Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 2021 года N 2867
О внесении изменения в положение о техническом комитете по стандартизации "Метрополитены", утвержденное приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2017 г. N 2131
В
соответствии со статьей 9 Федерального
закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О
стандартизации в Российской
Федерации", а также по согласованию с
техническим комитетом по стандартизации
"Метрополитены"
приказываю:
Внести
в положение о техническом комитете по
стандартизации "Метрополитены",
утвержденное приказом Федерального
агентства по техническому регулированию
и метрологии от 6 октября 2017 г. N 2131 "О
создании технического комитета по
стандартизации "Метрополитены" (с
изменениями, внесенными приказом
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 16 сентября
2021 г. N 2032), изменение, изложив его в новой
редакции согласно приложению к
настоящему приказу.
Руководитель
А.П.Шалаев
Приложение
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 15 декабря 2021 года N 2867
"Положение о техническом
комитете по стандартизации
"Метрополитены"
(ТК 150)
1. Общие вопросы
1.1. Технический комитет по
стандартизации ТК 150
"Метрополитены" (далее - ТК 150)
является формой сотрудничества
заинтересованных организаций, органов
власти и физических лиц при проведении
работ по национальной и
межгосударственной стандартизации в
следующей сфере деятельности:
В
соответствии с кодами ОКС:
01.020 -
Терминология (принципы и координация);
01.040.45 -
Железнодорожная техника (Словари);
03.120.10 -
Управление качеством и обеспечение
качества;
45.140 -
Оборудование метро, трамваев и
легкорельсового транспорта;
В
соответствии с кодами ОКПД2:
16.10.10.160
- Шпалы деревянные для метрополитена
непропитанные;
16.10.32.140
- Шпалы деревянные для метрополитена
пропитанные;
26.30.11.130
- Средства связи, выполняющие функцию
систем управления и мониторинга;
27.90.7 -
Устройства электрической сигнализации,
электрооборудование для обеспечения
безопасности или управления движением
на железных дорогах, трамвайных путях,
автомобильных дорогах, внутренних
водных путях, площадках для парковки, в
портовых сооружениях или на
аэродромах;
30.20.20.140
- Вагоны метрополитена самоходные
(моторные);
30.20.32.130
- Вагоны метрополитена немоторные;
30.20.40.130
- Комплектующие (запасные части) вагонов
метрополитена, не имеющие
самостоятельных группировок;
42.12.10 -
Дороги железные наземные и подземные;
42.12.20.130
- Работы по установке систем управления и
безопасности железнодорожного
движения;
43.21.10 -
Работы электромонтажные;
49.31.21.140
- Услуги по перевозкам пассажиров
метрополитеном;
62.01.12 -
Услуги по проектированию и разработке
информационных технологий для сетей и
систем;
71.12.14 -
Услуги по инженерно-техническому
проектированию туннелей,
автомагистралей, улиц, транспортных
развязок и подобных объектов;
77.39.11 -
Услуги по аренде и лизингу
железнодорожных транспортных средств;
81.29.19 -
Услуги по чистке и уборке прочие, не
включенные в другие группировки.
1.2.
Решение о создании ТК 150, его структуре и
составе принято федеральным органом
исполнительной власти в сфере
стандартизации и утверждено приказом
Росстандарта.
1.3.
Методическое руководство работой ТК 150 и
контроль его деятельности осуществляет
федеральный орган исполнительной власти
в сфере стандартизации и
подведомственный федеральному органу
исполнительной власти в сфере
стандартизации институт
стандартизации.
1.4.
Работой ТК 150 руководит председатель
комитета, а организационно-технические
функции выполняют заместители
председателя, ответственный секретарь и
секретариат ТК 150.
1.5.
Ведение секретариата ТК 150 поручено
Государственному унитарному
предприятию города Москвы "Московский
ордена Ленина и ордена Трудового
Красного Знамени метрополитен имени
В.И.Ленина" (ГУП "Московский
метрополитен"), которое осуществляет
материальное и организационное
обеспечение его работы в соответствии со
своими обязательствами, принятыми при
создании ТК 150.
