Внимание! Документ недействующий.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2006 года N 736
Об утверждении Административного
регламента Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития по исполнению
государственной функции по
государственной регистрации
лекарственных средств
(с изменениями на 8 апреля 2013 года)
Утратил силу с 30 июля 2013 года на
основании
приказа Минздрава России от 22 октября 2012
года N 428н
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской
Федерации от 8 апреля 2013 года N АКПИ13-4.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 11
ноября 2005 года N 679 "О порядке
разработки и утверждения
административных регламентов
исполнения государственных функций и
административных регламентов
предоставления государственных
услуг" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, N 47, ст.4933) и
Положением о Министерстве
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004 года N
321 "Об утверждении Положения о
Министерстве здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2005, N 2,
ст.162; 2006, N 19, ст.2080)
приказываю:
1.
Утвердить прилагаемый Административный
регламент Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития по исполнению государственной
функции по государственной регистрации
лекарственных средств.
2.
Федеральной службе по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
(Р.У.Хабриев) обеспечить проведение
государственной регистрации
лекарственных средств в соответствии с
Административным регламентом,
утвержденным настоящим приказом.
3.
Признать утратившим силу приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 20 ноября 2002 года
N 352 "Об утверждении Положения об
ускоренной процедуре регистрации
лекарственных средств"
(зарегистрирован Минюстом России 6
декабря 2002 года, регистрационный N 4007).
4.
Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на заместителя
Министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
В.И.Стародубова.
Министр
М.Ю.Зурабов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 ноября 2006 года,
регистрационный N 8543
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 30 октября 2006 года N 736
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств
(с
изменениями на 8 апреля 2013 года)
I. Общие положения
1.1.
Административный регламент Федеральной
службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств (далее - Регламент)
разработан на основе статьи 19
Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О
лекарственных средствах" (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1998, N 26, ст.3006), в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О
порядке разработки и утверждения
административных регламентов
исполнения государственных функций и
административных регламентов
предоставления государственных
услуг" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, N 47, ст.4933) и в
рамках полномочий, установленных
Положением о Федеральной службе по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития, утвержденным
постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.06.2004 N 323
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 28, ст.2900).
1.2.
Государственная регистрация
лекарственных средств представляет
собой государственную
контрольно-надзорную функцию,
исполняемую Федеральной службой по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития с целью допуска
лекарственных средств к производству,
импорту, продаже и применению на
территории Российской Федерации.
1.3.
Государственной регистрации подлежат:
1) новые
лекарственные средства;
2) новые
комбинации зарегистрированных ранее
лекарственных средств;
3)
лекарственные средства,
зарегистрированные ранее, но
произведенные в других лекарственных
формах, с новой дозировкой или другим
составом вспомогательных веществ;
4)
воспроизведенные лекарственные
средства.
1.4.
Государственная регистрация
лекарственного средства осуществляется
на имя юридического лица, указываемого в
заявлении о государственной
регистрации, которое подается в
Федеральную службу по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
организацией - разработчиком
лекарственного средства или другим
юридическим лицом по поручению
организации - разработчика
лекарственного средства.
1.5. При
осуществлении государственной
регистрации к российским и зарубежным
лекарственным средствам предъявляются
одинаковые требования.
1.6. При
исполнении государственной функции по
государственной регистрации
лекарственных средств осуществляются
следующие административные процедуры:
1)
рассмотрение документов и принятие
решения о государственной регистрации
лекарственных средств. Основание: статья
19 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О
лекарственных средствах";
2)
внесение изменений в регистрационную
документацию на лекарственные средства.
Основание: статья 19 Федерального закона
от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах";
3)
рассмотрение фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни и здоровья
людей при применении зарегистрированных
лекарственных средств. Основание: статья
41 Конституции Российской Федерации;
4)
ведение государственного реестра
лекарственных средств. Основание: статья
19 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О
лекарственных средствах"; п.5.6.1
Положения о Федеральной службе по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития, утвержденного
постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.06.2004 N 323.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1.
Порядок информирования о
государственной функции по
государственной регистрации
лекарственных средств.
2.1.1.
Документом, подтверждающим факт
государственной регистрации
лекарственного средства, является
регистрационное удостоверение.
Регистрационное удостоверение
действительно при условии сохранения в
неизменности всех изложенных в нем
сведений о лекарственном средстве и об
организации, на имя которой
лекарственное средство
зарегистрировано. Срок действия
регистрационного удостоверения не
ограничен.
2.1.2.
Направление документов и данных для
государственной регистрации
лекарственного средства и (или) внесения
изменений в регистрационную
документацию на лекарственные средства,
а также выдача регистрационных
удостоверений производится по адресу:
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития,
отдел, осуществляющий регистрацию
лекарственных средств: 109074, г.Москва,
Славянская площадь, д.4, строение 1. Время
работы: в будние дни с 9-00 до 18-00.
