Внимание! Документ недействующий.
ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О занятости населения в Российской Федерации
(с изменениями на 15 июля 1992 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Российской Федерации от 15 июля
1992 года N 3307-1 (Российская газета N 192,
28.08.92).
Настоящий Закон определяет на основании принципов государственной политики, установленных в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства по реализации права на труд граждан, постоянно проживающих* на территории Российской Федерации.
* Шесть
месяцев и более, если иное не определено
законодательством (в ред. Закона
Российской Федерации от 15 июля 1992 года N
3307-1 - Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 34, ст.1974).
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Занятость граждан
Занятость - это деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, не
противоречащая законодательству СССР и
Российской Федерации и приносящая, как
правило, им заработок (трудовой доход**).
Гражданам принадлежит исключительное
право распоряжаться своими
способностями к производительному и
творческому труду. Принуждение (в
какой-либо форме) к труду не допускается,
за исключением случаев, особо
установленных законодательством.
Незанятость граждан не может служить
основанием для их привлечения к
административной и иной
ответственности.
** Далее - заработок.
Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
работающие по найму, в том числе
выполняющие работу за вознаграждение на
условиях полного либо неполного
рабочего времени, а также имеющие иную
оплачиваемую работу (службу);
временно отсутствующие в связи с
нетрудоспособностью, отпуском,
повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой или
иными причинами;
самостоятельно обеспечивающие себя
работой, в том числе предприниматели,
лица, занятые индивидуальной трудовой
деятельностью, включая фермеров, а также
члены производственных кооперативов;
избранные, назначенные или утвержденные
на оплачиваемую должность;
проходящие службу в Вооруженных Силах,
внутренних и железнодорожных войсках,
органах государственной безопасности и
внутренних дел;
трудоспособные граждане, обучающиеся в
общеобразовательных школах,
профессионально-технических училищах, а
также проходящие очный курс обучения в
высших, средних специальных и других
учебных заведениях, включая обучение по
направлению федеральной
государственной службы занятости
населения (далее - служба занятости).
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974).
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
Безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы и
заработка, зарегистрированы в службе
занятости в целях поиска подходящей
работы и готовы приступить к ней. При
этом не учитываются оплата за выполнение
общественных работ по направлению
службы занятости, а также выплаты
выходного пособия и среднего заработка
работникам,высвобожденным с
предприятий, из учреждений и организаций
в связи с их ликвидацией, реорганизацией,
сокращением численности или штата.
Решение о признании гражданина
безработным принимается службой
занятости по месту жительства
гражданина не позднее 11 дней с момента
предъявления службе занятости паспорта,
трудовой книжки или документов, их
заменяющих, а также документов,
удостоверяющих его профессиональную
квалификацию, справки о среднем
заработке за последние два месяца по
последнему месту работы, а для впервые
ищущих работу и не имеющих профессии
(специальности) - паспорта и документа об
образовании. При этом гражданин
признается безработным со дня
предъявления указанных документов.
Безработными не могут быть признаны
граждане:
не достигшие 16-летнего возраста, а также
граждане, которым в соответствии с
пенсионным законодательством назначена
пенсия, кроме граждан, получающих пенсию
по инвалидности III группы;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня
обращения в службу занятости от двух
вариантов подходящей работы, а впервые
ищущие работу, не имеющие профессии
(специальности) - в случае двух отказов от
получения профессиональной подготовки
или от предложенной оплачиваемой работы,
включая работу временного характера.
Гражданину не может быть предложена одна
и та же работа (одно и то же место учебы)
дважды.
Гражданин, который в установленном
порядке не признан безработным,
приобретает право на повторное
обращение в службу занятости для
признания таковым через две недели.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974).
Статья 4. Подходящая и не подходящая работа
1. Подходящей считается такая работа,
которая соответствует профессиональной
пригодности работника с учетом уровня
его профессиональной подготовки,
прежней работы, состояния здоровья,
транспортной доступности рабочего
места.
Максимальная удаленность подходящей
работы от места жительства безработного
определяется соответствующим местным
Советом народных депутатов с учетом
развития сети общественного транспорта
в данной местности.
Оплачиваемая работа, требующая или не
требующая (с учетом возрастных и иных
особенностей граждан) предварительной
подготовки, включая работу временного
характера, отвечающая требованиям
законодательства о труде, считается
подходящей для следующих категорий
граждан:
впервые ищущих работу, не имеющих
профессии (специальности);
отказавшихся повысить (восстановить)
квалификацию или получить смежную
профессию (специальность) после
трехгодичного перерыва в работе или
после окончания первоначального
(12-месячного) периода безработицы.
2. Подходящей не может считаться работа,
если:
она связана с переменой места жительства
без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам
и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего
заработка гражданина, исчисленного за
последние два месяца по последнему месту
работы.
Данное положение не распространяется на
граждан, среднемесячный заработок
которых превышал средний уровень
заработка в республике, входящей в
состав Российской Федерации, крае,
области, автономной области, автономном
округе, городах Москве и
Санкт-Петербурге. В этом случае
подходящей не может считаться работа,
если предлагаемый заработок ниже
указанного среднего уровня в республике,
входящей в состав Российской Федерации,
крае, области, автономной области,
автономном округе, городах Москве и
Санкт-Петербурге.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974).
Статья 5. Государственная политика в области занятости населения
1.
