СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О предложениях Совета Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации по формированию концепции
федерального бюджета на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов
Обсудив вопросы, связанные с
формированием концепции федерального
бюджета на 2022 год и на плановый период 2023
и 2024 годов, Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации отмечает
следующее.
Бюджетная и налоговая политика
Правительства Российской Федерации на
очередной финансовый год и
среднесрочную перспективу должна быть
направлена на достижение целей и решение
задач, определенных в Указе Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года" (далее - Указ) и Послании
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации от 21 апреля 2021 года.
Правительством Российской
Федерации в 2020 году и январе - мае 2021 года
в связи с распространением новой
коронавирусной инфекции были приняты
экстренные меры, предусматривающие
усиление поддержки населения, субъектов
предпринимательской деятельности, а
также обеспечение сбалансированности
бюджетов субъектов Российской
Федерации. Их реализация позволила не
допустить неконтролируемого роста
Заболеваемости населения, избежать
негативного развития ситуации на рынке
труда и обеспечить восстановление
деловой активности. Благодаря
эффективности указанных мер удалось
замедлить снижение валового внутреннего
продукта.
Однако
в настоящее время для российской
экономики сохраняются риски, связанные с
санкционным давлением западных стран и
сохранением проблем, вызванных
последствиями распространения новой
коронавирусной инфекции.
Сложившаяся ситуация потребует
корректировки национальных проектов в
соответствии с национальными целями и
задачами, определенными в Указе, на более
долгосрочный период планирования.
Расходы федерального бюджета
следует формировать исходя из
необходимости приоритетного
финансирования мер социальной поддержки
граждан, дальнейшего осуществления
мероприятий, направленных на рост и
долгосрочные структурные изменения
российской экономики.
Учитывая, что государственные
программы Российской Федерации, являясь
основным инструментом бюджетного
планирования, должны обеспечивать
достижение целей государственной
политики в сфере
социально-экономического развития
Российской Федерации, необходимо
изменить подход к их формированию и
реализации, а также осуществить
интеграцию национальных проектов и
приоритетных проектов (программ) в
государственные программы Российской
Федерации.
Важным
условием стимулирования роста и
модернизации российской экономики
является создание благоприятного
инвестиционного климата, в том числе за
счет мер налогового стимулирования. При
этом реализация инфраструктурных
проектов с государственным участием
должна обеспечить значительное
увеличение объема инвестиций в
экономический рост.
Существенная роль для
социально-экономического развития
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации отводится новому
механизму региональной инвестиционной
политики - инфраструктурным бюджетным
кредитам на осуществление расходов
инвестиционного характера, включая
строительство (реконструкцию) объектов
транспортной, инженерной, коммунальной,
социальной, туристической
инфраструктур, инвестиции в
общественный транспорт. Эффективное
использование указанного механизма
позволит привлечь частные инвестиции в
объекты основных средств, создать новые
рабочие места и тем самым способствовать
росту экономического потенциала.
Приоритетами государственной
политики в области межбюджетных
отношений остаются сокращение
межрегиональных различий в уровне и
качестве жизни населения, повышение
финансовой самодостаточности бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Необходимо активизировать
работу по созданию условий для
стимулирования субъектов Российской
Федерации к поиску дополнительных
источников бюджетных доходов, что будет
способствовать росту их экономического
потенциала.
Учитывая вышеизложенное, Совет
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации
постановляет:
1.