Место приема документов, необходимых для
исполнения государственной функции по
государственной регистрации
лекарственных средств, должно быть
оснащено телефоном, компьютером с
возможностью выхода в Интернет и текстом
настоящего Регламента.
Телефоны для справок и предварительной
записи: +7 (495) 298-5342; +7 (495) 298-3534.
Адрес электронной почты:
drugregistration@roszdravnadzor.ru.
Общая справочная служба: +7 (495) 298-4628.
Информация о поданных заявлениях на
государственную регистрацию, о ходе
рассмотрения документов, представляемых
организациями для государственной
регистрации лекарственных средств или
внесения изменений в регистрационную
документацию, а также о решениях,
принятых в соответствии с п.2.2 настоящего
Регламента, должна быть доступна
заявителям по обращениям и на
официальном Интернет-сайте: www.roszdravnadzor.ru.
*2.1.2.5)
Публикация сведений о
зарегистрированных лекарственных
средствах осуществляется Федеральной
службой по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
ежемесячно на официальном
Интернет-сайте www.roszdravnadzor.ru.
2.1.3.
Перечни документов, представляемых для
государственной регистрации
лекарственных средств или внесения
изменений в регистрационную
документацию на лекарственные средства,
и требования к таким документам
представлены в соответствующих разделах
административных процедур настоящего
Регламента.
2.2.
Условия и сроки исполнения
государственной функции по
государственной регистрации
лекарственных средств представлены в
соответствующих разделах
административных процедур настоящего
Регламента.
Рассмотрение документов и данных
производится в порядке, обусловленном
последовательностью их поступления для
государственной регистрации.
Руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития при представлении
документов и данных может письменным
распоряжением установить иную
последовательность их рассмотрения и
принятия решения о государственной
регистрации для следующих групп
лекарственных средств:
1)
лекарственных средств, предназначенных
для лечения редких заболеваний;
2)
лекарственных средств, предназначенных
для лечения некоторых эпидемически
опасных заболеваний;
3)
лекарственных средств, предназначенных
для лечения заболеваний с высоким
уровнем смертности или инвалидности.
Руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития может письменным
распоряжением приостановить процесс
рассмотрения документов и принятия
решения о государственной регистрации
на срок, необходимый обратившейся
организации для ответа на запрос о
предоставлении дополнительной
информации в случаях, когда такая
информация необходима для принятия
обоснованного решения о допуске
лекарственного средства к законному
обращению на территории Российской
Федерации.
2.3.
Основания для отказа в рассмотрении
документов или в государственной
регистрации лекарственных средств
содержатся в соответствующих разделах
административных процедур настоящего
Регламента.
2.4.
Размер и порядок осуществления платы за
государственную регистрацию
лекарственных средств утверждаются в
соответствии с п.2 статьи 6 Федерального
закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах".
2.5.
Действия или бездействие Федеральной
службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
в связи с государственной регистрацией
лекарственных средств могут быть
обжалованы в установленном порядке.
Министр здравоохранения и социального
развития Российской Федерации отменяет
противоречащие федеральному
законодательству решения Федеральной
службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития,
если иной порядок отмены решений не
установлен федеральным законом.
III. Административные процедуры
3.1.
Структура и взаимосвязи
административных процедур, выполняемых
при осуществлении государственной
регистрации лекарственных средств,
приведены на схеме (приложение 1).
3.2.
Руководители подразделений Федеральной
службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития,
отвечающих в соответствии с настоящим
Регламентом за государственную
регистрацию лекарственных средств,
должны организовать документированный
учет выполнения каждого этапа
административных процедур с указанием
даты завершения его исполнения и подписи
ответственного лица. Информация о ходе
рассмотрения документов и данных,
представляемых организациями для
государственной регистрации
лекарственных средств или внесения
изменений в регистрационную
документацию, должна быть доступна
заявителям.
3.3.
Административная процедура
"Рассмотрение документов и принятие
решения о государственной регистрации
лекарственных средств"
осуществляется в связи с поступлением
комплекта документов и данных для
государственной регистрации
лекарственного средства от организации
в соответствии с нижеследующим порядком
(схема осуществления административной
процедуры приведена в приложении 2):
3.3.1.
Рассмотрение документов и принятие
решения о государственной регистрации
лекарственного средства осуществляется
в срок до 6 месяцев со дня подачи полного
комплекта документов и данных,
предусмотренных настоящим Регламентом,
в Федеральную службу по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития.
В том случае, если отличия
регистрируемого лекарственного
средства от ранее зарегистрированного
относятся только к составу
вспомогательных веществ и технологии
производства и такие отличия не могут
оказывать влияние на качество,
эффективность и безопасность
лекарственного средства, должна быть
применена процедура ускоренного
рассмотрения документов и принятия
решения о государственной регистрации.
