Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

Вносится депутатом Государственной Думы
В.Г.Драгановым

Проект N



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Технический регламент о безопасности аттракционов

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни и здоровья физических лиц при пользовании аттракционами и их вспомогательными устройствами

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к аттракционам и их вспомогательным устройствам, и к связанным с этими требованиями процессам проектирования, производства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, утилизации.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) обязательные требования к аттракционам, находящимся в обращении на территории Российской Федерации;

2) обязательные требования к связанным с требованиями к аттракционам процессам проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации аттракционов;

3) правила идентификации аттракционов для целей применения настоящего Федерального закона;

4) правила и формы оценки соответствия аттракционов требованиям, настоящего Федерального закона;

5) требования к маркировке аттракционов

Статья 3. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также следующие основные понятия:

авария ? разрушение аттракциона или его критичного компонента, создающее непосредственную угрозу жизни или здоровью физического лица или угрозу крупного материального ущерба;

аттракцион - временно устанавливаемое или стационарное устройство для развлечений физических лиц в общественных местах, создающее для них развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий различных степеней риска;

аттракцион механизированный - аттракцион поступательного и вращательного движения, на котором пассажиров перемещают по заданной траектории или в переделах ограниченного пространства, используя энергию различных видов, за исключением мускульной энергии физических лиц;

аттракционы механизированные поступательного движения - аттракционы перемещающие модули пассажирские преимущественно поступательно по направляющим (катальные горы, башни свободного падения, железные дороги парковые, водные спуски на лодках или плотах, прогулочные монорельсовые дороги);

аттракционы механизированные вращательного движения - аттракционы перемещающие модули пассажирские преимущественно вращательно (вращаются и (или) раскачиваются), в том числе со сложным движением (качели, карусели, колеса обозрения, симуляторы перемещений);

аттракционы - автодромы и картинги, в которых пассажирские модули могут свободно перемещаться вне направляющих движения в огороженном (ограниченном) пространстве со значительными скоростями (сталкивающиеся автомобили, парковые дороги с прогулочными автопоездами, картинги, в т.ч. на эстакадах, скоростные дороги с мини-автомобилями);

аттракционы надувные - аттракционы, в которых используются пневматические устройства для обеспечения соответствующей функции (батуты надувные, горки, лабиринты, пневматические фигуры);

аттракционы соревновательно-развлекательные и призовые - в которых используются с соревновательными целями различные приспособления, лазеры, бросание предметов (тиры, батуты пружинные, лазательные аттракционы (стенки, лестницы), лазерные бои);

аттракционы водные немеханизированные - аттракционы для аквапарков, бассейнов и водоемов (водные спуски прямые, водные спуски с виражами, плавающие платформы, устройства, погруженные в воду, трамплины);

аттракционы для детей - аттракционы, на которых дети могут играть и развлекаться (качели, качалки, карусели, горки, стенки, лестницы, детские игровые комплексы различного типа, "сухие" бассейны с шариками);

ввод в эксплуатацию - начало работы аттракционов после получения разрешения на эксплуатацию и подтверждения его соответствия настоящему Федеральному закону;

вид аттракционов - совокупность нескольких типов аттракционов, имеющих однородный принцип действия или совокупность однородных функций;

вспомогательные устройства аттракционов - декорации и элементы оформления, ограждения, иллюминации, шатры, навесы, защитные экраны, павильоны, используемые совместно с аттракционами и создающие механические и иные риски для физических лиц;

контрольный пуск - испытательный пуск аттракциона без пассажиров, но с имитацией полной нагрузки от пассажиров согласно эксплуатационной документации аттракциона;

контур безопасности - часть пространства, внутри которого перемещается пассажир при исключении или минимизации риска получения травм в результате соприкосновения с подвижными и неподвижными элементами конструкций или другими пассажирами или посетителями аттракциона;

критичный компонент - часть конструкции, узел или деталь аттракциона или вспомогательного устройства аттракциона, отказ которых может вызвать катастрофические или критические последствия;

критичный параметр - существенная характеристика аттракциона или его компонента, нарушение которой может вызвать катастрофические или критические последствия;

модификация крупная - любое изменение конструкции критичного компонента или изменение критичного параметра по сравнению с проектными;

модуль пассажирский - часть аттракциона, предназначенная для перемещения в ней пассажиров (тележка, кабина, сиденье). Модуль включает одно или несколько посадочных мест, устройства фиксации а также необходимые средства обеспечения безопасности;

недопустимое использование - использование аттракциона не по назначению или с нарушением правил эксплуатационных документов;

обоснование безопасности - документ, содержащий анализ рисков аттракциона и меры их исключения или минимизации конструктивными и эксплуатационными мерами;

ограничение пользования - запрет на пользование аттракционом посетителями с отклонениями здоровья от нормы и (или) по возрасту, росту, массе, а также при плохом самочувствии;

опасная зона - зона внутри аттракциона или вокруг него, в которой человек подвергается опасности причинения вреда здоровью;

пассажир - физическое лицо, перемещаемое аттракционом;

правила пользования аттракционом - требования для пассажиров, посетителей, разработанные проектировщиком

проверка ежегодная - полная проверка аттракциона, его критичных компонентов и критичных параметров, а также его вспомогательных устройств после проведения ежегодного технического обслуживания;

проверка ежедневная - проверка работоспособности и технического состояния критичных компонентов, параметров и других частей аттракциона, а также его вспомогательных устройств, указанных в эксплуатационных документах, включая проведение контрольных пусков;

проверка контрольная - регламентированная проверка контрольным (надзорным) органом в соответствии с настоящим техническим регламентом документов подтверждения соответствия, формуляра и эксплуатационных документов на аттракцион, включающая контрольный пуск;

проверка полная - проводимая по инициативе эксплуатанта оценка соответствия состояния всех критичных компонентов и критичных параметров аттракциона эксплуатационных документов, включая разборку и осмотр компонентов, если это необходимо, проведение испытаний и контрольных пусков, а также технического состояния иных частей аттракциона и вспомогательных устройств;

разрешение на эксплуатацию - документ, выдаваемый эксплуатанту контрольным (надзорным) органом после выполнения необходимых процедур в соответствии с настоящим Федеральным законом;

тип аттракционов - аттракционы с несущественными отличиями друг от друга, изготовленные с применением типовой технической документации и типовых технологических процессов;

устройства для удерживания (пассажиров) - компоненты аттракционная (подножки, перила, поручни, ремни и тому подобное), предназначенные для предотвращения недопустимых перемещений пассажиров в опасную зону на аттракционе;

устройство (для) фиксации - устройство в виде дуги, перекладины, ремня, экрана и т.п., оснащенное запирающими устройствами, надежно фиксирующее положение тела пассажира в модуле пассажирском для безопасного восприятия ускорений и ограничивающее его недопустимые перемещения;

формуляр (аттракциона) - документ, идентифицирующий аттракцион и содержащий необходимые сведения о нем;

эксплуатант - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие аттракционом на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанный аттракцион для предоставления развлекательных услуг физическим лицам.

эксплуатационные документы - документы, разработанные проектировщиком, позволяющие обеспечить безопасность всех процессов эксплуатации и утилизации аттракционов и вспомогательных устройств в соответствии с техническими регламентами.

Статья 4. Объекты технического регулирования


1. К объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий Федеральный закон, относятся аттракционы временно устанавливаемые (перевозимые) и стационарные (смонтированные на фундаментах), в том числе:

механизированные поступательного движения;

механизированные вращательного движения;

автодромы и картинги;

надувные;

соревновательно-развлекательные и призовые;

водные немеханизированные;

для детей,

в которых предусмотрено использование биомеханических воздействий I, II, или III степени риска на пассажиров аттракционов (приложение 2), таких как:

подъем на значительную высоту;

перемещение со значительными скоростями;

перемещение со значительными ускорениями;

значительный наклон пассажиров с одновременным подъемом на значительную высоту или достижением значительной скорости.

2 Действие настоящего Федерального закона распространяется на аттракционы c электроприводами и питанием свыше 36 вольт.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на фундаменты и строительные конструкции, вспомогательные устройства.

4. Указанные в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона аттракционы именуются в дальнейшем поднадзорные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на аттракционы, содержащие биомеханические риски IV степени и не создающие высоких механических, электрических или иных рисков.