1.6. Для
переписки ТК 150 имеет свой бланк с
набором необходимых реквизитов. Право
подписи писем на бланке комитета имеют
председатель ТК 150, заместители
председателя ТК 150 и ответственный
секретарь ТК 150.
1.7. В
своей деятельности ТК 150 руководствуется
законодательством Российской Федерации,
ГОСТ Р 1.1-2020 (разделы 3, 5 и 6), другими
основополагающими национальными
стандартами, правилами стандартизации,
организационно-распорядительными
документами федерального органа
исполнительной власти в сфере
стандартизации, которые
распространяются на деятельность ТК 150 и
настоящим Положением, а также учитывает
рекомендации по стандартизации и
рекомендации, приведенные в ГОСТ Р 1.1-2020
(приложение Г).
1.8. ТК 150
принимает свои решения на заседании
комитета в очном или заочном режиме, либо
в режиме видеоконференции, с соблюдением
правил, установленных в ГОСТ Р 1.1-2020
(подраздел 6.5).
1.9.
Предложения по изменению структуры и
состава ТК 150, в том числе о приеме ТК 150
новых членов и исключении членов ТК 150,
могут быть рассмотрены на заседаниях ТК
150 на основании письменных заявлений
заинтересованных организаций (органов
власти). Решения по этим вопросам
принимает федеральный орган
исполнительной власти в сфере
стандартизации на основании письменного
обращения председателя ТК 150.
1.10.
Решение о реорганизации или ликвидации
ТК 150 может быть принято, в случаях,
предусмотренных пунктом 6.6.10 ГОСТ Р 1.1-2020,
федеральным органом исполнительной
власти в сфере стандартизации, а также на
основании соответствующего предложения,
принятого на заседании комитета.
1.11. При
взаимодействии с имеющими схожую
область деятельности (смежными)
техническими комитетами по
стандартизации ТК 150 руководствуется
приказом Росстандарта от 22 мая 2015 г. N 601
"О взаимодействии технических
комитетов при разработке документов в
области национальной стандартизации",
ГОСТ Р 1.2-2020 и соглашениями о
взаимодействии между ТК 150 и
техническими комитетами по
стандартизации.
2. Задачи и функции
2.1. ТК 150 решает задачи, которые указаны в
пункте 3.1.2 ГОСТ Р 1.1-2020.
2.2. В
своей области деятельности ТК 150 также:
осуществляет экспертизу
технических регламентов в составе
экспертных комиссий, экспертизу
стандартов организаций;
утверждает технические
спецификации (отчеты);
сотрудничает с предприятиями
(организациями) - пользователями
стандартов, в том числе с обществами
потребителей, с испытательными центрами
(лабораториями) и органами по
сертификации, другими заинтересованными
организациями;
проводит консультации, семинары,
конференции.
2.3.
Основными функциями ТК 150 являются:
формирование и реализация
долгосрочных программ разработки
стандартов в области метрополитенов;
формирование предложений в
Программу национальной стандартизации
Российской Федерации (ПНС);
формирование перечня стандартов,
которые могут применяться для
реализации требований технических
регламентов;
актуализация фонда стандартов,
относящихся к области метрополитенов;
рассмотрение проектов
технических регламентов Российской
Федерации;
принятие проектов национальных
стандартов, а также проведение
экспертизы проектов стандартов
организаций;
взаимодействие с другими
техническими комитетами по
стандартизации в области
метрополитенов;
участие в общественных слушаниях
по техническим регламентам.
2.4. В
процессе своей деятельности ТК 150
выполняет работы, направленные на
выполнение указанных в пункте 3.1.2 ГОСТ Р
1.1-2020 и в настоящем разделе задач.
3. Обязанности
3.1. Председатель ТК 150 вырабатывает
стратегию деятельности комитета и
представляет ТК 150 в федеральном органе
исполнительной власти в сфере
стандартизации, других федеральных
органах исполнительной власти, иных
технических комитетах, общественных
объединениях и региональных
организациях по стандартизации, а также
проводит заседания ТК 150.