Ускоренная процедура осуществляется
Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
в течение 3 месяцев со дня подачи полного
комплекта документов и данных,
предусмотренных настоящим Регламентом,
в Федеральную службу по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития.
3.3.2.
Документы и данные, поступившие от
организации для государственной
регистрации лекарственного средства,
регистрируются в течение 1 рабочего дня с
даты их получения. Комплект документов и
данных может быть направлен по почте
заказным письмом (бандеролью) с описью
вложения и уведомлением о вручении.
Контроль ведения учета поступивших
документов осуществляет начальник
отдела, осуществляющего государственную
регистрацию лекарственных средств.
3.3.3. Для
государственной регистрации
лекарственного средства в соответствии
с п.9 статьи 19 Федерального закона от 22.06.98
N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"
организация представляет в Федеральную
службу по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
следующие документы и данные, из которых
формируется регистрационное досье: *3.3.3)
1)
заявление о государственной регистрации
лекарственного средства;
2)
квитанцию об осуществлении платы за
государственную регистрацию
лекарственного средства;
3)
юридический адрес организации -
производителя лекарственного
средства;
4)
названия лекарственного средства,
включая международное непатентованное
название, научное название на латинском
языке, основные синонимы;
5)
оригинальное название лекарственного
средства, если оно зарегистрировано как
торговый знак в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о торговых знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения
товаров;
6)
перечень компонентов, входящих в состав
лекарственного средства, их
количество;
7)
инструкцию по применению лекарственного
средства, оформленную в соответствии с
требованиями статьи 16 Федерального
закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах";
8)
сертификат качества лекарственного
средства;
9)
данные о производстве лекарственного
средства, первоначальный текст
фармакопейной статьи (нормативного
документа);
10)
методы контроля качества лекарственного
средства;
11)
результаты доклинических исследований
лекарственного средства;
12)
результаты фармакологических и
токсикологических исследований
лекарственного средства;
13)
результаты клинических исследований
лекарственного средства;
14)
образцы лекарственного средства для
проведения экспертизы его качества;
15)
предложения по цене лекарственного
средства;
16)
документы, подтверждающие регистрацию
лекарственного средства, если оно
зарегистрировано вне пределов
Российской Федерации.
Все документы и данные для
государственной регистрации
лекарственного средства должны
представляться на русском языке либо
иметь заверенный перевод на русский
язык.
Содержание в представляемых
документах и данных сведений, которые
дают возможность проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственного средства, приведено в
приложении 3.
Для прохождения ускоренной процедуры
рассмотрения документов и принятия
решения о государственной регистрации
документы и данные, указанные в
подпунктах 11-13 пункта 3.3.3 настоящего
Регламента, могут быть представлены в
виде ссылок на открытые литературные
источники и в виде отчета об
исследовании биоэквивалентности,
проведенных с учетом требований
приложения 1 к таким данным.
Абзац двадцатый пункта 3.3.3 настоящего
Регламента признан недействующим и не
подлежащим применению с 1 сентября 2010
года - решение Верховного Суда
Российской Федерации от 8 апреля 2013 года N
АКПИ13-4.
3.3.4.
Начальник отдела, осуществляющего
государственную регистрацию
лекарственных средств, в течение 4
календарных дней с даты поступления
документов и данных назначает из числа
сотрудников отдела ответственного
исполнителя по проведению рассмотрения
документов и данных, представленных для
государственной регистрации
лекарственного средства. Фамилия, имя и
отчество ответственного исполнителя,
его место работы и телефон должны быть
сообщены организации по ее письменному
или устному обращению.
Начальник управления Федеральной
службы, отвечающий за государственную
регистрацию лекарственных средств, с
учетом положений настоящего Регламента
принимает решение о применении или
неприменении ускоренной процедуры
рассмотрения документов. О принятом
решении организация информируется в
письменной форме.
3.3.5.
Ответственный исполнитель в течение 20
календарных дней с даты своего
назначения осуществляет проверку
комплектности и состава представленных
документов и данных с целью
определения:
- наличия всего состава документов и
данных, определенных в п.3.3.3 настоящего
Регламента;
- согласованности предоставленной
информации и данных между отдельными
документами комплекта;
- достоверности документов и данных,
подтвержденных подписью
уполномоченного лица обратившейся
организации, на каждом документе;
- соответствия содержания, уровня
детализации и доказательности
представленной информации по тематике
разделов документов и данных,
представленных для государственной
регистрации;
- правомочности заявления о
государственной регистрации с учетом
применимых требований Федерального
закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3006),
предъявляемых к субъектам обращения
лекарственных средств на территории
Российской Федерации.
При
неполной комплектности, неполном
составе документов и данных или при
неправомочности заявления о
государственной регистрации готовится
отказ в приеме и дальнейшем рассмотрении
документов и данных с указанием
оснований отказа, который подписывается
руководителем Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития и направляется в
обратившуюся организацию.
