Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2021 года N 116

Об утверждении результатов проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 30 апреля 2009 года N 36-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области"


Законодательное собрание Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые результаты проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 30 апреля 2009 года N 36-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области".

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Законодательного собрания Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и включить его в ежегодный доклад о состоянии законодательства Ленинградской области.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на постоянную комиссию по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Законодательного собрания Ленинградской области.

4. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
С.Бебенин


Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 12 ноября 2021 года N 116


Результаты проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 30 апреля 2009 года N 36-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области"


1. Информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Ленинградской области

1.1. Общие положения


Областной закон от 30 апреля 2009 года N 36-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области" (далее - областной закон N 36-оз) принят Законодательным собранием Ленинградской области 22 апреля 2009 года, подписан Губернатором Ленинградской области 30 апреля 2009 года, опубликован 20 мая 2009 года в газете "Вести" и вступил в силу 30 мая 2009 года.

Областной закон N 36-оз принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, порядок принятия (обнародования) правового акта соблюден.

Областной закон N 36-оз регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Ленинградской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет круг субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области - получателей поддержки из средств областного бюджета Ленинградской области, инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области.

1.2. Информация о тенденциях и потребностях законодательного регулирования общественных отношений в части развитии малого и среднего предпринимательства


Правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наряду с федеральными формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Например, в Мурманской области предусмотрена финансовая поддержка инициаторам проектов в сфере развития предпринимательства, в Орловской области предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с созданием новых рабочих мест.

В Ленинградской области малое и среднее предпринимательство включено в перечень приоритетов развития региона и поэтому в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной областным законом от 8 августа 2016 года N 76-оз, запланированы такие мероприятия, как увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе организаций-экспортеров несырьевой неэнергетической промышленной продукции из числа субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка предпринимательских инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе через гранты, в сфере создания рекреационной инфраструктуры; запуск программы бизнес-акселерации субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере здорового образа жизни; предоставление преференций и сопровождение таких бизнес-проектов.

Согласно статье 43 областного закона от 22 марта 2021 года N 31-оз "О дополнительных социальных гарантиях и стандартах в Ленинградской области" гарантируется реализация стандарта оказания прямой государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории Ленинградской области. В целях реализации указанного стандарта дополнительно гарантируется достижение следующих целевых показателей:

финансовая государственная поддержка, направленная на развитие малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области, предоставляемая субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории Ленинградской области;

оказание поддержки физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", с обеспечением доступности льготной кредитно-гарантийной поддержки;

финансовая поддержка проектов, направленных на увеличение количества объектов социальной направленности, с использованием заемных средств, в том числе предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам, в объеме не менее 50% произведенных затрат ("социальная ипотека").

В соответствии с областным законом от 25 ноября 2003 года N 98-оз "О налоге на имущество организаций" организации поддержки субъектов малого предпринимательства освобождены от налогообложения в случае, если доля участия Ленинградской области и (или) муниципальных образований Ленинградской области в уставном капитале этой организации составляет более 50% и (или) представители Ленинградской области и (или) муниципальных образований входят в попечительский совет или иные органы управления такой организации и если такая организация оказывает одну или несколько видов услуг, в частности, консультационных, аудиторских, обучающих, финансовых, юридических, организационно-технических, научно-исследовательских, направленных на содействие развитию малого предпринимательства, являющихся основным видом деятельности организации.

На территории Ленинградской области также может оказываться поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими содействия развитию предпринимательства (областной закон от 29 июня 2012 года N 52-оз "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области").

В период действия Федерального закона N 209-ФЗ в него неоднократно вносились изменения, направленные на стимулирование развития и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в части предоставления регионам возможности установления финансовых и имущественных льгот в отношении таких субъектов.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено создание фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), то есть региональных гарантийных организаций, и определение размера льготной ставки арендной платы по договорам в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

В Ленинградской области указанные гарантийные организации не создавались в связи с тем, что в регионе уже осуществляет деятельность акционерное общество "Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства, региональная микрокредитная компания Ленинградской области", созданное в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 10 июня 2003 года N 100-пг, которое предоставляет поручительства для получения субъектами малого и среднего предпринимательства кредитов в коммерческих банках при отсутствии у них достаточного объема собственного финансового обеспечения, а также льготные микрозаймы.