Статья 5. Идентификация аттракционов


1. В целях применения настоящего Федерального закона проводится идентификация аттракционов

2. Заинтересованное лицо обязано убедиться, что идентифицируемая продукция относится к одному из видов аттракционов и соответствует признакам, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, а также информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию.

3. Для идентификации процессов производства, хранения и перевозки в целях их отнесения к сфере действия настоящего Федерального закона любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку аттракционов, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

4. Идентификацию аттракциона и их вспомогательных устройств проводят:

заявитель, на основании информации в формуляре (паспорте);

органы по сертификации при подтверждении соответствия этих продуктов требованиям настоящего Федерального закона;

орган государственного контроля (надзора).

5. Классификация степеней биомеханических рисков аттракционов в зависимости от видов и уровней биомеханических воздействий на пассажиров осуществляется по следующим параметрам:

Виды
биомеханических воздействий

Обозначение

Степени биомеханических рисков аттракционов

I
очень высокий

I
высокий

III
повышенный

IV
минимальный

Уровни биомеханических воздействий

Подъем на относительную высоту*

H, м

H > 15

3 < H 15

0,45 < H 3

H 0,45

Скорость перемещения относительно элементов конструкции или людей

V, м/сек

V > 17

8 < V 17

3 < V 8

V 3

Перемещение с ускорениями "таз-голова"

az, (g)**

5 < а 6

4 < а 5

3 < а 4

а 3

Перемещение с ускорениями "бок-бок" и ускорениями торможения и разгона**

аx, ay (g)

1,5 < а 2

0,7 а 1,5

0,4 < а < 0,7

а 0,4

Наклон посадочных мест или опорных поверхностей с одновременным:
- подъемом на высоту
- или достижением скорости

в, градусы
H, м
V, м/сек

в > 120

для Н > 3
или V > 8

45° < в 120

для Н > 3
или V > 8

10° < в 45

для 0,45 < Н 3
или 3 < V 8

в < 10

для Н 0,45
или V 3

Глава II. ТРЕБОВАНИЕ К БЕЗОПАСНОСТИ АТТРАКЦИОНОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Статья 6. Требования к безопасной эксплуатации аттракционов. Оценка соответствия процессов эксплуатации требованиям эксплуатационных документов


1. При эксплуатации механизированных аттракционов с пассажирами подлежит оценке соответствия выполнение следующих требований:

1) подтверждение назначения эксплуатантом обученного персонала аттракциона;

2) подтверждение обучения и инструктажа персонала;

3) размещение информации о наличии и сроках действия разрешения на эксплуатацию аттракциона;

4) размещение правил пользования аттракционом для посетителей, а также правил обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы;

5) размещение информации об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, по возрасту, росту и массе (если это требуется), для аттракционов I и II степени биомеханических рисков информация излагается на русском и английском языке;

6) размещение средств для измерения роста и веса (объема) (если это требуется);

7) размещение информации об адресах и телефонах экстренных служб;

8) размещение на пульте аттракциона таблички с основными техническими характеристиками аттракциона;

9) размещение аптечки, организация места оказания первой медицинской помощи;

10) размещение необходимых эвакуационных знаков, плана и мероприятий по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле;

11) организация средств эвакуации пассажиров из пассажирских модулей;

12) размещение на аттракционе основных правил для персонала аттракциона;

13) размещение схем загрузки аттракциона пассажирами (если это требуется);

14) размещение на аттракционе таблички с требованиями механику по порядку ежедневных проверок критичных компонентов и параметров;

15) выполнение требований инструкций по эксплуатации, инструкций по ремонту и техническому обслуживанию, ведение соответствующих журналов;

16) успешное проведение ежедневных проверок аттракциона, с записями в журнале администратора о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации;

17) исключение свободного доступа пассажиров в опасные зоны во время работы аттракциона и вне его работы;

18) исключение недопустимого использования аттракциона;

19) организация безопасных рабочих мест персонала.

2. При проведении эксплуатации немеханизированных аттракционов I и II степени биомеханических рисков подлежат оценке соответствия следующие процедуры:

1) подтверждение назначения эксплуатантом обученного персонала аттракциона;

2) размещение информации о наличии и сроках действия разрешения на эксплуатацию аттракциона;

3) выполнение требований инструкций по эксплуатации, инструкций по ремонту и техническому обслуживанию, ведение соответствующих журналов;

4) исключение возможности попадания пассажиров в опасные зоны во время работы аттракциона и вне его работы;

5) исключение недопустимого использования аттракциона;

6) размещение информации об ограничениях пользования по возрасту, росту и массе (объему) (если это требуется);

7) размещение правил пользования аттракционом для посетителей;

8) размещение информации об адресах и телефонах экстренных служб.

3. Допускается самостоятельное пользование детьми старше 3-х лет, а также детьми до 3-х лет в сопровождении взрослых или подростков немеханизированными аттракционами III и IV степеней биомеханических рисков, установленными на детских площадках.

Для технического обслуживания и ремонта указанных аттракционов эксплуатант назначает приказом или по договору ответственное лицо.

Указанные аттракционы должны быть снабжены:

информацией об ограничениях пользования по возрасту, росту и массе;

правилами пользования для посетителей;

информацией об адресах и телефонах эксплуатанта и экстренных служб.

Статья 7. Техническое обслуживание и ремонт


1. Для аттракционов I, II и механизированных аттракционов III и VI степени биомеханических рисков перед пуском в эксплуатацию эксплуатант проводит ежедневную проверку.

2. Для аттракционов I и II степени биомеханических рисков эксплуатант проводит еженедельную оценку технического состояния.

3. Для эксплуатировавшихся аттракционов I, II и III степеней биомеханических рисков, а также механизированных аттракционов c электроприводами с питанием свыше 36 вольт, предназначенных для эксплуатации в общественных местах, а также после длительного (свыше 12 месяцев) приостановления эксплуатации аттракциона эксплуатантом, простоя по техническим причинам, в случае проведения частичной или полной разборки аттракциона, выполняется полная проверка аттракциона.

Эксплуатант проводит контрольную проверку с участием изготовителя или соответствующего органа по сертификации (заявителя, подавшего декларацию на этот аттракцион). Их положительное заключение о работоспособности аттракциона является достаточным основанием для продления контрольным (надзорным) органом разрешения на эксплуатацию аттракциона на срок до 18 месяцев.

4. Техническое обслуживание и ремонт аттракционов проводят в соответствии с эксплуатационными документами.

Статья 8. Общие требования к аттракционам до начала эксплуатации с пассажирами. Ввод аттракциона в эксплуатацию


1. Для начала эксплуатации вновь установленного аттракциона эксплуатант должен получить разрешение в контрольном (надзорном) органе. В дальнейшем разрешения продлеваются ежегодно в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

2. Для получения разрешения на эксплуатацию эксплуатант проводит необходимую подготовку аттракциона, направляет в территориальный орган Министерства по чрезвычайным ситуациям информацию из эксплуатационных документов о способах эвакуации пассажиров из аттракциона, содержащего биомеханические риски I и II степени подает заявку и необходимые документы на получение разрешения в территориальный орган контроля (надзора).

3. Территориальный орган контроля (надзора) в 5-дневный срок после получения заявки от эксплуатанта рассматривает представленные документы и проводит контрольную проверку аттракциона, проверку документов соответствия, оценок соответствия, формуляра и эксплуатационной документации на аттракцион, а также участвует в контрольном пуске аттракциона, выдает разрешение на эксплуатацию аттракциона на срок между контрольными проверками, указанными в эксплуатационных документах, но не более 18 месяцев, либо мотивированный письменный отказ.

Одновременно с разрешением на эксплуатацию орган контроля (надзора) выдает эксплуатанту знак (марку), копия которого размещается для информирования посетителей у входа на аттракцион.

Статья 9. Мероприятия для аттракционов с истекшим сроком службы или использованным назначенным ресурсом


1. Если назначенный срок службы основной несущей конструкции и незаменяемых частей аттракциона истек, то эксплуатация аттракциона эксплуатантом должна быть приостановлена.