Государство обеспечивает проведение
политики содействия реализации прав
граждан на полную, продуктивную и
свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области
занятости населения направлена на:
обеспечение равных возможностей всем
гражданам, проживающим на территории
Российской Федерации, независимо от
национальности, пола, возраста,
социального положения, политических
убеждений и отношения к религии, в
реализации права на труд и свободный
выбор занятости;
поддержку трудовой и
предпринимательской инициативы граждан,
осуществляемой в рамках законности,
содействие развитию их способностей к
производительному и творческому труду.
соблюдение добровольности труда,
свободного волеизъявления граждан в
выборе вида занятости;
обеспечение социальной защиты в области
занятости, проведение специальных
мероприятий, способствующих обеспечению
занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности республик,
входящих в состав Российской Федерации,
местных Советов народных депутатов в
обеспечении занятости населения с
согласованностью действий при
проведении централизованных
мероприятий в решении важнейших проблем
в этой области;
координацию деятельности в области
занятости с деятельностью по другим
направлениям экономической и социальной
политики, включая социальное
обеспечение, регулирование роста и
распределение доходов, предупреждение
инфляции;
поощрение работодателей, создающих
новые рабочие места, прежде всего для
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы;
координацию деятельности
государственных органов,
профессиональных союзов Российской
Федерации,их организаций, ассоциаций
(союзов) предпринимателей в разработке,
реализации и контроле за выполнением мер
по обеспечению занятости населения;
обеспечение занятости в местах
проживания малочисленных народов и
народностей Российской Федерации с
учетом национальных особенностей их
хозяйственной и культурной
деятельности, а также исторически
сложившихся видов занятости;
международное сотрудничество в решении
проблем занятости населения, включая
вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской
Федерации за рубежом и иностранных
граждан на территории Российской
Федерации.
Статья 6. Законодательство о занятости населения
1. Отношения в сфере занятости населения
регулируются настоящим Законом,
законодательством Российской Федерации
о труде и издаваемыми в соответствии с
ними законодательными актами, а также
специальными законодательными актами,
определяющими государственную политику
в отношении отдельных групп населения,
особо нуждающихся в социальной защите.
2. Законодательство о занятости
населения распространяется также на
постоянно проживающих в Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства, если иное не вытекает из
актов законодательства Российской
Федерации или не предусмотрено
международными (межреспубликанскими)
договорами Российской Федерации.
Статья 7. Разграничение полномочий
в осуществлении
государственной политики занятости
населения
1. К
ведению Российской Федерации в лице ее
государственных органов власти и
управления относятся:
определение и реализация с участием
органов государственной власти и
управления республик, входящих в состав
Российской Федерации, местных Советов
народных депутатов основных направлений
государственной политики в области
занятости населения на территории
Российской Федерации;
координация деятельности органов
государственной власти и управления
республик, входящих в состав Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области и автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам
занятости населения, заключение с ними
соглашений и разработка
общереспубликанских (Российской
Федерации) программ в этой сфере;
определение минимальных и обязательных
для всех республик, входящих в состав
Российской Федерации, краев, областей,
автономной области и автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга
нормативов социальной и экономической
защищенности граждан, проживающих на
территории Российской Федерации, от
безработицы.
2. Республики, входящие в состав
Российской Федерации, края, области,
автономная область и автономные округа,
города Москва и Санкт-Петербург в
соответствии со своей компетенцией
решают в полном объеме вопросы,
связанные с разработкой и
осуществлением политики занятости
населения с учетом национальных,
хозяйственных и культурных
особенностей, обеспечением реализации
прав граждан, предусмотренных настоящим
Законом и другими законодательными и
нормативными актами.
3. Законодательством республик, входящих
в состав Российской Федерации, решениями
местных Советов народных депутатов, а
также коллективными договорами (другими
соглашениями) могут предусматриваться
иные, не противоречащие настоящему
Закону, условия и порядок выплаты
пособия по безработице, уточнения
приведенного в статье 4 настоящего
Закона определения подходящей работы,
усиливающие социальную защищенность
трудящихся, включая продление сроков
выплаты и увеличение размера пособия,
вознаграждения за труд на оплачиваемых
общественных работах, а также стипендии
в период обучения за счет собственных
средств республик, входящих в состав
Российской Федерации, краев, областей,
автономной области и автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
4. В случае массового высвобождения
работников и затруднений в их дальнейшем
трудоустройстве местные Советы народных
депутатов по предложению службы
занятости и соответствующих профсоюзных
органов могут приостановить на срок до
шести месяцев решение о высвобождении
или принимать решение о проведении
поэтапного высвобождения работников в
течение года, осуществляя
финансирование данных мероприятий за
счет средств местных Советов народных
депутатов.
II.ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Статья 8. Право граждан на
трудоустройство
Граждане имеют право на выбор места
работы путем прямого обращения к
работодателям или через бесплатное
посредничество службы занятости.
Решение о приеме на работу оформляется
путем заключения трудового договора
(контракта, соглашения) между
работодателями и гражданином,
устраивающимся на работу.
Порядок и условия заключения трудовых
договоров (контрактов, соглашений) при
трудоустройстве регулируются
законодательством Российской Федерации
о труде.
Статья 9. Право граждан на
консультацию по профориентации,
профессиональную подготовку,
переподготовку и
получение информации в службе занятости
населения
Граждане имеют право на
бесплатную консультацию и бесплатное
получение информации в службе занятости
с целью выбора работы, режима труда,
возможности обучения.