Кроме этого, в качестве региональной стимулирующей меры с 12 декабря 2016 года установлена льготная ставка арендной платы при передаче в аренду объектов недвижимости, включенных в перечень государственного имущества, находящегося в собственности Ленинградской области и свободного от прав третьих лиц, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающая применение понижающего коэффициента Кл=0,7 к величине арендной платы, определенной в соответствии с действующим законодательством (пункт 4 постановления Правительства Ленинградской области от 21 декабря 2007 года N 329 "Об утверждении Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности Ленинградской области зданиями, строениями и отдельными помещениями" (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 9 декабря 2016 года N 468).

На основании рекомендации Правительства Российской Федерации (распоряжение от 19 марта 2020 года N 670-р), вызванной ухудшением ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), субъектами Российской Федерации в 2020 году приняты аналогичные федеральным меры по отсрочке либо освобождению субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты арендных платежей по договорам аренды государственного имущества (в том числе земельных участков) за период с 1 марта 2020 года по 31 мая 2020 года (в Ленинградской области принято постановление Правительства Ленинградской области от 24 апреля 2020 года N 241).

Также в целях реализации положений Федерального закона N 209-ФЗ более чем в 60 субъектах Российской Федерации приняты и в настоящее время действуют законы о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства. Как правило, в указанных региональных законах установлен понятийный аппарат, разграничены полномочия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определены формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также координационные или совещательные органы в указанной сфере по аналогии с Федеральным законом N 209-ФЗ.

В Ленинградской области правоотношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства урегулированы в областном законе N 36-оз.

При этом следует отметить, что до его принятия в области действовал ряд иных областных законов, направленных на урегулирование деятельности субъектов малого предпринимательства, его финансовой, информационной и кадровой инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (областной закон от 25 июля 1995 года N 26-оз "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области", утративший силу 16 мая 2008 года; областные законы от 19 июля 2002 года N 27-оз "О региональной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2002 год" и от 20 декабря 2002 года N 57-оз "О региональной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2003-2005 годы").

Таким образом, как показывает сложившаяся региональная законотворческая практика, большинством субъектов Российской Федерации, включая Ленинградскую область, реализованы правомочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренные в Федеральном законе N 209-ФЗ и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

1.3. Оценка эффективности действия областного закона N 36-оз


За весь период действия в областной закон N 36-оз были внесены изменения четыре раза. В основном эти изменения направлены на приведение указанного областного закона в соответствие с федеральным законодательством.

Первым изменением, внесенным в областной закон N 36-оз, было уточнение понятийного аппарата в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", в частности, исключается понятие "долгосрочные целевые программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области" и заменяется понятием "государственные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области" (статья 1 областного закона от 16 февраля 2015 года N 7-оз "О внесении изменений в отдельные областные законы в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса").

Также наименование указанных программ повторно уточнено областным законом от 26 июля 2016 года N 65-оз "О внесении изменений в областной закон "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области" с учетом корректировки терминологии на основании Федерального закона от 29 июня 2015 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 156-ФЗ). Так, понятие "региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства" заменено понятием "государственные программы (подпрограммы) Ленинградской области", понятие "муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства" - понятием "муниципальные программы (подпрограммы)".

Кроме этого, указанным областным законом исключен перечень организаций, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с изменением его содержания Федеральным законом N 156-ФЗ и в целях избежания дублирования федерального законодательства, а также расширен круг полномочий органов государственной власти Ленинградской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

В частности, к компетенции указанных органов дополнительно отнесены:

организация и осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, конкретных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", требованиям Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке;

организация и осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) отдельных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

Областным законом от 26 июля 2016 года N 65-оз "О внесении изменений в областной закон "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области" в целях оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, предусмотрено создание официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области для обеспечения указанных субъектов и организаций информацией об объявленных конкурсах на оказание им финансовой поддержки.

