Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Материал актуален на 13.05.2024

Особенности проведения проверок в течение 2020-2030 гг.

Закреплена возможность проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица

Владимир Путин подписал Федеральный закон, которым вносятся изменения в статью 52 закона о государственном контроле и статью 4 закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты.

Федеральным законом предусматривается право контролируемого лица обратиться с заявлением о проведении в отношении этого лица профилактического визита.

Также
Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения такого заявления, в том числе основания отказа в проведении профилактического визита: орган рассматривает соответствующее заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение с учетом своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов, категории риска объекта контроля.

Помимо прочего, Правительство РФ будет устанавливать особенности разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 гг.


Мораторий на плановые проверки продлен до 2030 года

Правительство установило возможность проведения плановых проверок до 2030 года только в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности.

Также постановлением продлена возможность проведения профилактических визитов в отношении образовательных учреждений - школ, детских садов (в случае отнесения их объектов контроля к категории чрезвычайно высокого или высокого риска) - вместо плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Для IT-сферы мораторий распространяется на больший срок - до 31 декабря 2024 года не будут проводить плановые проверки у аккредитованных ИТ-компаний. При этом такие компании освободили и от выездных налоговых проверок - до 3 марта 2025 года.

Мораторий на внеплановые проверки продлен до 2024 года

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о продлении действующего моратория на проверки бизнеса до конца 2024 года. Решение принято по поручению Президента России.

Подробнее здесь.

Про особенности проведения налоговых проверок в период пандемии см. отдельный справочный материал.


См. по ссылке онлайн-сервис - Единый реестр проверок субъектов предпринимательства на текущий год на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Единый реестр проверок является подсистемой Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации (статья 13_3 Закона 294-ФЗ).

Информация с сайта Генпрокуратуры: Контроль по-новому: Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий повысит прозрачность контрольно-надзорной деятельности.


Внимание! Основные реестры:

Реестр обязательных требований.

Единый реестр проверок.

Единый реестр видов контроля.


Порядок формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юрлиц и ИП установлен приказом Генпрокуратуры России от 08.11.2019 N 783.

На сайтах прокуратур субъектов РФ размещается сводный план проверок в пределах субъекта Федерации либо компетенции специализированной прокуратуры как часть единого сводного плана (п.3.4. Порядка).

Ежегодные планы проверок размещаются на официальных сайтах соответствующих проверяющих органов - постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Реформа в сфере контрольно-надзорной деятельности

Два основополагающих закона по этой теме подписаны Президентом РФ. Подробнее о реформе КНД см. справочный материал "Реформа контрольно-надзорной деятельности. "Регуляторная гильотина".

Проверка

- совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Нормативное основание

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Закон).

Положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ устанавливали порядок проведения проверок до 1 июля 2021 года.

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" устанавливает порядок проведения проверок с 1 июля 2021 года.

Принципы

- Законность и обоснованность.

- Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований.

- Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

- Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц.

- Недопустимость злоупотребления правом.

- Соблюдение охраняемой законом тайны.

- Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

- Оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

См. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Предмет государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;

2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;

3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Срок проведения

Сроки проведения установлены в статье 86.

Оформление результатов проверки


По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт):

- если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения;

- документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту;

- заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.


Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.

Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.

Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.


Федеральным законом от 13.07.2015 N 263-ФЗ с 10 января 2016 года отменены ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В частности, при оформлении акта проверки установлены следующие правила. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.


В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39-43 Федерального закона.

Ведение журнала проверок

Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снята обязанность вести журнал учета проверок. С 15 ноября 2014 года ведение журнала является добровольным и его отсутствие не является нарушением.

Федеральным законом от 03.11.2015 N 306-ФЗ установлено, что запись о проведенной проверке в журнале учета проверок делается в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.


Типовая форма журнала учета проверок утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).


В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке. Запись о проведенной проверке в журнале учета проверок делается в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.


Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий


В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Обжалование результатов проверки. Досудебное обжалование

Внимание!


Досудебное обжалование (https://knd.gosuslugi.ru/) - это цифровой сервис, который позволяет урегулировать спор между контролируемым лицом и контрольным органом в досудебном порядке, а также действия (бездействие) его должностных лиц.


Порядок досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов установлен Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Полный перечень видов контроля для обязательного досудебного обжалования определен постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663 "Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб".


С 1 июля 2021 года досудебный порядок стал обязателен для отдельных видов госконтроля, с 2023 года - распространится на все виды контроля. Право на досудебное обжалование закреплено в положениях об отдельных видах контроля.


Обжаловать можно:


- решения по результатам проверки;

- предписания об устранении выявленных нарушений;

- предписания о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда;

- приказ (распоряжение) о назначении плановой (внеплановой) проверки;

- действия (бездействия) должностного лица в рамках проверки.

Подробнее об алгоритме подачи жалобы, сроках - см. справочный материал "Цифровизация контрольно-надзорной деятельности. Онлайн-реестры. Досудебное обжалование".

Федеральным законом от 13.07.2015 N 263-ФЗ с 10 января 2016 года отменены ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В частности, возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания и документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Законодательство России

  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в статью 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 13_2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 21 декабря 2021 года)
  • О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 6 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
  • О внесении изменений в главу 5 Федерального закона "О персональных данных" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
  • О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции
  • О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 23 июня 2014 года)
  • О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
  • О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (с изменениями на 2 июля 2021 года)
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  • О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 4 августа 2023 года) (редакция, действующая с 31 августа 2023 года)
  • О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 24 июля 2023 года) (редакция, действующая с 1 апреля 2024 года)
  • О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями на 30 сентября 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)
  • О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 28 сентября 2022 года)
  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления
  • О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 28 апреля 2023 года)
  • Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 8 сентября 2021 года)
  • О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 20 февраля 2024 года)
  • О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году
  • О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2020 году
  • О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации
  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
  • О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336

Комментарии, консультации

  • Комментарий к Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  • Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (постатейный)
  • Обзор изменений. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ

Справки

  • Реформа контрольно-надзорной деятельности. Регуляторная гильотина
  • Поддержка налогоплательщиков в связи с распространением коронавирусной инфекции
  • Цифровизация контрольно-надзорной деятельности. Онлайн-реестры. Досудебное обжалование

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