Безработные граждане имеют также право
на бесплатную профессиональную
ориентацию, профессиональную
подготовку, переподготовку по
направлению службы занятости.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за границей
В
соответствии с международными
(межреспубликанскими) соглашениями
Российской Федерации гражданам
предоставляется право на
профессиональную деятельность в период
их пребывания за границей.
Граждане имеют право на самостоятельный
поиск работы и трудоустройство за
границей.
Статья 11. Право граждан на
обжалование действий органов
службы занятости населения, их
должностных лиц
Граждане вправе обжаловать
действия должностных лиц органов службы
занятости населения в вышестоящий орган
системы службы занятости, а также в суд в
порядке, установленном
законодательством.
III. ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Статья 12. Гарантии реализации права
граждан на труд
1. Государство гарантирует гражданам,
постоянно проживающим на территории
Российской Федерации:
свободу выбора вида занятости, в том
числе работы с различными режимами
труда, правовую защиту от
необоснованного увольнения;
бесплатное содействие в подборе
подходящей работы и трудоустройстве;
предоставление работодателями, в
соответствии с их заранее поданными
заявками, подходящей работы на период не
менее трех лет выпускникам учебных
заведений.
2. Государство гарантирует безработным
гражданам:
бесплатное обучение новой профессии
(специальности) и повышение квалификации
по направлению службы занятости;
компенсацию в соответствии с
действующим законодательством
материальных затрат в связи с
направлением на работу в другую
местность по предложению службы
занятости;
возможность заключения срочных трудовых
договоров на участие в оплачиваемых
общественных работах, организуемых с
учетом возрастных и иных особенностей
граждан.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 13. Дополнительные гарантии
занятости для отдельных
категорий населения
1.
Государство обеспечивает
дополнительные гарантии категориям
граждан, особо нуждающимся в социальной
защите* и испытывающим трудности в
поиске работы, путем создания
дополнительных рабочих мест и
специализированных предприятий,
организаций (включая предприятия и
организации для труда инвалидов)
организацией обучения по специальным
программам и другими мерами.
Местные Советы народных депутатов за
счет собственных средств,
предоставления налоговых льгот, других
источников устанавливают предприятиям,
учреждениям и организациям минимальное
количество специальных рабочих мест для
приема на работу указанных категорий
граждан.
2. Гражданам, высвобождаемым с
предприятий, из организаций, учреждений,
гарантируется в течение двух лет после
увольнения сохранение очереди на
получение жилья (улучшение жилищных
условий) по прежнему месту работы, а
также возможности пользоваться детскими
дошкольными учреждениями их детям.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
*
Молодежь, одинокие и многодетные
родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей; женщины,
воспитывающие детей дошкольного
возраста, детей-инвалидов; лица
предпенсионного возраста, инвалиды;
лица,продолжительное время не имеющие
работы; лица, освобожденные из
учреждений, исполняющих наказание или
осуществляющих принудительное лечение
по решению суда; беженцы, вынужденные
переселенцы.
IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ
Статья 14. Регулирование занятости
населения
В целях содействия полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
населения государство
предусматривает:
осуществление мер финансово-кредитной,
инвестиционной и налоговой политики,
направленных на рациональное размещение
производительных сил, повышение
мобильности трудовых ресурсов, создание
новых технологий, поощрение применения
гибких режимов труда, повышение
престижности сферы услуг, и других мер,
способствующих сохранению и развитию
системы рабочих мест;
правовое регулирование в области
занятости на основе соблюдения законных
прав и интересов граждан и
соответствующих государственных
гарантий, дальнейшее совершенствование
законодательства о занятости населения
и труде;
создание службы занятости населения и
государственного фонда занятости
Российской Федерации.
Статья 15. Статистическая отчетность о занятости населения
С целью объективной оценки состояния
рынка рабочей силы и положения в области
занятости населения в Российской
Федерации устанавливается
государственная статистическая
отчетность.
Статья 16. Республиканские и региональные программы занятости населения
Органы
службы занятости разрабатывают
республиканские и региональные (краевые,
областные, районные, городские)
программы, предусматривающие меры
содействия занятости населения в
соответствии с настоящим Законом.
Статья 17. Территории приоритетного развития
Правительство Российской Федерации
определяет территории, где развитие
рабочих мест особо поощряется
государством. Такие территории (прежде
всего трудоизбыточные) на определенный
период приобретают статус территорий
приоритетного развития, утверждаемый
Верховным Советом Российской
Федерации.
Работодателям, создающим на указанных
территориях рабочие места, объекты
социальной инфраструктуры,
предоставляются льготы по
налогообложению прибыли, иная
финансовая помощь в порядке и на услових,
определяемых законодательством
Российской Федерации.
Статья 18. Лицензирование
привлечения в Российскую Федерацию
иностранной рабочей силы
Привлечение в Российскую
Федерацию иностранной рабочей силы
является приоритетным правом Российской
Федерации.
Лицензирование привлечения иностранной
рабочей силы осуществляется
Правительством Российской Федерации по
предложению органов исполнительной
власти республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области и автономных округов , городов
Москвы и Санкт-Петербурга. Порядок
лицензирования определяется положением,
утверждаемым Верховным Советом
Российской Федерации.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 19. Негосударственные организации содействия занятости населения
Лицензии на деятельность
негосударственных организаций по
оказанию платных услуг в содействии
занятости граждан выдаются в
установленном порядке органами
исполнительной власти при наличии
заключения федеральной государственной
службы занятости.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населения
С целью
выработки согласованных решений по
определению и осуществлению политики
занятости населения на республиканском
и местном уровнях создаются
координационные комитеты содействия
занятости населения из представителей,
рекомендуемых профессиональными
союзами, ассоциациями (союзами)
предпринимателей, органами службы
занятости и общественными
организациями, представляющими интересы
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите.
