Внимание! Документ недействующий.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О газоснабжении в Российской
Федерации*О)
(с изменениями на 26 июня 2007 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о
порядке вступления в силу см. статью 155
Федерального закона от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ);
Федеральным законом от 23 декабря 2005 года
N 182-ФЗ (Российская газета, N 292, 27.12.2005);
Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N
19-ФЗ (Российская газета, N 25, 08.02.2006);
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года
N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006)
(о порядке вступления в силу см. статью 38
Федерального закона от 18 декабря 2006 года
N 232-ФЗ);
Федеральным законом от 26 июня 2007 года N
118-ФЗ (Российская газета, N 141, 04.07.2007) (о
порядке вступления в силу см. статью 49
Федерального закона от 26 июня 2007 года N
118-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
12 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
17 марта 1999 года
ГЛАВА I
Общие положения
Статья 1. Цель настоящего
Федерального закона
Настоящий Федеральный закон
определяет правовые, экономические и
организационные основы отношений в
области газоснабжения в Российской
Федерации и направлен на обеспечение
удовлетворения потребностей
государства в стратегическом виде
энергетических ресурсов.
Положения настоящего Федерального
закона основываются на положениях
Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которыми вопросы,
касающиеся федеральных энергетических
систем, правовых основ единого рынка,
основ ценовой политики, безопасности
Российской Федерации, относятся к
предметам ведения Российской
Федерации.
Статья 2. Основные понятия *2)
Для
целей настоящего Федерального закона
используются следующие основные
понятия:
газ - природный газ, нефтяной (попутный)
газ, отбензиненный сухой газ, газ из
газоконденсатных месторождений,
добываемый и собираемый газо- и
нефтедобывающими организациями, и газ,
вырабатываемый газо- и
нефтеперерабатывающими организациями;
газоснабжение - одна из форм
энергоснабжения, представляющая собой
деятельность по обеспечению
потребителей газом, в том числе
деятельность по формированию фонда
разведанных месторождений газа, добыче,
транспортировке, хранению и поставкам
газа;*2.2)
система газоснабжения - имущественный
производственный комплекс, состоящий из
технологически, организационно и
экономически взаимосвязанных и
централизованно управляемых
производственных и иных объектов,
предназначенных для добычи,
транспортировки, хранения, поставок
газа;*2.3)
газораспределительная система -
имущественный производственный
комплекс, состоящий из организационно и
экономически взаимосвязанных объектов,
предназначенных для транспортировки и
подачи газа непосредственно его
потребителям;
независимая организация - организация,
которая осуществляет производство и
поставки газа и является независимой от
организаций - собственников систем
газоснабжения и организаций -
собственников газораспределительных
систем;
газотранспортная организация -
организация, которая осуществляет
транспортировку газа и у которой
магистральные газопроводы и отводы
газопроводов, компрессорные станции и
другие производственные объекты
находятся на праве собственности или на
иных законных основаниях;
газификация - деятельность по
реализации научно-технических и
проектных решений, осуществлению
строительно-монтажных работ и
организационных мер, направленных на
перевод объектов жилищно-коммунального
хозяйства, промышленных и иных объектов
на использование газа в качестве
топливного и энергетического ресурса;
охранная зона объектов системы
газоснабжения - территория с особыми
условиями использования, которая
устанавливается в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации,
вдоль трассы газопроводов и вокруг
других объектов данной системы
газоснабжения в целях обеспечения
нормальных условий эксплуатации таких
объектов и исключения возможности их
повреждения;
поставщик (газоснабжающая организация) -
собственник газа или уполномоченное им
лицо, осуществляющие поставки газа
потребителям по договорам;*2.9)
потребитель газа (абонент, субабонент
газоснабжающей организации) -
юридическое или физическое лицо,
приобретающее газ у поставщика и
использующее его в качестве топлива или
сырья.*2.10)
Статья 3. Законодательное и
нормативно-правовое
регулирование газоснабжения в
Российской Федерации
Законодательное и
нормативно-правовое регулирование
газоснабжения в Российской Федерации
основывается на Конституции Российской
Федерации, Гражданском кодексе
Российской Федерации, Федеральном
законе "О недрах", Федеральном
законе "О естественных монополиях",
Федеральном законе "О континентальном
шельфе Российской Федерации" и
состоит из настоящего Федерального
закона, принимаемых в соответствии с ним
федеральных законов, нормативных
правовых актов Российской Федерации и
нормативных правовых актов
муниципальных образований (статья в
редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года Федеральным законом от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию).*3)
Глава II
Основы государственного регулирования
газоснабжения в Российской Федерации
Статья 4. Принципы государственной
