ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2021 года N 1054/35
Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В
соответствии со статьей 107_1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и в целях
реализации ответственной
государственной долговой политики
Московской области и повышения ее
эффективности в 2022-2024 годах
Правительство Московской области
постановляет:
1.
Утвердить основные направления
государственной долговой политики
Московской области на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов.
2.
Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Московской области в
процессе управления муниципальным
долгом руководствоваться основными
направлениями государственной долговой
политики Московской области на 2022 год и
на плановый период 2023 и 2024 годов.
3.
Главному управлению по информационной
политике Московской области обеспечить
официальное опубликование настоящего
постановления в газете "Ежедневные
новости. Подмосковье",
"Информационном вестнике
Правительства Московской области",
размещение (опубликование) на сайте
Правительства Московской области в
Интернет-портале Правительства
Московской области и на "Официальном
интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru).
Первый
Вице-губернатор
Московской области -
Председатель Правительства
Московской области
И.Н.Габдрахманов
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Московской области
от 22 октября 2021 года N 1054/35
Основные направления государственной долговой политики Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Общие положения
1.
Основные направления государственной
долговой политики Московской области на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
(далее - государственная долговая
политика Московской области)
разработаны в соответствии со статьей
107_1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации и в целях реализации
ответственной государственной долговой
политики Московской области и повышения
ее эффективности.
2. Под
государственной долговой политикой
Московской области понимается стратегия
управления государственными
заимствованиями Московской области,
направленная на эффективное
регулирование государственного долга
Московской области, поддержание его
объема на оптимальном уровне,
минимизацию стоимости его обслуживания,
равномерное распределение во времени
платежей, связанных с погашением и
обслуживанием государственного долга
Московской области, и снижение влияния
долговой нагрузки на бюджет Московской
области.
Государственная долговая
политика Московской области является
частью бюджетной политики Московской
области.
II. Итоги реализации государственной долговой политики Московской области за 2020 год
3.
Государственная долговая политика
Московской области за 2020 год была
направлена на такие цели, как
сдерживание роста расходов на
обслуживание государственного долга,
обеспечение показателей долговой
устойчивости на уровне, позволяющем
отнести Московскую область к группе
заемщиков с высоким уровнем долговой
устойчивости.
По
итогам 2020 года государственный долг
Московской области составил 259,8 млрд.
рублей или 50,9% к общему годовому объему
доходов бюджета Московской области без
учета объема безвозмездных
поступлений.
Дополнительные расходы на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики, с
профилактикой и устранением последствий
распространения навой коронавирусной
инфекции составили 59,7 млрд. рублей.
В
структуре долгового портфеля Московской
области: государственные ценные бумаги
составляют 57,0% от общего объема
государственного долга, кредиты,
привлеченные в коммерческих банках, - 24,3%,
бюджетные кредиты - 18,7%.
В 2020
году Московская область реализовала
мероприятия по оптимизации объема и
структуры государственного долга
Московской области: осуществлено
привлечение в бюджет Московской области
коммерческих кредитов в объеме 102,8 млрд
.рублей под ставки 5,22%-6,3%, бюджетных
кредитов в объеме 108,3 млрд. рублей под
ставку 0,1% и размещение государственных
ценных бумаг Московской области в объеме
74,0 млрд. рублей под низкие ставки
5,75%-5,95%.
При
этом за указанный период осуществлено
погашение бюджетных кредитов в объеме 74,1
млрд. рублей, государственных ценных
бумаг Московской области в объеме 8,8
млрд. рублей, а также досрочное погашение
коммерческих кредитов в объеме 106,0 млрд.
рублей.
Расходы бюджета Московской
области на обслуживание
государственного долга Московской
области по итогам 2020 года составили 10,9
млрд. рублей или 1,5% объема расходов
бюджета Московской области, за
исключением объема расходов, которые
осуществляются за счет субвенций,
предоставляемых из федерального
бюджета.
Средневзвешенная процентная
ставка по привлеченным заемным
средствам с 01.01.2020 уменьшилась на 1,6
процентного пункта и по состоянию на
01.01.2021 составила 5,3%.
Обязательства по обслуживанию
государственного долга Московской
области выполнялись своевременно и в
полном объеме.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Московской области
4.
Основными факторами, определяющими
характер и направления государственной
долговой политики Московской области,
являются:
1) рост
налоговых и неналоговых доходов бюджета
Московской области;
2) рост
расходов бюджета Московской области в
рамках реализации мер по стабилизации
экономики и социальной поддержки
населения;
3)
выполнение обязательств по непревышению
уровня дефицита и рыночного долга,
принятых по соглашениям о
реструктуризации и привлечению
бюджетных кредитов на погашение
долговых обязательств.
IV. Цели и задачи государственной долговой политики Московской области
5.
Целями государстветптой долговой
политики Московской области являются:
1)
повышение долгосрочной финансовой
устойчивости и самостоятельности
бюджета Московской области;
2)
оптимизация структуры государственного
долга Московской области по видам
инструментов государственных
заимствований;
3)
обеспечение прозрачности процессов
управления государственным долгом
Московской области.
6.
