Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июля 2021 года N МН-5/2865

О направлении разъяснений


В связи с поступающими вопросами Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России направляет разъяснения по некоторым вопросам применения Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076 (далее - Порядок приема).

1. О внесении изменений в информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Порядком приема установлено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее - организация), размещает информацию о приеме на обучение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее -официальный сайт).

Основной объем информации размещается на официальном сайте не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема, включая правила приема, утвержденные организацией, количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления в рамках контрольных цифр, перечень вступительных испытаний с указанием по каждому вступительному испытанию, в том числе, минимального количества баллов (подпункт 1 пункта 41 Порядка приема).

Не позднее 1 июня организация размещает на своем официальном сайте количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с указанием особой квоты и целевой квоты (подпункт 2 пункта 41 Порядка приема).

Не позднее чем за 5 месяцев до начала зачисления на места для обучения по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее - договоры об оказании платных образовательных услуг) организация размещает на своем официальном сайте количество указанных мест (подпункт 3 пункта 41 Порядка приема).

Порядком приема установлено два случая, в которых возможно внесение изменений в информацию о приеме, размещенную на официальном сайте.

Во-первых, при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета в случае равенства поступающих по индивидуальным достижениям, учитываемым при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования, перечень указанных достижений может быть дополнен в период проведения приема (пункт 36 Порядка приема).

Во-вторых, при зачислении на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг установленное количество мест может быть превышено по решению организации. При принятии указанного решения организация зачисляет на обучение всех поступающих, набравших не менее минимального количества баллов, либо устанавливает сумму конкурсных баллов, необходимую для зачисления (далее - установленная сумма конкурсных баллов), и зачисляет на обучение поступающих, набравших не менее минимального количества баллов и имеющих сумму конкурсных баллов (сумму баллов за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения) не менее установленной суммы конкурсных баллов (пункт 89 Порядка приема).

Кроме того, пунктом 14 Особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2021 г. N 226 (далее - Особенности), установлено, что прием документов лично у поступающих, проведение вступительных испытаний, рассмотрение апелляций путем непосредственного взаимодействия поступающих с работниками организации возможны только в том случае, если это не противоречит актам высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), издаваемым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с этим при изменении санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации организации могут принять решение об отмене объявленного ранее личного приема документов у поступающих и (или) проведения вступительных испытаний, рассмотрения апелляций путем непосредственного взаимодействия поступающих с работниками организации.

Порядком приема не установлен запрет на внесение изменений в иную информацию о приеме, размещенную на официальном сайте. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что на основании этой информации поступающие определяют свою траекторию поступления на обучение. Поэтому если организация вносит изменения в информацию о приеме, то это не должно приводить к ухудшению положения поступающих.

В частности, не допустимо изменение сроков проведения приема, перечня вступительных испытаний (в том числе минимального количества баллов), перечня индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме (за исключением случая, предусмотренного пунктом 36 Порядка приема), порядка учета индивидуальных достижений, количества мест для приема на обучение по различным условиям поступления в рамках контрольных цифр, уменьшение количества специальностей и (или) направлений подготовки для одновременного участия в конкурсе.

2. Об информировании поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования.

Порядком приема предусмотрено, что в целях информирования лиц, поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования, организация во время проведения приема формирует по каждому конкурсу:

списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления, (далее - списки подавших документы) (пункт 43 Порядка приема);

ранжированные списки поступающих (далее - конкурсные списки) (пункт 74 Порядка приема).

Списки подавших документы формируются в период приема документов. Конкурсные списки формируются по результатам приема документов и вступительных испытаний, то есть после завершения приема документов и вступительных испытаний.

Списки подавших документы и конкурсные списки размещаются на официальном сайте. Размещение указанных списков на информационном стенде (табло) не является обязательным.

Списки подавших документы и конкурсные списки ежедневно обновляются. Обновление конкурсных списков осуществляется до дня, следующего за днем завершения приема заявлений о согласии на зачисление, включительно не менее 5 раз в день в период с 9 часов до 18 часов по местному времени (по решению организации - до более позднего времени).

В отношении конкурсных списков Порядком приема установлены:

основания, по которым осуществляется ранжирование списков (пункты 76-78 Порядка приема);

сведения, которые указываются в списках (пункт 79 Порядка приема).

В конкурсных списках не указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) поступающих. Поступающие идентифицируются в конкурсных списках по номеру страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (далее - страховое свидетельство).

Страховое свидетельство (при наличии) представляется поступающими при подаче заявления о приеме (подпункт 3 пункта 46 Порядка приема). В случае отсутствия страхового свидетельства организация присваивает поступающему уникальный код, по которому поступающий идентифицируется в конкурсных списках. Порядок формирования уникального кода устанавливается организацией самостоятельно.

Фамилия, имя, отчество (при наличии) поступающих в конкурсном списке не указываются.

Сведения, указанные в пункте 79 Порядка приема, в обязательном порядке включаются в конкурсные списки. Вместе с тем Порядком приема не установлен запрет на указание в конкурсных списках иных сведений, за исключением фамилии, имени и отчества поступающих. Таким образом, организация может включить в конкурсные списки иные сведения, например, наличие оригинала документа об образовании.

Порядком приема не установлен перечень сведений, которые указываются в списках подавших документы (в отличие от конкурсных списков). Организация самостоятельно определяет, какие сведения указываются в списках подавших документы. В этих списках могут указываться как фамилия, имя, отчество (при наличии) поступающих, так и номер страхового свидетельства (уникальный код). В списках подавших документы могут также указываться, например, сумма конкурсных баллов, наличие заявления о согласии на зачисление, наличие оригинала документа об образовании.

