Можно ли заключить контракт на ремонт фасада здания с единственным поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ в период распространения коронавирусной инфекции?
Вопрос:
Можно ли заключить контракт на ремонт
фасада здания с единственным
поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в
период распространения коронавирусной
инфекции?
Ответ:
Нет, в рассматриваемом случае заказчик
не имеет правовых оснований на
заключение контракта на ремонт фасада
здания с единственным поставщиком на
основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального
закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Обоснование:
Согласно правовой позиции, содержащейся
в п. 8 постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении
судами некоторых положений Гражданского
кодекса Российской Федерации об
ответственности за нарушение
обязательств", в силу п. 3 ст. 401
Гражданского кодекса РФ для признания
обстоятельства непреодолимой силой
необходимо, чтобы оно носило
чрезвычайный и непредотвратимый при
данных условиях характер.
При этом требование чрезвычайности
подразумевает исключительность
рассматриваемого обстоятельства,
наступление которого не является
обычным в конкретных условиях. Если иное
не предусмотрено законом,
обстоятельство признается
непредотвратимым, если любой участник
гражданского оборота не мог бы избежать
наступления этого обстоятельства или
его последствий.
Учитывая изложенное, распространение
новой коронавирусной инфекции,
вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и
непредотвратимый характер, в связи с чем
является обстоятельством непреодолимой
силы.
В рамках законодательства о контрактной
системе в сфере закупок, заказчик вправе
заключить контракт с единственным
поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
для осуществления закупок товаров,
работ, услуг вследствие обстоятельств
непреодолимой силы, для предупреждения
(при введении режима повышенной
готовности функционирования органов
управления и сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации
чрезвычайной ситуации (п. 9 ч. 1 ст. 93
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных
нужд", далее - Федеральный закон от
05.04.2013 № 44-ФЗ).
Иными словами, заказчик вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
Исходя из изложенного, ремонт фасада здания не относится ни к профилактике, ни к предупреждению, ни к ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), как следствие, осуществление такой закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ является нарушением законодательства о контрактной системе.
Аналогичное мнение содержится в следующих письмах:
- Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы) от 18.03.2020 N ИА/21684/20;
- совместное Письмо Минфина России от 03.04.2020 N 24-06-05/26578, Письмо МЧС России от 03.04.2020 N 219-АГ-70, Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы) от 03.04.2020 N МЕ/28039/20.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Фадеев Сергей Владимирович
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 8 декабря 2020 года)
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 30 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года)
- О проведении закупок, а также о рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок территориальными органами ФАС на период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19)
- О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV