Комментарий к Федеральному закону
от 21.03.2005 N 20-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской
Федерации в связи с осуществлением мер
авиационной безопасности на воздушном
транспорте"
В связи с настоятельной
необходимостью усиления мер
безопасности на воздушном транспорте и
обеспечения безопасности перелетов,
законодатель счел целесообразным внести
изменения и дополнения в целый ряд актов
Федеральным законом, который должен
поднять на качественно новый уровень
безопасность в российских аэропортах и
на авиалайнерах.
Основанием разработки закона "О
внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты
Российской Федерации в связи с
осуществлением мер авиационной
безопасности на воздушном транспорте"
является поручение Президента
Российской Федерации от 27 августа 2004 г. №
Пр-1449. Федеральный закон, проект которого
был внесен в Государственную Думу в
качестве законодательной инициативы
Правительства Российской Федерации,
является составной частью правового
обеспечения комплекса мероприятий по
предотвращению террористических актов
на объектах воздушного транспорта и
направлен на создание правовых и
организационных основ для осуществления
взаимодействия органов внутренних дел
Российской Федерации и служб
авиационной безопасности по обеспечению
авиационной безопасности в аэропортах и
на объектах их инфраструктуры.
Целью правового регулирования
отношений, возникающих при обеспечении
авиационной безопасности, является
защита жизни и здоровья авиапассажиров,
объектов гражданской авиации и
авиационной инфраструктуры от актов
незаконного вмешательства, а также
предупреждение и пресечение незаконного
оборота оружия, взрывчатых веществ и
иных опасных предметов. Принятие этого
закона обеспечило реализацию поручения
президента и создание нового правового
поля по предотвращению террористических
актов на российских объектах воздушного
транспорта.
Действующая в настоящее время
Федеральная система обеспечения защиты
деятельности гражданской авиации от
актов незаконного вмешательства
разработана в соответствии с
Руководством по безопасности для защиты
гражданской авиации от актов
незаконного вмешательства
Международной организации гражданской
авиации (ИКАО) и представляет собой
совокупность правовых и организационных
мер, направленных на предотвращение и
пресечение противоправных действий в
отношении гражданской авиации.
События последних лет (ряд
террористических актов, которые
затронули многие страны мира, в том числе
и Россию, образование новых очагов
напряженности в связи с военными
действиями в Ираке) показали особую
уязвимость объектов транспортного
комплекса (террористические акты в
августе 2004 года, по маршрутам Москва -
Сочи, Москва - Волгоград), что побудило
правительства ведущих государств к
разработке и принятию дополнительных
мер по повышению безопасности
транспортного комплекса. Одной из таких
мер является привлечение сотрудников
органов внутренних дел к предполетному и
послеполетному досмотру и сопровождению
воздушных судов, а также повышению роли
государства в лице органов внутренних
дел Российской Федерации в обеспечении
авиационной безопасности.
Авиационная безопасность
представляет собой состояние
защищенности авиации от незаконного
вмешательства в деятельность в области
авиации, которое может повлечь за собой
несчастные случаи с людьми, материальный
ущерб, захват или угон воздушного судна
либо создавшие угрозу наступления таких
последствий. Безопасность обеспечивается
посредством предотвращения доступа
посторонних лиц и транспортных средств в
контролируемую зону аэропорта или
аэродрома, исключением возможности
незаконного провоза на воздушном судне
оружия, боеприпасов, взрывчатых,
радиоактивных, отравляющих,
легковоспламеняющихся веществ и других
опасных предметов, обязательным
досмотром членов экипажей,
обслуживающего персонала, пассажиров,
ручной клади, багажа, почты, грузов и
бортовых запасов, предотвращение и
пресечение попыток захвата и угона
воздушных судов, а также охраны
воздушных судов на стоянках в целях
исключения возможности проникновения на
них посторонних лиц.
С учетом изложенного в Воздушный
кодекс РФ были внесены следующие
изменения.
На должности
авиационного персонала и в службы
авиационной безопасности не должны
приниматься лица, имеющие непогашенную
или неснятую судимость за совершение
умышленного преступления. Более того, в
службы, обеспечивающие авиационную
безопасность, не могут быть приняты
граждане, грубо и систематически
нарушавшие дисциплину за время работы в
правоохранительных, судебных органах,
прокуратуре или на государственной
службе, а также совершившие порочащий
честь проступок, повлекший за собой
утрату доверия, и на этих основаниях
уволенные досрочно. Однако следует иметь
в виду, что указанные ограничения
распространяются только на тех бывших
служащих, у которых с момента увольнения
по указанным обстоятельствам прошло
менее трех лет.