Организация и порядок работы комитетов
определяются представленными в
комитетах сторонами.
Статья 21. Участие профсоюзов в содействии занятости населения
1.
Профессиональные союзы, их органы и
организации вправе участвовать в
разработке государственной политики
занятости населения.
2.Профсоюзные организации, их выборные
органы имеют право:
вносить в Советы Министров республик,
входящих в состав Российской Федерации,
исполнительные комитеты местных Советов
народных депутатов предложения о
перенесении сроков или временном
прекращении реализации мероприятий,
связанных с высвобождением работников;
осуществлять защиту социальных гарантий
трудящихся в вопросах обеспечения
занятости, приема на работу (службу),
увольнения, предоставления льгот и
компенсаций в соответствии с
законодательством.
3. Массовое высвобождение работников,
связанное с рационализацией
производства, совершенствованием
организации труда, ликвидацией,
перепрофилированием предприятия, его
структурных подразделений, полной или
частичной приостановкой производства по
инициативе органа управления,
работодателя может осуществляться лишь
при условии предварительного (не менее
чем за три месяца) письменного
уведомления соответствующих
профсоюзных органов.
4. Органы управления, работодатели
проводят по предложению профсоюзов
взаимные консультации по проблемам
занятости.
По итогам консультаций могут
заключаться соглашения,
предусматривающие мероприятия,
направленные на содействие занятости.
Профсоюзные организации, их выборные
органы вправе требовать от работодателя
включения в коллективный договор
конкретных мер по обеспечению
занятости.
5. Предложения профсоюзных органов в
связи с массовым высвобождением
работников, направленные в
соответствующие органы власти и
управления и работодателям, подлежат
рассмотрению в установленном порядке.
Статья 22. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
1.
Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации*
является государственным внебюджетным
фондом и федеральной собственностью
Российской Федерации и предназначен для
финансирования мероприятий, связанных с
реализацией государственной политики
занятости населения.
* В
дальнейшем - фонд занятости.
2. Порядок образования фонда занятости, а
также расходования его средств
определяется положением о
государственном фонде занятости
Российской Федерации, утверждаемым
Верховным Советом Российской
Федерации.
3. Фонд занятости образуется за счет:
обязательных страховых взносов
работодателей;
обязательных страховых взносов с
заработка работающих;
ассигнований из республиканского
бюджета Российской Федерации, бюджетов
национально-государственных и
административно-территориальных
образований Российской Федерации.
Дополнительными источниками
поступлений могут являться добровольные
взносы предприятий, учреждений,
организаций, общественных организаций и
граждан, а также другие поступления.
Размеры страховых взносов и
ассигнований из республиканского
бюджета Российской Федерации, бюджет
фонда занятости и отчет об его
исполнении утверждаются Верховным
Советом Российской Федерации по
представлению Правительства Российской
Федерации.
Средства фонда занятости хранятся на
счетах в учреждениях Центрального банка
Российской Федерации. Операции по счетам
фонда осуществляются в порядке,
установленном законодательством и
правилами Центрального банка Российской
Федерации, и производятся по
расчетно-денежным документам
установленных форм.
4. Средствами фонда занятости
распоряжается служба занятости
населения.
5. Средства фонда занятости, не
использованные в отчетном году, изъятию
не подлежат и переходят на следующий
финансовый год.
6. Фонд занятости освобождается от уплаты
налогов по доходам, получаемым в
соответствии с пунктом 3 настоящей
статьи, а также государственных и
таможенных пошлин.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 23. Профессиональная
подготовка, повышение квалификации
и переподготовка граждан
1.
Профессиональная подготовка, повышение
квалификации и переподготовка
безработных граждан может
осуществляться по направлению службы
занятости в случаях, если:
невозможно подобрать подходящую работу
из-за отсутствия у гражданина
необходимой профессиональной
квалификации;
необходимо изменить профессию
(квалификацию) в связи с отсутствием
работы, отвечающей имеющимся у
гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к
выполнению работы по прежней профессии
(специальности).
2. Профессиональная подготовка,
повышение квалификации и переподготовка
таких граждан осуществляется в учебных
центрах службы занятости или в иных
учебных заведениях в соответствии с
заключаемыми службой занятости
договорами.
3. Право в приоритетном порядке пройти
переподготовку, приобрести новую
профессию (специальность) имеют
безработные граждане по истечении срока
выплаты пособия, в том числе
направленные на оплачиваемые
общественные работы в случае отсутствия
свободных учебных мест.
4. Учебные заведения, осуществляющие
обучение и переподготовку граждан по
договорам со службой занятости,
освобождаются от уплаты налогов на
прибыль, а также государственных и
таможенных пошлин.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 24. Организация общественных работ
Местные Советы народных депутатов по
предложению и при участии службы
занятости организуют в целях
обеспечения временной занятости
населения проведение оплачиваемых
общественных работ на предприятиях, в
учреждениях, организациях, находящихся в
их собственности, и по договорам - на
других предприятиях, в учреждениях,
организациях.
С лицами, желающими участвовать в
общественных работах, заключается
срочный трудовой договор.
Преимущественным правом на заключение
такого договора пользуются безработные
граждане, не получающие пособия по
безработице (стипендии).
Граждане, занятые на общественных
работах, получают оплату труда за
фактически выполненные работы, но не
ниже уровня, установленного
законодательством Российской Федерации.
