Материал актуален на 18.11.2024
Банкротство юридических лиц
|
Подписан
закон, позволяющий кредиторам изменить
ранее выбранный способ распоряжения
правом требования в деле о банкротстве
должника Федеральным
законом от 22.07.2024 № 208-ФЗ внесены
изменения в статьи 61_17 и 189_96 Федерального
закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)", а
также статьи 19 и 39 Федерального закона от
23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов в
банках Российской Федерации". Упрощены банкротные процедуры
Федеральным
законом от 29.05.2024 № 107-ФЗ внесен целый ряд
поправок в Закон о несостоятельности
(банкротстве), а также изменения в статью
223 АПК РФ. Изменения касаются: Подготовлен законопроект
по вопросам очередности удовлетворения
требований об уплате налогов и иных
обязательных платежей в процессе
банкротства Проект
федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "О
несостоятельности (банкротстве)"
разработан во исполнение постановления
Конституционного Суда РФ от 31 мая 2023 г. N
28-П. Проект направлен на урегулирование
вопросов, связанных с очередностью
удовлетворения требований об уплате
налогов и иных обязательных платежей. |
|
|
|
Настоящая справка снабжена схемой |
|
|
|
Об общих положениях о
банкротстве, в том числе о моратории на
банкротство, см. справочный материал
Несостоятельность (банкротство) |
|
|
|
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2023 "Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 г."
Обзор
судебной практики по спорным вопросам,
возникающим при оспаривании сделок
должника в процессе банкротства
организации (глава III_1 Закона о
банкротстве) (подготовлен специалистами
"Консорциума "Кодекс")
Обзор практики Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда за январь-апрель 2019 года |
|
|
|
Уголовная ответственность за неправомерные действия, связанные с банкротством (фиктивное, преднамеренное банкротство), установлена ст.195-197 УК РФ
|
Несостоятельность (банкротство) -
признанная арбитражным судом
неспособность должника в полном объеме
удовлетворить требования кредиторов по
денежным обязательствам и (или)
исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей.
Основания для
признания юридического лица банкротом
Юридическое лицо считается
неспособным удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и
(или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если
соответствующие обязательства и (или)
обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с
даты, когда они должны были быть
исполнены.
Подача
заявления в суд о признании юридического
лица банкротом
Дела о
банкротстве рассматриваются арбитражным
судом. Правом на обращение в
арбитражный суд с заявлением о признании
должника банкротом обладают должник,
конкурсный кредитор, уполномоченные
органы.
Заявление о признании должника
банкротом принимается арбитражным
судом, если требования к должнику -
юридическому лицу в совокупности
составляют не менее чем 2 млн. рублей (ч.2
ст.33 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" в
редакции Федерального закона от 29.05.2024 №
107-ФЗ ).
|
Заявление о признании должника - юридического лица несостоятельным (банкротом) |
Процедуры, применяемые при банкротстве должника - юридического лица
наблюдение - процедура
банкротства, применяемая к должнику в
целях обеспечения сохранности имущества
должника, проведения анализа
финансового состояния должника,
составления реестра требований
кредиторов и проведения первого
собрания кредиторов;
финансовое
оздоровление - процедура
банкротства, применяемая к должнику в
целях восстановления его
платежеспособности и погашения
задолженности в соответствии с графиком
погашения задолженности;
внешнее управление -
процедура банкротства, применяемая к
должнику в целях восстановления его
платежеспособности;
конкурсное
производство - процедура
банкротства, применяемая к должнику,
признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований
кредиторов;
мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Основные положения о наблюдении
см. в главе IV Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Наблюдение вводится по
результатам рассмотрения арбитражным
судом обоснованности заявления о
признании должника банкротом в порядке,
предусмотренном статьей 48 Закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Об утверждении, отстранении, правах и
обязанностях временного управляющего см.