3.3.6.
Ответственный исполнитель в течение 10
календарных дней с даты завершения
проверки комплектности и состава
документов и данных, представленных для
государственной регистрации
лекарственного средства, определяет
необходимость в дополнительной
информации и (или) проведении экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственного средства. Необходимость
в проведении экспертизы качества и (или)
эффективности и (или) безопасности
лекарственных средств определяется по
следующим основаниям:
- при отсутствии достаточных экспертных
заключений в отношении данных о
производстве лекарственного средства,
методов контроля качества
лекарственного средства, результатов
доклинических исследований
лекарственного средства, результатов
фармакологических и токсикологических
исследований лекарственного средства,
результатов клинических исследований
лекарственного средства;
- при недостаточной обоснованности и
(или) неоднозначном характере
представленных в документах и данных
результатов оценки качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства;
- при противоречивости имеющихся
экспертных заключений (производится
обязательное назначение дополнительной
экспертизы).
При наличии оснований экспертиза
осуществляется в соответствии с
административным регламентом
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
"Организация проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств (при
государственной регистрации)" в
течение срока, не превышающего 130
календарных дней с даты установления
необходимости в ее проведении.
3.3.7. В
течение 10 календарных дней с даты
получения заключения экспертной
организации или в случае отсутствия
необходимости в экспертизе с даты
завершения проверки комплектности и
состава документов и данных,
представленных для государственной
регистрации лекарственного средства,
ответственный исполнитель готовит
заключение по вопросу о государственной
регистрации лекарственного средства с
учетом:
- результатов документальной проверки
комплекта документов и данных,
представленных для государственной
регистрации лекарственного средства;
-
материалов проведенных экспертиз
качества, эффективности и безопасности
лекарственного средства;
- дополнительной информации от
обратившейся организации.
При положительном заключении готовятся
проект приказа о государственной
регистрации и регистрационное
удостоверение, которые подписываются
руководителем Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития.
При отрицательном заключении готовится
уведомление об отказе в государственной
регистрации с указанием оснований
отказа, которое подписывается
руководителем Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения и
социального развития и направляется в
обратившуюся организацию.
3.3.8. В
государственной регистрации
лекарственного средства отказывается по
следующим основаниям:
1) при
неполной комплектности, неполном
составе документов и данных,
представленных обратившейся
организацией или при неправомочности
заявления о государственной регистрации
и невозможности вследствие этого
организации проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственного средства (при
государственной регистрации);
2) при
выявлении несоответствия качественного
и количественного состава образцов
лекарственного средства данным,
приведенным в регистрационном досье;
3) при
получении экспертного заключения о
небезопасности, неэффективности либо о
недоказанности безопасности и
эффективности лекарственного средства в
том случае, если оно получено не менее
чем от двух независимых друг от друга
экспертов и свидетельствует:
о риске применения препарата выше
ожидаемой пользы;
о недостаточных доказательствах
эффективности;
о несоответствии информации, изложенной
в регистрационном досье, фактическому
состоянию.
3.3.9. В
течение 5 календарных дней с даты
подписания приказа и регистрационного
удостоверения ответственный
исполнитель уведомляет обратившуюся
организацию о готовности
регистрационного удостоверения.
3.3.10. В
течение 10 рабочих дней с даты подписания
приказа и регистрационного
удостоверения, ответственный
исполнитель направляет сведения о
государственной регистрации для
внесения изменений в государственный
реестр лекарственных средств и их
архивирования.
3.3.11.
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
обязана выдавать дубликаты
регистрационного удостоверения
лекарственного средства по заявлениям
организации, на имя которой оно
зарегистрировано, в течение 1 месяца с
даты поступления такого заявления.
3.3.12.
Документы и данные, представленные для
государственной регистрации
лекарственного средства, независимо от
того, было лекарственное средство
зарегистрировано или нет, подлежат
хранению в Федеральной службе по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития вместе с соответствующими
экспертными заключениями, копиями
приказов о регистрации и
регистрационных удостоверений с
соблюдением требований по обеспечению
конфиденциальности информации в течение
всего срока действия государственной
регистрации и в течение 5 лет после
окончания ее действия.
3.4.
Административная процедура "Внесение
изменений в регистрационную
документацию на лекарственные
средства" осуществляется в связи с
поступлением от организации,
поименованной в регистрационном
удостоверении (или от ее правопреемника),
комплекта документов и данных для
внесения изменений в регистрационную
документацию либо в связи с выявлением
Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
данных, касающихся качества,
эффективности или безопасности
лекарственного средства в соответствии
с нижеследующим порядком (схема
осуществления административной
процедуры приведена в приложении 4): *3.4)
3.4.1.
