от федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего
функции по управлению государственным
имуществом в сфере гражданской авиации,
проекта решения о передаче в
собственность субъекта Российской
Федерации аэропортов и (или) аэродромов,
включенных в перечень, принимает решение
о передаче в собственность субъекта
Российской Федерации указанных
аэропортов и (или) аэродромов.
7. При
передаче в собственность субъекта
Российской Федерации имущества
аэропортов и (или) аэродромов объекты
Единой системы организации воздушного
движения передаче в собственность
субъекта Российской Федерации не
подлежат.
8. Право
собственности субъекта Российской
Федерации на передаваемые из
федеральной собственности аэропорты и
(или) аэродромы, включенные в перечень,
считается возникшим со дня
государственной регистрации указанного
права собственности в Едином
государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
9.
Передача в собственность субъекта
Российской Федерации аэропортов и (или)
аэродромов, включенных в перечень,
осуществляется с учетом положений части
11 статьи 154 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
10.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации не вправе без
согласования с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по управлению государственным
имуществом в сфере гражданской авиации,
осуществлять перепрофилирование и (или)
прекращение эксплуатации аэропортов и
(или) аэродромов, переданных в
собственность субъекта Российской
Федерации, а также иные действия,
приводящие к невозможности
использования указанных аэропортов и
(или) аэродромов по целевому
назначению.
11.
Аэропорты, находящиеся в собственности
Российской Федерации, по соглашению с
Правительством Российской Федерации
могут передаваться в управление
субъекту Российской Федерации в порядке,
установленном настоящей статьей для
передачи аэропортов и (или) аэродромов
гражданской авиации из федеральной
собственности в собственность субъекта
Российской Федерации. Право управления
аэропортами федерального значения
возникает у субъекта Российской
Федерации со дня, установленного
соглашением о передаче таких аэропортов
в управление субъекта Российской
Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с
24 июля 2015 года Федеральным законом от 13
июля 2015 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую
редакцию)
(Статья дополнительно включена с 24
октября 2007 года Федеральным законом от 18
октября 2007 года N 230-ФЗ)
Статья 13_2. Существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, и порядок определения размера арендной платы
Существенные условия договоров аренды
аэродромов, находящихся в федеральной
собственности, порядок определения
размера арендной платы и порядок,
условия и сроки ее внесения
устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 7 мая 2016
года Федеральным законом от 26 апреля 2016
года N 111-ФЗ)
Глава IV. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона
Статья 14. Ответственность за
нарушение настоящего Федерального
закона
Лица,
виновные в нарушении настоящего
Федерального закона, несут
ответственность в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
Статья 15. Порядок вступления в
силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон
вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 16. Приведение нормативных
правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту
Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты
в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва,
Кремль
8 января 1998 года
N 10-ФЗ
Редакция
документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Ссылается на
- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 28 апреля 2023 года)
- О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий (с изменениями на 12 декабря 2023 года)
- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 28 апреля 2023 года)
- Об утверждении индивидуальных национальных перечней ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации (с изменениями на 25 мая 2023 года)
- Комментарий к главе 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный)
- О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий (с изменениями на 12 декабря 2023 года)
- О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 30 июня по 9 июля 2010 года