статьи 65-67 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
Временный управляющий определяет дату
проведения первого собрания кредиторов и
уведомляет об этом всех выявленных
конкурсных кредиторов, уполномоченные
органы, представителя работников
должника и иных лиц, имеющих право на
участие в первом собрании кредиторов. О
компетенции первого собрания кредиторов
см. статью 73 Закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Общие правила подготовки, организации и
проведения арбитражным управляющим
собраний кредиторов и заседаний
комитетов кредиторов утверждены
постановлением Правительства РФ от
06.02.2004 N 56.
Сведения о введении наблюдения подлежат
обязательному
опубликованию. Сведения включаются в
Единый федеральный реестр сведений о
банкротстве и опубликовываются в
официальном издании, определенном
регулирующим органом, в соответствии со
статьей 28 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
В целях определения стоимости
принадлежащего должнику имущества для
покрытия судебных расходов, расходов на
выплату вознаграждения арбитражным
управляющим, а также в целях определения
возможности или невозможности
восстановления платежеспособности
должника проводится анализ финансового состояния
должника. Правила проведения
арбитражным управляющим финансового
анализа утверждены постановлением
Правительства РФ от 25.06.2003 N 367.
Последствия
вынесения арбитражным судом определения
о введении наблюдения перечислены в
статье 63 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
Общие правила ведения арбитражным
управляющим реестра требований
кредиторов утверждены постановлением
Правительства РФ от 09.07.2004 N 345.
С даты введения финансового
оздоровления, внешнего управления,
признания арбитражным судом должника
банкротом и открытия конкурсного
производства или утверждения мирового
соглашения наблюдение прекращается.
Основные положения по данному
вопросу см. главу 5 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)", а также разъяснения,
данные в пунктах 33-36 постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от
15.12.2004 N 29.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на
основании решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о
введении финансового оздоровления
арбитражный суд утверждает
административного управляющего.
Уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
представление в делах о банкротстве и в
процедурах банкротства требований об
уплате обязательных платежей и
требований Российской Федерации по
денежным обязательствам, является ФНС.
Положение о Федеральной налоговой
службе утверждено постановлением
Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере несостоятельности (банкротства) и
финансового оздоровления организаций,
является Минэкономразвития России.
Положение о Министерстве экономического
развития Российской Федерации
утверждено постановлением
Правительства РФ от 05.06.2008 N 437.
План финансового
оздоровления, подготовленный
учредителями (участниками) должника,
собственником имущества должника -
унитарного предприятия, утверждается
собранием кредиторов. План финансового
оздоровления должен содержать
обоснование возможности удовлетворения
требований кредиторов в соответствии с
графиком погашения задолженности.
График погашения
задолженности подписывается лицом,
уполномоченным на это учредителями
(участниками) должника, собственником
имущества должника - унитарного
предприятия, и с даты утверждения
графика погашения задолженности
арбитражным судом возникает обязанность
должника погасить задолженность
должника перед кредиторами в
установленные графиком сроки.
Не позднее чем за месяц до истечения
установленного срока финансового
оздоровления должник обязан
предоставить административному
управляющему отчет о результатах
проведения финансового оздоровления.
Приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195
утверждена типовая форма заключения
административного управляющего о ходе
(результатах) выполнения плана
финансового оздоровления, о соблюдении
графика погашения задолженности и об
удовлетворении требований кредиторов.
Совокупный срок финансового
оздоровления и внешнего управления не может превышать
два года.
Решение об обращении к первому собранию
кредиторов с ходатайством о введении
финансового оздоровления принимается на
общем собрании большинством голосов
учредителей (участников) должника,
принявших участие в указанном собрании,
или органом, уполномоченным
собственником имущества должника -
унитарного предприятия.
Исполнение должником обязательств в
соответствии с графиком погашения
задолженности может быть обеспечено
залогом (ипотекой), банковской гарантией,
государственной или муниципальной
гарантией, поручительством. В качестве
предмета обеспечения исполнения
должником обязательств в соответствии с
графиком погашения задолженности не
могут выступать имущество и
имущественные права, принадлежащие
должнику на праве собственности или
праве хозяйственного ведения.
О финансовом оздоровлении
сельскохозяйственных
товаропроизводителей см. Федеральный
закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ.
О последствиях
введения финансового оздоровления см.
ст.81 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
Основные положения по данному
вопросу см. в главе VI Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)".