2. Возобновление эксплуатации возможно после продления документа о подтверждении соответствия на основании положительной оценки предполагаемого остаточного ресурса аттракциона проектировщиком или иной компетентной организацией, которая проводит неразрушающий контроль металлоконструкции с целью выявления внешних и внутренних дефектов, в том числе, износа, коррозии, усталости металла.

На основании положительных результатов контрольной проверки эксплуатант должен обратиться с заключением в орган по сертификации, который продлевает действие сертификата соответствия или в орган, регистрирующий декларацию соответствия в установленном порядке.

Для получения разрешения на эксплуатацию эксплуатант обращается в контрольный (надзорный) орган.

3. Если в результате проверки технического состояния выяснится, что ресурс основной несущей конструкции аттракциона исчерпан (достигнуто предельное состояние), то такой аттракцион должен быть выведен из эксплуатации.

Глава III. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Статья 10. Общие требования


Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей аттракционов обязаны осуществлять процессы ее производства таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Федеральным законом, и иными федеральными законами в области технического регулирования.

При проектировании аттракционов должны быть идентифицированы все возможные риски на всех стадиях жизненного цикла, в том числе, при нормальной эксплуатации, чрезвычайных ситуациях (отказах и внешних воздействиях), предполагаемых ошибках персонала и недопустимом использовании.

При проектировании аттракционов должны быть обоснованы и учтены параметры применяемых биомеханических воздействий аттракционов на соответствующие категории пассажиров с учетом их возможного состояния здоровья, возраста, роста и массы, а также меры, исключающие или минимизирующие риски.

При проектировании аттракционов риски должны быть устранены полностью или минимизированы по крайней мере следующими мерами:

понятным информированием посетителей об экстремальности биомеханических воздействий аттракциона;

мерами, ограничивающими пользование аттракционом отдельными посетителями (ограничение пользования);

правильным выбором нормативных нагрузок и воздействий на пассажиров и на конструкции;

правильным проектированием устройств для удерживания пассажиров, таких как сиденья, подножки, поручни, ремни и тому подобное;

правильным проектированием устройств для фиксации пассажиров для восприятия воздействующих ускорений, таких как дуги, перекладины, ремни, экраны и тому подобное;

надлежащим проектированием и производством конструкций и систем управления, в т.ч. выявлением критичных параметров, компонентов и резервированием критичных компонентов;

обеспечением аттракционов устройствами для аварийной остановки, если это необходимо и средствами эвакуации;

обеспечением доступности узлов и деталей для осмотра, ремонта и т.п.;

созданием соответствующих условий работы для операторов, обеспечивающих безопасность управления аттракционом, достаточный обзор с рабочего места оператора;

разработкой и использованием эксплуатационной документации, позволяющей администраторам и операторам исключить риски неправильной установки, наладки, технического обслуживания и эксплуатации аттракционов и их вспомогательных устройств;

организацией способов и путей возможной эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала.

Статья 11. Требования безопасности с учетом критичных параметров


При проектировании, производстве и эксплуатации аттракционов необходимо обеспечить безопасность следующих критичных параметров и процессов:

исключить воздействие недопустимых ускорений на пассажиров;

обеспечить достаточность размеров контуров безопасности при перемещении пассажиров, надежность системы управления и тормозной системы аттракциона;

обеспечить надежность креплений и соединений компонентов аттракционов и их вспомогательных устройств;

Статья 12. Требования безопасности при проектировании критичных компонентов


При проектировании аттракциона необходимо провести анализ видов и последствий критичности отказов, в соответствии с выявленными рисками необходимо произвести их классификацию по тяжести отказа:

катастрофический, который может вызвать смерть людей;

критический, который может вызвать тяжелую травму или крупное повреждение изделия;

незначительный, который может вызвать легкую травму или повреждение имущества;

мелкий, недостаточно серьезный, чтобы вызвать травму или повреждение имущества.

Необходимо принять меры по устранению или минимизации рисков, последовательно проверяя их влияние на взаимосвязанные части конструкции.

При проектировании и производстве аттракционов необходимо обращать особое внимание на безопасность следующих критичных компонентов (по принципу: "безопасность от пассажира - к конструкции аттракциона"):

устройств фиксации, посадочных мест, запорных устройств, креплений, подлокотников, спинок, ремней безопасности, с учетом направлений и величин воздействующих ускорений, в том числе при преднамеренном нарушении правил пользования, предотвращающих выпадение либо травмирование пассажиров;

пассажирских модулей, с учетом нормативной массы пассажиров, действия результирующих сил, создаваемых всеми возможными динамическими нагрузками, и их надежного крепления к направляющим движения (колес, осей, шарниров и т.п.) и (или) к другим пассажирским модулям (сцепок, подвижных соединений и т.п.)

блокирующих, тормозных и защитных устройств, с учетом усилий торможения при различном наполнении и способах загрузки пассажирских модулей, скатывающих сил и т.п.;

направляющих устройств и их креплений;

основных несущих конструкций аттракциона;

смещающихся механических частей, которые могут попасть в контуры безопасности.

Проектировщику аттракциона необходимо выявить критичные компоненты, имеющие ограниченный ресурс, включить их перечень в эксплуатационную документацию, а также передать их перечень изготовителю вместе с проектно-конструкторскими документами.

Критичные компоненты должны быть резервированы, резервный элемент должен обладать не меньшей надежностью, чем основной элемент, с учетом характера и условий его нагружения.

В случае если резервирование способом замещения невозможно, оно должно обеспечиваться достаточным снижением расчетных напряжений во всех элементах критичного компонента (узла аттракциона). При этом должен быть указан способ и периодичность неразрушающего контроля критичного компонента. Наибольшие значения коэффициента надежности при расчетах должны быть у тех элементов, которые недоступны для прямого контроля в процессе эксплуатации.

Статья 13. Требования к описанию проекта и принципа действия аттракциона


В описании проекта должны быть разъяснены конструкция и принцип действия аттракциона. Необходимо привести его основные технические характеристики, а так же перечислить характеристики механического, пневматического, гидравлического, электрического и электронного оборудования, включая системы управления и другого используемого оборудования. Описание должно включать информацию о специфических особенностях аттракциона и способах его установки, о габаритных размерах и перемещениях, выходящих за эти размеры, об ограничениях, конструктивных особенностях и использованных материалах, системах движения, типах приводов, скоростях, ускорениях, электрическом оборудовании, рабочем цикле и порядке управления, а также ограничениях возможного круга пользователей.

Статья 14. Требования к конструкторской документации


1. Чертежи должны включать информацию о критичности компонентов и параметров, а также требованиях и размерах, непосредственно связанных с ними.

Чертежи должны включать все размеры и значения поперечных сечений, требуемые для проверки и утверждения, характеристики материалов, сборочных единиц и деталей, креплений и соединений, а также значения основных скоростей и ускорений. Чертежи должны содержать как минимум следующее:

1) чертежи общего вида в плане, вертикальную проекцию и сечения в удобном масштабе в зависимости от размера устройства;

2) должны быть указаны безопасные расстояния для движущихся частей с учетом контуров безопасности;

3) детальные чертежи всех узлов, не видимых отчетливо на чертежах общего вида, а также подробные чертежи соединений и отдельных деталей, которые могут повлиять на безопасность развлекательного оборудования и его работу, выполненные в большем масштабе.

2. Должны быть представлены чертежи и схемы следующих технических устройств:

1) механизмов подъема и поворота, включая их опоры, приводы и системы управления, амплитуды подъема и поворота;

2) пассажирских модулей, показанных в требуемых видах и поперечных сечениях, с указанием общих размеров, внутренних размеров, важных для пассажиров (сиденья, боковые и задние упоры, пространство для рук и ног), упоры для рук и ног, запирающие и предохранительные устройства, поручни и пр.;

3) ходовых механизмов с указанием нагрузок, подробным изображением передаточных колес и колес безопасности, подшипников, осей, валов, их подсоединения и возможности смещения относительно пассажирского модуля, устройств управления и контроля, противооткатных устройств, устройств, предохраняющих от схода с рельсов и переворачивания, бамперов, трейлеров, предохранительных устройств, приводов и тормозов, креплений на фундаменте;

4) электрических (электронных), пневматических и гидравлических схем.

Статья 15. Требования к содержанию расчетов


Должны быть приведены необходимые расчеты всех критичных компонентов.

