Внимание! Документ недействующий.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2022 года N 290
О внесении изменений в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года
Утратило силу с 26 февраля 2024 года на
основании
постановления Правительства Российской
Федерации
от 21 февраля 2024 года N 201
Правительство Российской
Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения,
которые вносятся в Положение о
реализации мероприятий по организации
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования отдельных категорий граждан
на период до 2024 года, утвержденное
постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 800
"О реализации мероприятий по
организации профессионального обучения
и дополнительного профессионального
образования отдельных категорий граждан
на период до 2024 года" (Собрание
законодательства Российской Федерации,
2021, N 23, ст.4049; N 37, ст.6514).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 марта 2022 года N 290
Изменения, которые вносятся в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года
Положение о реализации
мероприятий по организации
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования отдельных категорий граждан
на период до 2024 года изложить в следующей
редакции:
"УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 мая 2021 года N 800
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 5 марта 2022 года N 290)
Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года
1.
Настоящее Положение устанавливает
порядок реализации мероприятий по
организации профессионального обучения
и дополнительного профессионального
образования отдельных категорий граждан
на период до 2024 года (далее - мероприятия
по обучению).
Реализация мероприятий по
обучению осуществляется в целях
приобретения или развития гражданами
имеющихся знаний, компетенций и навыков,
а также дальнейшего обеспечения их
занятости.
Гражданин, желающий принять
участие в мероприятиях по обучению,
может принять участие в них один раз в
период до 2024 года. Граждане, отчисленные
за неуспеваемость или нерегулярное
посещение занятий без уважительной
причины, лишаются права участия в
мероприятиях по обучению.
2.
Организация профессионального обучения
и дополнительного профессионального
образования отдельных категорий граждан
осуществляется автономной
некоммерческой организацией
"Агентство развития
профессионального мастерства
(Ворлдскиллс Россия)", федеральным
государственным автономным
образовательным учреждением высшего
образования "Национальный
исследовательский Томский
государственный университет" и
федеральным государственным бюджетным
образовательным учреждением высшего
образования "Российская академия
народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской
Федерации" (далее - федеральные
операторы).
3.
Реализация мероприятий по обучению
осуществляется путем обучения отдельных
категорий граждан по дополнительным
профессиональным программам (программам
повышения квалификации и программам
профессиональной переподготовки) и
основным программам профессионального
обучения (программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих, программам
переподготовки рабочих, служащих,
программам повышения квалификации
рабочих, служащих) (далее -
образовательные программы) и
завершается итоговой аттестацией в
форме, предусмотренной
законодательством Российской
Федерации.
4.
Условиями участия отдельных категорий
граждан в мероприятиях по обучению
являются:
а)
отнесение их к одной из следующих
категорий (далее - участник мероприятий
по обучению):
граждане в возрасте 50 лет и
старше, граждане предпенсионного
возраста;
женщины, находящиеся в отпуске по
уходу за ребенком до достижения им
возраста 3 лет;
женщины, не состоящие в трудовых
отношениях и имеющие детей дошкольного
возраста в возрасте от 0 до 7 лет
включительно;
граждане из числа молодежи в
возрасте до 35 лет включительно,
относящиеся к следующим категориям:
граждане, которые с даты
окончания военной службы по призыву не
являются занятыми в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о занятости населения в течение 4 месяцев
и более;
граждане, которые с даты выдачи
им документа об образовании и (или) о
квалификации не являются занятыми в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о занятости
населения в течение 4 месяцев и более;
граждане, не имеющие среднего
профессионального или высшего
образования и не обучающиеся по
образовательным программам среднего
профессионального или высшего
образования (в случае обучения по
основным программам профессионального
обучения);
граждане, находящиеся под риском
увольнения (граждане, планируемые к
увольнению в связи с ликвидацией
организации либо с прекращением
деятельности индивидуального
предпринимателя, сокращением
численности или штата работников
организации, индивидуального
предпринимателя и возможным
расторжением с ними трудовых
договоров);
граждане, завершающие обучение
по образовательным программам среднего
профессионального или высшего
образования в текущем календарном году
(за исключением получивших грант на
обучение или обучающихся по договорам о
целевом обучении), обратившиеся в органы
службы занятости по месту жительства,
для которых отсутствует подходящая
работа по получаемой профессии
(специальности);
б)
получение отдельными категориями
граждан рекомендации органов службы
занятости, предусмотренной пунктом 11
настоящего Положения.
