Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


          


    

Комментарий к Федеральному закону от 21.03.2005 N 20-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте"


     В связи с настоятельной необходимостью усиления мер безопасности на воздушном транспорте  и обеспечения безопасности перелетов, законодатель счел целесообразным внести изменения и дополнения в целый ряд актов Федеральным законом, который должен поднять на качественно новый уровень безопасность в российских аэропортах и на авиалайнерах.
     
     Основанием разработки закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" является поручение Президента Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № Пр-1449. Федеральный закон, проект которого был внесен в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, является составной частью правового обеспечения комплекса мероприятий по предотвращению террористических актов на объектах воздушного транспорта и направлен на создание правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах и на объектах их инфраструктуры.
     
     Целью правового регулирования отношений, возникающих при обеспечении авиационной безопасности, является защита жизни и здоровья авиапассажиров, объектов гражданской авиации и авиационной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и иных опасных предметов. Принятие этого закона обеспечило реализацию поручения президента и создание нового правового поля по предотвращению террористических актов на российских объектах воздушного транспорта.
     
     Действующая в настоящее время Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.
     
     События последних лет (ряд террористических актов, которые затронули многие страны мира, в том числе и Россию, образование новых очагов напряженности в связи с военными действиями в Ираке) показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса (террористические акты в августе 2004 года, по маршрутам Москва - Сочи, Москва - Волгоград), что побудило правительства ведущих государств к разработке и принятию дополнительных мер по повышению безопасности транспортного комплекса. Одной из таких мер является привлечение сотрудников органов внутренних дел к предполетному и послеполетному досмотру и сопровождению воздушных судов, а также повышению роли государства в лице органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности.

          Авиационная безопасность представляет собой состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, которое может повлечь за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий. Безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, исключением возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов, обязательным досмотром членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов, а также охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на них посторонних лиц.
     
     С учетом изложенного в Воздушный кодекс РФ были внесены следующие изменения.
     
     На должности авиационного персонала и в службы авиационной безопасности не должны приниматься лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Более того, в службы, обеспечивающие авиационную безопасность, не могут быть приняты граждане, грубо и систематически нарушавшие дисциплину за время работы в правоохранительных, судебных органах, прокуратуре или на государственной службе, а также совершившие порочащий честь проступок, повлекший за собой утрату доверия, и на этих основаниях уволенные досрочно. Однако следует иметь в виду, что указанные ограничения распространяются только на тех бывших служащих, у которых с момента увольнения по указанным обстоятельствам прошло менее трех лет.
     
     Не могут обеспечивать авиационную безопасность лица, в отношении которых имеется отрицательное заключение органов внутренних дел о возможности их допуска к деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды, и уж тем более состоящие на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
     
     Существенно расширены полномочия сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и МВД РФ при проведении контроля за обеспечением авиационной безопасности. Теперь при осуществлении проверок соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов, они имеют право запрашивать, а должностные лица служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны, перевозчики и грузоотправители обязаны предоставлять им все необходимые документы и информацию, связанные с обеспечением безопасности. Помимо этого они могут задержать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а также сопровождать воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности.
     
     В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа, помимо применяемого ранее обязательного предполетного досмотра, теперь может осуществляться послеполетный досмотр. В случае его проведения, досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, лица из числа авиационного персонала гражданской авиации, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. И предполетный и послеполетный досмотры могут проводиться уполномоченными лицами служб авиационной безопасности и сотрудниками милиции как в аэропорту, так и непосредственно в самолете. Пассажирам, путешествующим на воздушном транспорте, следует иметь в виду, что в силу новой статьи 85_1 Воздушного кодекса РФ, их персональные данные, содержащиеся в перевозочных документах, в обязательном порядке будут передаваться перевозчиками в правоохранительные органы, создающие для этих целей соответствующие информационные базы.  
   
     В статью 8 Воздушного кодекса РФ об обязательной сертификации и аттестации в гражданской авиации внесено изменение, касающееся организации и проведения обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, а также аттестации их работников, в которой теперь принимают участие представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел.
     
     Авиационная безопасность, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры теперь будет обеспечиваться не военизированной охраной  аэродромов или аэропортов, а службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
         
     Согласно изменениям, внесенным в Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", в обязанности сотрудников внутренних дел теперь входит и участие в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации. Для выполнения возложенных на милицию обязанностей ей предоставлено право на проведение предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты (в прежней редакции Закона сотрудники милиции могли осуществлять только личный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа).
     
     Новый пункт 24_1 статьи 11 "Права милиции", согласно которому сотрудники внутренних дел вправе проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, а также производства, хранения, распространения и использования патронов, взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса, направлен на соблюдение мер авиационной безопасности, так как по результатам проверок могут быть приостановлены ранее выданные разрешения на хранение, использование и перевозку указанных изделий и материалов, если условия их размещения, использования и перевозки угрожают жизни, здоровью или безопасности граждан.

    В заключение следует отметить, что теперь - в соответствии с дополнением, внесенным в пункт 1 статьи 17 Закона РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Воздушного кодекса РФ - деятельность по обеспечению авиационной безопасности не может осуществляться без лицензирования.
     


Юрисконсульт
Информационно-правового
консорциума "Кодекс"
Мерикова О.С.
23.05.2005


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