Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Комментарий
к главе 25_1 Налогового кодекса РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов"



До введения в действие главы Налогового кодекса Российской Федерации "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" платность за пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, была определена Федеральным законом от 24 мая 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире". Статьей 35 данного Закона было установлено, что пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания предоставлялось за плату, размеры которой устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации. Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 года N 1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых их среды их обитания без лицензии запрещено". Предельные размеры платы за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1998 года N 1490 "О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами". Однако, порядок исчисления и уплаты указанных платежей не был определен.

Приказом Минфина России от 29 декабря 2000 года N 420 "О перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет N 40101 "Доходы распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" платежи за пользование объектами животного мира, предусмотренные Федеральным законом от 23 мая 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" подлежали зачислению на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" по статье 1050800 "Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Поступление платежей за пользование водными биологическими ресурсами обеспечивалось путем продажи на специальных аукционах квот (лотов), дающих право на вылов определенного объема (порядка 50 % общего допустимого улова водных биологических ресурсов) конкретных видов рыб и других морских биоресурсов. Приказом Минэкономразвития России от 10 января 2001 года N 3 "Об организации обеспечения проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" утвержден Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Остальная часть водных биоресурсов распределялась в пределах общего допустимого улова на безвозмездной основе.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 8 августа 2001 года) в Классификации доходов бюджетов Российской Федерации плата за пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами относилась к Федеральным налогам и входила как составная часть в раздел "Платежи за пользование природными ресурсами".

В целях установления на законодательном уровне платежей за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов был принят Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", дополняющий Налоговый кодекс Российской Федерации главой 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", который вступил в действие с 1 января 2004 года.

Главой установлены все необходимые элементы налогообложения как по сборам за пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, так и по сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Плательщики сборов


В соответствии с главой 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Физические лица это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов является документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в настоящее время является Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.

Порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения в них изменений не установлен. В настоящее время Госкомрыболовство России разработало и согласовало с заинтересованными министерствами и ведомствами вышеуказанный порядок, который направлен на рассмотрение в Минюст России.

В связи с этим, плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды водопользования, установленные Федеральным законом от 20.12.2004 года N 166-ФЗ на основании разрешения на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов, которое дает право на добычу (вылов) определенного объема водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в конкретный период времени конкретным судном в пределах установленной доли квот.

Функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, а также функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания переданы Госкомрыболовству России (Указ от 24.09.2007 N 1274 Госкомрыболовства России).

В соответствии с главой 25.1 Кодекса плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Порядок предоставления объектов животного мира в пользование, а также порядок выдачи лицензий на пользование определены статьям 36-38 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52_ФЗ "О животном мире".

Пользование объектами животного мира осуществляется в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом на основании долгосрочных и именных разовых лицензий. При этом долгосрочные лицензии не предполагают непосредственное изъятие объектов животного мира из среды обитания. Однократное использование объектов животного мира осуществляется на основании именных разовых лицензий с указанием места и срока их действия, а также допустимого к использованию количества объектов животного мира. Такие лицензии могут выдаваться физическим лицам как непосредственно лицензирующим органом, так и через организации и индивидуальных предпринимателей, имеющих долгосрочные лицензии. Следовательно, плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются физические лица, получающие именные разовые лицензии в лицензирующих органах, а также организации и индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочные лицензии и получающие бланки именных разовых лицензий в лицензирующих органах для последующей выдачи физическим лицам в порядке, установленном приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 N 3 "Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты". В долгосрочное пользование объекты животного мира предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям на основании лицензии. Лицензия выдается в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира".

Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации определено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира выдаются:

в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам рыболовства, - Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству;

в отношении объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства - Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

Органы, выдающие в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, не позднее 5_го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Плательщиками указанного сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие разрешение на пользование объектами водных биологических ресурсов. В соответствии с пунктом 2 статьи 333_5 Кодекса плательщики уплачивают сумму сбора в виде разового и регулярных взносов. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового сбора, уплачивается ежемесячно 20_го числа равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Пользователь водных биологических ресурсов, с которым был заключен договор о закреплении за ним доли в общем объеме квот на вылов (добычу), при получении разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов должен уплачивать сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в соответствии с главой 25.1 Кодекса.

Объекты обложения


В соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333_3 Кодекса, объектами налогообложения признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, а в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.1 Кодекса - объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. Вышеназванной главой установлены закрытый перечень объектов животного мира, пользование которыми осуществляется за плату, и фиксированные ставки платы за каждый вид объектов животного мира.

Ставки сбора за пользование объектами животного мира, установленные главой 25.1, рассчитаны исходя из потребности в финансовых средствах на охрану, защиту и воспроизводство охотничьих животных, а также на содержание мест их обитания и действующих в настоящее время цен на товары и услуги.

В случае отсутствия в перечнях какого_либо вида животных и биоресурсов при изъятии их из среды обитания сбор за пользование такими ресурсами не взимается.

Не признаются объектами налогообложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 N 22 "О перечне районов проживания малочисленных народов Севера".

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" утвержден перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Лимиты использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Право на бесплатный вылов рыбы в личных целях имеют лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования.