Внесение изменений в регистрационную
документацию на лекарственное средство,
касающихся качества или эффективности
лекарственного средства, осуществляется
Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
в сроки, указанные в п.3.3.1 настоящего
Регламента.
Во всех прочих случаях, включая те,
которые связаны с включением данных о
новом побочном действии или
ограничениями к применению, изменением
прав на лекарственное средство,
торгового названия, упаковки, изменения
в регистрационную документацию на
лекарственные средства вносятся в срок,
не превышающий одного месяца со дня
получения соответствующего комплекта
документов и данных.
3.4.2.
Документы и данные, обосновывающие
вносимые изменения в регистрационную
документацию, поступившие от
организации, регистрируются в течение 1
рабочего дня с даты их получения.
Комплект документов и данных может быть
направлен по почте заказным письмом
(бандеролью) с описью вложения и
уведомлением о вручении. Контроль
ведения учета поступивших документов
осуществляет начальник отдела,
осуществляющего государственную
регистрацию лекарственных средств.
Все документы для внесения изменений в
регистрационную документацию на
лекарственное средство должны
представляться на русском языке либо
иметь заверенный перевод на русский
язык.
3.4.3.
Начальник отдела, осуществляющего
государственную регистрацию
лекарственных средств, в течение 4
календарных дней с даты поступления
документов и данных от обратившейся
организации либо в связи с выявлением
Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
новых данных, касающихся качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства, назначает из
числа сотрудников отдела ответственного
исполнителя по проведению рассмотрения
вопроса. Фамилия, имя и отчество
ответственного исполнителя, его место
работы и телефон должны быть сообщены
обратившейся организации по ее
письменному или устному обращению.
3.4.4.
Ответственный исполнитель в течение 10
календарных дней с даты своего
назначения осуществляет проверку
комплектности и состава представленных
документов и данных с целью
определения:
- согласованности предоставленной
информации и данных между отдельными
документами комплекта;
- достоверности документов и данных,
подтвержденных подписью
уполномоченного лица обратившейся
организации;
- соответствия содержания, уровня
детализации и доказательности
представленной информации по тематике
разделов документов и данных,
представленных для внесения изменений в
регистрационную документацию.
3.4.5.
Ответственный исполнитель в течение 5
календарных дней с даты завершения
проверки комплектности и состава
представленных документов и данных
определяет необходимость в
дополнительной информации и (или)
проведении экспертизы качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства. Необходимость
в проведении экспертизы качества и (или)
эффективности, и (или) безопасности
лекарственных средств определяется по
следующим основаниям: *3.4.5)
- при отсутствии достаточных экспертных
заключений в отношении данных о
производстве лекарственного средства и
(или) методов контроля качества
лекарственного средства, и (или)
результатов доклинических исследований
лекарственного средства, и (или)
результатов фармакологических и
токсикологических исследований
лекарственного средства, и (или)
результатов клинических исследований
лекарственного средства (с учетом
обоснования вносимых изменений в
регистрационную документацию);
- при недостаточной обоснованности и
(или) неоднозначном характере
представленных в документах и данных
результатов оценки качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства;
- при
противоречивости имеющихся экспертных
заключений (производится обязательное
назначение дополнительной экспертизы).
В том случае, если вносимые изменения
касаются наименования, адреса или
организационно-правовой формы, или
связаны с передачей прав на
лекарственное средство при условии
сохранения в неизменности места его
производства, или связаны с данными о
новом побочном действии или с
ограничениями к применению, изменением
торгового названия или упаковки,
экспертиза качества, эффективности и
безопасности лекарственного средства не
проводится.
При наличии оснований экспертиза
осуществляется в соответствии с
административным регламентом
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
"Организация проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств" в течение
срока, не превышающего 130 календарных
дней с даты установления необходимости в
ее проведении.
3.4.6. В
течение 5 календарных дней с даты
получения заключения экспертной
организации или в случае отсутствия
необходимости в экспертизе с даты
завершения проверки состава документов
и данных ответственный исполнитель
готовит заключение по вопросу внесения
изменений в регистрационную
документацию на лекарственное средство
с учетом:
- результатов документальной проверки
комплекта документов и данных,
представленных для внесения изменений в
регистрационную документацию на
лекарственное средство;
- материалов проведенных экспертиз
качества, эффективности и безопасности
лекарственного средства (при наличии);
- дополнительной информации от
обратившейся организации.
При положительном заключении готовятся
проект приказа о внесении изменений в
регистрационную документацию на
лекарственное средство и
регистрационное удостоверение, которые
подписываются руководителем
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития.
При отрицательном заключении готовится
уведомление об отказе во внесении
изменений в регистрационную
документацию на лекарственное средство
с указанием оснований отказа, которое
подписывается руководителем
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
и направляется в обратившуюся
организацию.