политики в области
газоснабжения в Российской Федерации
В целях
обеспечения единого подхода к решению
вопросов, касающихся газоснабжения в
Российской Федерации, со стороны органов
государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, а также
организаций, осуществляющих
газоснабжение в Российской Федерации,
устанавливаются следующие принципы
государственной политики в указанной
области:
государственная поддержка развития
газоснабжения в целях улучшения
социально-экономических условий жизни
населения, обеспечения технического
прогресса и создания условий для
развития экономики Российской Федерации
с учетом промышленной и экологической
безопасности;
государственное регулирование
рационального использования запасов
газа, особенно запасов газа, имеющих
стратегическое значение;
повышение уровня газификации
жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций,
расположенных на территориях субъектов
Российской Федерации, на основе
формирования и реализации
соответствующих федеральной,
межрегиональных и региональных программ
газификации;
определение основ ценовой политики в
отношении газа;
создание условий для широкого
использования газа в качестве моторного
топлива и сырья для химической
промышленности Российской Федерации;
обеспечение надежной сырьевой базы
добычи газа;
обеспечение энергетической
безопасности Российской Федерации.
Статья 5. Системы газоснабжения в
Российской Федерации
Федеральная система
газоснабжения - совокупность
действующих на территории Российской
Федерации систем газоснабжения: Единой
системы газоснабжения, региональных
систем газоснабжения,
газораспределительных систем и
независимых организаций. Федеральная
система газоснабжения является одной из
федеральных энергетических систем
Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему
газоснабжения организаций -
собственников Единой системы
газоснабжения, организаций -
собственников региональных систем
газоснабжения, организаций -
собственников газораспределительных
систем и независимых организаций
независимо от форм их собственности и
организационно-правовых форм действуют
единые правовые основы формирования
рынка и ценовой политики, единые
требования энергетической, промышленной
и экологической безопасности,
установленные настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 6. Единая система
газоснабжения
Единая
система газоснабжения представляет
собой имущественный производственный
комплекс, который состоит из
технологически, организационно и
экономически взаимосвязанных и
централизованно управляемых
производственных и иных объектов,
предназначенных для добычи,
транспортировки, хранения и поставок
газа, и находится в собственности
организации, образованной в
установленных гражданским
законодательством
организационно-правовой форме и порядке,
получившей объекты указанного комплекса
в собственность в процессе приватизации
либо создавшей или приобретшей их на
других основаниях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является
основной системой газоснабжения в
Российской Федерации, и ее деятельность
регулируется государством в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.*6)
Статья 7. Региональные системы
газоснабжения
и газораспределительные системы
Региональная система
газоснабжения представляет собой
имущественный производственный
комплекс, который состоит из
технологически, организационно и
экономически взаимосвязанных и
централизованно управляемых
производственных и иных объектов,
предназначенных для добычи,
транспортировки, хранения и поставок
газа, независим от Единой системы
газоснабжения и находится в
собственности организации, образованной
в установленных гражданским
законодательством
организационно-правовой форме и порядке,
получившей в процессе приватизации
объекты указанного комплекса в
собственность либо создавшей или
приобретшей их на других
предусмотренных законодательством
Российской Федерации основаниях.
Региональная система газоснабжения
является основной системой
газоснабжения территорий
соответствующих субъектов Российской
Федерации; ее деятельность
контролируется уполномоченными
органами государственной власти в
порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Газораспределительная система
представляет собой имущественный
производственный комплекс, который
состоит из организационно и
экономически взаимосвязанных объектов,
предназначенных для транспортировки и
подачи газа непосредственно его
потребителям на соответствующей
территории Российской Федерации,
независим от Единой системы
газоснабжения и региональных систем
газоснабжения и находится в
собственности организации, образованной
в установленных гражданским
законодательством
организационно-правовой форме и порядке,
получившей в процессе приватизации
объекты указанного комплекса в
собственность либо создавшей или
приобретшей их на других
предусмотренных законодательством
Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации основаниях. Организация -
собственник газораспределительной
системы представляет собой
специализированную организацию,
осуществляющую эксплуатацию и развитие
на соответствующих территориях сетей
газоснабжения и их объектов, а также
оказывающую услуги, связанные с подачей
газа потребителям и их обслуживанием.