Председатель ТК 150 обязан
обеспечивать общее руководство работой
комитета и выполнять при этом следующие
функции:
вырабатывать стратегию
деятельности комитета;
утверждать перспективную
программу работы ТК 150 и вносимые в нее
изменения (после их рассмотрения на
заседании комитета);
организовывать работу ТК 150 для
выполнения задач, указанных в пунктах 2.1
и 2.2 настоящего Положения;
представлять ТК 150 в федеральных
и иных органах исполнительной власти (в
том числе в федеральном органе
исполнительной власти в сфере
стандартизации), других ТК, юридических
лицах (в том числе в общественных
объединениях), зарегистрированных в
соответствии с законодательством
Российской Федерации на ее территории, в
международных и региональных
организациях по стандартизации или иных
занимающихся стандартизацией
международных, региональных и
национальных организациях;
проводить заседания ТК 150 (если
иное не установлено в положении о данном
комитете);
организовывать проведение в ТК 150
экспертизы проектов документов в
соответствии с Порядком проведения
экспертизы проектов документов,
разрабатываемых и применяемых в
национальной системе стандартизации,
утвержденным приказом Росстандарта от 5
мая 2016 г. N 547, и Порядком проведения
экспертизы проектов стандартов
организаций, а также проектов
технических условий, представляемых
разработчиком в соответствующие
технические комитеты по стандартизации
или проектные технические комитеты по
стандартизации, утвержденным приказом
Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации от 6 июля 2017 г. N 2171, и
(или) определять подкомитеты, к
компетенции которых относятся данные
проекты;
организовывать в ТК 150 процесс
достижения консенсуса при разработке
национальных стандартов в соответствии
с нормативным правовым актом
федерального органа исполнительной
власти в сфере стандартизации в
соответствии с Правилами достижения
консенсуса при разработке национальных
стандартов Российской Федерации,
утвержденными приказом Росстандарта от 5
мая 2016 г. N 548;
организовывать работу по
популяризации стандартизации в сфере,
относящейся к компетенции ТК 150, в
средствах массовой информации и
обеспечивать при этом контроль
достоверности и однозначности
публикуемых сведений.
3.2.
Заместители председателя ТК 150 обязаны
выполнять функции председателя комитета
в его отсутствие и помогать председателю
ТК 150 в процессе исполнения им этих
функций.
3.3.
Ответственный секретарь и секретариат
ТК 150 обязаны осуществлять
организационно-техническое обеспечение
деятельности комитета в решении задач,
указанных в 2.1 и 2.2 настоящего Положения,
и выполнять следующие функции:
подготовка предложений ТК 150 в
ПНС и актуализация перспективной
программы работы ТК 150 на основе
предложений членов комитета и иных
заинтересованных организаций и (или)
органов власти;
размещение проектов
национальных и межгосударственных
стандартов проектов изменений к ним в
ФГИС и на сайте организации, выполняющей
функции секретариата комитета, или на
собственном сайте ТК 150, либо их рассылка
членам ТК 150 по электронной почте;
проведение проверки
соответствия проектов национальных и
межгосударственных стандартов правилам,
установленным в основополагающих
национальных и межгосударственных
стандартах, которая осуществляется по
правилам, установленным в ГОСТ Р 1.6-2013
(пункты 4.4, 6.5, 6.6 и подпункт 4.4.2);
организация голосования по
проектам стандартов (изменений к
стандартам) и оформление проектов
экспертных заключений ТК 150 и
мотивированных предложений об
утверждении проектов национальных
стандартов и проектов изменений к ним
(представлении проектов
межгосударственных стандартов и
проектов изменений к ним на принятие) по
ГОСТ Р 1.6-2013 (пункт 6.2 и приложение А) и
ГОСТ Р 1.2-2020 (приложение Г);
организация и проведение
заседаний ТК 150 (очных или заочных, либо
очных заседаний в режиме
видеоконференции), а также оформление
протоколов заседаний комитета;
контроль за реализацией ПНС по
тематике ТК 150 и отчет о ее выполнении в
соответствии с ГОСТ Р 1.14-2017 (пункт 8.3);
контроль за реализацией
перспективной программы работы ТК 150 и
отчет о ее выполнении перед членами ТК 150
и федеральным органом исполнительной
власти в сфере стандартизации;
ввод
данных ТК 150 в ФГИС;
подготовка годового отчета о
работе ТК 150;
информационное и
консультационное обеспечение членов ТК
150 в части методологии стандартизации;
контроль выполнения членами ТК 150
своих обязанностей, установленных в
положении о данном комитете, а в случае
их невыполнения принятие мер,
предусмотренных в 6.6.7;
размещение информации о
деятельности ТК 150 на сайте организации,
выполняющей функции секретариата
комитета, или на собственном сайте ТК
150;
выполнение иных работ, в том
числе связанных с работой смежных ТК;
взаимодействие с другими
техническими комитетами, юридическими
лицами (в том числе общественными
объединениями), зарегистрированными в
соответствии с законодательством
Российской Федерации на ее территории,
международными и региональными
организациями по стандартизации или
иными занимающимися стандартизацией
международными, региональными и
национальными организациями.