Следующее изменение, внесенное в областной закон N 36-оз, направлено на уточнение понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства Ленинградской области".

Так, областным законом от 20 мая 2019 года N 37-оз "О внесении изменений в статьи 2 и 4 областного закона "О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области" с учетом положений Федерального закона от 3 августа 2018 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели (ранее - физические лица), соответствующие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Ленинградской области, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее - зарегистрированные в территориальных налоговых органах Ленинградской области).

Также после внесенных указанным областным законом изменений перечень полномочий органов государственной власти Ленинградской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства стал открытым и включает иные предусмотренные Федеральным законом N 209-ФЗ полномочия.

Поскольку Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" из компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации исключено ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и вместо этого предусмотрено ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, соответствующие положения о таких реестрах в областном законе N 36-оз признаны утратившими силу (областной закон от 17 февраля 2020 года N 11-оз "О признании утратившими силу отдельных положений областных законов в сфере развития малого и среднего предпринимательства").

В отношении указанного областного закона государственным казенным учреждением Ленинградской области "Государственный экспертный институт регионального законодательства" в 2016 году проведена антикоррупционная экспертиза, по результатам которой коррупциогенных факторов не выявлено.

В целях выявления эффективности действия областного закона N 36-оз постоянной комиссией по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Законодательного собрания Ленинградской области предварительно были направлены соответствующие запросы в комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее - Комитет), некоммерческую организацию "Фонд поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, микрокредитная компания", Союз "Ленинградская областная торгово-промышленная палата", Общественную палату Ленинградской области, Ленинградское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Совет регионально отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" по Ленинградской области и к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ленинградской области. Однако ответы поступили только от Комитета и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.

По сведениям Комитета, востребованность мер государственной финансовой поддержки, установленных областным законом N 36-оз, осуществляемых в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области" государственной программы "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394 (далее также - подпрограмма), подтверждается систематическим ростом финансирования указанной подпрограммы.

Так, по состоянию на 1 января 2021 года общий объем ассигнований увеличился в 3,5 раза по сравнению с 2014 годом (годом начала реализации подпрограммы) и составил 1383887,1 тыс. рублей (2014 год - 395401,5 тыс. рублей, 2015 год - 579790,3 тыс. рублей, 2016 год - 539372,0 тыс. рублей, 2017 год - 373485,1 тыс. рублей, 2018 год - 504971,5 тыс. рублей, 2019 год - 901765,2 тыс. рублей, 2020 год - 1383887,1 тыс. рублей).

В соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области, утвержденными приказом комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 13 июня 2013 года N 15, эффективность реализации подпрограммы признана высокой и по итогам 2020 года составила 96,86%.

В целях повышения качества оценки уровня и динамики развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области, начиная с 2006 года Комитет ежегодно осуществляет на основе информации администраций муниципальных образований по итогам полугодия и года мониторинг показателей состояния и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области (распоряжения Правительства Ленинградской области от 26 апреля 2006 года N 139-р, от 10 мая 2007 года N 174-р, от 13 ноября 2008 года N 551-р, от 28 мая 2010 года N 250-р).

Значительная роль в достижении высокого процента эффективности подпрограммы также отводится реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установленных статьей 4 областного закона N 36-оз.

Наиболее значимые результаты реализации указанных полномочий достигнуты по итогам исполнения полномочий:

1) по участию в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства (пункт 1 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

Государственная политика в области поддержки развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого предпринимательства налогов.