Нагрузки и воздействия должны соответствовать требованиям технических регламентов или национальных стандартов.

Расчет швов сварных соединений производится с учетом обеспечения их усталостной прочности с применением коэффициентов концентрации напряжений в местах резкого изменения сечений.

Расчеты должны содержать, следующее:

расчетные нагрузки с учетом возможных неблагоприятных условий эксплуатации или вариантов установки аттракциона. Для подвижных частей аттракционов необходимо указывать скорость их вращения и ускорение. Следует учитывать нагрузки, действующие во время возведения аттракциона (например, вес рабочих-монтажников, собственный вес конструкций и т.п.);

параметры переменных напряжений в наиболее неблагоприятных местах основной несущей конструкции и оценку усталостной прочности элементов конструкций, узлов и соединений для назначенного ресурса. В случае если расчетов недостаточно для оценки несущей способности, следует дополнительно провести испытания. Испытания должны быть проведены компетентной испытательной лабораторией в достаточном объеме и согласно соответствующим стандартам, с условием назначенного ресурса основных несущих незаменяемых конструкций и незаменяемых критичных компонентов 35 000 часов (для аттракционов I и II степеней биомеханических рисков), который может быть уменьшен для заменяемых критичных компонентов при условии полного и точного учета их фактической наработки, регистрируемой в журнале эксплуатации или технического обслуживания;

расчет на устойчивость с целью исключения риска достижения предельных состояний - потери устойчивости положения и потери устойчивости формы;

расчет упругой деформации (растяжение, сжатие, изгиб, кручение) в той степени, в которой она влияет на устойчивость или эксплуатационную безопасность аттракциона.

Статья 16. Требования к использованию материалов


Для изготовления компонентов и деталей аттракционов в проекте должны быть указаны только те конструкционные материалы, технические данные о которых имеются в национальных стандартах. Другие материалы допускается использовать при условии, что их приемлемость официально подтверждена в установленном порядке.

Должно уделяться особое внимание сварным соединениям и свариваемости выбранных металлов для критичных компонентов.

Крепежные изделия должны иметь сертификат соответствия.

Статья 17. Требования к формуляру аттракциона


1. Формуляр оформляется для механизированных аттракционов I, II и III степеней биомеханических рисков. На прочие аттракционы могут оформляться технические паспорта.

2. Формуляр аттракциона должен точно идентифицировать аттракцион и содержать подробную историю эксплуатации, зарегистрированные данные обо всех ремонтах, модификациях, испытаниях и проверках, а также их подробные протоколы, в том числе выборки из проектной документации, в которых содержатся данные, необходимые для идентификации и проверок аттракциона, проводимых контрольными (надзорными) органами. Необходимо обеспечить наличие формуляра в виде отдельного документа для каждого аттракциона для проведения мероприятий по оценке соответствия и контролю технического состояния.

3. В формуляре аттракциона должны быть приведены, как минимум, следующие сведения, необходимые для безопасной эксплуатации и использования:

1) обозначение изготовителя;

2) степень биомеханического риска (статья 5);

3) описание основных частей конструкции и работы аттракциона;

4) основные биомеханические параметры воздействия на пассажиров, включая предельно допустимые и измеренные величины ускорений, скорости их нарастания, действующие на пассажиров и другие;

5) ограничения по скорости движения пассажирских модулей;

6) перечни критичных компонентов и критичных параметров с ограниченным ресурсом, их основные технические характеристики,

7) эксплуатационные нагрузки и параметры;

8) общие ограничения для посетителей при пользовании аттракционом по показаниям вреда для здоровья;

9) общие ограничения для пользователей по возрасту, росту и массе;

10) предельная эксплуатационная и ураганная скорость ветра для данного аттракциона;

11) требования к фундаменту или площадке основания;

12) возможные ограничения по снеговой нагрузке;

13) требования по сейсмостойкости;

14) другие имеющиеся ограничения;

4. В формуляр аттракциона должны быть включены следующие документы:

1) свидетельство о приемке;

2) перечень эксплуатационной документации аттракциона;

3) чертежи общих видов аттракциона, опор с указанием нагрузок на них;

4) отчеты о проведенных модификациях;

5) реестр проверок с использованием методов неразрушающего контроля;

6) сведения об опасных происшествиях и несчастных случаях;

7) протоколы испытаний и технического контроля;

8) список эксплуатантов.

5. К формуляру аттракциона должны прилагаться, следующие документы:

1) сертификат соответствия или декларация

2) сертификаты поставщиков на критичные компоненты.

Статья 18. Требования к обоснованию безопасности аттракциона


1. Для подтверждения соответствия аттракциона I, II. III степени биомеханических рисков и механизированных аттракционов c электроприводами с питанием свыше 36 вольт проектировщиком должно быть оформлено обоснование безопасности проекта аттракциона, содержащее техническую документацию в объеме, необходимом для представления сведений о соответствии аттракциона требованиям технических регламентов и национальных стандартов, сведений о конструкции, расчетах, методе возведения, для представления инструкций и сведений об эксплуатации и техническом обслуживании, а также для проведения соответствующих проверок.

Один экземпляр обоснования безопасности должен храниться у проектировщика и один - у органа по сертификации до утилизации аттракциона.

В обоснование безопасности должны быть включены копии всех протоколов и актов проверок и испытаний изготовленного аттракциона и его критичных компонентов, подтверждающие качество проекта в соответствии с требованиями безопасности.

2. В обоснование безопасности должно входить:

1) описание основных частей конструкции и работы аттракциона;

2) эскизные чертежи с указанием размеров устройств в целом, имеющих значение для обеспечения требований безопасности;

3) анализ рисков для работающего аттракциона;

4) чертежи или спецификации критичных компонентов с указанием размеров, материалов и критичных параметров;

5) основные результаты и выводы расчетов прочности и надежности, в которых представлены данные об основных действующих силах, массах, скорости ветра, подкладках под опоры, всех важных напряженных участках, необходимых для проведения технического контроля;

6) расчет напряжений, включая анализ усталостного нагружения (все документы с расчетами) с указанием точек максимальных расчетных нагружений для критичных компонентов, сведения об основных конструктивных материалах и их характеристиках;

7) принципиальные схемы для электрического, гидравлического или пневматического оборудования или узлов;

8) планы с изображением запасных выходов и их размеров с проверкой расчетов для закрытых помещений, предназначенных для 400 посетителей и более, специальные инструкции на случай пожара;

9) копии всех протоколов и актов проверок технического контроля и заводских испытаний у изготовителя, подтверждающих качество проекта и работоспособность аттракциона и его частей.

Статья 19. Требования к эксплуатационным документам


Проектировщик должен разработать для эксплуатантов эксплуатационные документы на русском языке, включая:

формуляр (паспорт);

инструкцию по эксплуатации аттракциона для администратора, включая требования к процедурам ввода в эксплуатацию, приостановки эксплуатации, простоя по техническим причинам, повторного ввода в эксплуатацию;

инструкцию для операторов по эксплуатации аттракциона с пассажирами, включая требования к процедурам действий в чрезвычайных ситуациях, действий при пожаре и т.п.;

правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы;

информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, по возрасту, росту и массе (если это требуется), для аттракционов I и II степени биомеханических рисков;

план, содержащий мероприятия по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле;

правила для оператора;

схемы загрузки аттракциона пассажирами (если это требуется);

таблички с требованиями механику по порядку ежедневных проверок критичных компонентов и параметров;

инструкцию по техническому обслуживанию и ремонту для механиков (электриков), включая перечень критичных компонентов и параметров, ведомость запасных частей и принадлежностей, список частей с ограниченным ресурсом, монтажные чертежи и рисунки, отображающие основные размеры, необходимые для проведения технического обслуживания, основные принципиальные схемы для электрического, гидравлического, пневматического оборудования или их отдельных узлов;

инструкцию по монтажу (сборке), установке и наладке;

инструкцию по перевозке и хранению;

инструкцию по выводу из эксплуатации и утилизации;

журналы учета процедур вышеуказанных инструкций, которые должны включать все необходимые требования, обеспечивающие безопасные процессы.