Газораспределительные системы
контролируются в порядке, установленном
законодательством Российской
Федерации.
Организация газоснабжения населения
является полномочием органов местного
самоуправления поселений и
осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации
и муниципальными нормативными правовыми
актами.
Организация газоснабжения поселений в
границах муниципального района является
полномочием органов местного
самоуправления муниципального района и
осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации
и муниципальными нормативными правовыми
актами.
При купле-продаже акций собственников
региональных систем газоснабжения и
собственников газораспределительных
систем, проведении других сделок или
операций, связанных с изменением
собственников указанных акций, доля
иностранных граждан или иностранных
организаций не должна превышать 20
процентов общего количества
обыкновенных акций собственников
указанных систем.
(Статья в редакции, введенной в действие
с 1 января 2005 года Федеральным законом от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию)
Статья 8. Полномочия федеральных
органов государственной
власти в области газоснабжения *8)
К
полномочиям федеральных органов
государственной власти в области
газоснабжения относятся:
разработка и реализация государственной
политики в области газоснабжения;
разработка и принятие федеральных
законов, иных нормативных правовых
актов, направленных на реализацию
государственной политики в области
газоснабжения;
разработка и реализация федеральной
программы газификации в Российской
Федерации;
осуществление государственного
регулирования использования
стратегических запасов газа, надзор и
контроль за промышленной и
экологической безопасностью
производственных объектов систем
газоснабжения;*8.1.5)
стандартизация, метрологическое
обеспечение и сертификация в области
газоснабжения.*8.1.6)
Правительство Российской Федерации в
области газоснабжения осуществляет свои
полномочия в соответствии с Федеральным
законом "О Правительстве Российской
Федерации", в том числе:
устанавливает порядок формирования и
утверждения перспективного баланса
добычи и реализации газа в Российской
Федерации, исходя из ресурсов газа,
технических возможностей систем
газоснабжения и прогноза потребности в
энергетических ресурсах;
утверждает правила поставок газа,
правила пользования газом и
предоставления услуг по газоснабжению,
федеральную программу газификации в
Российской Федерации, правила охраны
магистральных трубопроводов,
газораспределительных сетей и других
объектов систем газоснабжения, порядок
доступа независимых организаций к
газотранспортным и
газораспределительным сетям, порядок
использования газа в качестве топлива,
перечень потребителей, в том числе
организаций, которые имеют
преимущественное право пользования
газом в качестве топлива и поставки газа
которым не подлежат ограничению или
прекращению (далее - неотключаемые
потребители);*8.2.3)
устанавливает принципы формирования цен
на газ и тарифов на услуги по его
транспортировке по газотранспортным и
газораспределительным сетям, порядок
компенсации убытков, понесенных
газораспределительными организациями
при поставках газа населению в
соответствии с льготами,
предусмотренными законодательством
Российской Федерации.*8.2.4)
Статья 9. Совместное ведение
Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации в
области газоснабжения
(статья утратила силу с 1 января 2005
года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию)
ГЛАВА III
Особенности использования
месторождений газа
Статья 10. Основания и порядок
отнесения месторождений газа
к объектам федерального значения
К
объектам федерального значения
относятся месторождения газа, имеющие
стратегическое значение для
газоснабжения в Российской Федерации.
Обоснование необходимости отнесения
месторождения газа к объектам
федерального значения, а также
предложение о его отнесении к таким
объектам в соответствии с Федеральным
законом "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации
"О недрах" вносится на рассмотрение
Правительства Российской Федерации
федеральным органом исполнительной
власти в области энергетики (часть
дополнена с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см.
предыдущую редакцию).
Отнесение месторождения газа к объектам
федерального значения осуществляется
Правительством Российской Федерации
(часть в редакции, введенной в действие с
1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию).
Статья 11. Формирование
федерального фонда
резервных месторождений газа
В целях
обеспечения энергетической
безопасности Российской Федерации часть
месторождений газа федерального
значения, эксплуатация которых в
установленном федеральным законом
порядке отнесена на последующий период,
решением Правительства Российской
Федерации по представлению федерального
органа исполнительной власти в области
энергетики может быть включена в
федеральный фонд резервных
месторождений газа. Федеральный фонд
резервных месторождений газа
формируется из числа открытых и
разведанных месторождений газа, для
которых лицензии на добычу газа не
выданы (часть в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см.
