ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И
ЗАНЯТОСТИ
от 22 октября 2021 года
[Почему должны быть отстранены ВСЕ не согласные участвовать в клинических испытаниях непроверенных вакцин?]
Согласно одному из Ваших ответов,
количество работников, которые должны
быть привиты для предотвращения
дальнейшей угрозы распространения
коронавирусной инфекции, устанавливает
также главный санитарный врач в
субъекте. Тогда на каком основании Вы в
том же ответе заявляете, что в случае
отказа работника от вакцинации без
уважительной причины к установленному
нормативным правовым актом или
локальным нормативным актом сроку
работодатель обязан издать приказ об
отстранении работника от работы без
сохранения заработной платы до
устранения причин, послуживших
основанием для отстранения? Почему в
последнем случае Вы не указываете, что
отстранения может не производиться, если
необходимый уровень вакцинации в
трудовом коллективе уже достигнут?
Ответ:
Введение режима повышенной
готовности регламентировано пунктом
"б" части 6 статьи 4.1 Федерального
закона "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
от 21.12.1994 N 68-ФЗ. Принятыми на этой основе
нормативными актами органов власти в
качестве ограничительных мер
изоляционного характера предусмотрены
обсервация, недопуск работника на
рабочее место и (или) территорию
организации. Указанные акты регулируют
не трудовые отношения, а отношения в
сфере санитарного благополучия
населения, полномочиями по
регулированию которых наделен
Роспотребнадзор.
В наших
ответах разъясняются нормы трудового
законодательства, которыми уровень
вакцинации "трудового коллектива"
не регламентируется. По вопросам
количества вакцинированных сотрудников
и порядку его исчисления необходимо
обращаться в органы Роспотребнадзора по
месту нахождения работодателя.
Для
сведения.
Сотрудники, попавшие в 40% от
общего штата работников подразделений,
расположенных в городе Москве, не
вакцинированные по различным причинам,
допускаются к работе по усмотрению
работодателя (письмо Роспотребнадзора
по г.Москве от 09.07.2021 N 77-00-02/ОК-44157-2021).
Правовое обоснование:
Согласно п.1 ст.49, пп.6 п.1 ст.51
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" должностными
лицами, уполномоченными в соответствии с
указанным федеральным законом
осуществлять федеральный
государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
являются главные государственные
санитарные врачи и их заместители,
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты органов,
осуществляющих федеральный
государственный
санитарно-эпидемиологический надзор.
Главные государственные
санитарные врачи и их заместители наряду
с правами, предусмотренными статьей 50
указанного федерального закона,
наделяются следующими полномочиями:
при
угрозе возникновения и распространения
инфекционных заболеваний,
представляющих опасность для
окружающих, выносить мотивированные
постановления о:
проведении профилактических
прививок гражданам или отдельным
группам граждан по эпидемическим
показаниям.
Согласно п.2 ст.5 Федерального
закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об
иммунопрофилактике инфекционных
болезней" отсутствие
профилактических прививок влечет:
запрет
для граждан на выезд в страны, пребывание
в которых в соответствии с
международными медико-санитарными
правилами либо международными
договорами Российской Федерации требует
конкретных профилактических прививок;
временный отказ в приеме граждан
в образовательные организации и
оздоровительные учреждения в случае
возникновения массовых инфекционных
заболеваний или при угрозе
возникновения эпидемий;
отказ в
приеме граждан на работы или отстранение
граждан от работ, выполнение которых
связано с высоким риском заболевания
инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение
которых связано с высоким риском
заболевания инфекционными болезнями и
требует обязательного проведения
профилактических прививок,
устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной
власти.
Согласно ч.1 ст.76 Трудового
кодекса РФ работодатель обязан
отстранить от работы (не допускать к
работе) работника:
появившегося на работе в
состоянии алкогольного, наркотического
или иного токсического опьянения;
не
прошедшего в установленном порядке
обучение и проверку знаний и навыков в
области охраны труда;
не
прошедшего в установленном порядке
обязательный медицинский осмотр, а также
обязательное психиатрическое
освидетельствование в случаях,
предусмотренных ТК РФ, другими
федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации;
при
выявлении в соответствии с медицинским
заключением, выданным в порядке,
установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, противопоказаний
для выполнения работником работы,
обусловленной трудовым договором;
в
случае приостановления действия на срок
до двух месяцев специального права
работника (лицензии, права на управление
транспортным средством, права на ношение
оружия, другого специального права) в
соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, если это влечет за
собой невозможность исполнения
работником обязанностей по трудовому
договору и если невозможно перевести
работника с его письменного согласия на
другую имеющуюся у работодателя работу
(как вакантную должность или работу,
соответствующую квалификации работника,
так и вакантную нижестоящую должность
или нижеоплачиваемую работу), которую
работник может выполнять с учетом его
состояния здоровья. При этом
работодатель обязан предлагать
работнику все отвечающие указанным
требованиям вакансии, имеющиеся у него в
данной местности. Предлагать вакансии в
других местностях работодатель обязан,
если это предусмотрено коллективным
договором, соглашениями, трудовым
договором;
по
требованию органов или должностных лиц,
уполномоченных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации;
в
других случаях, предусмотренных ТК РФ,
другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В
соответствии с п.5.5.4 Постановления
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об
утверждении положения о Федеральной
службе по труду и занятости" данный
орган осуществляет консультирование
работодателей и работников по вопросам
соблюдения трудового законодательства и
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)