См. также разъяснения, данные в пунктах
37-44 постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29.
Внешнее управление
вводится арбитражным судом на основании
решения собрания кредиторов.
Внешнее управление вводится на
срок не более чем 18 месяцев, который
может быть продлен не более чем на 6
месяцев.
Последствия введения
внешнего управления перечислены в
ст.94 Закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
Внешний управляющий -
арбитражный управляющий, утвержденный
арбитражным судом для проведения
внешнего управления и осуществления
иных установленных настоящим
Федеральным законом полномочий. Внешний
управляющий утверждается в порядке,
предусмотренном ст.45 Закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Случаи отстранения внешнего
управляющего перечислены в ст.98 Закона
"О несостоятельности (банкротстве)".
Не
позднее чем через месяц с даты своего
утверждения внешний управляющий обязан
разработать план
внешнего управления и представить
его собранию кредиторов для утверждения.
О требованиях к содержанию плана
внешнего управления см. ст.106 Закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Внешний управляющий обязан
представить на рассмотрение собрания
кредиторов отчет
внешнего управляющего (ст.117-119 Закона
"О несостоятельности
(банкротстве)"). Типовую форму отчета
внешнего управляющего см. в приложении 3
к приказу Минюста России от 14.08.2003 N 195.
Прекращение производства по делу
о банкротстве или принятие арбитражным
судом решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства влечет за собой прекращение полномочий
внешнего управляющего.
Арбитражный суд по итогам
рассмотрения результатов проведения
финансового оздоровления вправе вынести
определение о
введении внешнего управления в
случае:
установления реальной
возможности восстановления
платежеспособности должника в
предусмотренные Федеральным законом
"О несостоятельности (банкротстве)"
сроки;
подачи
в арбитражный суд ходатайства собрания
кредиторов о переходе к внешнему
управлению в случаях, предусмотренных
Федеральным законом "О
несостоятельности (банкротстве)";
подачи
в арбитражный суд ходатайства собрания
кредиторов о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства, если после проведения
собрания кредиторов возникли
обстоятельства, дающие основания
полагать, что платежеспособность
должника может быть восстановлена в
установленные Федеральным законом "О
несостоятельности (банкротстве)"
сроки;
в иных предусмотренных Федеральным
законом "О несостоятельности
(банкротстве)" случаях.
Совокупный срок
финансового оздоровления и внешнего
управления не может превышать два
года.
В случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Основные положения о конкурсном
производстве см. в главе VII Федерального
закона "О несостоятельности
(банкротстве)".
Решение о признании должника банкротом и
об открытии конкурсного производства
принимает арбитражный суд.
Для
проведения конкурсного производства
назначается конкурсный управляющий,
который является арбитражным
управляющим, утвержденным арбитражным
судом для проведения указанной
процедуры и осуществления иных
полномочий, предусмотренных законом о
банкротстве.
|
См. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих, утвержден Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 22.05.2012 N 150 |
Конкурсное производство
вводится на срок до 6 месяцев. Срок
конкурсного производства может
продлеваться по ходатайству лица,
участвующего в деле, не более чем на 6
месяцев (п.2 ст.124 ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)").
Решение об обращении в
арбитражный суд с ходатайством о
признании должника банкротом и об
открытии конкурсного производства
относится к исключительной компетенции
собрания кредиторов.
Решение арбитражного суда о
признании должника банкротом и об
открытии конкурсного производства может
быть принято в случаях:
1) в
отношении должника-гражданина, когда
гражданин неспособен удовлетворить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанность не
исполнены им в течение 3 месяцев с даты,
когда они должны были быть исполнены, и
если сумма его обязательств превышает
стоимость принадлежащего ему
имущества;
2) в
отношении должника - юридического лица,
когда оно неспособно удовлетворить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанность не
исполнены им в течение 3 месяцев с даты,
когда они должны были быть исполнены.
Решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства может быть принято при
отсутствии оснований для оставления
заявления о признании должника
банкротом без рассмотрения, введения
финансового оздоровления, внешнего
управления, утверждения мирового
соглашения или прекращения производства
по делу о банкротстве.