предыдущую редакцию).
При включении в федеральный фонд
резервных месторождений газа
месторождения, поиск и разведку которого
организация провела за счет собственных
средств, указанная организация получает
компенсацию из средств федерального
бюджета в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации
(часть в редакции, введенной в действие с
1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию).
Решение о вводе в эксплуатацию
месторождения газа из федерального
фонда резервных месторождений газа
принимается Правительством Российской
Федерации.
Статья 12. Порядок ввода в
эксплуатацию месторождений газа
федерального значения
В целях
обеспечения надежного газоснабжения в
Российской Федерации Правительство
Российской Федерации может без
проведения конкурса принять решение о
передаче месторождения газа
федерального значения в эксплуатацию
организации, осуществившей за счет
собственных средств поиск и разведку
указанного месторождения, организации -
собственнику Единой системы
газоснабжения, организации -
собственнику региональной системы
газоснабжения или о проведении конкурса
на передачу указанного месторождения в
эксплуатацию.
Организации, которой передано
месторождение газа федерального
значения в эксплуатацию,
предоставляется лицензия, оформленная в
порядке, установленном
законодательством Российской
Федерации.
ГЛАВА IV
Правовые основы функционирования
и развития единой системы
газоснабжения
Статья 13. Полномочия организации -
собственника
Единой системы газоснабжения
В целях
обеспечения надежного газоснабжения и
выполнения международных договоров
Российской Федерации и соглашений о
поставках газа организация - собственник
Единой системы газоснабжения:
обеспечивает строительство,
эксплуатацию, реконструкцию и развитие
объектов Единой системы газоснабжения;
обеспечивает непрерывный диспетчерский
контроль за функционированием объектов
Единой системы газоснабжения, а также
подсоединенных к ней объектов
газоснабжения в точках их
подсоединения;
осуществляет управление
функционированием Единой системы
газоснабжения;
обеспечивает использование на объектах
Единой системы газоснабжения
энергосберегающих и экологически чистых
оборудования и технических процессов;
осуществляет мероприятия, направленные
на обеспечение промышленной и
экологической безопасности объектов
Единой системы газоснабжения, охраны
окружающей природной среды;
осуществляет мероприятия, направленные
на предупреждение потенциальных аварий
и катастроф, ликвидацию их последствий
на объектах Единой системы
газоснабжения.
В процессе функционирования Единой
системы газоснабжения в целях повышения
ее эффективности организация -
собственник Единой системы
газоснабжения может осуществлять меры
по совершенствованию структуры данной
системы газоснабжения без нарушения
надежности газоснабжения.
Статья 14. Неделимость Единой
системы газоснабжения
Для
обеспечения надежного газоснабжения,
безопасного и устойчивого
функционирования объектов Единой
системы газоснабжения, связанных общим
технологическим режимом добычи,
транспортировки и поставок газа,
разделение Единой системы газоснабжения
не допускается. Ликвидация организации -
собственника Единой системы
газоснабжения может быть осуществлена
только на основании федерального
закона.
Технологическое и диспетчерское
управление объектами, подсоединенными к
Единой системе газоснабжения,
независимо от того, в чьей собственности
они находятся, осуществляется
централизованно организацией -
собственником Единой системы
газоснабжения. Организация - собственник
подсоединенного к Единой системе
газоснабжения объекта не может
осуществить вывод его из эксплуатации
без согласования с организацией -
собственником Единой системы
газоснабжения в период действия между
ними договора о подсоединении.
Статья 15. Акции организации -
собственника Единой
системы газоснабжения и особенности их
оборота
Суммарная доля обыкновенных
акций организации - собственника Единой
системы газоснабжения, которые
находятся в собственности Российской
Федерации и в собственности акционерных
обществ, более 50 процентов акций которых
находится в собственности Российской
Федерации, не может составлять менее чем
50 процентов плюс одна акция общего
количества обыкновенных акций
организации - собственника Единой
системы газоснабжения. Продажа и иные
способы отчуждения таких обыкновенных
акций могут быть осуществлены на
основании федерального закона (статья в
редакции, введенной в действие с 7 января
2006 года Федеральным законом от 23 декабря
2005 года N 182-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию).