Ежегодно ответственный
секретарь ТК 150 готовит и до 1 февраля
каждого года направляет членам комитета
и в Росстандарт годовой отчет о работе ТК
150 в предыдущем году, в котором приводит
информацию в соответствии с пунктом 6.2.4
ГОСТ Р 1.1-2020.
При
временном отсутствии ответственного
секретаря исполнение его обязанностей
по решению руководства организации,
ведущей секретариат ТК 150, может быть
возложено на иное должностное лицо этой
организации на срок не более 6 месяцев с
уведомлением об этом Росстандарта.
3.4.
Члены ТК 150 обязаны:
участвовать во всех заседаниях
ТК 150, направляя своих полномочных
представителей;
рассматривать проекты
национальных и межгосударственных
стандартов и проекты изменений к ним,
проводить их экспертизу, а также
готовить аргументированные отзывы на
указанные проекты или сообщать о
незаинтересованности в их применении;
рассматривать предложения о
целесообразности утверждения
предварительных национальных
стандартов в качестве национальных
стандартов и участвовать в голосовании
по этим предложениям;
рассматривать предложения об
отмене (одностороннем прекращении
применения в Российской Федерации)
действующих национальных и
межгосударственных стандартов;
участвовать в голосовании по
проектам национальных и
межгосударственных стандартов, а также
по предложениям ТК 150 в программу
национальной стандартизации перед их
представлением в федеральный орган
исполнительной власти в сфере
стандартизации;
участвовать в голосовании по
результатам рассмотрения проектов
межгосударственных стандартов,
разрабатываемых в других странах, перед
представлением экспертных заключений ТК
150 в федеральный орган исполнительной
власти в сфере стандартизации;
при
проведении указанных выше работ
соблюдать правила и сроки, установленные
в основополагающих национальных
стандартах и нормативных правовых актах
федерального органа исполнительной
власти в сфере стандартизации;
оперативно сообщать в
секретариат ТК 150 об изменении своих
реквизитов или замене полномочного
представителя.
3.5.
Члены подкомитета (далее - ПК), не
являющиеся членами ТК 150, обязаны:
рассматривать проекты
национальных и межгосударственных
стандартов и проекты изменений к ним,
разрабатываемых в рамках выбранного
подкомитета, участвовать в проведении их
экспертизы, а также готовить
аргументированные отзывы на указанные
проекты или сообщать о
незаинтересованности в их применении;
при
проведении работ по стандартизации
соблюдать правила и сроки, установленные
в основополагающих национальных
стандартах и нормативных правовых актах
федерального органа исполнительной
власти в сфере стандартизации;
оперативно сообщать в
секретариат ТК 150 об изменении
реквизитов, замене полномочного
представителя и/или контактных данных
представителей.
3.6.
Куратор ТК 150 обязан выполнять функции,
установленные в пункте 6.4.3 ГОСТ Р 1.1-2020.