Рекомендовать Правительству Российской
Федерации при формировании проекта
федерального бюджета на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов:
1)
осуществлять совместно с Центральным
банком Российской Федерации меры по
поддержанию уровня инфляции,
обеспечивающего сохранение
макроэкономической стабильности;
2)
ускорить принятие единого плана по
достижению национальных целей развития
Российской Федерации на период до 2024
года и на плановый период до 2030 года;
3)
обеспечить синхронизацию подходов к
разработке и управлению
государственными программами
Российской Федерации и национальными
(федеральными) проектами в целях
реализации Указа;
4)
рассмотреть вопрос об исключении из
государственных программ Российской
Федерации показателей, которые не
характеризуют достижение установленных
указанными государственными
программами Российской Федерации целей
и задач;
5)
обеспечить внесение изменений в
показатели и структурные элементы
государственных программ Российской
Федерации не позднее сроков принятия
федерального закона о федеральном
бюджете;
6)
рассмотреть вопрос об установлении на
постоянной основе ограничения по
переносу на будущее убытков, полученных
налогоплательщиками в предыдущих
налоговых периодах, в размере не более 50
процентов налоговой базы по налогу на
прибыль организаций текущего (отчетного)
налогового периода;
7)
проанализировать результаты применения
в нефтяной отрасли налога на
дополнительный доход от добычи
углеводородного сырья и в случае
необходимости выработать предложения по
его корректировке с учетом выпадающих
доходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в части:
создания дополнительных
стимулирующих условий для разработки
месторождений сверхвязкой и
высоковязкой нефти в целях поддержания
рентабельности ее добычи;
установления инвестиционных
налоговых вычетов по налогу на добычу
полезных ископаемых в отношении
сверхвязкой и высоковязкой нефти для
компаний, добывающих углеводородное
сырье;
8)
рассмотреть следующие вопросы
оптимизации налоговой и
административной нагрузки на
налогоплательщиков, являющихся
субъектами малого и среднего
предпринимательства:
о
распространении механизма единого
налогового платежа на субъекты малого
предпринимательства;
о
предоставлении субъектам Российской
Федерации права устанавливать налоговую
ставку в размере 0 процентов для
налогоплательщиков - организаций,
относящихся к категории
микропредприятий, применяющих
упрощенную систему
налогообложения, патентную
систему налогообложения, впервые
зарегистрированных и осуществляющих
деятельность в производственной,
социальной и (или) научной сферах, по
аналогии с налогоплательщиками -
индивидуальными предпринимателями при
условии эффективности указанной меры;
9)
разработать меры по дальнейшему
совершенствованию (донастройке)
законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах в части дивидендной
политики и налогового стимулирования
инвестиционной деятельности;
10)
обеспечить разработку и внесение в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проектов
федеральных законов,
предусматривающих:
введение упрощенной процедуры
получения социальных налоговых вычетов
по налогу на доходы физических лиц на
основе анализа практики применения
упрощенной процедуры получения
имущественных налоговых вычетов по
указанному налогу; введение механизма
целевого использования поступлений от
экологических платежей, в том числе
платы по искам о возмещении вреда,
причиненного окружающей среде;
11)
рассмотреть вопрос о передаче части
доходов федерального бюджета от акцизов
на табачную продукцию в бюджеты
субъектов Российской Федерации с учетом
объемов розничной продажи табачной
продукции, отраженных в государственной
информационной оборотом товаров,
подлежащих системе мониторинга за
обязательной маркировке средствами
идентификации;
12)
уточнить расчеты выпадающих доходов
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации в связи с
установленными законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
льготами по региональным и местным
налогам в целях их компенсации за счет
средств федерального бюджета;
13)
проработать вопрос о создании механизма
софинансирования расходов субъектов
Российской Федерации, связанных с
реконструкцией, капитальным ремонтом и
ремонтом находящихся в аварийном и
предаварийном состоянии искусственных
сооружений (мостов и путепроводов) за
счет доходов федерального бюджета от
акцизов на автомобильный бензин,
прямогонный бензин, дизельное топливо,
моторные масла для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных) двигателей,
производимые на территории Российской
Федерации;
14)
обеспечить финансирование в полном
объеме мероприятий, включенных в
перечень поручений по реализации
Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 21 апреля 2021
