СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О докладе о деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации за 2020 год
Заслушав представленный в
соответствии с пунктом 1 статьи 33
Федерального конституционного закона
"Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации" доклад о
деятельности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации за 2020
год, Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
постановляет:
1.
Принять к сведению доклад о деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации за 2020 год.
2.
Отметить эффективность деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации.
3. Дать
высокую оценку работе Уполномоченного
по правам человека в Российской
Федерации:
по
внедрению новых форм работы с
обращениями граждан, в том числе по
организации "горячей линии" и
проведению приемов граждан в формате
видео-конференц-связи в период
распространения новой коронавирусной
инфекции;
по
развитию института уполномоченных по
правам человека в субъектах Российской
Федерации, а также по оказанию
уполномоченным по правам человека в
субъектах Российской Федерации
организационной, правовой,
информационной и иной помощи;
по
участию в совершенствовании
законодательства об уполномоченных по
правам человека в субъектах Российской
Федерации, связанному с разработкой и
принятием Федерального закона от 24
апреля 2020 года N 131-ФЗ "О внесении
изменений в статью 69 Гражданского
процессуального кодекса Российской
Федерации", Федерального закона от 18
марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных
по правам человека в субъектах
Российской Федерации", Федерального
закона от 24 апреля 2020 года N 130-ФЗ "О
внесении изменения в статью 56
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации", Федерального
закона от 30 декабря 2020 года N 510-ФЗ "О
внесении изменений в статью 16_1
Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации",
Федерального закона от 17 февраля 2021 года
N 7-ФЗ "О внесении изменения в статью
333_36 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации";
по
взаимодействию с государственными
органами и должностными лицами, а также с
институтами гражданского общества, в том
числе с общественными наблюдательными
комиссиями;
по
участию в правовом просвещении по
вопросам прав и свобод человека и
гражданина, расширению форм и методов
этой работы;
по
продвижению достижений Российской
Федерации в области защиты прав человека
на международных площадках, в том числе
по представлению в договорные органы по
правам человека Организации
Объединенных Наций (ООН) альтернативных
докладов Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации: о
соблюдении Российской Федерацией
Международного пакта о гражданских и
политических правах - в Комитет ООН по
правам человека в мае 2020 года; о
соблюдении Российской Федерацией
Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин - в
Комитет ООН по ликвидации дискриминации
в отношении женщин в июне 2020 года;
по
расширению и укреплению международного
сотрудничества в области защиты прав
человека, включая совместное с Советом
Европы проведение программы по защите
прав женщин;
по
оказанию содействия в защите прав
российских граждан за рубежом,
предоставлению им помощи в возращении в
Российскую Федерацию в период пандемии
новой коронавирусной инфекции;
по
участию в развитии взаимодействия с
интеграционными объединениями
национальных правозащитных учреждений
универсального и регионального уровней,
расширению Евразийского альянса
омбудсменов;
по
проведению в ноябре 2020 года совместно с
Комитетом Совета Федерации по
конституционному законодательству и
государственному строительству IV
Международной научно-практической
конференции "Проблемы защиты прав
человека на евразийском пространстве:
обмен лучшими практиками
омбудсменов", в работе которой приняли
участие омбудсмены из 18 государств и
представители 6 международных
организаций.
4.
Комитетам Совета Федерации:
1)
проанализировать доклад о деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации за 2020 год в целях
подготовки предложений по внесению
соответствующих изменений в
законодательство Российской
Федерации;
2)
продолжить анализ практики применения
законодательства Российской Федерации в
сфере защиты прав и свобод человека и
гражданина.
5.
Продолжить подготовку проекта
федерального конституционного закона
"О внесении изменений в Федеральный
конституционный закон "Об
Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации" в рамках работы
рабочей группы Комитета Совета
Федерации по Регламенту и организации
парламентской деятельности по
совершенствованию правового
регулирования деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации.
6.