ГЛАВА V
Правовые основы развития единого рынка
газа на территории Российской
Федерации
Статья 16. Основы создания и
развития единого рынка газа
Основами создания и развития
единого рынка газа на территории
Российской Федерации являются:
формирование круга потребителей газа на
основе широкого внедрения газа как
энергетического и топливного ресурса в
производство и быт на территориях
субъектов Российской Федерации -
развитие газификации;
создание экономически взаимовыгодных
отношений потребителей и поставщиков
газа;
создание условий надежного обеспечения
газом потребителей различных
категорий;
проведение государственной политики
ценообразования, направленной на
развитие единого рынка газа.*16.5)
Статья 17. Правовые основы развития
газификации
территорий Российской Федерации
Развитие газификации территорий
Российской Федерации осуществляется на
основании перспективного баланса добычи
и потребления газа, а также принятых в
установленном порядке федеральной,
межрегиональных и региональных программ
газификации жилищно-коммунального
хозяйства, промышленных и иных
организаций. Порядок разработки и
реализации указанных федеральных
программ устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Финансирование федеральных программ
газификации жилищно-коммунального
хозяйства, промышленных и иных
организаций может осуществляться за
счет средств федерального бюджета,
бюджетов соответствующих субъектов
Российской Федерации и иных не
запрещенных законодательством
Российской Федерации источников.
Для финансирования программ газификации
жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций,
расположенных на территориях субъектов
Российской Федерации, в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации, могут быть введены
специальные надбавки к тарифам на
транспортировку газа
газораспределительными организациями. В
этом случае органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
осуществляют контроль за целевым
использованием финансовых средств,
полученных в результате введения
указанных надбавок.*17.2)
Статья 18. Правовые основы поставок
газа
Поставки газа проводятся на
основании договоров между поставщиками
и потребителями независимо от форм
собственности в соответствии с
гражданским законодательством и
утвержденными Правительством
Российской Федерации правилами поставок
газа и правилами пользования газом в
Российской Федерации, а также иными
нормативными правовыми актами,
изданными во исполнение настоящего
Федерального закона.
Преимущественное право на заключение
договоров поставки газа имеют его
покупатели для государственных или
муниципальных нужд, коммунально-бытовых
и социальных нужд граждан, а также его
покупатели, в отношении которых
продлеваются действующие договоры
поставки газа (часть дополнена с 8
февраля 2006 года Федеральным законом от 2
февраля 2006 года N 19-ФЗ - см. предыдущую
редакцию).
Для организаций, деятельность которых
финансируется за счет средств
федерального бюджета, Правительство
Российской Федерации вводит порядок
обязательного заключения
государственных контрактов на поставки
газа в соответствии с порядком поставок
продукции для федеральных
государственных нужд, установленным
законодательством Российской
Федерации.*18.3)
При заключении государственного или
муниципального контракта на поставки
газа для государственных или
муниципальных нужд в нем должен
учитываться объем потребления газа,
согласованный государственным или
муниципальным заказчиком в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации (часть
дополнительно включена с 8 февраля 2006
года Федеральным законом от 2 февраля 2006
года N 19-ФЗ).
Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления
ежегодно предусматриваются в
соответствующих бюджетах средства на
финансирование поставок газа, объем
потребления которого согласован (часть
дополнительно включена с 8 февраля 2006
года Федеральным законом от 2 февраля 2006
года N 19-ФЗ).
Статья 19. Качество поставляемого
газа
Поставки газа потребителям
осуществляются только при соответствии
качества поставляемого газа
государственным стандартам и при
наличии сертификатов соответствия.*19)
ГЛАВА VI
Основы экономических отношении в
области газоснабжения
Статья 20. Принципы
государственной ценовой политики
в области газоснабжения
Государственная ценовая
политика в области газоснабжения
осуществляется на основе следующих
принципов:
создание благоприятных условий для
поиска, разведки и освоения
месторождений газа, добычи,
транспортировки, хранения и поставок
газа, обеспечения самофинансирования
организаций систем газоснабжения;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
расширение сфер применения рыночных цен
на газ и услуги по газификации
жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций с учетом
стоимости, качества и потребительских
свойств альтернативных газу видов
энергетических ресурсов в целях
формирования рынка энергетических
ресурсов;
контроль за соблюдением регулируемых
государством цен и тарифов в области
газоснабжения;
удовлетворение платежеспособного
спроса на газ;
стимулирование использования газа в
качестве моторного топлива для
транспортных средств в целях уменьшения
выбросов вредных веществ в окружающую
природную среду и повышения
экономической эффективности
использования топливных ресурсов;
обеспечение конкурентоспособности
российского газа на мировом
энергетическом рынке;
возмещение за счет средств
соответствующих бюджетов организации -
собственнику системы газоснабжения
фактических убытков в размере
образовавшейся задолженности по оплате
газа неотключаемыми потребителями.