года;
15)
представить палатам Федерального
Собрания Российской Федерации
предложения по размещению средств Фонда
национального благосостояния в целях
реализации инфраструктурных проектов, в
том числе транспортных, для
предварительного обсуждения
целесообразности реализации этих
проектов за счет указанных средств;
16)
разработать комплекс мер по повышению
эффективности бюджетных расходов,
связанных с осуществлением бюджетных
инвестиций, взносов в уставные капиталы
юридических лиц, имущественных взносов в
государственные корпорации и
государственную компанию, а также
принять нормативный правовой акт,
устанавливающий требования к договорам
(соглашениям) о предоставлении средств
федерального бюджета в виде взносов в
уставные капиталы юридических лиц и
имущественных взносов в государственные
корпорации и государственную компанию;
17)
предусмотреть средства федерального
бюджета на подготовку и проведение
Всемирной конференции по
межрелигиозному и межэтническому
диалогу в 2022 году;
18)
ускорить разработку и согласование
программы "Земский работник
культуры" в рамках государственной
программы Российской Федерации
"Развитие культуры", утвержденной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 года
N 317, предусмотрев ее финансирование за
счет федерального бюджета в необходимом
объеме;
19)
предусмотреть в полном объеме, учитывая
объемы финансирования по всем
федеральным органам исполнительной
власти, межбюджетные трансферты
бюджетам субъектов Российской Федерации
в рамках государственной программы
Российской Федерации "Комплексное
развитие сельских территорий",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 31
мая 2019 года N 696;
20)
рассмотреть возможность выделения
бюджетных ассигнований в рамках
национального проекта "Экология" на
обеспечение реализации мероприятий,
направленных на оздоровление и развитие
водохозяйственного комплекса реки Дон;
21)
рассмотреть возможность расширения
программы субсидирования
межрегиональных пассажирских воздушных
перевозок с учетом необходимости
увеличения объемов финансирования, а
также количества субсидируемых
авиационных маршрутов и авиакомпаний,
участвующих в указанной программе;
22)
предусмотреть увеличение бюджетных
ассигнований на предоставление
межбюджетных трансфертов на финансовое
обеспечение дорожной деятельности в
рамках реализации национального проекта
"Безопасные и качественные
автомобильные дороги";
23)
подготовить предложения по обеспечению
долгосрочной устойчивости
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации, созданию условий
для повышения финансовой
самодостаточности регионов;
24)
рассмотреть вопрос о ежегодной
индексации общего объема дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации не ниже
уровня инфляции;
25)
рассмотреть возможность выделения
дополнительных бюджетных ассигнований
на предоставление бюджетам субъектов
Российской Федерации дотаций на
частичную компенсацию дополнительных
расходов на повышение оплаты труда
работников бюджетной сферы с учетом
изменения подходов к определению
критерия выравнивания расчетной
бюджетной обеспеченности;
26)
обеспечить соблюдение софинансирования
из федерального бюджета расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации не ниже предельного уровня,
установленного в соответствии с
Правилами формирования, предоставления
и распределения субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 сентября 2014
года N 999;
27)
проработать предложения о выделении
бюджетных ассигнований на
софинансирование программ по
организации обеспечения отдыха и
оздоровления, социальной реабилитации
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
28)
рассмотреть вопрос об увеличении объема
субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на предоставление жилых
помещений детям-сиротам, детям,
оставшимся без попечения родителей, и
лицам из их числа;
29)
проработать вопрос о софинансировании
расходов субъектов Российской
Федерации, связанных с модернизацией
парка пассажирского городского
транспорта;
30)
рассмотреть вопрос о софинансировании
расходов субъектов Российской
Федерации, связанных с капитальным
ремонтом зданий государственных и
муниципальных общеобразовательных
организаций;
31)
предусмотреть увеличение объема
бюджетных ассигнований на
софинансирование расходов субъектов
Российской Федерации, связанных со
строительством (реконструкцией, вводом в
эксплуатацию) республиканских, краевых и
областных детских больниц;
32)
рассмотреть возможность увеличения
объема бюджетных ассигнований на
предоставление субвенций бюджетам
субъектов Российской Федерации на
осуществление отдельных переданных
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
полномочий Российской Федерации в
области охраны и использования объектов
животного мира;
33)
рассмотреть возможность