Рекомендовать Государственной Думе
Федерального Собрания Российской
Федерации ускорить рассмотрение
следующих проектов федеральных
законов:
N 587542-7
"О внесении изменения в статью 9
Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации" (о запрете
использовать в залах судебных заседаний
в ходе производства по уголовному делу
защитных кабин для помещения в них
подозреваемых, обвиняемых, подсудимых);
N 812687-7
"О внесении изменений в статью 20
Федерального закона "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" (об информированном
добровольном согласии на медицинское
вмешательство);
N 922421-7
"О внесении изменения в Федеральный
закон "Об охране озера Байкал";
N 987162-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" в
части обеспечения доступа супруга
(супруги), близких родственников и иных
членов семьи либо иных лиц с письменного
согласия пациента или его законного
представителя к информации о состоянии
здоровья пациента, включая медицинскую
документацию, в том числе после смерти
пациента";
N 1078996-7
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую
Федерацию" (о возможности выезда
несовершеннолетнего гражданина
Российской Федерации за пределы
Российской Федерации);
N 1098757-7
"О внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации" (о
предоставлении права на ежегодный
дополнительный отпуск без сохранения
заработной платы лицам, осуществляющим
уход за инвалидами I группы);
N 1098759-7
"О внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации" (о
дополнительных гарантиях отдельным
категориям работников, имеющих
несовершеннолетних детей);
N 1144921-7
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в части регулирования
дистанционного участия в судебном
процессе".
7.
Рекомендовать Правительству Российской
Федерации:
1)
осуществить разработку государственной
информационной системы
"Уполномоченный по правам
человека";
2)
ускорить разработку и принятие
нормативных правовых актов,
направленных на реализацию Федерального
закона от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" и
отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части
урегулирования правового статуса лиц
без гражданства";
3)
рассмотреть вопросы:
о
внесении изменений в Закон Российской
Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О
вынужденных переселенцах" в части
исключения требования об учете
имущественного положения данной
категории граждан при постановке на
жилищный учет;
о
расширении перечня категорий граждан
Российской Федерации, имеющих право на
получение социальных выплат для
приобретения жилых помещений на
территории Российской Федерации при
переселении с территории комплекса
"Байконур", и поэтапном выделении
бюджетных средств на эти цели;
о
внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 6
мая 2011 года N 354 "О предоставлении
коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов" в
части определения порядка перерасчета
платы за коммунальную услугу по
обращению с твердыми коммунальными
отходами при временном отсутствии
потребителя в жилом помещении в случае
принятия органом государственной власти
субъекта Российской Федерации решения
об осуществлении потребителями оплаты
коммунальной услуги по обращению с
твердыми коммунальными отходами исходя
из общей площади жилого помещения;
о
предоставлении государственного
сертификата на материнский (семейный)
капитал одиноким отцам, воспитывающим
детей, матери которых, являясь
иностранными гражданами или лицами без
гражданства, умерли, объявлены умершими
либо лишены родительских прав;
о
разработке дополнительных мер по
обеспечению прав заключенных и
осужденных в период возникновения
чрезвычайных ситуаций, связанных с
распространением на территории
Российской Федерации опасных
инфекционных заболеваний (в части
увеличения разрешенного количества
телефонных звонков, возможности
использования электронной почты и
электронных правовых баз данных для
подачи ходатайств и заявлений в судебные
органы, организации
видео-конференц-связи с судами и
родственниками);
4)
ускорить подготовку следующих проектов
федеральных законов:
"О
системе пробации в Российской
Федерации";
"О
внесении изменений в статью 1274 части
четвертой Гражданского кодекса
Российской Федерации" в целях
приведения законодательства в
соответствие с положениями
Марракешского договора об облегчении
доступа слепых и лиц с нарушениями
зрения или иными ограниченными
способностями воспринимать печатную
информацию к опубликованным
произведениям;
"О
внесении изменений в статью 83
Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации и статью 34
Федерального закона "О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений",
предусматривающего обязательное
использование сотрудниками
уголовно-исполнительной системы
переносных видеорегистраторов либо иных
аудиовизуальных средств фиксации.
8.