Данные категории пользователей освобождаются от уплаты сборов только за вылов биоресурсов в пределах установленных квот и лимитов. Их устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству.

Приобретенные дикие и одомашненные животные, которые содержались в неволе, объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира не являются. Животные, которые содержатся и разводятся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания по лицензиям, выданным специально уполномоченным государственным органом, также не являются объектами обложения сборами за пользование объектами животного мира, предусмотренными настоящей главой.

Ставки сборов


Ставки сбора установлены статьей 333.3 Кодекса. Взамен существовавшей платы за группу мелких пушных животных или пернатой дичи принятой главой 25.1 Кодекса установлены исчерпывающий перечень таких животных и конкретные ставки сбора. Ставки сбора за пользование объектами животного мира установлены в рублях за одно животное. Размеры ставок практически не превышают размеров ранее действовавших ставок, за исключением отдельных видов животных (овцебык, гибрид зубра, медведь). Минимальная ставка сбора - 20 рублей - установлена за охоту на фазанов, тетеревов и т.д., максимальная - 15 000 рублей за одно животное - за охоту на овцебыка и на гибрид зубра с бизоном или домашним скотом. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных применяются ставки сбора за пользование объектами животного мира в размере 50% от установленных ставок.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2006 N 144_ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы". Изменения, внесенные вышеназванным Федеральным законом в главу 25.1, коснулись размера ставок сбора за краба камчатского, причем в пользу плательщиков, поскольку ставки уменьшены со 100 000 до 60 000 рублей за одну тонну.

По новым ставкам сбор нужно исчислять плательщикам, получившим лицензию (разрешение) на вылов, начиная со дня официального вступления в силу данного Закона то есть с 1 января 2007 года. Объясняется это тем, что сумму платежа определяют на момент получения разрешительного документа (пункт 2 статьи 333.4 Кодекса). Она является фиксированной и не зависит от фактического использования плательщиком права на вылов биоресурсов.

В случае, если срок действия разрешения на добычу (вылов) краба камчатского устанавливается с 1 января 2007 года и, соответственно, правоотношения, устанавливаемые данным разрешением, возникают с указанной даты, при уплате разового и регулярных взносов по полученному разрешению на право промысла следует применять ставку сбора в указанном размере.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены в рублях за одну тонну водных биоресурсов дифференцированно в зависимости от районов промысла и сложившейся структуры оптовых цен при реализации конкретного вида водных биологических ресурсов.

При этом по морским млекопитающим ставки установлены в рублях за одно млекопитающее. Следует также учитывать, что сбор по осетровым видам рыб взимается только при наличии разрешенного промысла. В настоящее время он относится к запрещенным видам промысла.

Ставки сбора по одним и тем же видам рыб отличаются в зависимости от бассейна: Дальневосточного, Северного, Балтийского, Каспийского, Азово_Черноморского. Например, за одну тонну трески, пойманную в Беринговом море, нужно заплатить 3000 рублей, а за тонну той же рыбы, выловленной в Белом море, 5000 рублей.

Федеральным законом от 18.05.2005 N 50_ФЗ "О внесении изменений в статью 333_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлена пониженная ставка сбора в рублях (за одну тонну) за краба_стригуна красного, краба_стригуна ангулятус: 13 000 рублей вместо 30 000. Такая ставка основана на научных расчетах и обеспечивает минимальную рентабельность добычи, что влечет за собой сокращение недополученных в бюджет средств из-за отказа от добычи указанных водных биоресурсов при ставке 30 000 рублей за тонну с 329,6 до 222,1 млн. рублей. Глубоководные крабы_стригуны, в частности, краб_стригун красный (японикус) и краб_стригун ангулятус, обитающие в Японском и Охотском морях, являются одними из наиболее перспективных для освоения видов водных биологических ресурсов. Промышленное освоение красного краба началось около 10 лет назад, а ангулятуса - лишь в последние годы и, по данным отраслевой науки, уже в ближайшие 2-3 года может в целом стать доминирующим в крабовом промысле на Дальнем Востоке.

Квота на добычу гренландского тюленя выделяется в расчете по взрослым особям (одна взрослая особь эквивалентна 2,5 детенышей). Это соотношение установлено Протоколом тридцать второй Смешанной Российско-Норвежской комиссии (приложение N 6). Добыча белька_детеныша гренландского тюленя ведется исключительно в Белом и Баренцевом морях.

На норвежских потребителей действие главы 25_1 Кодекса не распространяется, так как они работают по межправительственным соглашениям, по которым устанавливаются свои ставки платы, значительно превышающие ставки, установленные главой 25_1, или не являются плательщиками нулевой ставки, если работают по зачетной схеме: российские корабли на норвежской территории, норвежские - в российских водах.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2007 года N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Вышеназванным законом повышены ставки сбора на высоколиквидные объекты промысла, такие как: морской окунь, угольная рыба, тунец, осьминог, атлантический лосось (семга), сиговые виды рыб, сиг-пыжьян, сима, рыбец, барабуля, пиленгас. Снижена ставка сбора на треску Балтийского моря с 3 000 до 2 500 рублей за тонну, на белого амура, жереха, толстолобика и сома р. Волги ставки снижены с 1 200 рублей до 150 рублей за тонну. Ставка сбора за добычу морских млекопитающих, таких как кольчатая нерпа (акиба), котик морской, крылатка, морской заяц (лахтак), ларга, гренландский тюлень, каспийский тюлень, байкальская нерпа) также снижена до 10 рублей за голову. С 2008 года появились новые виды являющиеся объектом обложения сбором.