В целях реализации государственной политики:

приняты областные законы, ориентированные на представителей малого и среднего бизнеса и предусматривающие льготное налогообложение (от 12 октября 2009 года N 78-оз "Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области" и от 7 ноября 2012 года N 80-оз "О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области");

утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года (распоряжение Правительства Ленинградской области от 1 августа 2017 года N 387-р), главная цель которой - повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики, обеспечение социальной устойчивости и роста занятости населения за счет развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

Кроме того, в целях государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в качестве мер поддержки регионального уровня были приняты областные законы:

от 16 апреля 2020 года N 46-оз "О внесении изменений в статью 12 областного закона "Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области", понижающий с 1 января 2020 года ставку налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области с 6% до 1% по 28 видам экономической деятельности, в том числе по отдельным видам деятельности в туристической и социальной сферах, в области культуры, досуга, в сферах общественного питания, розничной торговли, бытовых услуг и в иных сферах, требующих дополнительных мер поддержки;

от 18 мая 2020 года N 61-оз "О внесении изменений в областной закон "О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области", устанавливающий минимальную стоимость патента для индивидуальных предпринимателей в размере 250 рублей в месяц по 22 видам экономической деятельности;

от 24 декабря 2020 года N 149-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы", предусматривающий право вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям применять нулевую налоговую ставку в связи с применением упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения до 2024 года.

Своевременное принятие указанных мер поддержки позволило субъектам малого и среднего предпринимательства в период ограничений, связанных с пандемией, не только не снизить объем поступлений налогов на совокупный доход, но и увеличить их на 6,6%;

2) по разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Ленинградской области с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (пункт 2 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

В целях реализации государственной социально-экономической политики Ленинградской области в сфере экономики Комитетом на постоянной основе разрабатываются и вносятся изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", включающее подпрограмму "Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области".

Кроме того, в целях реализации областного закона N 36-оз и подпрограммы в части оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры Правительством Ленинградской области утверждены порядки предоставления субсидий для возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам, получением сертификатов, участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, заключением договоров финансовой аренды (лизинга), созданием и развитием объектов туристской индустрии, приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, осуществлением деятельности социальной направленности, созданием и развитием системы микрофинансирования, организацией и проведением ярмарок, фестивалей, районных праздников, осуществлением деятельности в сфере народных художественных промыслов и (или) ремесел, потребительской кооперацией, содержанием имущества и оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, оказанием безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг в сфере предпринимательской деятельности, внесением имущественного взноса Ленинградской области некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, микрокредитная компания" и др. (от 31.03.2014 N 97, от 13.08.2014 N 373, от 23.09.2014 N 438, от 11.11.2014 N 516, от 11.11.2014 N 518, от 12.11.2014 N 520, от 03.06.2015 N 194, от 12.07.2016 N 235, от 18.07.2016 N 253, от 30.06.2017 N 255, от 17.07.2018 N 252, от 13.12.2018 N 485, от 03.07.2019 N 314, от 17.04.2020 N 212, от 20.10.2020 N 476);

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области за счет средств областного бюджета Ленинградской области (пункт 4 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

В рамках сотрудничества с Северо-Западным институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации профинансированы реализованные проекты по проведению социологических опросов среди субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам оказания имущественной поддержки на территории Ленинградской области и на тему организации и ведения бизнеса женщинами-предпринимателями, по разработке стандарта оказания услуг для Центра "Мой бизнес" Ленинградской области и методики Рейтинга деловой активности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области и по его проведению, а также по развитию коммуникационных площадок для взаимодействия бизнеса и власти в муниципальных образованиях Ленинградской области.

Практическая значимость проведенных работ заключается в возможности использования ее результатов для обоснования дополнительных мер поддержки и доработки подпрограммы с учетом влияния факторов, стимулирующих развитие малого предпринимательства в Ленинградской области.

