Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МОСКОВСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕШЕНИЕ

от 7 октября 2021 года

О работе Учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров"


Разрешение коллективных трудовых споров и профилактика их возникновения в городе Москве осуществляется Учреждением "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" (далее - Учреждение "ТАС"), которое создано на основании решения социальных партнеров города Москвы и постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП.

Учреждением "ТАС" ведется работа по подготовке предложений, направленных на совершенствование трудового законодательства по разрешению коллективных трудовых споров.

В 2019-2021 годах Учреждением "ТАС" оказана помощь в урегулировании трудовых конфликтов на ранней стадии их возникновения в 99 организациях, на которых работает около 20 тысяч человек.

В условиях введения в 2020 году ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19, Учреждением "ТАС" оказана помощь в урегулировании конфликтов в 11 организациях, на которых работает более 2 тысяч человек, связанных с невыполнением работодателями обязательств, предусмотренных трудовым законодательством.

Для профилактики возникновения трудовых конфликтов особое внимание уделялось разработке интерактивных учебных программ, брошюр в целях информирования о принципах социального партнерства и выполнении сторонами обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

В 2020 году Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений приняла решение о необходимости создания постоянно действующих трудовых арбитражей при трехсторонних комиссиях в субъектах РФ и закрепила это положение в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 гг. (п.7.6).

В последние годы финансовое обеспечение деятельности Учреждения "ТАС" полностью осуществлялось Московской Федерацией профсоюзов. На эти цели ежегодно выделялось 4 млн. рублей, что позволило сохранить личный состав сотрудников Учреждения в количестве четырех человек и проводить мероприятия по урезанным программам, включающим в себя: ежегодное повышение квалификации сотрудников, сопровождение горячей линии, ведение сайта организации, подготовка актуальных рекомендаций и заработная плата сотрудников.

В соответствии с решением Мэра Москвы С.С.Собянина и постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2021 г. N 213-ПП с апреля 2021 года возобновилось финансирование Учреждения "ТАС" из бюджета города Москвы в размере 8 млн. рублей через Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы.

В последние годы субъектами возникающих конфликтов чаще стали выступать самозанятые, трудовые мигранты, лица, состоящие в гражданско-правовых отношениях и т.д. Это требует новых подходов по урегулированию конфликтов по: профилактике предупреждения трудовых конфликтов, оперативности их урегулирования и применения современных информационных технологий удаленной работы.

Учитывая информацию сторон социального партнерства, Московская трехсторонняя комиссия

решила:

1. Принять к сведению информацию о работе Учреждения "ТАС" (приложение).

2. Сторонам социального партнерства:

2.1. Рекомендовать при возникновении коллективных трудовых споров в организациях города Москвы обращаться в Учреждение "ТАС" и выполнять его решения.

2.2. Включать в коллективные договоры обязательства по урегулированию возникающих коллективных трудовых споров в Учреждении "ТАС" и выполнять его решения.

2.3. Размещать информацию о деятельности Учреждения "ТАС" на официальных информационных ресурсах сторон.

2.4. Оперативно направлять информацию в Учреждение "ТАС" о возникающих конфликтах.

3. Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" проводить информационную разъяснительную работу среди работодателей и работников о направлениях деятельности и о порядке урегулирования возникающих конфликтов.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Председатель
Московской Федерации
профсоюзов
М.И.Антонцев

Председатель
Московской Конфедерации
промышленников и
предпринимателей
(работодателей)
Е.В.Панина


N 77-1363
12.01.2022

Приложение
к решению Московской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
от 7 октября 2021 года


Информация по вопросу "О работе Учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров"


Пик забастовочного движения в постсоветской России приходился на 1997 год, в котором численность участников забастовок достигало 887,3 тыс. человек, потери рабочего времени составили более 6 млн. человеко-дней.

В то время предложения социальных партнеров о проведении в столице эксперимента по созданию Модельного постоянно действующего трудового суда были одобрены на Международной конференции МОТ "Социально-трудовая реформа: преодоление негативных последствий переходного периода в РФ", которая проходила в Москве в октябре 1999 года. В июне 2000 года был утвержден План мероприятий по созданию Модельного трудового суда.

В 2001 году по инициативе Международной организации труда (МОТ) и в соответствии с Московским трехсторонним соглашением на 2001 год между Правительством Москвы, Московской Федерацией профсоюзов и Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) и постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" (далее - Учреждение "ТАС"), было создано в Москве как постоянно действующий трудовой арбитраж.

Инициатива МОТ основывается на ряде документов, ратифицированных Российской Федерацией. В частности: Конвенция МОТ N 154 "О содействии коллективным переговорам", Рекомендации МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже", Европейская социальная хартия.

Учредителями Учреждения "ТАС" выступили Правительство Москвы, Московская Федерация профсоюзов, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), коллегия адвокатов "Инюрколлегия".

По инициативе Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были внесены изменения в Закон города Москвы "О социальном партнерстве", была добавлена такая задача социального партнерства как предотвращение коллективных трудовых споров, содействие разрешению связанных с ними конфликтов, участие представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы в различных формах досудебного разрешения коллективных трудовых споров.

Трудовой кодекс РФ подчеркивает примирительный характер разрешения коллективного трудового спора. В целях достижения согласия между субъектами трудовых отношений в процессе проведения примирительной комиссии, привлечения посредника, посредством проведения процедуры трудового арбитража, как последней примирительной процедурой до проведения забастовки.