Письмом от 25 июня 2021 г. N МН-5/1970-ДА в образовательные организации высшего образования направлено письмо-разъяснение по вопросу информирования абитуриентов о зачислении путем размещения на сайте организации приказов о зачислении.

3. О проведении многопрофильного конкурса.

Порядком приема установлена возможность проведения многопрофильного конкурса - конкурса по нескольким направлениям подготовки (специальностям) в пределах укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) (подпункт "б" подпункта 3 пункта 7 Порядка приема).

При этом в качестве направленности (профиля) образовательных программ, на которые осуществляется прием, рассматривается не каждое из направлений подготовки (специальностей), а совокупность направлений подготовки (специальностей), по которым проводится многопрофильный конкурс. Зачисление осуществляется не на конкретные направления подготовки (специальности), а на совокупность направлений подготовки (специальностей). Конкурсные списки и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления лица, формируются на совокупность направлений подготовки (специальностей) без выделения конкретных направлений подготовки (специальностей).

В соответствии с этим поступающий, желающий участвовать в многопрофильном конкурсе, подает заявление о приеме на совокупность направлений подготовки (специальностей), а не на каждое направление подготовки (специальность), включенное в многопрофильный конкурс. При этом в заявлении о приеме поступающий указывает, что он поступает на совокупность направлений подготовки (специальностей), а не на конкретные направления подготовки (специальности).

4. О поступлении на базе среднего профессионального образования.

Лица, поступающие на обучение на базе среднего профессионального образования, могут (пункт 16 Порядка приема):

сдавать вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);

наряду со сдачей вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, использовать результаты ЕГЭ по соответствующим вступительным испытаниям.

Таким образом, поступающий на обучение на базе среднего профессионального образования может сдавать вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно (в отношении предметов по выбору - по тому предмету, который он указал в заявлении).

При наличии у поступающего результата ЕГЭ и результата вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, в качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из имеющихся результатов (пункт 18 Порядка приема).

Таким образом, после того, как поступающий на обучение на базе среднего профессионального образования сдаст вступительные испытания, проводимые организацией самостоятельно, ему по каждому предмету будет зачтен наибольший из результатов ЕГЭ и вступительного испытания, сданного в организации.

5. Об указании поступающими предметов по выбору при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета.

Согласно подпункту 1 пункта 15 Порядка приема по каждому вступительному испытанию, проводимому в соответствии с графой 2 раздела 2 перечня вступительных испытаний, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. N 666, организация устанавливает один или несколько предметов (далее - предметы по выбору).

В случае если по вступительному испытанию установлены предметы по выбору, поступающий выбирает один предмет. Правовой смысл данной нормы состоит в том, что поступающему предоставляется возможность выбрать предмет с максимальным результатом ЕГЭ.

При подаче заявления о приеме с использованием суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" поступающие в ряде случаев ошибочно указывают в заявлении о приеме не тот предмет, по которому у них имеется максимальный результат ЕГЭ (далее - ошибочный предмет), или не указывают предмет по выбору, в связи с чем у организации отсутствует возможность указания баллов за соответствующее вступительное испытание в конкурсном списке. Это приводит к ухудшению положения поступающих.

Представляется целесообразным, чтобы в случае, если поступающий указал в заявлении о приеме ошибочный предмет или не указал предмет по выбору, организация информировала поступающего о допущенной ошибке и предлагала внести изменение в заявление о приеме. Внесение изменений в заявление о приеме предусмотрено пунктом 44 Порядка приема.

В случае невозможности информирования поступающего по причине отсутствия связи с ним представляется целесообразным вносить изменение в заявление о приеме по решению организации. Данное полномочие организации не предусмотрено Порядком приема. Однако, при решении рассматриваемого вопроса необходимо исходить из части 6 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), согласно которой условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

Внесение изменения в заявление о приеме организацией в части предмета по выбору будет способствовать реализации права поступающего на выбор предмета с максимальным результатом ЕГЭ и позволит организации обеспечить зачисление поступающих, имеющих наиболее высокие результаты ЕГЭ.

6. О действительности результатов единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета.

Согласно части 2 статьи 70 Федерального закона N 273-ФЗ "результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов".

Действительность результатов ЕГЭ устанавливается в отношении календарных лет. Результаты ЕГЭ действительны в календарном году, в котором они получены, и в течение 4-х последующих календарных лет.

При проведении приема необходимо использовать результаты ЕГЭ, полученные поступающими в календарном году, в котором проводится прием, и в течение 4-х предшествующих календарных лет, то есть за 5 календарных лет.

В соответствии с этим при проведении приема в 2021 году необходимо использовать результаты ЕГЭ, полученные поступающими в 2021 году, а также в 2020, 2019, 2018 и 2017 годах (результаты ЕГЭ за 2020/21 учебный год, 2019/20 учебный год, 2018/19 учебный год, 2017/18 учебный год, 2016/17 учебный год).

Отказ в допуске к приему лицам, имеющим результаты ЕГЭ, полученные в любые годы с 2017 по 2021 год, является грубым нарушением прав поступающих.

7. По вопросу перевода на русский язык документа об образовании, выполненного на иностранном языке.

Согласно пункту 51 Порядка приема, документы, выполненные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Порядком приема не устанавливается порядок перевода документов об образовании и (или) квалификации, выполненных на иностранном языке, на русский язык.

При этом часть 9 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливает, что правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Таким образом, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе самостоятельно определить соответствующим локальным нормативным актом порядок перевода документов, выполненных на иностранном языке, на русский язык, предусмотрев также обязательность нотариального заверения указанного перевода.

Директор
Департамента государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В.Рябко



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