Так, например, на основе методики Рейтинга проводится ежегодный рейтинг деловой активности организаций поддержки, значения показателей которого входят в перечень показателей оценки результативности деятельности глав администраций муниципальных районов и городского округа Ленинградской области "Рейтинг 47", утвержденный постановлением Губернатора Ленинградской области от 12 марта 2018 года N 10-пг. При этом показатель указанного Рейтинга "полученные собственные средства в общем объеме финансирования организаций поддержки" способствует увеличению финансирования на обеспечение деятельности организаций поддержки со стороны администраций муниципальных районов;

4) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств областного бюджета Ленинградской области (пункт 6 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

В рамках пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности на постоянной основе ведется информирование через информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (официальный сайт Правительства Ленинградской области, официальный сайт Комитета, ресурсы Фонда поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, а также в рамках взаимодействия со средствами массовой информации).

В 2020 году размещено 113 публикаций в печатных средствах массовой информации, более 100 публикаций на интернет-сайтах администраций муниципальных образований Ленинградской области и сайтах организаций, образующих муниципальную инфраструктуру поддержки; осуществлено издание 13 информационно-справочных и презентационных материалов; проведено 92 семинара по актуальным вопросам в сфере малого и среднего предпринимательства, организовано проведение 3 форумов для представителей малого и среднего бизнеса, 4 мероприятия по продвижению товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров легкой промышленности, товаров для детей, пищевой продукции и напитков, строительных товаров;

5) поддержка муниципальных программ (подпрограмм) (пункт 7 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

В целях поддержки муниципальных программ (подпрограмм) в 2020 году проведен конкурсный отбор среди муниципальных образований Ленинградской области, отнесенных к монопрофильным муниципальным образованиям, победителем которого признана администрация муниципального образования "Город Пикалёво".

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных для софинансирования мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, по технологическому присоединению к сетям энергосбережения, составил 129867,9 тыс. рублей, из них в областном бюджете Ленинградской области - 118179,8 тыс. рублей, в бюджете муниципального образования "Город Пикалёво" - 11688,1 тыс. рублей. По результатам конкурсного отбора субсидия предоставлена обществу с ограниченной ответственностью "Круглый год".

Кроме того, заключены соглашения с муниципальными районами и городским округом Ленинградской области о предоставлении субсидии из средств областного бюджета для софинансирования мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих менее одного года, на организацию предпринимательской деятельности. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию данного мероприятия, составляет 33808,034 тыс. рублей, в том числе софинансирование из средств местных бюджетов - 3818,034 тыс. рублей.

В 2020 году оказана поддержка 72 субъектам малого и среднего предпринимательства.

В рамках софинансирования текущей деятельности бизнес-инкубаторов в моногородах за счет средств областного бюджета предоставлены субсидии бюджету муниципального образования "Город Пикалёво" в сумме 3 млн рублей.

В целях поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах в областном бюджете предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований моногородов Ленинградской области в размере 23,8 млн рублей.

Также Комитетом заключены соглашения с администрациями муниципальных образований моногородов Ленинградской области (Сланцы, Сясьстрой, Пикалёво) на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований моногородов Ленинградской области для софинансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства общим объемом 23,8 млн рублей (Сланцы - 10 млн рублей; Сясьстрой - 2,5 млн рублей; Пикалёво - 11,3 млн рублей);

6) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области и обеспечение ее деятельности (пункт 10 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

В Ленинградской области сформирована инфраструктурная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне региональных и муниципальных институтов поддержки, определены базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

В настоящее время полностью удовлетворяют указанным требованиям и, как следствие, включены в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который опубликован в открытых данных, 4 организации поддержки регионального уровня и 19 организаций поддержки муниципального уровня.

В перечень организаций инфраструктуры поддержки регионального уровня входит, в том числе фонд "Фонд поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, микрокредитная компания". Кроме того, на базе Фонда создан Центр "Мой бизнес", обеспечивающий "точку доступа" для предпринимателя ко всем сервисам и мерам поддержки на единой площадке.

Финансовое обеспечение деятельности фонда осуществляется путем ежегодного предоставления субсидии за счет средств областного бюджета.

