Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ
"Об автономных учреждениях"




Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вступает в силу 8 января 2007 года.

Появление в Российской Федерации нового вида учреждений имело свои предпосылки. Бюджетный кодекс РФ прямо запрещает бюджетным организациям получать финансирование из иных источников, кроме бюджета. Платные услуги и благотворительные пожертвования не запрещаются, но доходы от них поступают в общие доходы соответствующего бюджета и не закрепляются за конкретным бюджетным учреждением. Вузам, учреждениям науки и культуры тяжело существовать в такой ситуации. Поэтому просьбы об изменении типа учреждений и преобразовании их из бюджетных в автономные были закономерными.

Таким образом, цель закона - снять с бюджетного финансирования те организации, в которых имеет место высокая доля платных услуг. Прежде всего, это коснется системы высшего образования и РАН, где доходы от платных услуг и иных внебюджетных источников - более 40% от объемов финансирования. Преобразование в автономное учреждение означает перевод со сметного финансирования на государственный заказ или контракт.

Остановимся подробнее на системе учреждений, которая образуется в Российской Федерации в связи с образованием автономных учреждений. Общие положения об учреждениях с 8 января 2007 года будут закреплены только в Гражданском кодексе РФ. В Законе о некоммерческих организациях статья об учреждениях (ст.9) переименована в «Частные учреждения».

Виды учреждений, действующих на территории Российской Федерации с 8 января 2007 года, могут быть представлены в виде следующей схемы:



Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

Обратите внимание! В соответствии с п.3 ст.20 Закона "Об автономных учреждениях" изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.

Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением.

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением, расходов на уплату налогов, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Финансовое обеспечение осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных, не запрещенных федеральными законами источников.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.

Кроме заданий учредителя и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

Таким образом, можно выделить следующие особенности автономных учреждений, выделяющие их в отдельный вид учреждений:

- учредитель: РФ, субъект РФ, муниципальное образование

- цель создания: выполнение работ, оказание услуг только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта;

- имущество закреплено на праве оперативного управления, земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования;

- недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением, имеет особый статус (распоряжение с согласия собственника, не может быть обеспечением обязательств автономного учреждения);

- ответственность самостоятельная, учредитель не отвечает по обязательствам автономного учреждения;

- финансирование:

учредитель (обеспечение выполнения задания, финансирование содержания закрепленного за учреждением имущества, финансирование развития учреждения) в виде субсидий и субвенций;

иные источники, например, платежи за аренду недвижимости, доходы от платной деятельности;

- доходы поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Внедрение нового вида учреждений в Российской Федерации вызвало сильный резонанс в общественном мнении. Многие специалисты скептически настроены по отношению к переходу учреждений из бюджетных в автономные. Основные опасения сводятся к следующему:

- коммерциализация социальной сферы, массовое вытеснение бюджетных (то есть бесплатных для гражданина) социальных услуг и замена их платными. Отсутствие планомерного финансирования образовательных учреждений превратит их в коммерческие по сути организации, целью которых является не выполнение определенных социально значимых функций, а получение максимальной прибыли;

- поскольку государство снимает с себя субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения, которое взамен получает право брать кредиты, закладывать имущество и совершать другие сделки, это может привести к банкротству учреждения. В итоге государственное имущество переходит в частные руки, автономное учреждение же как государственное учреждение определенного профиля просто исчезает;

- Закон "Об Автономный учреждениях" открывает путь к "мягкой" приватизации социальной бюджетной сферы. Т.к. вводится такой орган учреждения, как "наблюдательный совет", с одобрения которого возможны сделки как с недвижимым имуществом, так и с особо ценным движимым имуществом, глава автономного учреждения легко может передать (с одобрения Наблюдательного совета) основное здание академического НИИ частной негосударственной фирме. В результате, борьба пойдет за здания и сооружения, имеющие самое привлекательное размещение в центре крупных городов, а также за земельные участки.

Опасения, надо признать, небезосновательные, и учитывая тот факт, что Законом затрагиваются интересы большей части населения страны, можно предположить, что применение этого закона, как и закона о "монетизации" будет сопровождаться многочисленными поправками.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