Статья 21. Регулирование цен на газ
и тарифов
на услуги по транспортировке газа
Государственное регулирование
тарифов на услуги по транспортировке
газа, отнесенные Федеральным законом
"О естественных монополиях" к сфере
деятельности субъектов естественных
монополий, осуществляет федеральный
орган исполнительной власти в области
регулирования тарифов (часть в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).*21.1)
По решению Правительства Российской
Федерации регулирование тарифов на
услуги по транспортировке газа может
быть заменено государственным
регулированием цен на газ для конечных
потребителей, использующих его в
качестве топлива и (или) сырья, а также
тарифов на услуги по транспортировке
газа для независимых организаций в
порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. При
государственном регулировании цен на
газ и тарифов на услуги по
транспортировке газа учитываются
экономически обоснованные затраты и
прибыль, а также уровень обеспечения
организаций - собственников систем
газоснабжения финансовыми средствами на
расширение добычи газа, сети
газопроводов и подземных хранилищ
газа.
В целях осуществления расчетов между
организациями, входящими в состав
системы газоснабжения, организация -
собственник данной системы определяет
внутренние расчетные цены на газ и
внутренние расчетные тарифы на услуги по
транспортировке газа.
Статья 22. Основы установления акциза на природный газ
(статья утратила силу с 1 января 2005
года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию)
Статья 23. Регулирование тарифов на
услуги
газораспределительных организаций
Федеральный орган
исполнительной власти в области
регулирования тарифов утверждает тарифы
на услуги организаций собственников
газораспределительных систем по
транспортировке газа и порядок их
применения. Указанные тарифы могут быть
дифференцированы с учетом экономических
и социальных условий газоснабжения
частей территорий субъектов Российской
Федерации (статья в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см.
предыдущую редакцию).*23)
Статья 24. Социальные гарантии для
малоимущих граждан
Социальные гарантии для
малоимущих граждан в части компенсации
понесенных ими затрат на приобретение
газа и перечень данных категорий граждан
определяются законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации (статья в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 25. Гарантии оплаты
поставленного газа
и услуг по его транспортировке
На
основе договоров поставки газа и
договоров об оказании услуг по его
транспортировке потребители обязаны
оплатить поставки газа и оказанные
услуги. При несоблюдении потребителями
условий договоров поставщики вправе
уменьшить или прекратить поставки газа в
порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
При несоблюдении условий указанных
договоров неотключаемыми потребителями,
деятельность которых финансируется за
счет средств федерального бюджета или
бюджетов субъектов Российской
Федерации, ответственность за оплату
поставок газа и оказание услуг по
газоснабжению возлагается на
соответствующего государственного
заказчика (часть в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см.
предыдущую редакцию).
ГЛАВА VII
Антимонопольное регулирование
газоснабжения
Статья 26. Антимонопольные правила
для
организаций - собственников систем
газоснабжения
Организациям - собственникам
систем газоснабжения, поставщикам газа
или уполномоченным ими организациям
запрещается совершать действия,
нарушающие антимонопольное
законодательство, в том числе такие
действия, как:
навязывание потребителям газа условий
договоров, не относящихся к предмету
договоров;
включение в договоры условий, которые
ставят одного потребителя в неравное
положение по сравнению с другими
потребителями;
нарушение установленного нормативными
актами порядка ценообразования;
необоснованные отказы от заключения
договоров с отдельными потребителями
при наличии ресурсов газа и возможностей
его транспортировки;
создание препятствий независимым
организациям для доступа на рынок газа;
сокращение объема добычи и поставок газа
в целях поддержания монопольно высоких
цен.
