ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О годовом отчете Центрального банка
Российской Федерации за 2020 год
Рассмотрев годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации
за 2020 год, в соответствии со статьями 5 и 25
Федерального закона от 10 июля 2002 года N
86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации
постановляет:
1.
Принять к сведению годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации
за 2020 год.
2.
Рекомендовать Центральному банку
Российской Федерации:
1)
проводить денежно-кредитную политику,
направленную на обеспечение ценовой
стабильности, защиту от обесценения
доходов и сбережений граждан,
формирование макроэкономических
условий, способствующих восстановлению
российской экономики, быстрому
преодолению последствий пандемии
коронавирусной инфекции и переходу к
устойчивому росту;
2)
обеспечить своевременную отмену
регуляторных послаблений с учетом ее
возможных негативных последствий, в том
числе проводить мониторинг влияния
отмены регуляторных послаблений на
устойчивость банковского сектора и
других секторов российского финансового
рынка, а также на финансовые результаты
кредитных организаций;
3)
продолжить работу по ограничению
финансовых рисков предоставления
субъектам малого предпринимательства и
гражданам кредитов по плавающим
процентным ставкам, предотвращению
недобросовестной практики продажи
финансовых продуктов (мисселинга), в том
числе в отношении ипотечных кредитов,
проводить мониторинг соответствующих
показателей, в том числе доли кредитов с
плавающими процентными ставками в общем
объеме предоставляемых финансовыми
организациями кредитов;
4) в
целях повышения конкуренции и
доступности финансовых услуг для
граждан и юридических лиц продолжить
развитие национальных инфраструктурных
проектов, таких как "Цифровой
профиль", "Система быстрых
платежей", "Единая биометрическая
система" и иных;
5)
продолжить работу по повышению
финансовой грамотности населения, в том
числе в части рисков использования
инструментов и финансовых продуктов,
позволяющих получать более высокие
доходы по сравнению с банковскими
депозитами, и рисков, связанных с
чрезмерным ростом долговой нагрузки на
заемщиков;
6)
содействовать расширению практики
предоставления финансовыми
организациями гражданам дистанционного
доступа к финансовым услугам и развитию
безбарьерной среды для получения
финансовых услуг инвалидами, лицами
пожилого возраста и другими гражданами,
нуждающимися в дополнительных мерах
социальной защиты;
7)
принимать меры по внедрению практики
финансирования устойчивого развития и
принципов ответственного
инвестирования для развития российского
рынка капитала и повышения его
привлекательности путем создания на
финансовом рынке соответствующих
инструментов, внедрения надежной и
удобной инфраструктуры рынка, а также
разработки методологии оценки и
регулирования экологических, социальных
и управленческих рисков (ESG-рисков);
8)
продолжить работу по созданию цифрового
рубля в рамках реализации этапов проекта
"Цифровой рубль", определенных
Центральным банком Российской
Федерации, включая вопросы обеспечения
информационной безопасности и
устойчивости цифрового рубля к
киберрискам;
9)
принимать меры, направленные на развитие
региональных банков, повышение их
устойчивости и расширение их доступа к
цифровым технологиям и инфраструктуре
финансового рынка, проводить анализ
состояния и развития региональных
банков.
3.
Рекомендовать Правительству Российской
Федерации совместно с Центральным
банком Российской Федерации:
1)
осуществить оптимизацию программ
льготной ипотеки и повышение их
адресности в целях нормализации
ситуации с ценообразованием на жилье и
увеличения объемов его строительства,
проводить мониторинг влияния реализации
этих программ на стабильность
российского банковского сектора, а также
на ценовые и другие экономические
показатели субъектов Российской
Федерации;
2) в
целях снижения комплексных рисков и
неблагоприятных последствий для
конкуренции в финансовом и других
секторах экономики Российской Федерации
продолжить работу по развитию
регулирования бизнес-экосистем (в том
числе антимонопольного регулирования) и
надзора за ними, способствовать
поддержанию баланса между развитием
финансовых инноваций и ограничением
рисков для клиентов финансовой
системы;
3)
продолжить работу по системной защите
граждан от возможного мошенничества в
финансовой сфере, принимать меры для
оперативного блокирования
интернет-ресурсов, размещающих
недостоверную информацию о финансовых
услугах, и информирования населения о
потенциально опасных для граждан
механизмах размещения денежных
средств;
4) на
основе анализа практики дистанционной
идентификации клиентов оценить
перспективы дальнейшего расширения
функциональности единой системы
идентификации и аутентификации и
инфраструктуры цифрового профиля, а
также целесообразность использования
альтернативных способов идентификации
лиц, исключающих физический контакт, но
обеспечивающих их личное присутствие
для установления личности;
5)
ускорить подготовку и внесение в
Государственную Думу проектов
федеральных законов,
предусматривающих:
совершенствование системы
пенсионных накоплений граждан;
стимулирование активности
частных инвесторов на финансовом
рынке;
совершенствование института
индивидуальных инвестиционных счетов
(ИИС).
4.
Рекомендовать Центральному банку
Российской Федерации совместно с
Государственной Думой продолжить работу
над проектами федеральных законов,
предусматривающих:
1)
создание централизованной системы
хранения информации на страховом рынке
для обеспечения полноты и достоверности
собираемой информации по всем видам
страхования;
2)
создание на базе Центрального банка
Российской Федерации централизованного
информационного сервиса платформы
"Знай своего клиента" в целях
оптимизации подходов к применению
кредитными организациями мер,
направленных на противодействие
отмыванию доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма;
3)
повышение информированности граждан об
условиях привлечения денежных средств
физических лиц во вклады, а также о
снижении рисков потенциальных
вкладчиков при принятии ими решения о
выборе конкретного вклада и кредитной
организации, привлекающей денежные
средства во вклады;
4)
нормативное регулирование договора
жилищных сбережений, включающего в себя
элементы договора банковского вклада и
предварительного кредитного договора;
5)
совершенствование обмена информацией
между операторами связи и финансовыми
организациями, предусматривающего
создание единой информационной системы
проверки сведений об абоненте и
пользователях услугами связи абонента;
6)
исключение из Гражданского кодекса
Российской Федерации положения о
публичном характере договора личного
страхования;
7)
наделение Центрального банка Российской
Федерации полномочиями по установлению
прямых количественных ограничений на
выдачу кредитными организациями и
микрофинансовыми организациями
отдельных видов кредитов (займов) за
установленный Центральным банком
Российской Федерации период,
соответствующих характеристикам,
определяемым Центральным банком
Российской Федерации;
8)
установление порядка изменения
переменных процентных ставок и (или)
сроков возврата потребительского
кредита (займа), в том числе
обязательства по которому обеспечены
ипотекой;
9)
наделение Центрального банка Российской
Федерации полномочиями по
регулированию, контролю и надзору в
отношении аудиторских организаций,
осуществляющих аудит общественно
значимых организаций на финансовом
рынке;
10)
совершенствование правового
регулирования деятельности лизинговых
компаний.
5.
Направить настоящее Постановление в
Правительство Российской Федерации,
Центральный банк Российской Федерации.
6.
Настоящее Постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель Государственной
Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин
Москва
15 июня 2021 года
N 10802-7 ГД
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
электронный текст НТЦ "Система"