Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Материал актуален на 18.11.2024

Правовой статус консультации эксперта


Каждая консультация, предоставляемая тем или иным экспертом или специалистом в определенной сфере, является выражением мнения данного конкретного эксперта по конкретному индивидуальному вопросу и не исключает существования других точек зрения на данный вопрос у иных экспертов (специалистов), включая должностных лиц органов власти.

Консультации экспертов хоть зачастую и являются разъяснениями высококвалифицированных специалистов в своей сфере, не имеют какого-либо правового статуса и не носят обязательного характера при разрешении возникших споров (например, в процессе проведения проверок юрлица), ни для должностных лиц органов власти, ни тем более для суда.

Подтверждением вышеуказанной позиции является то, что ни в одном нормативном правовом акте не содержится нормы, которая бы приравнивала консультации экспертов к имеющим юридическое значение правовым актам.

В данном случае аналогию можно провести с разъяснениями (письмами) должностных лиц Минфина России и ФНС России, которые предоставляются в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса РФ и являются, по сути, теми же консультациями экспертов (специалистов). Согласно письму Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, разъясняющему порядок применения указанной статьи, данные письма не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. См. также Письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-11-11/12408 - о письменных разъяснениях Минфина России, адресованных конкретным заявителям.

Что касается статуса консультаций экспертов (специалистов) при рассмотрении дел в суде (как арбитражном, так и общей юрисдикции), то согласно статье 11 ГПК РФ и статье 13 АПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. О консультациях в данных статьях речь не идет. Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.

И ГПК РФ, и АПК РФ, и иные кодифицированные акты содержат нормы о предоставлении в процессе рассмотрения дела консультаций специалистом, экспертом, но специалистом и экспертом, привлекаемых судом. Так, например, согласно статье 55_1 АПК РФ специалистом в арбитражном суде является лицо, обладающее необходимыми знаниями по соответствующей специальности, осуществляющее консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Но при этом согласно статье 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы; арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Таким образом, даже консультация привлеченного судом специалиста, данная в суде, не носит какого-либо обязательного характера для суда. Аналогичные нормы содержатся и в Кодексе административного судопроизводства РФ (статьи 15, 50). Нормы о привлечении специалиста содержатся и в УПК РФ (статьи 58, 168), и в КоАП РФ (статья 25_8, статья 25_9).

Таким образом, при получении консультации эксперта по какому-либо спорному вопросу следует учитывать, что данные консультации носят исключительно рекомендательный характер, т.е. являются источником получения дополнительной информации по индивидуальной проблеме (вопросу). В соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой такой правовой статус имеют все консультации вне зависимости от должности, ранга, статуса консультанта (включая сотрудников и Минфина России, и других официальных органов), полученные по любым каналам, - через аудиторские и консалтинговые организации, через любые информационные или справочные системы, из писем-ответов на частные вопросы Минфина России, ФНС России и других министерств и ведомств.

Материал подготовлен экспертами консорциума "Кодекс".

Законодательство России

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 9 ноября 2024 года)
  • Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