совершенствования подходов к
распределению между бюджетами субъектов
Российской Федерации субвенций на
осуществление отдельных переданных
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
полномочий Российской Федерации в
области лесных отношений с целью
доведения численности и размера оплаты
труда государственных лесных
инспекторов и работников лесного
хозяйства до уровня, позволяющего
обеспечивать указанные полномочия в
полном объеме;
34)
рассмотреть вопрос об увеличении объема
субвенций бюджетам субъектов Российской
Федерации для осуществления органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий по
обеспечению жильем инвалидов и семей,
имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, вставших на
учет до 1 января 2005 года;
35)
проработать вопрос о передаче на
федеральный уровень полномочий органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации по уплате
страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения в отношении
несовершеннолетних детей и неработающих
пенсионеров;
36)
продолжить работу по передаче на
федеральный уровень полномочий органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации по организации
обеспечения граждан лекарственными
препаратами для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и
хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к
сокращению продолжительности жизни
граждан или их инвалидности,
утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
апреля 2012 года N 403 "О порядке ведения
Федерального регистра лиц, страдающих
жизнеугрожающими и редкими (орфанными)
хроническими прогрессирующими
заболеваниями, приводящими к сокращению
продолжительности жизни граждан или их
инвалидности, и его регионального
сегмента";
37)
предусматривать компенсацию за счет
федерального бюджета выпадающих доходов
(дополнительных расходов)
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации, в том числе
возникающих при реализации национальных
проектов, а также в связи с изменениями
на федеральном уровне бюджетного
законодательства и законодательства о
налогах и сборах, приводящими к
увеличению расходов и (или) снижению
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации;
38)
предусмотреть компенсацию
дополнительных расходов
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации, связанных с
реализацией Федерального закона от 30
апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О
физической культуре и спорте в
Российской Федерации" и Федеральный
закон "Об образовании в Российской
Федерации", в том числе в части
доведения оплаты труда указанных в нем
педагогических работников до уровня не
ниже среднего для педагогических
работников в соответствующем субъекте
Российской Федерации;
39)
рассмотреть возможность превышения
предельных показателей дефицита бюджета
и объема государственного долга
субъекта Российской Федерации,
установленных соответствующим
соглашением о реструктуризации
задолженности субъекта Российской
Федерации по бюджетному кредиту,
предоставленному из федерального
бюджета;
40)
подготовить и рассмотреть на заседании
трехсторонней комиссии по вопросам
межбюджетных отношений предложения по
порядку и условиям реализации мер,
предусмотренных проектом федерального
закона N 1171664-7 "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской
Федерации", в части предоставления
бюджетам субъектов Российской Федерации
инфраструктурных бюджетных кредитов,
замещения бюджетными кредитами
коммерческой задолженности субъектов
Российской Федерации, а также
реструктуризации задолженности
субъектов Российской Федерации по
бюджетным кредитам, предоставленным из
федерального бюджета для погашения
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счетах бюджетов
субъектов Российской Федерации;
41)
ускорить доработку и внесение в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проекта
нового Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
2.
Поручить Комитету Совета Федерации по
бюджету и финансовым рынкам совместно с
Правительством Российской Федерации
продолжить работу по совершенствованию
методик распределения межбюджетных
трансфертов бюджетам субъектов
Российской Федерации, а также отдельных
правил предоставления и распределения
межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации в целях учета
особенностей субъектов Российской
Федерации и создания условий для
повышения их заинтересованности в
дальнейшем наращивании собственного
экономического потенциала.
3.
Настоящее постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко
Москва
2 июня 2021 года
N 273-СФ
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
электронный текст НТЦ "Система"
Ссылается на
- О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (с изменениями на 11 сентября 2024 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)