4. Права
4.1. Члены ТК 150 имеют право:
участвовать во всех работах,
проводимых ТК 150;
получать для рассмотрения
проекты стандартов и сводов правил,
проекты изменений к ним, переводы на
русский язык международных стандартов,
региональных стандартов и сводов правил
и национальных стандартов, и сводов
правил иностранных государств,
проводить экспертизу этих проектов и
переводов и давать по ним отзывы или
высказывать экспертные мнения;
участвовать в обсуждении
проектов стандартов и сводов правил,
проекты изменений к ним, переводов на
русский язык, предложений об отмене
действующих стандартов, предложений в
программу национальной стандартизации,
прочих предложений, которые
рассматривает ТК 150 в соответствии с ГОСТ
Р 1.1-2020 (раздел 5), организационных и иных
вопросов на заседании ТК 150 (в очном или
заочном режиме, либо на очном заседании в
режиме видеоконференции);
голосовать по проектам
стандартов и сводов правил, проектам
изменений к ним, по проектам экспертных
заключений, по предложениям в программу
национальной стандартизации и по иным
рассматриваемым ТК 150 предложениям, а
также по организационным и иным вопросам
работы ТК 150;
воздерживаться при голосовании
по указанным проектам или предложениям в
случае незаинтересованности в их
применении (реализации);
давать
предложения по разработке и обновлению
национальных и межгосударственных
стандартов, относящихся к компетенции ТК
150, а также предложения по отмене
(одностороннем прекращении применения в
Российской Федерации) действующих
стандартов;
предложить секретариату ТК 150
провести голосование по созыву
заседания ТК 150 для решения
организационного вопроса, а в случае,
предусмотренном в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт 6.6.9),
обратиться в федеральный орган
исполнительной власти в сфере
стандартизации с заявлением о
проведении внеочередного заседания ТК 150
или с просьбой принять иные меры по
обеспечению надлежащей работы
комитета;
подать
апелляцию на неправомочное решение ТК 150
или федерального органа исполнительной
власти в сфере стандартизации;
на
бесплатный доступ в ФГИС (с учетом
ограничений, которые установлены
администратором данной системы);
получать от секретариата ТК 150
информационные материалы и консультации
по методологии стандартизации;
выйти
из состава ТК 150, направив
соответствующее уведомление;
определить лицо, имеющее право
голосовать на очном заседании ТК 150,
вместо своего полномочного
представителя.
4.2.
Члены ПК, не являющиеся членами ТК 150,
имеют право:
получать для рассмотрения
проекты стандартов и сводов правил,
проекты изменений к ним, переводы на
русский язык международных стандартов,
региональных стандартов и сводов правил
и национальных стандартов и сводов
правил иностранных государств,
проводить экспертизу этих проектов и
переводов и давать по ним отзывы или
высказывать экспертные мнения;
участвовать в обсуждении
проектов стандартов и сводов правил,
проектов изменений к ним, переводов на
русский язык, предложений об отмене
действующих стандартов, предложений в
программу национальной стандартизации,
прочих предложений, которые
рассматривает ТК 150 в соответствии с ГОСТ
Р 1.1-2020 (раздел 5), организационных и иных
вопросов на заседании ТК (в очном или
заочном режиме);
давать
предложения по разработке и обновлению
национальных и межгосударственных
стандартов, относящихся к компетенции ТК
150, а также предложения по отмене
(одностороннем прекращении применения в
Российской Федерации) действующих
стандартов;
получать от секретариата ТК 150
информационные материалы и консультации
по методологии стандартизации;
запросить изменение статуса
организации в ТК 150;
выйти
из состава ТК 150, направив
соответствующее уведомление.
4.3.