На граждан, занятых на общественных
работах, распространяется
законодательство о труде и социальном
страховании, а также право на получение
пособия по безработице.
Финансирование общественных работ
производится предприятиями,
учреждениями, организациями, для которых
выполняются эти работы, а также за счет
соответствующего местного бюджета и
привлечения средств фонда занятости.
V. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 25. Органы федеральной
государственной службы занятости
населения
Федеральная государственная
служба занятости населения является
организационно самостоятельной
федеральной государственной службой на
территории Российской Федерации. Ее
работу возглавляет и организует
Государственный комитет Российской
Федерации по занятости населения.
Руководителем службы занятости является
Председатель Государственного комитета
Российской Федерации по занятости
населения. Назначение и освобождение от
должности руководителей органов службы
занятости всех уровней производятся
вышестоящим органом службы занятости по
представлению соответствующего органа
исполнительной власти и с последующим
утверждением соответствующим органом
государственной власти.
Федеральная государственная служба
занятости населения состоит из:
Государственного комитета Российской
Федерации по занятости населения;
государственных комитетов республик в
составе Российской Федерации по
занятости населения;
центров занятости населения в краях,
областях, автономной области, автономных
округах, городах Москве и
Санкт-Петербурге;
центров занятости населения в районах и
городах.
В республиках в составе Российской
Федерации, краях, областях, автономной
области и автономных округах, городах и
районах органы службы занятости
подчиняются в своей деятельности
вышестоящим органам службы занятости и
соответствующим органам исполнительной
власти в пределах их компетенций.
Финансирование службы занятости
осуществляется за счет средств фонда
занятости.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 26. Обязанности государственной службы занятости
1. Государственная служба занятости
обязана:
анализировать, прогнозировать спрос и
предложение на рабочую силу и
информировать о состоянии рынка труда;
вести учет свободных рабочих мест и
граждан, обращающихся по вопросам
трудоустройства;
информировать обращающихся в службу
занятости трудящихся и работодателей о
возможности получения работы и
обеспечения рабочей силой, о
требованиях,предъявляемых к гражданам,
желающим приобрести ту или иную
профессию;
оказывать помощь гражданам в выборе
подходящей работы, в том числе на
контрактной основе, а работодателям - в
подборе необходимых работников;
организовывать профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации граждан в учебных центрах
службы занятости или других учебных
заведениях, оказывать помощь в развитии
и определении содержания курсов
обучения и переобучения;
оказывать услуги в профессиональной
ориентации и трудоустройстве
высвобождаемым работникам и другим
категориям населения;
обеспечивать регистрацию безработных и
оказывать им в пределах своей
компетенции помощь;
разрабатывать республиканские и
региональные программы занятости,
включая финансовое обеспечение, и
мероприятия по социальной защищенности
различных групп населения;
подготавливать предложения и заключения
об использовании труда иностранных
рабочих, привлекаемых в Российскую
Федерацию на основе
межправительственных соглашений и
лицензий;
оплачивать стоимость профессиональной
подготовки, переподготовки граждан,
трудоустройство которых требует
получения новой профессии
(специальности), а также устанавливать им
на весь период обучения стипендии в
размерах, предусмотренных настоящим
Законом;
выдавать в установленном Законом
порядке гражданам пособия по
безработице и приостанавливать выплату
этих пособий;
устанавливать надбавки к пособиям по
безработице (стипендии) с учетом
иждивенцев.
2. Органы службы занятости обеспечивают
опубликование статистических данных и
информационных материалов о предложении
и спросе на рабочую силу, возможностях
трудоустройства, профессиональной
ориентации и социально-трудовой
реабилитации.
3. Услуги, связанные с обеспечением
занятости граждан, предоставляются
государственной службой занятости
бесплатно.
Статья 27. Права службы занятости
населения
Служба
занятости населения имеет следующие
права:
запрашивать у работодателей информацию
о предполагаемых структурных изменениях
и иных мероприятиях, в результате
которых может произойти высвобождение
работников, а также данные о потребности
в рабочей силе, о количестве
высвобождаемых, принятых и уволенных
работников;
направлять работодателям, при наличии у
них потребностей в рабочей силе, граждан,
обращающихся в службу занятости для
трудоустройства;
разрабатывать и вносить на рассмотрение
местных Советов народных депутатов
предложения об установлении для
работодателей минимального количества
специальных рабочих мест для граждан,
требующих особой социальной защиты и
испытывающих затруднения в
трудоустройстве;
заключать по доверенности работодателей
от их имени договоры с гражданами о
трудоустройстве (с предварительной, при
необходимости, профессиональной
подготовкой) оплачивать таким гражданам
за счет средств работодателей стоимость
проезда, суточные за каждый день
нахождения в пути, а также выдавать им
пособия при переезде на новое место
жительства и работы;
направлять в установленном порядке
безработных граждан по их желанию на
оплачиваемые общественные работы;
оказывать материальную помощь семьям
безработных;
взыскивать в бесспорном порядке с
работодателей суммы сокрытых или
заниженных страховых взносов в фонд
занятости, а также недоимок штрафов и
иных санкций, предусмотренных
законодательством. Взыскание указанных
сумм производится после расчетов
работодателя c бюджетами. При взыскании в
бесспорном порядке указанных сумм
органы службы занятости пользуются
правами, предоставленными налоговым
органам Российской Федерации по
взысканию не внесенных в срок налогов.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
VI. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ
Статья 28. Содействие работодателей в
обеспечении занятости
1. Работодатели содействуют проведению
государственной политики занятости на
основе:
соблюдения условий договоров
(контрактов, других соглашений),
регулирующих трудовые отношения в
соответствии с законодательством;
реализации мер, предусмотренных в
коллективных договорах (других
соглашениях) по защите трудящихся в
случае безработицы или приостановки
производства; оказания содействия в
трудоустройстве, профессиональной
подготовке и предоставления сверх
установленной законодательством
дополнительной материальной помощи
высвобождаемым работникам за счет
средств предприятий, учреждений,
организаций и других работодателей;
создания условий для профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работающих. При исчислении
налогооблагаемой прибыли сумма
балансовой прибыли предприятий,
учреждений, организаций уменьшается на
сумму средств, затраченных
работодателями на эти цели;
трудоустройства определяемого местным
Советом народных депутатов числа
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите.