В целях обеспечения деятельности организациям поддержки муниципального уровня в 2020 году выделено из областного бюджета порядка 40 млн рублей на развитие указанных организаций; на возмещение части затрат, связанных с оказанием безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг в сфере предпринимательской деятельности; на возмещение части затрат, связанных с организацией и проведением ярмарок, фестивалей, районных праздников и др., что позволило этим организациям оказать субъектам малого и среднего предпринимательства более 35 тыс. безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг в сфере предпринимательской деятельности;

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления Ленинградской области и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на территориях муниципальных образований (пункт 11 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

Для обеспечения единых подходов при формировании муниципальных программ, содержащих мероприятия, направленные на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом основных приоритетов региональной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства Комитетом в 2017 году разработаны и утверждены методические рекомендации по формированию муниципальных программ.

В целях оказания содействия органам местного самоуправления по оптимизации работы и упрощению функциональных обязанностей в части организации сбора статистических и финансово-экономических показателей организован мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области с использованием информационно-аналитической системы "Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области" согласно приказу комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области от 13 апреля 2020 года N 8 "Об организации мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка в Ленинградской области в 2020-2022 годах".

Концепция такой системы основана на цифровизации процессов сбора информации о результатах хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, сбора сведений о состоянии потребительского рынка на территории муниципальных образований, сбора отчетов о достижении показателей результативности использования субсидий, полученных на региональном и муниципальном уровнях;

8) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Ленинградской области (пункт 12 части 1 статьи 4 областного закона N 36-оз).

В целях привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики Ленинградской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность координационный совет, положение и состав членов которого утверждены постановлением Губернатора Ленинградской области от 10 августа 2011 года N 73-пг "О координационном совете по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Ленинградской области".

Координационный совет является постоянно действующим совещательным органом при Губернаторе Ленинградской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, заседания которого проходят не менее двух раз в год.

Также в целях создания условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области приказом Комитета от 23 мая 2018 года N 12 создан и осуществляет деятельность Общественный совет при Комитете, который является постоянно действующим органом общественного контроля.

По мнению Комитета, в целом реализация полномочий, установленных статьей 4 областного закона N 36-оз, позволяет эффективно реализовывать меры государственной поддержки, направленные на повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики, обеспечение социальной устойчивости и роста занятости населения за счет развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. Подтверждением эффективности действия рассматриваемого областного закона может являться систематический рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в 1,4 раза (с 47234 в 2014 году до 67394 по состоянию на 10.06.2021).

Кроме финансовой, консультационной и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области в соответствии с областным законом N 36-оз оказываются и другие виды и формы поддержки, в том числе имущественная поддержка.

Согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2008 года N 391 оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Ленинградской области осуществляется Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях на основании соответствующего перечня государственного имущества, находящегося в собственности Ленинградской области, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ответственными за формирование, ведение и опубликование перечней муниципального имущества являются органы местного самоуправления.

Акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" практика региона по взаимодействию с муниципальными образованиями по вопросам оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства признана одной из самых успешных и транслирована на все субъекты Российской Федерации. В настоящее время в Ленинградской области все муниципальные образования, включая городские и сельские поселения, утвердили перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства. По состоянию на июнь 2021 года более 1700 объектов государственного и муниципального имущества включены в перечни имущества для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые граждане).

При этом, несмотря на значительные объемы оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области, в областном законе N 36-оз не предусмотрены общие положения о ее предоставлении, как это осуществлено в отношении других форм поддержки (например, финансовой поддержки, информационной поддержки и поддержки в области ремесленной деятельности).

Кроме того, в областном законодательстве в целях реализации:

части 4 статьи 13 Федерального закона N 209-ФЗ - не определен порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Ленинградской области;

части 6 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ - не установлен перечень случаев, при которых субъект малого или среднего предпринимательства имеет право на заключение в день прекращения договора аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенного с таким субъектом, нового договора аренды иных здания, сооружения, нежилого помещения, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности и являющихся равнозначными, в связи с реализацией решения о комплексном развитии территории жилой застройки, решения о комплексном развитии территории нежилой застройки. Указанные порядок и случаи могут быть определены в областном законе N 36-оз.