Росстандарт (кроме прав члена ТК 150) имеет
право:
осуществлять надзор за
проведением заседаний ТК 150 и за
достижением консенсуса по проектам
национальных и межгосударственных
стандартов;
принимать решения о проведении
внеочередного заседания ТК 150, а в случае,
предусмотренном в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункты 6.6.9
и 6.6.10), поручать ведение данного
заседания своему полномочному
представителю, куратору ТК 150 или иному
лицу;
принимать новых членов ТК 150;
исключать членов ТК 150, не
выполняющих свои обязанности;
назначать нового председателя ТК
150, его заместителя и (или) ответственного
секретаря комитета;
передавать ведение секретариата
ТК 150 другой организации;
реорганизовывать структуру или
ликвидировать ТК 150, передав тематику ТК
150 и перечни стандартов, относящихся к
компетенции ТК 150, подведомственному
федеральному органу исполнительной
власти в сфере стандартизации институту
стандартизации или другому комитету, в
том случае, когда ТК 150 не выполняет свои
задачи, указанные в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт
3.1.2).
4.4.
Подведомственный Росстандарту институт
стандартизации (кроме прав члена ТК 150),
действующий через куратора ТК 150, имеет
право осуществлять:
мониторинг деятельности ТК 150;
содействие соблюдению в ТК 150
правил, установленных в ГОСТ Р 1.1-2020 и
других основополагающих национальных
стандартах, и правилах по
стандартизации;
мониторинг реализации программы
национальной стандартизации по тематике
ТК 150;
мониторинг публикуемых в
средствах массовой информации сведений
о деятельности ТК 150;
рассмотрение предложений
курируемого ТК 150 в ПНС и координацию
планируемых работ со смежными и другими
ТК;
содействие достижению в
курируемом ТК 150 консенсуса по проектам
национальных и межгосударственных
стандартов;
размещение информации о
деятельности курируемого ТК 150 в
средствах массовой информации и на сайте
института стандартизации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
4.5.
Председатель ТК 150, заместители
председателя ТК 150 и ответственный
секретарь комитета имеют право:
представлять ТК 150 в других ТК,
юридических лицах, зарегистрированных в
соответствии с законодательством
Российской Федерации на ее территории (в
том числе в общественных объединениях),
международных, региональных и
национальных организациях по
стандартизации или иных занимающихся
стандартизацией международных,
региональных и национальных
организациях;
организовывать проведение
очередного заседания ТК 150 (очного или
заочного, либо очного заседания в режиме
видеоконференции);
выдвигать предложения по
созданию подкомитетов и рабочих групп,
принятию новых членов ТК 150 и (или)
исключению членов ТК 150, не выполняющих
свои обязанности;
отказываться от исполнения
обязанностей председателя ТК 150 или
ответственного секретаря комитета.
Председатель ТК 150 также имеет
право:
представлять ТК 150 в федеральных
и иных органах исполнительной власти, в
том числе в федеральном органе
исполнительной власти в сфере
стандартизации;
созывать для решения срочных
вопросов внеочередное очное заседание
ТК 150 или проводить его заочно, либо очное
заседание в режиме видеоконференции;
утверждать перспективную
программу работы ТК 150 и вносимые в нее
изменения;
утверждать состав, председателя,
его заместителей и ответственного
секретаря подкомитета ТК 150;
формировать рабочую группу для
рассмотрения проекта национального или
межгосударственного стандарта в
процессе его экспертизы;
определять, имеются ли
принципиальные разногласия членов ТК 150
по экспертному заключению и (или)
рассматриваемому проекту;
принимать решение о достижении
консенсуса проекту национального или
межгосударственного стандарта.
4.6.
Право голоса от имени организации,
которая ведет секретариат ТК 150, имеют
заместители председателя ТК 150,
ответственный секретарь ТК 150.
".
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный сайт
Росстандарта
www.gost.ru
по состоянию на 16.12.2021
Ссылается на
- О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
- Об утверждении порядка проведения экспертизы проектов документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации
- Об утверждении Правил достижения консенсуса при разработке национальных стандартов Российской Федерации
- О создании технического комитета по стандартизации "Метрополитены" (с изменениями на 14 июля 2022 года)
- О взаимодействии технических комитетов при разработке документов в области национальной стандартизации
- О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии "О создании технического комитета по стандартизации "Метрополитены"