Глава IV. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ АТТРАКЦИОНОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ

Статья 20. Изготовление и проведение приемочных испытаний


Изготовитель должен обеспечить полное соответствие изготовленного аттракциона и качества его производства требованиям проектно-конструкторской документации. Оценка соответствия изготовленного аттракциона проекту должна быть проведена по результатам приемочных испытаний с оформлением свидетельства о приемке.

Статья 21. Требования к персоналу


Изготовитель должен подобрать квалифицированный персонал, участвующий в производстве аттракционов, который имеет необходимую квалификацию и опыт. Сварщики, производящие сварку ответственных деталей и узлов несущих конструкций и критичных компонентов, должны быть аттестованы.

Сборку, модификации, регулировку или переделку частей может производить только квалифицированный персонал, имеющий соответствующий опыт.

Статья 22. Требования к обеспечению контроля качества


Для исключения ошибок проектирования и производства должна быть создана система документооборота, в соответствии с которой каждый исполнитель должен фиксировать своей подписью ответственность за произведенную работу, а руководитель ? проверять и подтверждать подписью результат работы.

Для проверки соответствия критичных компонентов аттракциона требованиям технических регламентов или стандартов и проектно-конструкторской документации назначается инспектор.

Статья 23. Требования для контроля материалов и комплектующих


Материалы, детали, устройства и узлы, от которых зависит безопасность аттракциона, должны соответствовать техническим требованиям, расчетным характеристикам и требованиям к качеству, содержащимся в соответствующих технических регламентах, национальных стандартах или договорах.

Критичные компоненты должны иметь отчетливую маркировку изготовителя или подрядчика, с тем, чтобы обеспечить возможность их последующей идентификации. Изготовитель должен хранить декларацию соответствия или сертификаты соответствия материалов и (или) спецификации компонентов (элементов), в том числе и поставленных его подрядчиками.

В процессе производства осуществляется контроль материалов (включая расходные) и компонентов (элементов), произведенных как самим изготовителем, так и его подрядчиками.

Если в проектной документации или спецификации указано, что для критичных компонентов (элементов) необходимо провести испытания в процессе производства, изготовитель должен обеспечить их проведение.

В тех случаях, когда при проверке проекта или в технических требованиях установлено, что данные детали или узлы являются важными для обеспечения безопасности и для них необходимы специальные испытания, изготовитель должен обеспечить проведение этих испытаний.

Неразрушающий контроль должен применяться в отношении критичных компонентов и соединений элементов, например, ответственных сварных швов, осей колес пассажирских модулей, перед сборкой. Изготовитель должен обеспечить соответствие основных характеристик безопасности и показателей качества для каждого материала и каждого компонента тем требованиям, которые указаны в проектной документации, и предусмотреть соответствующие процедуры изготовления.

Все поставляемые материалы и комплектующие должны пройти входной контроль изготовителя с оформлением необходимых документов. Материалы, используемые для изготовления критичных компонентов, необходимо подвергать специальным методам входного контроля (механическим, лабораторным испытаниям и т.п.).

Качество материалов и компонентов должно быть подтверждено документами соответствия производителя, оформленными в установленном порядке для:

стального проката для несущих элементов конструкции;

стандартных деталей механизмов, если отсутствует общепринятый или согласованный метод расчета, позволяющий произвести их проверку.

Гидравлические и пневматические шланги, цилиндры, плунжеры, крюки, карабины, скобы и т.п. должны иметь маркировку согласно национальным, международным или европейским стандартам.

Сосуды высокого давления должны соответствовать национальным стандартам.

Канаты и цепи должны иметь сертификаты соответствия, указывающие гарантированную минимальную разрушающую нагрузку, тип и размер.

Статья 24. Требования по защите от коррозии и гниения


Изготовитель должен обеспечить указанный проектировщиком способ защиты от коррозии и гниения и периодичность ее проверок. Все компоненты должны быть защищены от коррозии или гниения апробированными способами (в соответствии с требованиями национальных стандартов системы "Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные"). При использовании полых секций из конструкционной стали следует учитывать необходимость предотвращения внутренней коррозии.

Статья 25. Требования к сварке металлов


Сварка должна выполняться по разработанному технологическому процессу, оформленному в виде типовых или специальных технологических инструкций, или по проекту производства сварочных работ. Процедура сварки утверждается в соответствующем порядке.

Руководство сварочными работами должно осуществлять лицо, имеющее документ о специальном образовании или подготовке в области сварки. Сварочные работы должны производить сварщики, имеющие удостоверение на право выполнения сварки.

К сварке конструкций, испытывающих циклические нагружения, допускаются только сварщики, предварительно выполнившие сварку пробных образцов, которые удовлетворительно прошли контрольные испытания.

Все несущие сварные соединения, в первую очередь соединения, воспринимающие переменные нагрузки, должны соответствовать категории качества "высокое" согласно национальным стандартам.

Статья 26. Требования к пластиковым композиционным материалам


Ответственные несущие элементы из композитов (стекловолокнистых пластиков) могут производиться только изготовителями, имеющими оборудование и квалифицированный персонал, необходимые для обеспечения надлежащего качества.

Подрядчики должны предоставлять достаточную информацию в виде документов соответствия или результатов испытаний конкретных пластиков, которые указаны в проекте и должны использоваться при изготовлении. Технология производственного процесса должна быть достаточно подробно изложена и проконтролирована для обеспечения требуемых характеристик конечной продукции.

Необходимо вести регулярную регистрацию следующих основных данных, относящихся к производству несущих конструкций из композитов:

армирующих материалов, волокон, присадок и смол;

температуры, влажности, и других условий изготовления;

типа производственного процесса, числа слоев, типа волокон и пр.;

отобранных для испытаний образцов композиционных материалов.

ГЛАВА V. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ, МОНТАЖУ, НАЛАДКЕ, УТИЛИЗАЦИИ И МАРКИРОВКЕ АТТРАКЦИОНОВ

Статья 27. Обеспечение безопасной перевозки и хранения аттракционов. Оценка соответствия процессов перевозки и хранения аттракционов требованиям эксплуатационных документов


При проведении перевозки и хранения аттракционов подлежат оценке соответствия эксплуатантом следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:

безопасная погрузка на транспортное средство с минимальными рисками повреждения частей аттракциона, особенно критичных компонентов, с надежным закреплением и использованием соответствующих крепежных приспособлений, обеспечение отсутствия недопустимых воздействий на части аттракциона в процессе перевозки. Оценка соответствия проводится продавцом (изготовителем), отгружающим продукцию;

обеспечение условий защиты от чрезмерных природных воздействий и сохранности частей аттракциона в процессе их хранения. Оценка соответствия проводится продавцом (изготовителем) до отгрузки, после получения продукции - эксплуатантом.

Статья 28. Обеспечение безопасного монтажа (установки) и наладки аттракционов. Оценка соответствия процессов монтажа (установки) и наладки аттракционов требованиям эксплуатационных документов


При проведении монтажа (установки), наладки аттракционов подлежат оценке соответствия эксплуатантом следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:

обеспечение безопасности основания или фундаментов для монтажа аттракциона и восприятия нагрузок от аттракциона;

обеспечение необходимой защиты площадки монтажа от проникновения посторонних лиц в зону проведения работ, наличие ограждений и предупреждающих знаков;

обеспечение безопасности применяемого оборудования, техники и монтажно-сборочных процессов, и использования аттестованного персонала;

подтверждение комплектности оборудования;

обеспечение безопасной установки аттракциона или аттракционов на подготовленную площадку или фундаменты с обеспечением необходимой устойчивости от опрокидывания и обеспечением необходимых контуров безопасности;

организация способов и путей возможной эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала;

обеспечение доступа аварийным службам;

установление соответствия смонтированного изделия требованиям монтажной и эксплуатационной документации и составление соответствующих актов;

проведение полной проверки аттракциона с участием соответствующего органа по сертификации или заявителя декларирования соответствия.

Статья 29. Утилизация аттракционов и их критичных компонентов


Критичные компоненты аттракциона, достигшие предельного состояния, должны быть переведены в состояние, гарантирующее невозможность их дальнейшего использования (разрезаны, деформированы), или утилизированы.

О проведении утилизации аттракциона или его критичных компонентов эксплуатантом составляется акт и передается в контрольный (надзорный) орган, проектировщику и в орган по сертификации или в орган, принявший декларацию.