5.
Граждане из числа молодежи в возрасте до
30 лет имеют приоритетное право на
участие в мероприятиях по обучению.
6. К
освоению дополнительных
профессиональных программ при получении
дополнительного профессионального
образования допускаются:
лица,
имеющие среднее профессиональное и (или)
высшее образование;
лица,
получающие среднее профессиональное и
(или) высшее образование.
7. Для
участия в мероприятиях по обучению
граждане, указанные в подпункте "а"
пункта 4 настоящего Положения, подают
заявление о прохождении
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования (далее - заявление о
прохождении обучения) с использованием
единой цифровой платформы в сфере
занятости и трудовых отношений
"Работа в России" (далее - портал
"Работа в России") и заявление в
органы службы занятости о получении
государственной услуги по
профессиональной ориентации граждан в
целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства,
прохождения профессионального обучения
и получения дополнительного
профессионального образования (далее -
государственная услуга по
профессиональной ориентации).
При
подаче заявления о прохождении обучения
гражданином производится выбор
образовательной программы и
организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
Гражданину, желающему принять
участие в мероприятиях по обучению, в
течение 3 рабочих дней с даты подачи
заявления о прохождении обучения
необходимо обратиться в органы службы
занятости для представления документов,
подтверждающих соответствие категории,
указанной в подпункте "а" пункта 4
настоящего Положения, условию участия в
мероприятиях по обучению, и подачи
заявления о получении государственной
услуги по профессиональной ориентации.
8.
Прием, учет, хранение, распределение,
маршрутизация и изменение заявления о
прохождении обучения осуществляются с
использованием портала "Работа в
России".
9.
Органы службы занятости оказывают
содействие отдельным категориям
граждан, указанным в подпункте "а"
пункта 4 настоящего Положения, в подаче
заявления о прохождении обучения путем
предоставления доступа к техническим
средствам связи в центрах занятости
населения, а также оказания
консультационных услуг.
10. О
ходе рассмотрения заявления о
прохождении обучения граждане
уведомляются с использованием портала
"Работа в России" путем
автоматизированного формирования и
передачи текстовых сообщений на адрес
электронной почты граждан, указанный в
заявлении о прохождении обучения.
11. В
целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства,
прохождения профессионального обучения
и получения дополнительного
профессионального образования органы
службы занятости в рамках
взаимодействия с гражданами, подавшими
заявление о прохождении обучения,
оказывают им государственную услугу по
профессиональной ориентации, по итогам
которой формируется заключение,
содержащее одну из следующих
рекомендаций:
а)
целесообразность прохождения
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования по
выбранной образовательной программе;
б)
нецелесообразность прохождения
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования;
в)
целесообразность прохождения
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования при
условии изменения выбранной в
соответствии с абзацем вторым пункта 7
настоящего Положения образовательной
программы.
12. В
случае согласия гражданина на изменение
выбранной образовательной программы в
соответствии с рекомендацией, указанной
в подпункте "в" пункта 11 настоящего
Положения, гражданином осуществляется
отзыв заявления о прохождении обучения и
подается новое заявление о прохождении
обучения.
13.
Органы службы занятости в срок, не
превышающий 7 рабочих дней с даты
направления гражданином заявления о
прохождении обучения, принимают решение
о прохождении профессионального
обучения или получении дополнительного
профессионального образования
гражданином или об отказе от прохождения
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования
гражданином.
14.
Федеральные операторы для организации
прохождения профессионального обучения
и получения дополнительного
профессионального образования
отдельных категорий граждан вправе
привлекать органы службы занятости
населения субъектов Российской
Федерации в соответствии с соглашениями,
предусмотренными пунктом 15 настоящего
Положения, или иные организации,
ответственные за организацию
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования участников мероприятий по
обучению в субъекте Российской
Федерации, определенные высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
(далее - иные организации).
15.