2. Работодатели своевременно, не менее
чем за три месяца, и в полном объеме
представляют службе занятости и в
профсоюзный орган информацию о
возможных массовых увольнениях
трудящихся, число и категории
трудящихся, которых оно может коснуться,
и в срок, в течение которого его намечено
осуществить, и несут ответственность в
порядке, установленном действующим
законодательством за предоставление
недостоверных сведений.
3. Работодатели полностью возмещают
затраты службы занятости по созданию
специальных рабочих мест и
профессиональной подготовке в связи с
трудоустройством работников, получивших
профессиональное заболевание или
инвалидность на данном производстве,
путем перечисления средств в фонд
занятости.
4. В случае отказа в приеме на работу
ранее заявленных выпускников высших,
средних специальных и
профессионально-технических учебных
заведений предприятия, учреждения и
организации производят целевые
финансовые отчисления в фонд занятости в
размере среднего заработка работника
данной категории за год.
5. При приеме на работу гражданина,
направленного службой занятости,
работодатель возвращает в службу
занятости направление с указанием дня
приема гражданина на работу.
В
случае отказа в приеме на работу
гражданина, направленного службой
занятости, работодатель делает в
направлении службы занятости отметку о
дне явки гражданина и причине отказа в
приеме на работу и возвращает
направление гражданину.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 29. Права работодателей
1. Работодатель имеет право принимать на
работу граждан, непосредственно
обратившихся на предприятие, на равных
основаниях с гражданами, имеющими
направление службы занятости.
2. Работодатели, создающие
дополнительные рабочие места для
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите, сверх минимального количества,
устанавливаемого Советами народных
депутатов, имеют право на частичное
возмещение связанных с этим расходов в
виде дополнительных налоговых льгот,
другие формы компенсации.
3. Работодатель имеет право получать от
службы занятости бесплатную информацию
о состоянии рынка труда.
4. При необходимости служба занятости
может компенсировать работодателям
полностью или частично затраты на
организацию обучения принятых на работу
граждан, высвобождаемых с других
предприятий, из учреждений,
организаций.
5. Работодатель имеет право обжаловать
действие органа службы занятости в
вышестоящий орган службы занятости, а
также в установленном законодательством
судебном порядке.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
Статья 30. Гарантии материальной и
социальной поддержки
1. Граждане, с которыми расторгнут
трудовой договор, получают гарантии и
компенсационные выплаты в соответствии
с законодательством о труде.
Государство гарантирует безработным:
выплату стипендии в период
профессиональной подготовки,
переподготовки или повышения
квалификации;
выплату пособия по безработице;
возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;
компенсацию затрат в связи с
добровольным переездом в другую
местность по предложению службы
занятости.
2. Время, в течение которого гражданин в
установленном законом порядке получает
стипендию, пособие по безработице,
принимает участие в оплачиваемых
общественных работах, а также время,
необходимое для переезда по направлению
службы занятости в другую местность и
трудоустройства, не прерывает трудового
стажа и засчитывается в общий трудовой
стаж.
3. Все виды пособий и других выплат
безработным подлежат индексации в
установленном законом порядке.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 31. Компенсация работникам,
высвобождаемым с предприятий,
из учреждений и организаций
Работникам, высвобождаемым с
предприятий, из учреждений, организаций
в связи с их ликвидацией, реорганизацией,
осуществлением мероприятий по
сокращению численности или штата при
расторжении трудового договора,
предоставляются гарантии и компенсации
в соответствии с трудовым
законодательством.
При отсутствии у ликвидируемых
предприятий, учреждений, организаций
средств, предназначенных для расчетов с
высвобождаемыми гражданами, выплата
компенсаций производится в порядке и на
условиях, установленных
законодательством.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 32. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
На
период профессиональной подготовки
(переподготовки) граждан по направлению
службы занятости им выплачивается
стипендия в следующих размерах:
для граждан, имеющих трудовой стаж свыше
одного года, - в размере 75 процентов их
среднемесячного заработка по последнему
месту работы, но не ниже минимальной
оплаты труда, предусмотренной
законодательством Российской Федерации
и не выше среднего заработка в данной
республике, входящей в состав Российской
Федерации, крае, области, автономной
области, автономном округе, городах
Москве и Санкт-Петербурге;
для граждан, не имеющих трудового стажа
или имеющих трудовой стаж менее одного
года, - в размере стипендии,
установленной государством для учебных
заведений соответствующего профиля, но
не ниже размера пособия по безработице ,
предусмотренного для этой категории
граждан;
для граждан, утративших способность к
выполнению прежней работы вследствие
несчастного случая на производстве или
профзаболевания, за счет средств
соответствующих предприятий
(организаций) - в размере 100 процентов
среднего заработка по последнему месту
работы, но не ниже минимальной оплаты
труда, установленной законодательством
Российской Федерации и не выше среднего
заработка в данной республике, входящей
в Российскую Федерацию, крае, области,
автономной области, автономном округе,
городах Москве и Санкт-Петербурге.
