Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 24 февраля 2009 года N 01/2282-9-32


О проекте технического регламента "Пищевая продукция из водных биоресурсов"


28.01.2009 законопроект в первом чтении принят Государственной Думой. Роспотребнадзор рассмотрел данный проект технического регламента.

Он требует существенной доработки.

1. Данным документом предусматривается возложение полномочий по надзору за соответствием процессов производства (процессы деятельности по рыболовству, включающие изъятие биоресурсов из среды обитания, их приемку, перегрузку, разгрузку, переработку (в том числе береговую), упаковывание, транспортирование и хранение пищевой продукции из водных биоресурсов до передачи их на стадию обращения) на федеральный орган исполнительной власти в сфере рыболовства и рыбного хозяйства, оставив за федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека надзор за указанной продукцией на стадии обращения рыбопродукции (статья 44 п.4 проекта).

Данное положение не соответствует иным федеральным законам, в частности Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральному закону от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в соответствии с которыми полномочия по требованию к безопасности продукции ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль).

Кроме того, полномочия федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст.12 Федерального конституционного закона N 2 "О Правительстве Российской Федерации" определяет Правительство РФ во исполнение указанных Федеральных законов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2008* N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", закрепляющим полномочия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении контроля и надзора Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 наделено полномочиями по контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 21.12.2000". - Примечание изготовителя базы данных.


К полномочиям Роспотребнадзора отнесено:

1. Проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения, а также инфекционных заболеваний среди работников, осуществляющих производство, хранение, перевозку пищевой продукции из рыбы и нерыбных объектов.

2. Расследование случаев профессиональной патологии на производстве, а также установление причинно-следственных связей при выявлении фактов выпуска некачественной и опасной пищевой продукции из рыбы.

Правовые основания:

Международные медико-санитарные правила - ММСП (2005 год), принятые 58 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения, где на службу возложена обязанность выдачи медико-санитарных документов международного образца (свидетельства о прохождении судном санитарного контроля/освобождение судна от санитарного контроля).

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 N 81-ФЗ, где статьями 25, 29 предусмотрено наличие на судне судового санитарного свидетельства о праве плавания, выдача которого осуществляется должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании санитарного обследования судна, в т.ч. условий производства рыбопродукции.

2. Наряду с этим требуется внести следующие изменения и дополнения:

2.1. Данный проект технического регламента не в полной мере регламентирует надзор за условиями перевозки продукции, что не соответствует Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

2.2. В п.1 статьи 3 регламента в объекты технического регулирования включить полный перечень продукции, в том числе:

а) живая рыба, водные беспозвоночные и ракообразные;

б) сырец водные биоресурсы;

в) охлажденные водные биоресурсы;

г) мороженые водные биоресурсы;

д) рыба холодного копчения;

е) рыба горячего копчения;

ж) рыба соленая;

з) кулинария из водных биоресурсов;

к) консервы из водных биоресурсов натуральные;

л) консервы из водных биоресурсов с маслом;

м) консервы из водных биоресурсов с добавлением масла;

н) консервы из водных биоресурсов закусочные и другие.

2.3. Ввести в ст.4 проекта определение понятий "рыба снулая", "консервы", "полуконсервы", "пресервы", "утилизация", "уничтожение", "контаминация", "сфинктер".

2.4. В статье 4 пункте 11б) под термином "партии живой морской рыбы" понимается определенное количество морской рыбы не более двух-трех биологических видов. Данное определение противоречит требованиям ГОСТ 31339-2006 "Рыба, нерыбные объекты и продукция из них", где понятие партия морской рыбы трактуется как рыба одного или нескольких наименований (например треска, пикша, сайда), одной группы по длине или массе, помещенной в одну единицу транспортного средства (цистерны, контейнерные установки, чаны, вагоны для живой рыбы).

2.5. В статье 4 пункт 32 проекта дается определение "питьевая вода" и "чистая вода". Современное законодательство содержит понятие " питьевая вода" и критерии, определяющие ее характеристики. Вместе с тем, в статье 4 проекта технического регламента используется термин "чистая вода", не раскрывая его конкретного содержания и характеристик.

2.6. В статье 4 пункте 12 проекта дано определение "партии торговой водных биоресурсов" включающее в себя "определенное количество одного вида, поставляемое одному приобретателю". Данное определение противоречит требованиям ГОСТ 31339-2006 "Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приемки и методы отбора проб", где понятие партии имеет более четкое определение "партией считается определенное количество продукции одного наименования, одного способа обработки и сорта, одного предприятия-изготовителя, одной или нескольких дат выработки и оформленное одним документом, удостоверяющим ее качество и безопасность".

2.7. В статье 13 к документам по которым и на соответствие которым вырабатывается продукция относится только техническая документация, но продукция вырабатывается и на соответствие ГОСТам, которые являются нормативной документацией (ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ), но носят рекомендательный характер по Закону о техническом регулировании. Требуется уточнение в отношении продукции, вырабатываемой по ГОСТ.

2.8. Необходимо отредактировать пункт 6 статьи 15: "Сырье, используемое для производства продукции из водных биоресурсов должно соответствовать гигиеническим нормативам безопасности, что соответствует требованиям федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

2.9. Пункт 2.3 ст.18 исключить или изложить в следующей редакции "для изготовления охлажденных и подмороженных биоресурсов используются только живые, свежие, охлажденные или подмороженные биоресурсы".

2.10. В статье 27 необходимо установить требования к системам переработки утилизации отходов и водных биоресурсов.

2.11. В п.8 ст.32 внести дополнения по характеристике продовольственных товаров, разрешенных к совместной реализации с пищевой продукцией из водных биоресурсов.

2.12. В статье 33 необходимо указать порядок утилизации некачественной рыбной продукции.

2.13. В статьях 37 и 39 перечень необходимых документов для оформления декларации о соответствии и сертификата соответствия дополнить санитарно-эпидемиологическим заключением, подтверждающим безопасность пищевой продукции из водных биоресурсов.

2.14. В настоящем Федеральном законе необходимо установить требования к допустимому содержанию лечебно-профилактических и гормональных препаратов в продуктах рыболовства.

2.15. В таблице 22 приложения 1 в группе продукта "Моллюски, ракообразные, иглокожие и другие беспозвоночные и продукция из них" добавить показатели фикотоксинов:

Показатели:

Допустимые уровни, мг/кг, не более

Примечание

паралитический яд моллюсков (сакситоксин)

0,8

моллюски

амнестический яд моллюсков (домоевая кислота)

20

моллюски

амнестический яд моллюсков (домоевая кислота)

30

внутренние органы крабов

диарейный яд моллюсков (окадаиковая кислота)

0,16

моллюски

3. Требуют изменения статьи 40-43. Ими предусматривается регистрация объектов, деятельность которых осуществляется в сфере производства, хранения, перевозки и реализации пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов с присвоением им идентификационного номера и внесением его в рыбохозяйственный реестр федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции в области рыболовства.

Согласно действующему законодательству государственная регистрация лиц, осуществляющих данный вид деятельности предусматривается в налоговых органах, а регистрация выпускаемой продукции предусматривается Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Обременение каждого хозяйствующего субъекта дополнительными требованиями, подтверждения уже имеющегося факта регистрации его деятельности компетентным государственным органом, является искусственной необоснованной преградой для развития бизнеса и неизбежно повлечет дополнительные финансовые расходы.

Замечания на проект технического регламента "Пищевая продукция из водных биоресурсов" направляются для использования при подготовке ответов на запросы Законодательных собраний субъектов Российской Федерации.

Заместитель руководителя
Н.В.Шестопалов




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