3.4.7. Во
внесении изменений в регистрационную
документацию отказывается по следующим
основаниям:
1) при
непредставлении или неполном
представлении обратившейся
организацией документов и данных,
обосновывающих внесение изменений в
регистрационную документацию;
2) при
выявлении несоответствия качественного
и количественного состава образцов
лекарственного средства данным,
приведенным в регистрационной
документации;
3) при
получении экспертного заключения о
возможном снижении качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства в случае
внесения изменений в регистрационную
документацию;
4) в
изменении наименования лекарственного
средства может быть отказано, если
предлагаемое наименование не отвечает
требованиям, предъявляемым к
наименованиям лекарственных средств,
либо тождественно или сходно до степени
смешения с защищенным товарным знаком с
названием другого зарегистрированного
лекарственного средства.
3.4.8. Во
внесении изменений в регистрационную
документацию не может быть отказано в
случае, если:
1)
изменения касаются наименования, адреса
или организационно-правовой формы
обратившейся организации;
2)
изменения связаны с передачей прав на
лекарственное средство при условии
сохранения в неизменности места его
производства;
3)
изменения касаются факта установления
новых побочных эффектов лекарственного
средства, его взаимодействия с иными
лекарственными средствами, установления
новых противопоказаний или
дополнительных мер предосторожности при
обращении с лекарственным средством;
4)
обратившаяся организация устанавливает
более строгие параметры качества
лекарственного средства;
5)
изменения связаны с необходимостью
выполнения требований, установленных
законодательством Российской
Федерации.
3.4.9. В
течение 5 календарных дней с даты
подписания приказа и регистрационного
удостоверения ответственный
исполнитель уведомляет организацию о
готовности регистрационного
удостоверения.
3.4.10. В
течение 10 рабочих дней с даты подписания
приказа и регистрационного
удостоверения ответственный
исполнитель направляет сведения о
вносимых изменениях в регистрационную
документацию на лекарственное средство
для внесения изменений в
государственный реестр лекарственных
средств и их архивирования.
3.4.11.
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
обязана выдавать дубликаты
регистрационного удостоверения
лекарственного средства по заявлениям
организации, на имя которой оно
зарегистрировано, в течение 1 месяца с
даты поступления такого заявления.
3.4.12.
Документы и данные, представленные для
внесения изменений в регистрационную
документацию на лекарственное средство,
независимо от того, были эти изменения
внесены или нет, подлежат хранению в
Федеральной службе по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
вместе с соответствующими экспертными
заключениями, копиями приказов о
регистрации и регистрационных
удостоверений с соблюдением требований
по обеспечению конфиденциальности
информации в течение всего срока
действия государственной регистрации и
в течение 5 лет после окончания ее
действия.
3.5.
Административная процедура
"Рассмотрение фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни и здоровья
людей при применении зарегистрированных
лекарственных средств"
осуществляется в связи с выявлением в
ходе исполнения административной
процедуры "Осуществление сбора и
анализа информации о побочных эффектах
применения лекарственных средств"
административного регламента
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
по исполнению государственной функции
по организации проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств фактов и
обстоятельств, создающих угрозу жизни и
здоровью людей при применении
лекарственных средств, вследствие
серьезных и (или) непредвиденных
побочных эффектов их действия в
соответствии с нижеследующим порядком
(схема осуществления административной
процедуры приведена в приложении 5):
3.5.1. При
выявлении фактов и обстоятельств,
создающих угрозу жизни и здоровью людей
при применении лекарственных средств,
включая любые неблагоприятные
клинические проявления, которые вне
зависимости от дозы препарата приводят к
смерти, представляют угрозу для жизни,
требуют госпитализации или ее продления,
приводят к стойкой или выраженной утрате
трудоспособности и (или) инвалидности,
или вызывающие аномальные
репродуктивные эффекты (далее -
серьезные побочные эффекты), а также
включая такие побочные эффекты, характер
или тяжесть которых не согласуются с
имеющейся информацией о лекарственном
средстве (далее - непредвиденные
побочные эффекты), начальник отдела,
осуществляющего регистрацию
лекарственных средств, в течение 5
рабочих дней с даты выявления таких
обстоятельств готовит соответствующую
докладную записку на имя руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития.
В том случае, если причиной
возникновения подобных обстоятельств
являются особенности механизма действия
лекарственного средства, действие
настоящей административной процедуры
может распространяться на все
лекарственные средства, содержащие
аналогичные компоненты.