Гражданам, имеющим иждивенцев, размер
стипендии повышается на каждого
иждивенца на 10 процентов, но не может
превышать размер среднего заработка по
последнему месту работы.
Размер стипендии может быть уменьшен или
выплата ее может быть приостановлена в
случаях неуспеваемости или
нерегулярного посещения занятий без
уважительной причины.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 33. Порядок определения размеров пособия по безработице
1.
Пособие безработным гражданам (включая
инвалидов Ш группы), уволенным по любым
основаниям, устанавливается в
процентном отношении к среднему
заработку, исчисленному за последние два
месяца по последнему месту работы, если
они в течение 12 месяцев, предшествующих
началу безработицы, имели оплачиваемую
работу не менее 12 календарных недель на
условиях полного рабочего дня (недели)
или на условиях неполного рабочего дня
(недели) с пересчетом на 12 календарных
недель с полным рабочим днем (неделей).
Пособие по безработице во всех иных
случаях, в том числе гражданам, ищущим
работу впервые, устанавливается в
размере минимальной оплаты труда.
2. При наличии у безработного гражданина
нетрудоспособных иждивенцев размер
пособия увеличивается на 10 процентов на
каждого иждивенца, но максимальный
размер его не может превышать размер
среднего заработка по последнему месту
работы.
3. В соответствии с приговором или
решением суда с пособия по безработице
производятся все виды удержаний
(алименты, возмещение ущерба и так
далее).
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 34. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
1.Пособие по безработице выплачивается
гражданам, признанным в установленном
порядке безработными.
2. Решение о назначении пособия по
безработице принимается одновременно с
решением о признании гражданина
безработным в порядке, определенном
статьей 3 настоящего Закона.
Период выплаты пособия не может
превышать 12 месяцев в суммарном
исчислении в течение 18 календарных
месяцев, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Законом.
Гражданам, высвобожденным с предприятий,
из учреждений и организаций в связи с их
ликвидацией, реорганизацией или другими
структурными изменениями и
зарегистрированным в службе занятости в
течение двух недель после увольнения, но
не трудоустроенным в течение трех
месяцев, пособие по безработице
выплачивается с первого дня по истечении
этого периода.
В случае непредоставления оплачиваемой
подходящей работы по истечении
установленного срока выплаты пособия по
безработице гражданин имеет право на
получение иной профессии (специальности)
и участие в оплачиваемых общественных
работах на период вплоть до его
трудоустройства.
3. Пособие по безработице выплачивается
не реже двух раз в месяц при условии
прохождения безработным
перерегистрации в установленные службой
занятости сроки, но не реже двух раз в
месяц.
4. Верховные Советы республик, входящих в
состав Российской Федерации, местные
Советы народных депутатов могут
устанавливать и более продолжительные
сроки выплаты пособий или
предусматривать условия продления их
выплаты за счет средств соответствующих
бюджетов.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 35. Порядок продления сроков
выплаты пособия по
безработице гражданам со стажем работы,
дающим
право на пенсию по старости (по возрасту)
1.Для
граждан,общий трудовой стаж которых в
соответствии с Законом Российской
Федерации "О государственных пенсиях
в РСФСР" дает право на пенсию по
старости (включая пенсии на льготных
условиях) продолжительность периода
выплаты пособия по безработице
увеличивается на две календарные недели
сверх установленных 12 месяцев за каждый
год работы, превышающий требуемый стаж.
Общий период выплаты пособия по
безработице не может превышать 24
календарных месяцев в суммарном
исчислении в течение 36 календарных
месяцев.
2. По предложению службы занятости
безработным гражданам, имеющим
независимо от перерывов в трудовой
деятельности стаж работы, дающий право
выхода на полную пенсию по старости
(включая пенсию на льготных условиях), с
их согласия пенсия оформляется досрочно,
но не ранее чем за два года до
установленного законодательством срока
выхода на пенсию.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 36. Размер пособия по
безработице для граждан,
потерявших работу и заработок, уволенных
из Вооруженных Сил,
внутренних железнодорожных войск,
органов государственной
безопасности и внутренних дел
Пособие по безработице
начисляется гражданам, уволенным по
любым основаниям, из Вооруженных Сил,
внутренних железнодорожных войск,
органов государственной безопасности и
внутренних дел, с момента их регистрации
в службе занятости в качестве
безработных и до решения вопроса об их
трудоустройстве, но срок его выплаты не
должен превышать 12 месяцев (для лиц
предпенсионного возраста - 24 месяцев), в
размерах: первые три месяца - 75 процентов
среднемесячного заработка по последнему
месту работы, следующие четыре месяца 60
процентов, в дальнейшем - 45 процентов, но
во всех случаях не ниже минимального
заработка, установленного
законодательством Российской Федерации,
и не выше среднего заработка,
сложившегося в республике, входящей в
состав Российской Федерации, крае,
области, автономной области, автономном
округе, городах Москве и
Санкт-Петербурге.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 37. Размер пособия для иных категорий безработных граждан
Гражданам,ищущим работу впервые,
стремящимся возобновить трудовую
деятельность после длительного (более
одного года) перерыва, а также гражданам,
уволенным по любым основаниям, но не
имевшим 12 недель оплачиваемой работы в
течение 12 месяцев предшествующих началу
безработицы, пособия выплачиваются в
размере установленного законом
минимального размера месячной оплаты
труда.