Задачами государственной долговой
политики Московской области являются:
1)
соблюдение требований бюджетного
законодательства Российской Федерации
по предельному объему государственного
долга и расходам на его обслуживание;
2)
поддержание долговой нагрузки бюджета
Московской области на экономически
безопасном уровне;
3)
своевременное исполнение долговых
обязательств Московской области;
4)
обеспечение оптимальной структуры
заимствований по видам инструментов и
срокам их погашения;
5)
обеспечение привлечения необходимых
объемов бюджетных кредитов из
федерального бюджета бюджету Московской
области на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов;
6)
оптимизация расходов на обслуживание
государственного долга Московской
области.
V. Инструменты реализации государственной долговой политики Московской области
7.
Инструментами реализации
государственной долговой политики
Московской области являются:
1)
контроль при среднесрочном планировании
объемов заимствований, осуществляемых в
текущих и прогнозируемых экономических
условиях для сохранения долговой
нагрузки на безопасном уровне;
2)
диверсификация долгового портфеля
Московской области;
3)
активное использование государственных
ценных бумаг Московской области как
источника долгосрочного финансирования
дефицита бюджета и минимизации
привлечения коммерческих кредитов;
4)
минимизация стоимости заимствований;
5)
проведение открытых торгов на право
заключения государственных контрактов
по оказанию финансовых услуг в целях
минимизации расходов по процентным
платежам за пользование кредитными
средствами;
6)
оптимизация работы по реализации
постановления Правительства Российской
Федерации от 19.10.2020 N 1705 "Об утверждении
Правил списания задолженности субъекта
Российской Федерации перед Российской
Федерацией по бюджетным кредитам и
перечня подлежащих зачислению в
федеральный бюджет налоговых доходов от
реализации новых инвестиционных
проектов, в объеме фактического
поступления которых Правительство
Российской Федерации вправе списать
задолженность субъектов Российской
Федерации по бюджетным кредитам" в
целях создания условий списания
задолженности по бюджетным кредитам;
7)
принятие новых долговых обязательств
исходя из принципа исполнения всех
обязательств, своевременно и в полном
объеме, а также исходя из результатов
исполнения бюджета Московской области;
8)
осуществление привлечения новых
заимствований в целях финансирования
дефицита бюджета Московской области, а
также погашения долговых обязательств
Московской области, пополнения в течение
финансового года остатков средств на
счетах бюджета Московской области с
учетом соблюдения ограничений,
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации в отношении объема
государственного долга и расходов на его
обслуживание, потребности бюджета
Московской области и экономической
возможности по мобилизации ресурсов;
9)
использование механизмов оперативного
управления долговыми обязательствами
Московской области:
корректировка сроков
привлечения заимствований;
досрочное погашение долговых
обязательств Московской области;
сокращение объема заимствований
с учетом результатов исполнения бюджета
Московской области;
10)
управление структурой государственного
долга Московской области посредством
систематического отбора форм
заимствований, отвечающих потребности
Московской области в привлечении
финансовых ресурсов и способствующих
минимизации стоимости и диверсификации
долгового портфеля Московской области
при существующих рисках;
11)
использование механизма привлечения
краткосрочных бюджетных кредитов за
счет средств федерального бюджета на
пополнение остатков средств на счете
бюджета Московской области;
12)
внедрение информационных технологий по
ведению учета и планированию операций с
государственным долгом Московской
области;
13)
обеспечение своевременного и полного
учета долговых обязательств;
14)
информирование населения Московской
области о состоянии государственного
долга Московской области.
VI. Анализ рисков для бюджета Московской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Московской области
8.
Основными рисками, возникающими в
процессе управления государственным
долгом Московской области, являются:
1) риск
процентной ставки - риск финансовых
потерь, связанный с ростом процентных
ставок на рынке заимствований;
2) риск
недостаточного поступления доходов в
бюджет Московской области и роста
дефицита бюджета Московской области;
3) риск
снижения ликвидности рынка.
9.
Целями управления рисками, связанными с
управлением государственным долгом
Московской области, являются:
1)
снижение рисков неисполнения бюджета
Московской области в части, касающейся
финансирования расходов бюджета
Московской области за счет заемных
средств, в том числе путем использования
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счете бюджета
Московской области;
2)
анализ конъюнктуры финансового рынка и
планирование оптимальных сроков выхода
на рынок заимствований;
3)
равномерное распределение объемов
платежей по погашению долговых
обязательств и увеличение сроков
погашения долговых обязательств;
4)
анализ конъюнктуры рынка заимствований
в целях диверсификации инструментов и
сроков заимствований.
10.
Основной мерой, принимаемой в отношении
управления рисками, связанными с
управлением государственным долгом
Московской области, является
осуществление планирования
государственных заимствований
Московской области.
При
планировании государственных
заимствований Московской области должны
учитываться экономические возможности
по мобилизации ресурсов, текущая и
ожидаемая конъюнктура на финансовых
рынках.
11.
Государственные заимствования
Московской области должны носить
планомерный характер, при этом объемы
заимствований должны распределяться в
течение года таким образом, чтобы
снизить риск ухудшения условий
заимствований.
Для
сглаживания объемов платежей по
погашению государственного долга
Московской области при планировании,
исполнении бюджета Московской области и
государственных заимствованиях
необходимо осуществлять управление
ликвидностью бюджета Московской
области.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный
сайт
Правительства Московской области
www.mosreg.ru, 22.10.2021