В части 2 статьи 24_1 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено право субъекта Российской Федерации на установление дополнительных категорий граждан и видов деятельности (кроме категорий и видов деятельности, установленных Федеральным законом N 209-ФЗ) в целях признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями для оказания им поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. На основании постановления Правительства Ленинградской области от 13 ноября 2020 года N 744 Комитет наделен полномочиями по установлению таких дополнительных категорий и видов деятельности, которые реализованы им в приказе от 8 февраля 2021 года N 3, содержащем дополнительные виды деятельности в целях признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями.

Однако, как следует из положений подпункта "н" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы, относящиеся в соответствии с федеральными законами к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации, регулируются законом субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным Комитет может быть наделен указанными полномочиями только на основании областного закона, в частности, областного закона N 36-оз.

Учитывая, что полнота правового регулирования в нормативном правовом акте показывает степень его эффективности, отсутствие в областном законе N 36-оз норм, которые требуется установить в указанном областном законе в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ, включая положения о конкретных видах и формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, фактически применяемых на практике (в том числе имущественная поддержка, консультационная поддержка, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства и др.), способствует нарушению принципа полноты правового регулирования и принципа правовой определенности.

Кроме этого, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области предлагает внести в областной закон N 36-оз соответствующие изменения, согласно которым формы поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области будут также распространяться на самозанятых граждан с учетом положений Федерального закона от 8 июня 2020 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки".

В дополнение следует отметить, что большинство норм областного закона N 36-оз дублируют положения Федерального закона N 209-ФЗ. Соответственно, в указанном областном законе фактически отсутствует собственное нормотворчество.

Также одним из критериев эффективности областного законодательства является наличие принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

В рамках реализации областного закона N 36-оз Правительством Ленинградской области принят ряд нормативных правовых актов, направленных:

на установление условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в целях реализации подпрограммы "Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области" государственной программы "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" (постановления от 23 сентября 2014 года N 438, от 31 мая 2021 года N 341, от 19 июля 2021 года N 459, от 27 июля 2021 года N 481 и др.);

на утверждение требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области при реализации государственных программ (подпрограмм) Ленинградской области (постановление от 5 декабря 2017 года N 557).

Однако до настоящего времени не определены перечни видов ремесленной деятельности, при осуществлении которых субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области предоставляется государственная поддержка, разработка и утверждение которых отнесены к компетенции Правительства Ленинградской области в соответствии с частью 1 статьи 9 областного закона N 36-оз.

Таким образом, представляется, что областной закон N 36-оз является недостаточно эффективным в связи с одновременной неполнотой правового регулирования и наличием дублирующих норм и поэтому требует совершенствования в части его дополнения недостающими положениями с учетом указанных требований Федерального закона N 209-ФЗ и исключения излишних норм, а также принятия необходимого подзаконного акта.

1.4. Информация о выявленных проблемах правового регулирования областного закона N 36-оз


В период действия областного закона N 36-оз в Законодательное собрание Ленинградской области не поступали протесты и представления прокурора Ленинградской области, экспертные заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области по результатам проведения правовой экспертизы указанного областного закона о его несоответствии Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также обращения граждан и организаций, касающиеся правоотношений, регулируемых указанным областным законом.