В целях поддержания социальной стабильности градообразующих российских рыбохозяйственных организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, установлены пониженные ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами в размере 15% от установленных ставок, предусмотренных для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), установлена ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 15% от общеустановленных ставок сбора.

Законодательно определены критерии отнесения российских рыбохозяйственных организаций к градо- и поселкообразующим. Это организации, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.

Несоблюдение одного из названных условий лишает рыбохозяйственные организации статуса градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций и, как следствие, права на применение указанной льготы.

В целях настоящий главы рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.

При изъятии объектов животного мира и водных биоресурсов в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животного миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти, изучение запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нулевые ставки сбора.

Согласно статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление прав и выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьями 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Статьей 75 Кодекса установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик боров или налоговый агент должны выплачивать в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки выполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно статьи 46 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика сбора.

Порядок исчисления сборов


Порядок исчисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и сбора за пользование объектами животного мира изложен в статье 333.4 Кодекса.

Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" изменен порядок исчисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, в частности сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

Плательщики сбора за пользование объектами животного мира уплачивают сумму сбора при получении соответствующей лицензии.

Также в соответствии с принятым Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", по всему тексту главы 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации слова "лицензия (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов" были заменены словами "разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов".

Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов


Плательщики сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают сумму сбора в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов ежемесячно не позднее 20_го числа.

Суммы сбора за пользование объектами животного мира в полном объеме поступают в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом N 144_ФЗ уточнен порядок уплаты сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов;

плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.

Порядок представления сведений органами, выдающими лицензии (разрешения)


В целях налогового контроля информацию о налогоплательщиках сборов предоставляют государственные органы, выдающиеся в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора. Эти сведения лицензирующие органы должны предоставлять по специальным формам, утвержденным Приказом ФНС России от 26 февраля 2006 года N САЭ-3-21/108@ “Об утверждении формы сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира” и Приказом ФНС России от 26 февраля 2006 года N САЭ-3-21/111@ “Об утверждении формы сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов”.

Порядок представления сведений организациями и индивидупальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям)


Федеральным законом от 29.11.2007 N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в пункте 1 статьи 333.6 слова "лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов" были заменены на слова "разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов".

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов, в срок не позднее 10 дней с даты получения разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях, а также суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов по специальным формам, утверждаемым в соответствии с Приказом от 26 февраля 2006 года N САЭ-3-21/110@ “Об утверждении формы сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, продлежащих уплате в виде разового и регулярны взносов”.

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), а также сведения о суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов по специальным формам в соответствии с Приказом ФНС России от 26 февраля 2006 года N САЭ-3-21/109@ "Об утверждении формы сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, суммах фактически уплаченного сбора".

Для физических лиц, не являющихся предпринимателями, Кодекс не предусматривает обязанности уведомлять налоговые органы о полученных разовых лицензиях, а также о суммах единовременных сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.7 Кодекса при пользовании объектами животного мира допускается возможность возврата или зачета уплаченной суммы сбора за пользование объектами животного мира по неиспользованным лицензиям (разрешениям). Для этого плательщик сбора - организация или индивидуальный предприниматель - представляют в налоговую инспекцию заявление о зачете или возврате суммы сбора, а также уточненные сведения о полученной лицензии, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора. Такой порядок установлен приказом МНС России от 23.07.2004 N САЭ-3-21/438@ "Об утверждении перечня документов, на основании которых осуществляется зачет или возврат сумм сбора за пользование объектами животного мира по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира".

По истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира, выданным уполномоченным органом.

К нереализованным лицензиям на пользование объектами животного мира относятся бланки именных разовых лицензий, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями от лицензирующих органов, но не выданные физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей), а также именные разовые лицензии, полученные от лицензирующих органов организациями и индивидуальными предпринимателями и выданные физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей), но не использованные или не полностью использованные ими. В этом случае плательщик сбора представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) корректирующие сведения о полученной, но не реализованной лицензии, а также заявление на возврат (зачет) сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира и подтверждение (в произвольной форме) лицензирующего органа по факту сдачи нереализованных лицензий на хранение, заверенное должностным лицом указанного органа. Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира осуществляется в порядке, установленном главой 12 части первой Кодекса.

Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 144_ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии (разрешению) на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии должны представлять сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов в налоговые органы по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию (разрешение), а не в налоговые органы по месту своего учета.

По истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира, выданным уполномоченным органом, в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию (разрешение), а не по месту своего учета, как это было до принятия вышеназванного Закона.

При учете в целях налогообложения налогом на прибыль организаций сумм сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов следует руководствоваться подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