Последствия открытия
конкурсного производства см. ст.126 ФЗ
"О несостоятельности
(банкротстве)".
Очередность
удовлетворения требований
кредиторов - ст.134 ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)".
Конкурсный управляющий
представляет собранию кредиторов
(комитету кредиторов) отчет о своей
деятельности, информацию о финансовом
состоянии должника и его имуществе на
момент открытия конкурсного
производства и в ходе конкурсного
производства, а также иную информацию не
реже чем один раз в 3 месяца, если
собранием кредиторов не установлено
иное (п.1 ст.143 ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)").
Типовую форму отчета конкурсного
управляющего о своей деятельности и о
результатах проведения конкурсного
производства см. в приложении 4 к приказу
Минюста России от 14.08.2003 N 195.
В отчете конкурсного
управляющего должны содержаться
сведения, установленные в п.2 ст.143 ФЗ
"О несостоятельности
(банкротстве)".
После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии с законом о банкротстве - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Об
особенностях мирового соглашения по
делам о банкротстве см. главу VIII
Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", а
также разъяснения, данные в пунктах 49-58
постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29.
|
См. Обзор практики
рассмотрения арбитражными судами
споров, связанных с заключением,
утверждением и расторжением мировых
соглашений в делах о несостоятельности
(банкротстве), утвержден письмом
Президиума Высшего Арбитражного Суда
России от 20.12.2005 N 97; |
Решение о заключении мирового
соглашения со стороны конкурсных
кредиторов и уполномоченных органов
принимается собранием кредиторов.
Решение о заключении мирового
соглашения со стороны должника
принимается должником-гражданином или
руководителем должника - юридического
лица, исполняющим обязанности
руководителя должника, внешним
управляющим или конкурсным
управляющим.
Мировое соглашение утверждается
арбитражным судом.
Об
особенностях заключения мирового
соглашения в ходе отдельных процедур
банкротства см. статьи 151-154 Закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Мировое соглашение заключается
в письменной форме
и должно содержать положения о порядке и
сроках исполнения обязательств должника
в денежной форме.
Мировое соглашение может быть
утверждено арбитражным судом только
после погашения задолженности по
требованиям кредиторов первой и второй
очереди. Расторжение мирового
соглашения, утвержденного арбитражным
судом, по соглашению между отдельными
кредиторами и должником не
допускается.
Утверждение мирового соглашения
арбитражным судом в ходе процедур
банкротства является основанием для прекращения
производства по делу о банкротстве.
Для проведения процедур банкротства арбитражным судом назначается арбитражный управляющий.
Схема
по банкротству юридических лиц
Правовые акты, регулирующие вопросы банкротства
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности
(банкротстве)";
Статья
65 "Несостоятельность (банкротство)
юридического лица" ГК РФ;
Постановление Правительства РФ от 29.05.2004
N 257 "Об обеспечении интересов
Российской Федерации как кредитора в
деле о банкротстве и в процедурах,
применяемых в деле о банкротстве";
Глава 28 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации;
Письмо Президиума Высшего Арбитражного
Суда России от 26.07.2005 N 93;
Постановление Правительства РФ от 29.05.2004
N 257 "Об обеспечении интересов
Российской Федерации как кредитора в
делах о банкротстве и в процедурах
банкротства".
Законодательство России
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями на 7 октября 2024 года)
- Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе (с изменениями на 9 ноября 2023 года)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 9 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О Министерстве экономического развития Российской Федерации (с изменениями на 12 августа 2024 года)
- О страховании вкладов в банках Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 21 сентября 2024 года)
- О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей (с изменениями на 21 июля 2014 года)
- Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов (с изменениями на 28 июля 2004 года)
- Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов
- О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 27 марта 2023 года)
- Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа
- Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего
- Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (с изменениями на 22 мая 2024 года)
- О Порядке голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам ... (с изменениями на 21 августа 2015 года)
- О Порядке отложения органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам ... (с изменениями на 21 августа 2015 года)
Комментарии, консультации
- Банкротство физических лиц. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"
- Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)
- Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постатейный)