Правовой анализ областного закона N 36-оз на соответствие его Федеральному закону N 209-ФЗ показывает, что в нем имеются недостатки правового регулирования, в том числе следующие ошибки юридико-технического характера:

1) в пункте 13 части 1 статьи 4 после слова "требованиям" ошибочно пропущено слово "законодательства", что редакционно не соответствует пункту 13 части 1 статьи 10 Федерального закона N 209-ФЗ;

2) в части 2 статьи 4 ошибочно указаны слова "поддержке и", которые требуется исключить в связи с их отсутствием в части 2 статьи 10 Федерального закона N 209-ФЗ;

3) в части 1 статьи 5 перед словом "полномочиями" пропущено слово "отдельными", что не согласуется с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона N 209-ФЗ;

4) в пункте 4 части 3 статьи 5 при перечислении органы исполнительной власти Российской Федерации указаны после органов исполнительной власти Ленинградской области, что требует изменения в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 13 Федерального закона N 209-ФЗ;

5) в части 2 статьи 8 не в полном объеме указан перечень информации, в целях обеспечения которой для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создаются информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети, в частности:

а) в пункте 6 не предусмотрена информация об условиях и о порядке оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в нарушение пункта 6 части 2 статьи 19 Федерального закона N 209-ФЗ;

б) отсутствует отдельный пункт, содержащий информацию о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ (то есть перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), что не соответствует пункту 7 части 2 статьи 19 Федерального закона N 209-ФЗ.

В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в статьи 4, 5 и 8 областного закона N 36-оз с учетом положений Федерального закона N 209-ФЗ.

Кроме того, отмечаем, что статья 7 областного закона N 36-оз не согласуется с пунктом "и" части 1 статьи 3 областного закона от 25 ноября 2003 года N 98-оз "О налоге на имущество организаций", в которой в качестве одной из категорий налогоплательщиков, освобожденных от налогообложения по налогу на имущество организаций, указаны организации поддержки субъектов малого предпринимательства, в связи с отсутствием в статье 7 областного закона N 36-оз упоминания об оказании финансовой поддержки таким организациям в виде предоставления налоговых льгот. В действующей редакции указанной нормы предусмотрены только такие виды финансовой поддержки, как предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по обязательствам.

Также, учитывая, что Федеральным законом N 209-ФЗ предусмотрены понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства", "организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", представляется целесообразным рассмотреть вопрос об уточнении указанной в пункте "и" части 1 статьи 3 областного закона от 25 ноября 2003 года N 98-оз "О налоге на имущество организаций" категории налогоплательщиков "организации поддержки субъектов малого предпринимательства".

Таким образом, областной закон N 36-оз требует незначительного законодательного совершенствования в целях его приведения в соответствие с Федеральным законом N 209-ФЗ и устранения несогласованности с иным областным законодательством.

1.5. Результаты проведения мониторинга правоприменения областного закона N 36-оз


По результатам проведенного мониторинга правоприменения областного закона N 36-оз установлено следующее.

Указанный областной закон принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, не содержит норм, допускающих возможность неоднозначного толкования и применения, коррупциогенных факторов.

Областной закон N 36-оз не оспаривался в судебном порядке.

Практика применения областного закона N 36-оз является единообразной, факты искажения смысла его положений при применении не выявлены.

Однако действие областного закона N 36-оз является недостаточно эффективным в связи с одновременной неполнотой правового регулирования и наличием дублирующих норм федерального законодательства.

В связи с изложенным требуется совершенствование указанного областного закона в части его приведения в соответствие с Федеральным законом N 209-ФЗ и дополнения недостающими положениями в целях реализации указанного Федерального закона, а также исключения излишних норм, устранения несогласованности с иным областным законодательством и принятия соответствующего подзаконного акта.

2. Предложения о необходимости принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области, о мерах по повышению эффективности правоприменения областного закона N 36-оз


В целях повышения эффективности правоприменения областного закона N 36-оз целесообразно:

1) внести в указанный областной закон соответствующие изменения с учетом замечаний, изложенных в разделах 3 и 4 настоящих результатов;

2) определить перечни видов ремесленной деятельности, при осуществлении которых субъектам малого и среднего предпринимательства Ленинградской области предоставляется государственная поддержка, разработка и утверждение которых отнесены к компетенции Правительства Ленинградской области в соответствии с частью 1 статьи 9 областного закона N 36-оз.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