Статья 30. Требования к маркировке аттракционов


На каждом произведенном аттракционе (на пульте управления) изготовителем должна быть установлена информационная табличка, содержащая следующие сведения:

название и адрес изготовителя и (или) импортера (поставщика);

тип или номер модели;

заводской номер изделия;

месяц и год изготовления;

дата оформления документа о приемке;

номер сертификата (декларации соответствия) и название или логотип проверяющей организации, который наносится после проведения процедуры подтверждения соответствия;

безопасная рабочая нагрузка, количество посетителей.

Маркировка для закрытых сооружений, стендов, палаток (киосков) должна содержать название, адрес изготовителя, поставщика, импортера, месяц и год изготовления.

Маркировка для критичных компонентов должна содержать знак предприятия- изготовителя, год и порядковый номер компонента.

ГЛАВА VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ АТТРАКЦИОНОВ

Статья 31. Требования безопасности аттракционов, предназначенных для детей


1. При проектировании и производстве аттракционов, предназначенных для детей (преимущественно без механических приводов), следует учитывать дополнительные риски, связанные с физиологическими, психологическими, антропометрическими факторами, характерными для детей различных возрастных групп:

1) особенности эксплуатации оборудования в детских учреждениях и на детских (игровых) площадках для различных возрастных групп;

2) необходимость изготовления всех перемещающихся узлов оборудования, а также неподвижных элементов (деталей, с которыми могут контактировать дети) из травмобезопасных материалов или покрытий;

3) недопустимость застревания рук, ног, головы, пальцев, одежды детей в различных зазорах, щелях, отверстиях, зонах оборудования;

4) достаточность по размерам игровых зон и зон приземления;

5) недопустимость наличия (возникновения) щелей, зазоров в деталях (между деталями) оборудования, в которые могут попасть посторонние предметы, в местах (зонах), где происходят предписанные инструкцией по эксплуатации скольжение, качание, прыжки, игры детей;

6) обеспечение безопасной высоты свободного падения (расстояние по вертикали от игровой поверхности до зоны приземления);

7) обеспечение безопасных расстояний между подвижными и неподвижными элементами оборудования, а также игровой площадкой;

8) чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка, и он мог его предвидеть и избежать;

9) возможность доступа взрослых для помощи детям вовнутрь оборудования;

10) недопустимость скопления воды на поверхности оборудования и обеспечение свободного стока и просыхания;

11) обеспечение защиты выступающих концов крепежных соединений;

12) что деревянные элементы оборудования должны изготавливаться из древесины классов "стойкая" и "среднестойкая" и не должны иметь на поверхности дефектов обработки;

13) обеспечение крепления элементов оборудования таким образом, чтобы исключить возможность их демонтажа без применения инструмента;

14) чтобы ширина элементов оборудования для захвата (ухвата) детьми была в соответствии с установленными нормами;

15) необходимость обеспечения оборудования в нужных местах перилами и ограждениями с учетом возрастных групп детей. При этом конструкция перил и ограждений не должна поощрять детей стоять или сидеть на них, не должно быть элементов, допускающих лазание детей по ним.

2. Материалы

1) Применяемые материалы не должны:

а) оказывать вредное влияние на здоровье ребенка и окружающую среду;

б) вызывать термический ожог при контакте с кожей ребенка в климатических зонах с очень высокими или очень низкими температурами.

2) Для оборудования детских игровых площадок не допускается применение следующих материалов:

а) полимерных легковоспламеняющихся;

б) чрезвычайно опасных по токсичности продуктов горения;

в) новых материалов, свойства которых недостаточно изучены;

3) Полимерные материалы, композиционные материалы на различных матричных основах должны быть стойкими к воздействию ультрафиолетового излучения.

4) Если полимерные материалы, композиционные материалы на различных матричных основах в процессе эксплуатации становятся хрупкими, изготовитель должен указать период времени их безопасной эксплуатации.

5) Износостойкость и твердость поверхности полимерных и композиционных материалов, включая стеклоармированные полимерные материалы, должны обеспечивать безопасность детей на весь установленный период эксплуатации.

6) Металлические материалы, образующие отслаивающиеся или шелушащиеся окислы, должны быть защищены нетоксичным покрытием.

7) Фанера должна быть стойкой к атмосферным воздействиям.

3. Монтаж и установка оборудования

Монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя, нормативными документами.

Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы обеспечивалась безопасность играющих детей.

Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (если безопасная установка оборудования не завершена, ударопоглощающее покрытие не выполнено или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность).

4. При полных проверках оборудования детских игровых площадок:

1) необходимо убедиться в исправности и комплектности оборудования;

2) необходимо получить подтверждение способности каждой конструкции воспринимать как постоянные, так и временные нагрузки, действующие на оборудование и его отдельные части;

3) элементы конструкций должны выдерживать наиболее неблагоприятные сочетания прикладываемых нагрузок;

5. При эксплуатации оборудования детских игровых площадок:

1) необходимо обеспечить ограждения игровых зон, чтобы их не пересекали пешеходные, велосипедные маршруты, проезды и т.п.;

2) необходимо исключить возможность эксплуатации оборудования, если оно повреждено и может нанести ущерб здоровью детей;

3) в игровой зоне не должно быть препятствий, которые могут стать причиной травм;

4) в зоне безопасности не должно быть препятствий (элементов конструкций, веток деревьев, скамеек, стоек с объявлениями). При определении зоны безопасности необходимо учитывать возможные перемещения ребенка и подвижных элементов оборудования;

5) необходимо оборудовать зону приземления ударопоглощающим покрытием для исключения травмирования детей;

6) необходимо обеспечить отсутствие препятствий в зоне приземления;

7) эксплуатант должен установить информационные таблички или доски с необходимой информацией;

8) эксплуатант обязан проводить комплекс мероприятий по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки.

6. Эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета:

1) конструкции оборудования;

2) требований эксплуатационных и иных документов, предоставленных изготовителем;

3) установки, обслуживания и ремонта оборудования;

4) климатических условий и условий эксплуатации оборудования.

Эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в год, оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.

7. Требования к персоналу

Персонал должен быть обученным и компетентным. Уровень компетентности персонала определяется видом выполняемых работ. Персонал должен иметь точную информацию о выполняемой работе, уровне ответственности и полномочиях.

8. Документация на оборудование

Вся эксплуатационная документация (в том числе формуляр, акты осмотров и проверок, графики осмотров и т. п.) подлежит постоянному хранению.

Должен быть обеспечен постоянный доступ персонала к документации во время осмотров, обслуживания и ремонта оборудования.

Статья 32. Требования безопасности для водных аттракционов


1. При проектировании и производстве водных (немеханизированных) аттракционов (аквапарков, бассейнов, водоемов и т.п.) следует учитывать дополнительные риски, связанные с использованием воды в аттракционах:

1) особенности водной среды, риски падений посетителей на скользкой поверхности, недопустимость скопления воды (если это не предусмотрено для создания развлекательных эффектов), риски утопления, риски удара электрическим током во влажной среде, риски ушибов при падении с высоты на водную поверхность;

2) недопустимость получения механических травм об острые края, выступы, неровности, необходимость защиты выступающих крепежных концов сооружений, перил, веток растений и т.п.;

3) недопустимость застревания рук, ног, головы, пальцев в зазорах, щелях, отверстиях;

4) риски падения с неогороженных поверхностей высотой более 0,4 м, с наклонных поверхностей, с недостаточно закрепленных опорных поверхностей (если это не предусмотрено для создания развлекательных эффектов) и т.п.;

5) достаточность ширины проходов, возможность доступа для оказания неотложной помощи;

6) достаточность и удобство средств удержания - перил, ручек и т.п. При этом их конструкция не должна допускать спуски по ним или их полное преодоление с риском падения;

7) необходимость обеспечения гладких поверхностей, контактирующих с телами пользователей аттракционов, отсутствие соединений с перепадами поверхностей, способными травмировать пользователей при скольжении по ним;

8) необходимость обеспечения достаточной водной смазки поверхностей или водного потока для предотвращения травм кожи, в том числе от ожогов при трении;

9) необходимость расчета безопасной формы аттракционов, особенно формы поверхности для скольжения по ним пользователей со значительными скоростями, обеспечивающих допустимые ускорения, действующие на пользователей, а также ускорения, при которых отсутствуют риски ударов головой о поверхности скольжения;

10) достаточность и удобство места торможения после спуска для быстрой эвакуации пользователей из нее самостоятельно или с помощью персонала, необходимость избежания столкновения людей на спусках и при катании;

11) недопустимость организационными и техническими мерами нахождения на элементах аттракциона большего количества пользователей, чем это предусмотрено конструкцией аттракциона и правилами эксплуатации.