3.5.2. В
течение 5 рабочих дней с даты получения
докладной записки или дополнительных
сведений о выявленных фактах и
обстоятельствах руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
может принять следующие решения:
1) дать
распоряжение об организации сбора
дополнительных сведений о выявленных
серьезных и (или) непредвиденных
побочных эффектах действия
лекарственного средства;
2) дать
распоряжение о проведении
дополнительной экспертизы качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства с учетом
выявленных серьезных и (или)
непредвиденных побочных эффектов его
действия;
3)
рассмотреть вопрос о внесении изменений
в регистрационную документацию на
лекарственное средство;
4) о
приостановлении действия решения
Росздравнадзора о государственной
регистрации лекарственного средства;
5) об
отзыве регистрационного удостоверения
лекарственного средства;
6) не
предпринимать никаких дополнительных
действий в том случае, если выявленные
серьезные и (или) непредвиденные
побочные эффекты действия
лекарственного средства носят случайный
характер.
3.5.3.
Сбор дополнительных сведений о
выявленных серьезных и (или)
непредвиденных побочных эффектах
действия лекарственного средства
производится в соответствии с
административной процедурой
"Осуществление сбора и анализа
информации о побочных эффектах
применения лекарственных средств"
административного регламента
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
"Организация проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств" в сроки,
установленные руководителем
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития.
3.5.4.
Проведение дополнительной экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственного средства с учетом
выявленных серьезных и (или)
непредвиденных побочных эффектов его
действия организуется в соответствии с
административной процедурой
"Организация проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств (при
государственной регистрации)"
административного регламента
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
"Организация проведения экспертизы
качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств" в сроки,
установленные руководителем
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития.
3.5.5.
Рассмотрение вопроса о внесении
изменений в регистрационную
документацию в связи с выявлением
серьезных и (или) непредвиденных
побочных эффектов действия
лекарственного средства производится в
соответствии с административной
процедурой "Внесение изменений в
регистрационную документацию на
лекарственное средство" настоящего
Регламента.
3.5.6.
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
приостанавливает действие решения о
государственной регистрации
лекарственного средства с целью
предоставления организации,
поименованной в регистрационном
удостоверении на лекарственное
средство, возможности провести в
соответствии с действующими в
Российской Федерации правилами
лабораторной и клинической практики
дополнительные доклинические и (или)
клинические исследования
лекарственного средства в связи с
выявленными серьезными и (или)
непредвиденными побочными эффектами.
Разрешение на проведение клинических
исследований лекарственных средств
выдается Федеральной службой по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития в установленном порядке.
В случае отказа организации,
поименованной в регистрационном
удостоверении, провести дополнительные
доклинические и (или) клинические
исследования лекарственного средства в
установленном порядке, а также в случае
подтверждения при проведении
дополнительной экспертизы качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства серьезных и
(или) непредвиденных побочных эффектов
действия лекарственного средства
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
отзывает регистрационное удостоверение.
Информация об отзыве регистрационного
удостоверения лекарственного средства
вносится в государственный реестр
лекарственных средств.
3.6.
Административная процедура "Ведение
государственного реестра лекарственных
средств" осуществляется в связи с
выполнением административных процедур
"Рассмотрение документов и принятие
решения о государственной регистрации
лекарственных средств", "Внесение
изменений в регистрационную
документацию на лекарственное
средство", "Рассмотрение фактов и
обстоятельств, создающих угрозу для
жизни и здоровья людей при применении
зарегистрированных лекарственных
средств" настоящего Регламента в
соответствии с нижеследующим порядком
(схема осуществления административной
процедуры приведена в приложении 6):
3.6.1. В
течение 5 рабочих дней с даты принятия
соответствующего решения начальник
отдела, осуществляющего государственную
регистрацию лекарственных средств, или
лицо, им назначенное (ответственный
исполнитель), вводит информацию в
электронную картотеку.
3.6.2. В
течение 1 рабочего дня с даты ввода
информации в электронную картотеку
ответственный исполнитель создает
запись, вносит сведения о
соответствующем решении руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития,
вносит сведения об оформленных
регистрационных удостоверениях, особых
условиях государственной регистрации и
архивирует электронную базу данных.
База данных государственного реестра
лекарственных средств состоит из
электронного архива и архива на твердых
носителях и включает в себя следующие
информационные модули, справочники и
копии документов:
1)
документы и данные регистрационной
документации;
2)
решения руководителя Росздравнадзора:
а) о
государственной регистрации;
б) о
внесении изменений в регистрационное
удостоверение;
в) о
прекращении или приостановлении
действия государственной регистрации;
г) об
особых условиях регистрации;
3)
регистрационные удостоверения и
приложения к ним;
4)
документы по контролю качества
лекарственного средства (нормативная
документация или фармакопейная статья
предприятия);
5)
инструкции по медицинскому применению
(Инструкции);
6)
список международных непатентованных
наименований (МНН) (Всемирной
организации здравоохранения);
7)
анатомо-терапевтико-химический
классификатор (коды АТХ).
3.6.3.
Отчеты и справки на основании базы
данных государственного реестра
лекарственных средств готовятся
ответственным исполнителем в течение 5
рабочих дней с даты поступления
соответствующего запроса.
3.6.4.