Не могут обеспечивать авиационную
безопасность лица, в отношении которых
имеется отрицательное заключение
органов внутренних дел о возможности их
допуска к деятельности, связанной с
объектами, представляющими повышенную
опасность для жизни или здоровья
человека, а также для окружающей среды, и
уж тем более состоящие на учете по поводу
психического заболевания, алкоголизма
или наркомании.
Существенно
расширены полномочия сотрудников
Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта и МВД РФ при проведении
контроля за обеспечением авиационной
безопасности. Теперь при осуществлении
проверок соблюдения правил проведения
предполетного досмотра, а также
пропускного и внутриобъектового
режимов, они имеют право запрашивать, а
должностные лица служб авиационной
безопасности аэродромов, аэропортов,
авиационных предприятий, подразделений
ведомственной охраны, перевозчики и
грузоотправители обязаны предоставлять
им все необходимые документы и
информацию, связанные с обеспечением
безопасности. Помимо этого они могут
задержать багаж, грузы и почту,
содержащие предметы и вещества,
запрещенные к воздушным перевозкам, а
также сопровождать воздушное судно во
время полета при наличии информации о
возможности нарушения требований
авиационной безопасности.
В целях
обеспечения безопасности пассажиров
и членов экипажа, помимо применяемого
ранее обязательного предполетного досмотра, теперь
может осуществляться послеполетный
досмотр. В случае его проведения,
досмотру подлежат воздушное судно, его
бортовые запасы, члены экипажа, лица из
числа авиационного персонала
гражданской авиации, пассажиры, багаж, в
том числе вещи, находящиеся при
пассажирах, а также грузы и почта. И
предполетный и послеполетный досмотры
могут проводиться уполномоченными
лицами служб авиационной безопасности и
сотрудниками милиции как в аэропорту,
так и непосредственно в самолете.
Пассажирам, путешествующим на воздушном
транспорте, следует иметь в виду, что в
силу новой статьи 85_1 Воздушного кодекса
РФ, их персональные данные, содержащиеся
в перевозочных документах, в
обязательном порядке будут передаваться
перевозчиками в правоохранительные
органы, создающие для этих целей
соответствующие информационные базы.
В статью 8 Воздушного кодекса РФ об обязательной
сертификации и аттестации в
гражданской авиации внесено изменение,
касающееся организации и проведения
обязательной сертификации юридических
лиц, деятельность которых
непосредственно связана с обеспечением
авиационной безопасности, а также
аттестации их работников, в которой
теперь принимают участие представители
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области
внутренних дел.
Авиационная
безопасность, охрана аэропортов и
объектов их инфраструктуры теперь
будет обеспечиваться не военизированной
охраной аэродромов или аэропортов, а
службами авиационной безопасности
аэродромов или аэропортов,
подразделениями ведомственной охраны
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области
транспорта, а также органами внутренних
дел, службами авиационной безопасности
эксплуатантов (авиационных предприятий),
а также уполномоченными органами,
наделенными этим правом федеральными
законами.
Согласно изменениям, внесенным в
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции",
в обязанности
сотрудников внутренних дел теперь
входит и участие в обеспечении
авиационной безопасности в гражданской
авиации. Для выполнения возложенных на
милицию обязанностей ей предоставлено
право на проведение предполетного и
послеполетного досмотров пассажиров,
багажа, в том числе вещей, находящихся
при пассажирах, а также членов экипажей,
лиц из числа авиационного персонала,
бортовых запасов воздушного судна,
грузов и почты (в прежней редакции Закона
сотрудники милиции могли осуществлять
только личный досмотр пассажиров, их
ручной клади и багажа).
Новый пункт 24_1 статьи 11 "Права
милиции", согласно которому сотрудники
внутренних дел вправе проводить
проверки мест производства, хранения,
продажи, коллекционирования и
экспонирования оружия, а также
производства, хранения, распространения
и использования патронов, взрывчатых
материалов промышленного назначения и
пиротехнических изделий IV и V класса,
направлен на соблюдение мер авиационной
безопасности, так как по результатам
проверок могут быть приостановлены
ранее выданные разрешения на хранение,
использование и перевозку указанных
изделий и материалов, если условия их
размещения, использования и перевозки
угрожают жизни, здоровью или
безопасности граждан.
В заключение следует отметить, что
теперь - в соответствии с дополнением,
внесенным в пункт 1 статьи 17 Закона РФ от 8
августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" и в
подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Воздушного
кодекса РФ - деятельность по обеспечению
авиационной безопасности не может
осуществляться без лицензирования.
Юрисконсульт
Информационно-правового
консорциума "Кодекс"
Мерикова О.С.
23.05.2005