2. Эксплуатационная документация водных аттракционов должна быть разработана с учетом вышеупомянутых требований, требований настоящего Федерального закона.

3. Материалы, применяемые для водных аттракционов и устройств для развлечений, должны учитывать особенности ускоренной коррозии металлических, деревянных, неметаллических конструкций и крепежных изделий. Необходимо предусмотреть меры для доступности регулярного контроля наиболее важных с точки зрения безопасности соединяемых элементов.

Поверхности для скольжения и опорные поверхности должны быть сделаны из материалов, исключающих их расслоение или появление значительных деформаций, шероховатостей и т.п.

Применяемые материалы и покрытия должны соответствовать экологическим требованиям.

4. Электрооборудование при проектировании, производстве и эксплуатации должно соответствовать требованиям соответствующих технических регламентов и национальных стандартов и учитывать особенности влажной среды.

5. При эксплуатации необходимо:

1) допускать к обслуживанию водных аттракционов и устройств для развлечений подготовленный персонал, способный проинструктировать посетителей о правилах пользования или исключить недопустимое использование аттракциона;

2) персонал должен быть способен оказать помощь тонущим посетителям и оказать необходимую медицинскую помощь до прибытия медработников;

3) персонал должен обеспечивать выполнение требований эксплуатационной документации;

4) в необходимых местах водных аттракционов и (или) аквапарка должны быть размещены информационные таблички, указатели, а также правила безопасного пользования аттракционами для посетителей.

Глава VII. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ АТТРАКЦИОНОВ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 33. Формы оценки соответствия аттракционов требованиям настоящего Федерального закона


Оценка соответствия аттракционов требованиям настоящего Федерального закона производится в формах:

1) подтверждения соответствия аттракционов требованиям настоящего Федерального закона;

2) проведения государственного контроля (надзора);

3) проведения проверок и испытаний аттракционов и их вспомогательных устройств (эксплуатантом, изготовителем).

Статья 34. Подтверждение соответствия аттракционов требованиям настоящего Федерального закона


1. Подлежат обязательному подтверждению соответствия аттракционы I, II и III степени биомеханических рисков (глава 5), а также механизированные аттракционы c электроприводами с питанием свыше 36 вольт.

2. Подтверждение соответствия проводится в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации по схемам, установленным настоящим Федеральным законом.

Статья 35. Декларирование соответствия аттракционов


1. Декларирование соответствия допускается в отношении конкретных аттракционов I и II степени биомеханических рисков, при эксплуатации которых на территории Российской Федерации, по крайней мере, в течение пяти последних лет отсутствовали аварии или отказы аттракционов, вызвавшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажиров по вине проектировщика или изготовителя, а также в отношении аттракционов III степени биомеханических рисков c электроприводами с питанием свыше 36 вольт.

2. Декларирование соответствия аттракционов осуществляет зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся продавцом, изготовителем аттракциона или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя

3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы. Доказательственными материалами являются документы, результаты собственных исследований и испытаний.

4. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель в дополнение к собственным доказательствам предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи предъявляет протоколы исследований, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией,

5. Срок действия декларации о соответствии устанавливают на конкретный аттракцион в пределах заявленного в формуляре, паспорте назначенного срока службы.

6. Копия зарегистрированной декларации о соответствии должна прилагаться к формуляру аттракциона.

Статья 36. Проведение обязательной сертификации аттракционов


1. Обязательную сертификацию аттракциона осуществляет орган по сертификации аттракционов на основании договора с заявителем.

2. Осуществлять функции заявителя обязательной сертификации аттракциона может зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся эксплуатантом, продавцом изготовителем, или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя

3. Схемы проведения обязательной сертификации для конкретных аттракционов или типов аттракционов применяются согласно Приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

4. Выданный сертификат соответствия действует в пределах заявленного в формуляре, паспорте назначенного ресурса или продленного срока службы аттракциона.

5. Копия сертификата должна прилагаться к формуляру аттракциона.

Статья 37. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона


1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к аттракционам, его территориальными органами.

2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона в отношении аттракционов и связанных с требованиями к ним процессов производства, изготовления, хранения, монтажа, накладки, перевозки и утилизации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

3. Государственный контроль (надзор) проводится в отношении аттракционов I, II и III степеней биомеханических рисков и механизированных аттракционов c электроприводами с питанием свыше 36 вольт, предназначенных для эксплуатации в общественных местах, на стадиях ввода в эксплуатацию, эксплуатации с пассажирами и вывода из эксплуатации и утилизации.

4. Аттракционы III и IV степеней биомеханических рисков, используемые физическими лицами для личного пользования, не подлежат государственному контролю (надзору).

5. Территориальные органы контроля (надзора):

а) регистрируют эксплуатантов, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации аттракционы;

б) выдают разрешения на эксплуатацию аттракционов или отказывают в выдаче разрешений в 5-дневный срок;

в) в случае необходимости привлекают экспертов - проектировщика (изготовителя) или орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, или заявителя, подавшего декларацию о соответствии, для подтверждения и составления заключения об опасных дефектах в аттракционах, которые могут причинить вред пассажирам аттракционов в будущем. На основании заключения выносят предупреждение эксплуатанту об устранении дефектов или нарушений правил эксплуатации, в случае неисполнения эксплуатантом предупреждения - обращаются с иском о приостановлении эксплуатации в суд;

г) выносят постановление о приостановлении эксплуатации, если произошла авария или отказ аттракциона с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей до устранения причин, вызвавших аварию или отказ, в случае неисполнения постановления обращаются с иском о приостановлении деятельности эксплуатации аттракциона в суд;

д) отзывают разрешения на эксплуатацию аттракционов при окончании действия документов подтверждения соответствия;

е) сообщают в орган по сертификации или в орган, зарегистрировавший декларацию, о выявленных многократных грубых нарушениях правил эксплуатации аттракциона с пассажирами, изложенных в эксплуатационных документах.

Остановка аттракциона с пассажирами, при которой не произошло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, и не получено заключение экспертов о наличии дефекта конструкции, угрожающего причинению вреда пользователям аттракциона в будущем, не является основанием для вынесения постановления о приостановлении эксплуатации аттракциона.

6. Вышестоящие органы контроля (надзора) организуют работу территориальных органов, рассматривают жалобы эксплуатантов, собирают, анализируют и обобщают информацию об авариях на аттракционах, вызвавших крупный материальный ущерб или причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, размещают информацию на официальном сайте, доводят до сведения заинтересованных лиц.

Статья 38. Приостановление эксплуатации аттракциона и повторный ввод в эксплуатацию аттракциона


1. Если произошла авария или отказ аттракциона с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, эксплуатация этого аттракциона немедленно приостанавливается эксплуатантом.

2. После получения заключения, установившего тяжкий или средней тяжести вред здоровью людей, контрольный (надзорный) орган направляет в течение 24 часов информацию об инциденте в орган по сертификации или орган, регистрирующий декларацию соответствия.

3. Если в результате расследования инцидента уполномоченным органом выяснится, что авария или отказ являются следствием проектного или производственного дефекта, то контрольный (надзорный) орган извещает об инциденте каждого эксплуатанта, эксплуатирующего аттракцион данного типа на территории Российской Федерации о выявленном дефекте, и требует немедленно приостановить эксплуатацию аттракционов данного типа до устранения указанного дефекта.

4. Повторный ввод в эксплуатацию аттракциона допускается после устранения дефекта, проведения подтверждения соответствия и контрольной проверки каждого выведенного из эксплуатации аттракциона.

5. Если в результате расследования инцидента выяснится, что авария является следствием нарушения эксплуатационных документов, то контрольный (надзорный) орган выносит постановление о приостановлении эксплуатации конкретного аттракциона до устранения дефекта и проведения контрольной проверки. Срок проведения контрольной проверки 5 дней после подачи заявления эксплуатантом.