Контроль ведения государственного
реестра лекарственных средств
осуществляет начальник отдела,
осуществляющего государственную
регистрацию лекарственных средств.
Приложение 1
к Административному регламенту
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств
Схема: Структура и взаимосвязи
административных процедур, выполняемых
при осуществлении государственной
регистрации лекарственных средств |
||
Управление регистрации лекарственных средств и медицинской техники
|
||
|
Приложение 2
к Административному регламенту
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств
Схема исполнения
административной процедуры |
|||
Управление регистрации лекарственных средств и медицинской техники
|
|||
|
Приложение 3
к Административному регламенту
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств
СОДЕРЖАНИЕ
сведений, дающих возможность проведения
экспертизы качества,
эффективности и безопасности
лекарственного средства
А.
Сведения о компонентах, входящих в
состав лекарственного средства,
способах производства и контроля
качества лекарственного средства,
показателях качества лекарственного
средства
Активная субстанция (действующее
вещество)
Общая информация
Номенклатурное название (IUPAC); структура;
описание; общие свойства; примеси.
Производство
Место(а) производства; краткая схема
производственного процесса и
внутрипроизводственного контроля;
контроль исходных веществ и материалов;
внутрипроизводственный контроль этапов
производства и промежуточных продуктов;
валидация и/или квалификация процесса;
опытно-промышленное обоснование.
Контроль качества
Аналитические процедуры; валидация
аналитических процедур; посерийный
анализ; обоснование спецификации.
Стандарты или
материалы сравнения
Упаковка (первичная, вторичная)
Стабильность
Результаты исследований стабильности в
заявленном виде упаковки.
Готовый лекарственный препарат
Описание и состав
лекарственного препарата
Описание фармацевтических свойств
Компоненты лекарственного препарата;
активная субстанция; вспомогательные
вещества; готовая лекарственная форма
(содержание основных действующих и
вспомогательных веществ; допустимые
пределы отклонений; физико-химические и
биологические свойства); обоснование
выбора способа производства и упаковки
(первичной и вторичной);
микробиологические свойства.
Производство
Место(а) производства; материальный
баланс; краткая схема производственного
процесса и методов контроля процесса;
контроль этапов производства и
промежуточных продуктов; валидация и/или
квалификация процесса.
Контроль готового лекарственного препарата
Спецификации; аналитические процедуры;
валидация аналитических процедур;
посерийный анализ; характеристика
примесей; обоснование спецификаций;
проект фармакопейной статьи предприятия
(нормативного документа).
Стандарты или
материалы сравнения
Упаковка (первичная, вторичная)
Стабильность
Результаты исследований стабильности в
заявленных видах первичной упаковки.
Б.
Сведения о результатах доклинических
фармакологических и токсикологических
исследований лекарственного средства
Вводный краткий обзор проведенных
доклинических исследований
Отчеты о проведенных исследованиях:
Фармакология
Результаты исследований, подтверждающих
фармакологическую активность
препарата.
Фармакокинетика
Абсорбция; распределение; метаболизм;
экскреция; взаимодействия с другими
лекарственными средствами.
Токсикология
Общая токсичность, специфическая
токсичность.
Перечень используемой
научной литературы.
В.
Сведения о результатах клинических
исследований
лекарственных средств
Обзор ранее проведенных клинических
исследований
Отчеты о проведенных исследованиях:
Обобщенный анализ
результатов исследований эффективности
и безопасности лекарственного
средства
Обобщенные результаты отдельных
исследований; сравнительный анализ
результатов отдельных исследований;
исследуемые популяции; сравнение
результатов эффективности, полученных в
различных исследованиях; сравнение
результатов у отдельных групп пациентов;
анализ результатов исследований
рекомендуемого режима дозирования.
Обобщенный анализ
результатов безопасности
Методы оценки безопасности; характер и
частота нежелательных явлений;
клинически значимые изменения
лабораторных показателей;
взаимодействия с другими лекарственными
средствами; развитие "синдрома
отмены".
Перечень используемой научной
литературы.
Приложение 4
к Административному регламенту
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств
Схема исполнения
административной процедуры |
||
Управление регистрации лекарственных средств и медицнской техники
|
||
|
Приложение 5
к Административному регламенту
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств
|
Схема исполнения
административной процедуры |
Управление регистрации лекарственных средств и медицинской техники
| |
| |
|
|
Приложение 6
к Административному регламенту
по исполнению государственной функции
по государственной регистрации
лекарственных средств
Схема исполнения
административной процедуры |
||
Управление регистрации лекарственных средств и медицинской техники
|
||
|
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (с изменениями на 2 мая 2012 года) (редакция, действующая с 1 июля 2012 года) (утратило силу с 10.07.2012)
- Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (с изменениями на 23 мая 2024 года)
- О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (с изменениями на 13 июня 2018 года)