Федеральные операторы заключают с
органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
осуществляющими полномочия в области
содействия занятости населения,
соглашения, определяющие условия и
порядок их взаимодействия при
организации профессионального обучения
и дополнительного профессионального
образования, а также при реализации
мероприятий по содействию
трудоустройству граждан, прошедших
профессиональное обучение или
получивших дополнительное
профессиональное образование.
16.
Занятость участников мероприятий по
обучению по итогам прохождения ими
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования
обеспечивают федеральные операторы
(иные организации) совместно с органами
службы занятости.
17. В
целях обеспечения занятости граждан,
направляемых для прохождения
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования,
заключается трехсторонний договор между
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность,
участником мероприятий по обучению и
работодателем, предусматривающий
обязательства, связанные с
трудоустройством участника мероприятий
по обучению, или двусторонний договор
между организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, и
участником мероприятий по обучению,
предусматривающий обязательства
участника мероприятий по обучению после
приобретения соответствующих навыков и
знаний зарегистрироваться в качестве
индивидуального предпринимателя,
крестьянского (фермерского) хозяйства
или начать применять специальный
налоговый режим "Налог на
профессиональный доход".
18. В
целях обмена информацией и содействия
самозанятости и индивидуальной
предпринимательской деятельности
граждан, прошедших обучение, федеральные
операторы заключают соглашения с
юридическими лицами, наделенными
функциями единого органа управления
организациями, образующими
инфраструктуру поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства,
функционирующими и размещенными на базе
центров "Мой бизнес", действующими в
соответствии с требованиями к
организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, утвержденных
Министерством экономического развития
Российской Федерации (далее - единый
орган управления организациями). В целях
настоящего Положения под центром "Мой
бизнес" понимается объект
недвижимости или совокупность объектов
недвижимости, находящихся в шаговой
доступности друг от друга, оформленных в
соответствии с руководством по
использованию базовых констант
фирменного стиля для центра "Мой
бизнес", предназначенных для
организации оказания комплекса услуг,
сервисов и мер поддержки физическим
лицам, заинтересованным в начале
осуществления предпринимательской
деятельности, субъектам малого и
среднего предпринимательства, а также
физическим лицам, применяющим
специальный налоговый режим "Налог на
профессиональный доход", в том числе
для размещения на площадях центра "Мой
бизнес" инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего
предпринимательства и (или) их
представителей, управляемой единым
органом управления организациями,
образующими инфраструктуру поддержки
субъектов малого и среднего
предпринимательства.
19. При
заключении двустороннего договора,
предусмотренного пунктом 17 настоящего
Положения, федеральные операторы
совместно с органами службы занятости и
едиными органами управления
организациями информируют участников
мероприятий по обучению о мерах
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, доступных на
территории соответствующего субъекта
Российской Федерации. Дополнительно в
рамках указанного двустороннего
договора федеральные операторы
направляют граждан, прошедших обучение и
заинтересованных в регистрации в
качестве индивидуального
предпринимателя, планирующего в
частности применять специальный
налоговый режим "Налог на
профессиональный доход", в единый
орган управления организациями
соответствующего субъекта Российской
Федерации для получения
консультационной поддержки по вопросам
осуществления предпринимательской
деятельности, при необходимости для
прохождения обучения
предпринимательским компетенциям,
проводимого организациями
инфраструктуры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства в
рамках реализации мероприятий
национального проекта "Малое и
среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской
инициативы".
20. В
случае если работодатель является
организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в которой
обучался участник мероприятий по
обучению, обеспечение занятости
обучаемых граждан осуществляется на
основании двустороннего договора,
заключенного между участником
мероприятий по обучению и работодателем,
предусматривающего обязательства,
связанные с трудоустройством участника
мероприятий по обучению.
21. В
случае если гражданином, в отношении
которого принято решение о прохождении
профессионального обучения или
получении дополнительного
профессионального образования по
выбранной образовательной программе, не
заключены договоры, указанные в пунктах
17 и 20 настоящего Положения, орган службы
занятости заключает с таким гражданином
трехсторонний договор между органом
службы занятости, участником
мероприятий по обучению и организацией,
осуществляющей образовательную
деятельность, предусматривающий
обязательства, связанные с занятостью
участника мероприятий по обучению.
22.