6. Повторный ввод в эксплуатацию аттракциона допускается после устранения причин, вызвавших инцидент и проведения контрольной проверки.

Статья 39. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона


За нарушение требований настоящего Федерального закона изготовитель, эксплуатант, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, и орган по сертификации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Переходные положения


1. По истечении 1 года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательному подтверждению соответствия подлежат аттракционы, вводимые в эксплуатацию впервые.

2. В течение 1 года после вступления в силу настоящего Федерального закона эксплуатационная документация должна быть приведена эксплуатантом или продавцом (изготовителем) в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

4. После вступления в силу настоящего Федерального закона, при вторичном вводе аттракционов в эксплуатацию, в том числе после крупной модификации, приостановления эксплуатации в установленном порядке по причине аварии или отказа с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, приостановления эксплуатации по причине истечения назначенного срока службы аттракциона, должны быть проведены обязательное подтверждение соответствия и контрольная проверка согласно требованиям настоящего Федерального закона и других, действующих в отношении аттракционов, технических регламентов.

Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации


Уведомление о разработке проекта технического регламента (5 сентября 2005 года)


Уведомление о разработке проекта технического регламента (2 декабря 2005 года)


Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента (6 декабря 2005 года)


Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента (21 июня 2006 года)



УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(5 сентября 2005 года)

1. Разработчик

ООО "Компания "Мир"

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Аттракционы механизированные и другие устройства для развлечений, ОКС 97.200.40

3. Наименование проекта технического регламента

Специальный технический регламент "О безопасности аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

Необходимость разработки проекта технического регламента обусловлена тем, что аттракционы и вспомогательные устройства для развлечений являются многофакторными источниками рисков причинения вреда здоровью людей . В проекте технического регламент риски причинения вреда систематизированы по видам опасностей, сокращены и обобщены необходимые требования безопасности. Требования проекта технического регламента гармонизированы с соответствующими требованиями национальных и международных стандартов. Разработан порядок и схемы подтверждения соответствия

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Проект технического регламента не содержит принципиальных отличий от международных стандартов и не содержит положений, противоречащих обязательным требованиям, действующим в Российской Федерации

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

два месяца с даты опубликования

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

125430, Москва, ул. Митинская,30. Тел. (495) 753-00-65; Факс (495) 753-00-66; E-mail: mir@pax.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

125430, Москва, ул. Митинская,30. Тел. (495)753-00-65; Факс (495) 753-00-66; E-mail: mir@pax.ru


Руководитель организации В.А.Гнездилов



УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(2 декабря 2005 года)

1. Разработчик

Некоммерческая организация "Российская Ассоциация Аквапарков", д.т.н. Цернант А.А., д.т.н. Барышев В.М., Балахнов А.В., Волковинский И.С., Касян Р.С., Клюшников В.И., Романов Р.Н., Сухочев И.В., Халтурин В.В., Штейнберг Р.Л.

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Аттракционы и другие устройства для развлечения, ОКС 97.200.40

3. Наименование проекта технического регламента

Специальный технический регламент "О безопасности аттракционов и других устройств для развлечения"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

Аттракционы и другие устройства для развлечения в результате воздействий на посетителей, вызывающих эффект развлечения, создают опасность нанесения травм и другого вреда здоровью людей. Специальный технический регламент должен обеспечить минимизацию рисков, связанных с использованием аттракционов.

В регламенте установлены требования к проектированию, изготовлению, эксплуатации и техническому обслуживанию основных видов аттракционов и оборудования, широко используемых для развлечения в парках и зонах отдыха и развлечений, включая аквапарки, на детских игровых площадках. Установлены нормы и правила, обеспечивающие: механическую и эргономическую безопасность; безопасность от разрушения или потери устойчивости аттракциона; от падения людей из-за интенсивного передвижения; безопасность при нарушении правил, определенных для участников развлечений

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

В отличие от требований, действующих в Российской Федерации, в техническом регламенте предусмотрено обязательное подтверждение соответствия аттракционов требованиям безопасности. Международных стандартов по безопасности аттракционов не имеется

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

2 месяца

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

125581, Москва, ул. Лавочкина, д. 32, оф.38, тел./факс (495) 453-62-16, e-mail: info@water-park.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

125581, Москва, ул. Лавочкина, д. 32, оф.38, тел./факс (495) 453-62-16, e-mail:info@water-park.ru


Директор НО "Российская Ассоциация Аквапарков" И.С.Волковинский



УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
(6 декабря 2005 года)

1. Разработчик

ООО "Компания "Мир"

2. Объекты технического регулирования с указанием кодов ОКС

Аттракционы механизированные и другие устройства для развлечений, ОКС 97.200.40

3. Наименование проекта технического регламента

Специальный технический регламент "О безопасности аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений"

4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Проект технического регламента не содержит принципиальных отличий от международных стандартов и не содержит положений, противоречащих обязательным требованиям, действующим в Российской Федерации

5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить

125430, Москва, ул. Митинская, д.30 тел. (495) 753-00-65; факс (495) 753-00-66; E-mail: mir@pax.ru. Текст проекта регламента размещен в Интернет на сайте РАППА: www.raapa.ru


Руководитель организации В.А.Гнездилов


УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
(21 июня 2006 года)

1. Разработчик

Некоммерческая организация "Российская Ассоциация Аквапарков", д.т.н. Цернант А.А., д.т.н. Барышев В.М., Балахнов А.В., Вдовенков В.А., Волковинский И.С., Касян Р.С, Клюшников В.Н., Романов Р.Н., Сухочев И.В., Халтурин В.В., Штейнберг Р.Л.

2. Объекты технического регулирования с указанием кодов ОКС

Аттракционы и другие устройства для развлечений, ОКС 97.200.40

3. Наименование проекта технического регламента

Специальный технический регламент "О безопасности аттракционов и вспомогательных устройств для развлечений"

4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Требований, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов, не имеется. В отличие от требований, действующих в Российской Федерации, в техническом регламенте предусмотрено обязательное подтверждение соответствия аттракционов требованиям безопасности

5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить

125581, Москва, ул. Лавочкина, д. 32, оф.38, тел./факс (495) 453-62-16, e-mail: info@water-park.ru


Директор НО "Российская Ассоциация Аквапарков" И.С.Волковинский

Заключение

  • Заключение Правового управления Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по проекту федерального закона N 285709-4 "Специальный технический регламент "Безопасность устройств для развлечений"
  • Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму на проект федерального закона N 285709-4 "Специальный технический регламент "Безопасность устройств для развлечений"
  • Решение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму о проекте федерального закона N 285709-4 "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений"
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ на проект федерального закона N 285709-4 "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений"
  • Экспертная комиссия по проведению экспертизы проекта специального технического регламента "Безопасность устройств для развлечений"
  • Заключение экспертной комиссии на проект федерального закона N 285709-4 "Технический регламент о безопасности аттракционов"
  • Заключение Правового управления по проекту федерального закона N 285709-4 “Технический регламент о безопасности аттракционов”

Мнения специалистов

  • ИТОГОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАМЕЧАНИЙ по проекту Федерального закона Российской Федерации "О специальном техническом регламенте "Безопасность аттракционов и устройств для развлечений"
  • Сводка замечаний по проекту федерального закона Российской Федерации "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений""

Мнения экспертов

  • Особое мнение члена экспертной комиссии председателя ТК 455 Кузнецова А.В. к Заключению на проект специального технического регламента "Безопасность устройств для развлечений"
  • Особое мнение по проекту федерального закона N 285709-4 "Технический регламент о безопасности аттракционов" члена экспертной комиссии А.В.Аникушина
  • Особое мнение члена экспертной комиссии по проведению экспертизы проекта федерального закона N 285709-4 "Технический регламент о безопасности аттракционов" Е.А.Чепелинской
  • Особое мнение по проекту федерального закона N 285709-4 "Технический регламент о безопасности аттракционов" члена экспертной комиссии Р.Н.Романова
  • Особое мнение члена экспертной комиссии, председателя ТК 455 к заключению на проект федерального закона "Технический регламент о безопасности аттракционов" А.В.Кузнецова


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