Статья 27. Доступ организаций к
газотранспортным
и газораспределительным сетям
Организации - собственники
систем газоснабжения обязаны обеспечить
недискриминационный доступ любым
организациям, осуществляющим
деятельность на территории Российской
Федерации, к свободным мощностям
принадлежащих им газотранспортных и
газораспределительных сетей в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации. Качество
предназначенного для транспортировки
указанными организациями газа должно
соответствовать государственным
стандартам и подтверждаться
сертификатами соответствия требованиям
стандарта.*27)
ГЛАВА VIII
Правовые основы взаимоотношений
организаций
- собственников систем газоснабжения и
организаций
иных отраслей экономики
Статья 28. Правовое регулирование
землепользования
при строительстве и эксплуатации
объектов систем
газоснабжения
Земельные участки для
строительства, эксплуатации и ремонта
объектов систем газоснабжения
передаются организациям - собственникам
систем газоснабжения в порядке,
определенном законодательством
Российской Федерации (часть в редакции,
введенной в действие с 3 июля 2007 года
Федеральным законом от 26 июня 2007 года N
118-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Часть утратила силу с 3 июля 2007 года -
Федеральный закон от 26 июня 2007 года N
118-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Часть утратила силу с 3 июля 2007 года -
Федеральный закон от 26 июня 2007 года N
118-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Организации, в ведении которых находятся
объекты системы газоснабжения,
расположенные в лесах, обязаны:
содержать охранные зоны объектов
системы газоснабжения в
пожаробезопасном состоянии;
проводить намеченные работы, вырубать
деревья (кустарники) в охранных зонах
объектов системы газоснабжения и за
пределами таких зон в порядке,
установленном лесным законодательством
Российской Федерации.
При
возникновении на объекте системы
газоснабжения аварии, катастрофы
организация - собственник такой системы
или уполномоченная им эксплуатирующая
организация имеет право
беспрепятственной доставки необходимых
сил и средств к месту аварии, катастрофы
и обязана в полном объеме возместить
нанесенный ею ущерб собственнику
земельного участка, по территории
которого осуществлялась доставка
необходимых сил и средств.
На земельных участках, отнесенных к
землям транспорта, устанавливаются
охранные зоны с особыми условиями
использования таких земельных участков.
Границы охранных зон объектов системы
газоснабжения определяются на основании
строительных норм и правил, правил
охраны магистральных трубопроводов,
других утвержденных в установленном
порядке нормативных документов.
Владельцы указанных земельных участков
при их хозяйственном использовании не
могут строить какие бы то ни было здания,
строения, сооружения в пределах
установленных минимальных расстояний до
объектов системы газоснабжения без
согласования с организацией -
собственником системы газоснабжения или
уполномоченной ею организацией; такие
владельцы не имеют права чинить
препятствия организации - собственнику
системы газоснабжения или
уполномоченной ею организации в
выполнении ими работ по обслуживанию и
ремонту объектов системы газоснабжения,
ликвидации последствий возникших на них
аварий, катастроф.
Статья 29. Правовые основы
взаимодействия систем
газоснабжения и систем
электроснабжения
В целях
обеспечения надежного функционирования
системы газоснабжения и работающих на
газовом топливе организаций системы
электро- и теплоснабжения
осуществляются меры по координации
взаимодействия указанных систем, в том
числе:
организации - собственники указанных
систем разрабатывают согласованные
балансы потребления газа, электрической
и тепловой энергии, обеспечивающие их
эффективное функционирование;
организация - собственник системы
газоснабжения и организация -
собственник системы электро- и
теплоснабжения заключают долгосрочный
договор поставки электрической и
тепловой энергии для объектов системы
газоснабжения и газа для объектов
системы электро- и теплогазоснабжения с
указанием особых условий таких поставок
и оплаты за поставляемые газ,
электрическую и тепловую энергию.
ГЛАВА IX
Правовые основы промышленной
безопасности
систем газоснабжения в Российской
Федерации
Статья 30. Правовое регулирование
промышленной безопасности
при осуществлении газоснабжения
Правовое регулирование
промышленной безопасности в
организациях, занимающихся
газоснабжением в Российской Федерации,
осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов", Законом Российской
Федерации "Об охране окружающей
природной среды", Федеральным законом
"Об экологической экспертизе",
настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения норм и
нормативов в области промышленной
безопасности объектов систем
газоснабжения устанавливается
федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным в
области промышленной безопасности.*30.2)
Статья 31. Прогнозирование
вероятности возникновения
аварий, катастроф на объектах систем
газоснабжения
Часть
утратила силу с 1 января 2007 года -
Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N
232-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.*31.1)
В отношении каждого объекта систем
газоснабжения постоянно осуществляется
прогнозирование вероятности
возникновения аварий, катастроф.