Органы службы занятости отказывают
гражданину в прохождении
профессионального обучения или
получении дополнительного
профессионального образования в
следующих случаях:
а)
несоответствие гражданина, желающего
принять участие в мероприятиях по
обучению, условиям участия в них;
б)
отказ гражданина, желающего принять
участие в мероприятиях по обучению, от
представления документов
(непредставление документов),
подтверждающих соответствие условиям
участия в мероприятиях по обучению;
в)
представление гражданином, желающим
принять участие в мероприятиях по
обучению, недостоверной информации для
участия в мероприятиях по обучению;
г)
одновременный отказ гражданина,
желающего принять участие в
мероприятиях по обучению, подавшего
заявление о прохождении обучения, от
заключения договоров, указанных в
пунктах 17 и 20 настоящего Положения, и
отказ от изменения выбранной
образовательной программы по
результатам оказания государственной
услуги по профессиональной ориентации;
д)
наличие заключения с рекомендациями о
нецелесообразности прохождения
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования,
предусмотренного подпунктом "б"
пункта 11 настоящего Положения.
23.
Федеральные операторы не позднее 10
рабочих дней с даты принятия решения о
прохождении гражданами
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования
обеспечивают начало их обучения по
выбранной образовательной программе или
в иной срок по согласованию с участником
мероприятий по обучению, но в любом
случае не позднее 30 рабочих дней с даты
принятия решения о прохождении
профессионального обучения или
получении дополнительного
образования.
24.
Прохождение профессионального обучения
и получение дополнительного
профессионального образования
участниками мероприятий по обучению
осуществляется непосредственно
федеральными операторами или на
основании договоров (контрактов),
заключаемых федеральными операторами
(иными организациями) с организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность.
25.
Федеральные операторы проводят
предварительный квалификационный отбор
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в
субъектах Российской Федерации для
реализации образовательных программ.
При организации отбора учитываются
материально-технические и кадровые
условия, имеющиеся в организации,
осуществляющей образовательную
деятельность, для реализации
образовательных программ, а также
наличие опыта реализации аналогичных
программ, в том числе с использованием
дистанционных образовательных
технологий. По итогам отбора федеральные
операторы утверждают перечни
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность,
соотнесенных с образовательными
программами в субъектах Российской
Федерации.
26. В
целях обеспечения организации
профессионального обучения и
дополнительного профессионального
образования во всех субъектах
Российской Федерации Федеральная служба
по труду и занятости формирует (по
субъектам Российской Федерации, в том
числе по федеральным операторам) квоты
на профессиональное обучение и
дополнительное профессиональное
образование с учетом численности
экономически активного населения
субъекта Российской Федерации и
корректирующего коэффициента,
отражающего напряженность ситуации на
рынке труда субъекта Российской
Федерации (отношение численности
незанятых граждан к количеству
свободных рабочих мест и вакантных
должностей, имеющихся в базах данных
органов службы занятости), а также на
основании предложений уполномоченных
органов субъектов Российской
Федерации.
27. На
основании оценки ситуации на рынке
труда, в том числе качественного состава
граждан, ищущих работу, структурного и
отраслевого соотношения свободных
рабочих мест и вакантных должностей,
имеющихся в базах данных органов службы
занятости, потенциала обеспечения
занятости граждан по итогам обучения,
уполномоченные органы субъектов
Российской Федерации направляют
федеральным операторам (иным
организациям) предложения о
распределении указанной в пункте 26
настоящего Положения квоты,
установленной субъекту Российской
Федерации, по образовательным
программам.
28.
Федеральные операторы по согласованию с
органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющим
полномочия в области содействия
занятости населения, формируют и
утверждают перечень востребованных в
субъекте Российской Федерации
образовательных программ.
29.
Федеральные операторы осуществляют
мониторинг качества профессионального
обучения и дополнительного
профессионального образования
участников мероприятий по обучению на
основании разработанной ими
риск-ориентированной модели, которая
может включать в себя сбор данных фото- и
(или) видеофиксации оказания услуг или
данных, получаемых посредством
смс-опросов участников мероприятий по
обучению, использования систем
автоматизированных процедур наблюдения
и контроля за дистанционным испытанием,
а также иных данных, необходимых для
осуществления мониторинга.".
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 06.03.2022,
N 0001202203060018