Граждане, завершившие профессиональную
подготовку и переподготовку в учебных
заведениях по направлению службы
занятости и признанные в установленном
порядке безработными, имеют право на
получение пособия, первоначальный
размер которого не ниже выплачиваемой им
во время учебы стипендии.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 38. Приостановка и прекращение выплаты пособия по безработице
1.
Выплата пособия по безработице
прекращается , может быть отложена,
приостановлена или его размер может быть
сокращен органами службы занятости.
2. Выплата пособия по безработице
прекращается в случаях:
трудоустройства безработного;
прохождения профессиональной
подготовки, повышения квалификации или
переподготовки по направлению службы
занятости с выплатой стипендии;
истечения установленного периода
выплаты пособия по безработице;
получения пособия по безработице
обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по
безработице, к наказанию в виде лишения
свободы или принудительного лечения по
решению суда;
назначения в соответствии с пенсионным
законодательством пенсии (кроме пенсии
по инвалидности Ш группы).
3. Выплата пособия по безработице может
быть отложена на срок до трех месяцев в
случаях:
отказа в период безработицы от двух
вариантов подходящей работы;
увольнения за нарушение трудовой
дисциплины и другие виновные действия,
предусмотренные трудовым
законодательством;
длительные (более одного месяца)
отсутствия безработного в месте
постоянного проживания без уведомления
службы занятости.
Период, на который откладывается выплата
пособия по безработице, засчитывается в
общий период выплаты пособия по
безработице.
4. Выплата пособия по безработице может
быть приостановлена на срок до трех
месяцев в случаях:
трудоустройства безработного на
временную работу или работу с неполным
рабочим днем (неделей) без уведомления
службы занятости;
нарушения безработным условий его
регистрации и перерегистрации в
качестве безработного.
Период, на который приостанавливается
выплата пособия по безработице,
засчитывается в общий период выплаты
пособия по безработице.
5. Размер пособия по безработице может
быть сокращен на 25 процентов на срок до
одного месяца в случаях:
неявки без уважительных причин на
переговоры о трудоустройстве с
работодателем в течение трех дней со дня
направления службой занятости;
отказа без уважительных причин явиться в
орган службы занятости для получения
направления на работу (учебу).
6.
Решение о прекращении, отложении,
приостановке выплаты пособия по
безработице или снижении его размера
принимается службой занятости с
обязательным уведомлением безработного.
(в ред. Закона Российской Федерации от 15
июля 1992 года N 3307-1 - Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 34, ст.1974)
Статья 39. Материальная помощь
1. Членам семьи безработного, находящимся
на его иждивении, а также гражданам,
потерявшим право на пособие по
безработице в связи с истечением
установленного законодательством срока
его выплаты, может оказываться
материальная и иная помощь, включая
дотации за пользование жильем,
коммунальными услугами, общественным
транспортом, услугами здравоохранения и
общественного питания.
2. Порядок и условия оказания
материальной и иной помощи определяются
законодательством Российской Федерации,
республик, входящих в состав Российской
федерации, решениями местных Советов
народных депутатов, а также
коллективными договорами и иными
соглашениями.
Статья 40. Добровольное социальное страхование на случай потери работы
Граждане могут заключать с
организациями государственного
страхования договор добровольного
личного страхования на случай потери
работы. Порядок, периодичность и условия
страхования определяются
законодательством.
VIII. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 41. Органы, осуществляющие
контроль
Контроль за реализацией
законодательства о занятости населения
и соблюдением установленных социальных
гарантий осуществляется Советами
народных депутатов, соответствующими
государственными органами,
профессиональными союзами и другими
общественными организациями.
Статья 42. Ответственность за
нарушение Закона Российской Федерации
"О занятости населения в Российской
Федерации"
Законодательством Российской
Федерации и республик,входящих в состав
Российской Федерации, устанавливается
дисциплинарная, административная и
уголовная ответственность за нарушение
Закона Российской Федерации "О
занятости населения в Российской
Федерации".
Статья 43. Ответственность
работодателей за нарушение Закона
Российской Федерации
"О занятости населения в Российской
Федерации"
Работодатели, виновные в
нарушении настоящего Закона в части
незаконного привлечения граждан к труду,
а также статьи 28 (пп.2, 3, 4), несут
административную ответственность в виде
штрафа в размере от 10 тысяч до 100 тысяч
рублей, налагаемого в судебном порядке.
Статья 44. Ответственность работников службы занятости
Работники службы занятости, виновные в
нарушении настоящего Закона, несут
дисциплинарную ответственность вплоть
до увольнения от должности,
административную - в виде штрафа в
размере трех должностных окладов, а
также уголовную ответственность.
Статья 45. Ответственность за принуждение к труду
Лица, виновные в нарушении статьи 1
настоящего Закона, несут
административную ответственность в виде
штрафа в размере от одной тысячи до 10
тысяч рублей, налагаемого в судебном
порядке.
Первый заместитель
Председателя Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов
Москва,
Дом Советов
Российской Федерации
19 апреля 1991 года
Текст
постановления Верховного Совета РСФСР
от 19 апреля 1991 года N 1033-1 "О введении в
действие Закона РСФСР "О занятости
населения в РСФСР" см. по ссылке.
Редакция
документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"