Требования, нормы, правила и методика
прогнозирования вероятности
возникновения аварий, катастроф на
объектах систем газоснабжения
утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной
безопасности.*31.2)
Статья 32. Особенности обеспечения
промышленной
безопасности объектов систем
газоснабжения*32)
Организация - собственник
системы газоснабжения кроме мер,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области
промышленной безопасности, обязана
обеспечить на стадиях проектирования,
строительства и эксплуатации объектов
системы газоснабжения осуществление
комплекса специальных мер по
безопасному функционированию таких
объектов, локализации и уменьшению
последствий аварий, катастроф.
Юридические и физические лица, виновные
в возникновении аварий, катастроф на
объектах систем газоснабжения, в том
числе аварий, катастроф, возникших в
связи со скрытыми дефектами материалов,
оборудования, с некачественным
выполнением строительно-монтажных
работ, несут ответственность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и
должностные лица, граждане, виновные в
нарушении правил охраны магистральных
трубопроводов, газораспределительных
сетей и других объектов систем
газоснабжения, строительстве зданий,
строений и сооружений без соблюдения
безопасных расстояний до объектов
систем газоснабжения или в их умышленном
блокировании либо повреждении, иных
нарушающих бесперебойную и безопасную
работу объектов систем газоснабжения
незаконных действиях, несут
ответственность в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
Здания, строения и сооружения,
построенные ближе установленных
строительными нормами и правилами
минимальных расстояний до объектов
систем газоснабжения, подлежат сносу за
счет средств юридических и физических
лиц, допустивших нарушения.
Вмешательство в работу объектов систем
газоснабжения не уполномоченных на то
юридических и физических лиц
запрещается.
Материальный ущерб, нанесенный
организации - собственнику системы
газоснабжения в результате умышленного
ее блокирования или повреждения либо
иных нарушающих бесперебойную и
безопасную работу объектов систем
газоснабжения незаконных действий,
возмещается в установленном порядке
виновными лицами или принявшими
противоправные решения лицами.
Материальный ущерб, нанесенный
организации - собственнику системы
газоснабжения вследствие непреодолимой
силы, возмещается за счет средств
обязательного страхования.
Статья 33. Обеспечение готовности
опасного объекта
системы газоснабжения к локализации
аварий,
катастроф, ликвидации их последствий
Организация - собственник
опасного объекта системы газоснабжения
обеспечивает его готовность к
локализации потенциальных аварий,
катастроф, ликвидации последствий в
случае их возникновения посредством
осуществления следующих мероприятий:
создает аварийно-спасательную службу
или привлекает на условиях договоров
соответствующие специализированные
службы;
осуществляет разработку планов
локализации потенциальных аварий,
катастроф, ликвидации их последствий;
создает инженерные системы контроля и
предупреждения возникновения
потенциальных аварий, катастроф, системы
оповещения, связи и защиты;
создает запасы материально-технических
и иных средств;
осуществляет подготовку работников
опасного объекта системы газоснабжения
к действиям по локализации
потенциальных аварий, катастроф,
ликвидации их последствий.*33.1.5)
Перечень мероприятий по обеспечению
готовности опасного объекта системы
газоснабжения к локализации
потенциальных аварий, катастроф,
ликвидации их последствий
разрабатывается организацией -
собственником системы газоснабжения и
согласуется с территориальным
подразделением федерального органа
исполнительной власти, специально
уполномоченного в области промышленной
безопасности.
Статья 34. Учетно-отчетное время
для объектов
систем газоснабжения
Для
объектов систем газоснабжения
независимо от местонахождения таких
объектов решением Правительства
Российской Федерации устанавливается
единое учетно-отчетное время, которое
определяет начало учетных суток,
учетного месяца, учетного года для всех
организаций, осуществляющих
деятельность по добыче, транспортировке
и поставкам газа.
ГЛАВА Х
Заключительные положения
Статья 35. Вступление в силу
настоящего Федерального закона
1.
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу со дня его официального
опубликования.
2. Предложить Президенту Российской
Федерации и поручить Правительству
Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Поручить Правительству Российской
Федерации внести в установленном
порядке в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации предложения о приведении
законодательных актов Российской
Федерации в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва,
Кремль
31 марта 1999 года
N 69-ФЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"
Ссылается на
- О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О континентальном шельфе Российской Федерации (с изменениями на 19 октября 2023 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О Правительстве Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2016 года) (утратил силу на основании Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ)
- О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года)