Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 февраля 2021 года N ВБ-253/08/86

К вопросу о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах Российской Федерации работниками сферы образования


Министерство просвещения Российской Федерации и Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования информирует вас о поступающих обращениях педагогических и иных работников сферы образования по вопросу принуждения работников к прохождению вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ, в том числе в связи с включением приказом Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (далее соответственно - календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказ N 125н).

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 33 - С.49-61. - Ред.

Поскольку организация проведения вакцинации проводится во многих субъектах Российской Федерации при отсутствии необходимых правовых разъяснений и медицинских консультаций, в педагогических коллективах образовательных организаций нарастает социальная напряженность, что требует подготовки дополнительных разъяснений по вопросам, не нашедшим нормативно-правового регулирования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.09.98 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон об иммунопрофилактике) профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

См. Официальные документы в образовании. - 2009. - N 15. - С.4-15. - Ред.

Учитывая изложенное, профилактические прививки являются медицинским вмешательством и в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона об иммунопрофилактике проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.

Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок (ст.5 Федерального закона об иммунопрофилактике).

В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона об основах охраны здоровья отказ от медицинского вмешательства, в том числе от профилактических прививок, оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Отказ гражданина от проведения вакцинации, оформленный в соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона об основах охраны здоровья, является основанием для исключения ответственности должностных лиц, которые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные статьей 29 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок.

В случае отсутствия у работников обязательных прививок, в том числе от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включены в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.99 N 825.

В случае отказа работника от вакцинации работодатель, руководствуясь статьей 5 Федерального закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней и статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), обязан временно отстранить работника от работы. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Работник, который отказывается от прохождения вакцинации, должен предоставить письменные объяснения с выражением своего волеизъявления и причины отказа. Если работник отказывается представить объяснение, об этом составляется соответствующий акт в соответствии с частью 2 статьи 247 ТК РФ.

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (ч.3 ст.11 Федерального закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней).

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не установлено, что наличие у работника медицинских противопоказаний не является основанием для работодателя не отстранять работника от работы.

Остается также неурегулированным вопрос, имеет ли работодатель право, не отстраняя работника от работы, временно перевести его на дистанционный (удаленный) режим работы в случае отказа работника от прохождения вакцинации и (или) наличия у него медицинских противопоказаний.

Кроме того, в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в который включена в том числе прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, работники образовательных организаций относятся к 1 уровню приоритетности вакцинации.

Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям установлен приложением 2 к приказу N 125н.

Согласно статье 10 Федерального закона об иммунопрофилактике решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ.

На основании изложенного просим разъяснить, является ли отсутствие решения главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главных государственных санитарных врачей субъектов РФ о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям основанием для отказа педагогического работника от вакцинации в конкретном субъекте РФ, и, как следствие, принятия работодателем решения о продолжении выполнения работником трудовых функций.

Просим дать разъяснения по указанным вопросам, не нашедшим нормативно-правового регулирования в действующем законодательстве, в возможно короткие сроки.

Заместитель
министра просвещения
Российской Федерации
В.С.Басюк

Председатель
Профессионального союза
работников народного
образования и науки
Российской Федерации
Г.И.Меркулова



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании,
N 11, апрель 2021


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