ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О.Котякову
Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга
постановляет:
1.
Принять Обращение Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга к Министру
труда и социальной защиты Российской
Федерации А.О.Котякову (далее - Обращение)
согласно приложению.
2.
Направить Обращение в адрес Министра
труда и социальной защиты Российской
Федерации А.О.Котякова.
3.
Настоящее постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
В.С.Макаров
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
26 мая 2021 года
N 254
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
"Об Обращении Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга
к Министру труда и социальной
защиты Российской Федерации
А.О.Котякову"
от 26 мая 2021 года
N 254
Уважаемый Антон Олегович!
Правительством Российской Федерации в
целях предотвращения распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в
Российской Федерации и обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Российской
Федерации, а также в целях принятия мер
по реализации гарантии государства
конституционных прав граждан Российской
Федерации на труд и социальную защиту от
безработицы постановлением
Правительства Российской Федерации от 8
апреля 2020 года N 460 были утверждены
Временные правила регистрации граждан в
целях поиска подходящей работы и в
качестве безработных, а также
осуществления социальных выплат
гражданам, признанным в установленном
порядке безработными (далее - Временные
правила).
Временными правилами гражданам была
предоставлена возможность подачи
заявлений в органы службы занятости
населения в электронной форме
посредством
информационно-аналитической системы
Общероссийская база вакансий "Работа
в России" (далее - портал) либо в личном
кабинете федеральной государственной
информационной системы "Единый портал
государственных и муниципальных услуг
(функций)" (далее - единый портал), а
органы службы занятости с 1 июня 2020 года
должны были с использованием портала
получить сведения о регистрации граждан,
заполнивших заявления в электронной
форме.
Однако сведения стали с перебоями
поступать на портал только с декабря 2020
года, и у большинства заявлений граждан,
поданных через портал, данные сведения
находятся в статусе "Запрос сведений в
Системе межведомственного электронного
взаимодействия" либо "Ошибка
получения сведений". В настоящее время
сервис "Сведения о соответствии
документа и адреса регистрации" не
работает.
Несовершенство и неполнота работы
сервисов портала привели к тому, что
граждане, проживающие за пределами места
постоянной регистрации, а также
граждане, не имеющие регистрации в
Российской Федерации (лица без
определенного места жительства; лица,
имеющие на территории Российской
Федерации только регистрацию по месту
пребывания), подавшие заявление через
портал либо единый портал и указавшие в
качестве места жительства место своего
фактического проживания, признавались
безработными по месту своего
фактического нахождения с выплатой им
пособия по безработице, что формально
является нарушением статьи 3 Закона
Российской Федерации N 1032-1 "О
занятости населения в Российской
Федерации", которой установлено, что
решение о признании гражданина,
зарегистрированного в целях поиска
подходящей работы, безработным
принимается органами службы занятости
по месту жительства гражданина.
Однако безработные граждане обращались
в органы службы занятости населения по
месту своего фактического нахождения с
целью поиска работы и не имели умысла
незаконно получить пособие по
безработице. Подача заявления о
предоставлении государственной услуги
по содействию в поиске подходящей работы
в электронной форме посредством портала
или единого портала исключает со стороны
безработного гражданина возможность
злоупотребления правом на получение
пособия по безработице, так как
исключается возможность подачи
гражданином заявления в электронной
форме одновременно в нескольких
регионах Российской Федерации. Кроме
того, указанные пособия выплачивались за
счет средств федерального бюджета. Таким
образом, двойная возможность получения
пособия по безработице на одного
гражданина в случае подачи заявления
только в электронной форме посредством
портала исключена.
Только в Санкт-Петербурге после
вступления в силу Временных правил (с 9
апреля 2020 года) были зарегистрированы в
качестве безработных граждане, не
имеющие постоянной регистрации по месту
жительства в Санкт-Петербурге, и в
дальнейшем сняты с регистрационного
учета за получение пособия по
безработице "обманным путем" свыше
17 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2021
года). Общая сумма пособий по
безработице, подлежащая взысканию,
составляет более 33,5 млн рублей. Несмотря
на проведенную службой занятости работу
и существенное (до нескольких тысяч)
снижение числа получателей пособия
"обманным путем", ситуация
продолжает оставаться напряженной:
органы службы занятости населения в
Санкт-Петербурге вынуждены требовать от
вышеуказанных категорий граждан
возвратить полученные ими пособия по
безработице, что порождает огромное
количество жалоб о нарушении прав
граждан на получение мер социальной
поддержки, гарантированных
государством.
Такое положение дел является нарушением
конституционных гарантий и прав граждан
Российской Федерации, подрывающим цели
их социальной поддержки от безработицы
независимо от фактического места
нахождения гражданина на территории
Российской Федерации, что приводит к
искусственному созданию причин для
подрыва доверия граждан к
государственным органам власти в
Российской Федерации, создает
предпосылки для возникновения острой
социальной напряженности.
С учетом изложенного, а также в связи с
многочисленными жалобами граждан
депутаты Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга обращаются к Вам,
уважаемый Антон Олегович, с просьбой:
1)
поручить Федеральной службе по труду и
занятости разработать перечень мер для
снятия социальной напряженности в сфере
занятости населения в связи с массовыми
необоснованными требованиями, в том
числе в судебном порядке, по возврату
полученных пособий по безработице,
выплаченных гражданам, подавшим
заявление в электронной форме
посредством портала не по своему месту
жительства в Российской Федерации, а
также гражданам, не имеющим регистрации
в Российской Федерации (лица без
определенного места жительства) или в
силу сложившихся жизненных
обстоятельств имеющим на территории
Российской Федерации только регистрацию
по месту пребывания (без регистрации по
месту жительства в Российской
Федерации);
2)
рассмотреть возможность внесения
изменений во Временные правила,
уточняющих, что трудоспособный
гражданин, подавший заявление в
электронной форме посредством портала
или единого портала в период действия
Временных правил не по месту своего
жительства в Российской Федерации, может
быть признан безработным по месту его
обращения и имеет право на получение
пособия по безработице.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 25 декабря 2023 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (с изменениями на 2 ноября 2021 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)