За период с 2002 по текущее время Учреждением "ТАС":

- урегулировано 26 оформленных коллективных трудовых споров;

- 1205 организациям оказана помощь в урегулировании трудовых конфликтов на ранних стадиях до оформления коллективного трудового спора;

- обучено свыше 6000 представителей социальных партнеров процедурам урегулирования коллективных трудовых споров в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Предложения социальных партнеров Москвы по дальнейшему развитию процедур разрешения коллективных трудовых споров нашли свое отражение в Федеральном законе от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров": внесены существенные изменения в главу 61 Трудового Кодекса РФ, посвященную разрешению коллективных трудовых споров (далее - КТС).

Программой сотрудничества РФ и МОТ на 2021-2023 гг. предусматривается направить усилия на:

- изучение и применение современного международного опыта в сфере развития социального партнерства в принятии решений по предотвращению трудовых конфликтов;

- повышение эффективности механизма разрешения коллективных трудовых споров, разработку предложений по развитию системы урегулирования трудовых споров.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 гг. (п.7.6.) стороны приняли на себя ряд обязательств, касающихся трудовых конфликтов:

- принимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, по противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

- изучить сложившуюся практику и при необходимости подготовить предложения по совершенствованию досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров и внесудебного разрешения коллективных трудовых споров, в том числе совершенствованию деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, повышению эффективности и доступности действующих и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

- обобщить и расширить практику создания при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров;

- разработать типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

В Москве Регламент по оказанию услуги содействия разрешению коллективных трудовых споров Учреждением "ТАС", регламент и положение о трудовых арбитрах утверждены решением Московской трехсторонней комиссии в 2012 году.

Все услуги Учреждения "ТАС" социальным партнерам в соответствии с Регламентом оказания услуги спорящим оказываются бесплатно.

Социальными партнерами города Москвы проведена работа по включению в Московское трехстороннее соглашение, отраслевые соглашения и коллективные договоры обязательства сторон в случае возникновения коллективного трудового спора привлекать трудовой арбитраж и выполнять его решения.

Основной задачей Учреждения "ТАС" является содействие сторонам на всех этапах разрешения коллективного трудового спора: от фиксации спора и оформления существа спора, до недоведения коллективного трудового спора до забастовки. Необходимо учитывать, что существенная часть работников, занятых в экономике города, ограничены в праве на проведение забастовки. Статья 404 ТК РФ предписывает: "В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу".

Пример: в организациях, непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение...).

По официальной статистической отчетности, формируемой по данному вопросу на основании сведений, подаваемых работодателями, в России в последние 7 лет в год фиксируется не более 3-х забастовок. Однако на основании данных, формируемых Научно-мониторинговым Центром "Трудовые конфликты" при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, в год фиксируется до 200 социально-трудовых конфликтов.

Исходя из опыта разрешения трудовых споров Учреждением "ТАС" причины возникновения коллективных трудовых споров в Москве следующие.

В 70% конфликты возникают при разработке нового коллективного договора, но по разным основаниям: одно из оснований - недостаточная численность первичной профсоюзной организации; вторая причина - разногласия по тексту коллективного договора.

Отказ работодателей от ведения коллективных переговоров из-за того, что численность профсоюзной организации менее половины от числа работающих - все более часто встречающаяся причина конфликта. Сотрудниками Учреждения оказывается помощь в инициировании коллективных переговоров.

Разногласия по тексту коллективного договора возникают чаще всего по причине отказа работодателей от индексации заработной платы. Работодатели обосновывают свою позицию неопределенностью экономической ситуации, отказываются от включения в текст коллективного договора механизма и размера индексации. В настоящее время имеется судебная практика, указывающая на обязательность этих положений в коллективном договоре. Задача Учреждения "ТАС" проконсультировать стороны о необходимости конкретизировать положения коллективного договора, определяющие механизм и размер индексации.

Конфликты возникают при массовом нарушении трудовых прав в ситуации сокращения кадров, реорганизации организаций, переводе работников на неполную рабочую неделю, в связи с задержкой выплаты заработной платы. В последние полтора года возникла потребность в консультациях, вызванных новыми элементами трудовых отношений в период пандемии - удаленная работа, работа вне офиса с неявно выраженной длительностью трудового дня.

Необходимо отметить появление нового вида платформенной занятости: водители такси, курьеры по доставке еды и продуктов, самозанятые. Характерная особенность такого рода занятых - отсутствие трудовых отношений. Данные граждане, как правило, имеют только гражданско-правовые договоры. Тем не менее, возникающие конфликты они пытаются разрешить путем проведения акций, заявлений в прессу об организации забастовок и попытками реально их провести. Сотрудники Учреждения "ТАС" и данной категории граждан оказывают бесплатные консультации.

Учреждение "ТАС" ведет информационную деятельность по повышению грамотности населения города Москвы в сфере трудовых отношений. В этих целях на сайте Учреждения "ТАС" размещен раздел для интерактивного обучения процедурам разрешения коллективных трудовых споров. В настоящее время разрабатывается обновленное программное обеспечение сайта, отвечающее требованиям размещения информации на экранах современных гаджетов. Посещаемость сайта Учреждения "ТАС" в 2019 году - 104760, в 2020 году - 90840, в 2021 году - 122400.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный сайт
Мэра и Правительства Москвы
www.mos.ru, 14.01.2022


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