Предложить Уполномоченному по правам
человека в Российской Федерации
продолжить работу:
по
мониторингу эффективности принимаемых
государством мер в сфере защиты прав и
свобод человека и гражданина;
по
мониторингу соблюдения прав граждан в
период ограничительных мероприятий,
направленных на противодействие
распространению новой коронавирусной
инфекции;
по
повышению качества работы с обращениями
граждан, уделив особое внимание оказанию
помощи заявителям, принадлежащим к
социально уязвимым группам населения, и
соотечественникам, попавшим в трудную
жизненную ситуацию за пределами страны,
а также соблюдению прав граждан,
находящихся в местах лишения свободы;
по
развитию международного сотрудничества
Российской Федерации в области защиты
прав человека, укреплению правозащитной
дипломатии, в том числе в рамках
Евразийского альянса омбудсменов;
по
укреплению совместно с органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации института
уполномоченных по правам человека в
субъектах Российской Федерации;
по
привлечению Научно-образовательного
центра по правам человека федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
образования "Московский
государственный юридический
университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)"
к обучению уполномоченных по правам
человека в субъектах Российской
Федерации, уполномоченных по правам
ребенка в субъектах Российской
Федерации, сотрудников их рабочих
аппаратов, членов общественных
наблюдательных комиссий;
по
мониторингу реализации в субъектах
Российской Федерации Федерального
закона "Об уполномоченных по правам
человека в субъектах Российской
Федерации".
9.
Предложить органам государственной
власти субъектов Российской Федерации:
1)
проанализировать доклад о деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации за 2020 год в целях
устранения в рамках своих полномочий
обозначенных в указанном докладе
проблем в сфере защиты прав и свобод
человека и гражданина;
2)
осуществлять мониторинг соблюдения
избирательных прав инвалидов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
принимать меры по исключению практики
размещения избирательных участков на
вторых этажах и выше в зданиях, не
оборудованных лифтами;
3)
рассмотреть вопрос о включении
уполномоченных по правам человека в
субъектах Российской Федерации в
составы региональных оперативных штабов
по противодействию распространению
новой коронавирусной инфекции;
4)
продолжить совершенствование
законодательства субъектов Российской
Федерации в части:
исполнения Постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации от 1 ноября 2019 года N 33-П "По
делу о проверке конституционности
пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики
Коми "О некоторых вопросах проведения
публичных мероприятий в Республике
Коми" в связи с жалобами граждан
М.С.Седовой и В.П.Терешонковой" и
Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 4 июня 2020 года N
27-П "По делу о проверке
конституционности статьи 3_4 Закона
Самарской области "О порядке подачи
уведомления о проведении публичного
мероприятия и обеспечении отдельных
условий реализации прав граждан на
проведение публичных мероприятий в
Самарской области" в связи с жалобой
граждан Н.П.Барановой, А.Г.Круглова и
Д.И.Сталина" об устранении
необоснованных ограничений при
определении мест проведения собраний,
митингов, демонстраций, шествий и
пикетирований;
предоставления гражданам,
имеющим трех и более детей, земельного
участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, в
собственность бесплатно на основании
решения уполномоченного органа, а также
предоставления таким гражданам с их
согласия иных мер социальной поддержки
по обеспечению жилыми помещениями
взамен предоставления им земельного
участка в собственность бесплатно;
5)
способствовать в рамках своих
полномочий расширению применения
успешно апробированной в отдельных
субъектах Российской Федерации
(Кировская область, Ленинградская
область) практики ежемесячной
социальной выплаты по уходу за ребенком,
не посещающим государственную или
муниципальную дошкольную
образовательную организацию в связи с
отсутствием в таких образовательных
организациях, расположенных на
территории субъекта Российской
Федерации, свободных мест;
6)
использовать опыт субъектов Российской
Федерации (Краснодарский край,
Московская область, город Москва) по
созданию кризисных центров помощи
женщинам и детям;
7)
использовать опыт субъектов Российской
Федерации по ресоциализации лиц,
освободившихся из мест лишения
свободы;
8)
продолжить работу по развитию института
уполномоченных по правам человека в
субъектах Российской Федерации, включая
приведение законодательства субъектов
Российской Федерации в соответствие с
Федеральным законом "Об
уполномоченных по правам человека в
субъектах Российской Федерации", а
также принять меры по укреплению
финансовой и материально-технической
базы деятельности уполномоченных по
правам человека в субъектах Российской
Федерации и их рабочих аппаратов.
10.
Комитету Совета Федерации по
конституционному законодательству и
государственному строительству
проинформировать палату в период
весенней сессии 2022 года о реализации
настоящего постановления.
11.
Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на Комитет
Совета Федерации по конституционному
законодательству и государственному
строительству.
12.
Настоящее постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко
Москва
23 апреля 2021 года
N 180-СФ
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
электронный текст НТЦ "Система"
Ссылается на
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 25 октября 2024 года)
- Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2023 года)
- О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (с изменениями на 24 мая 2024 года)