ФНС России направила письмо от 24 августа 2026 года № КЧ-36-7/7251@, в котором приведен Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2026 года по вопросам налогообложения.
Обзор содержит следующие решения:
1. Возможность учета периода владения принудительно отчужденным жильем при продаже предоставленного взамен жилого помещения в целях решения вопроса об освобождении от налога на доходы физических лиц должна быть обеспечена не только участникам программы реновации жилищного фонда в городе Москве, но и гражданам, жилые помещения которых изъяты для государственных или муниципальных нужд либо выкуплены ввиду включения дома в решение о комплексном развитии территории жилой застройки. Иначе не достигается предполагаемая законодателем полная компенсация потерь, возникающих в связи с принудительным отчуждением принадлежащего гражданину жилья.
2. Плательщики утилизационного сбора не должны находиться - без достаточных на то оснований - в заведомо худшем положении по сравнению с налогоплательщиками и плательщиками таможенных платежей. Следовательно, срок вступления в силу нормативного правового акта, повышающего размер подлежащего уплате утилизационного сбора, не может быть меньше определенного налоговым законодательством срока для вступления в силу актов законодательства о сборах.
3. Требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета формируется один раз и действует до момента, пока сальдо не примет положительное либо равное нулю значение. В случае изменения суммы задолженности дополнительное (уточненное) требование не направляется.
4. Имущество, полученное в дар от близкого родственника, не облагается налогом на доходы физических лиц независимо от характера использования имущества, его функциональных характеристик, наличия у дарителя или одаряемого статуса индивидуального предпринимателя. Отношения по дарению между членами семьи и (или) близкими родственниками по своей природе не предполагают и не могут предполагать экономического (предпринимательского) характера.
5. Само по себе предоставление налогоплательщику земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не позволяет сделать вывод о том, что данный участок приобрел статус ограниченного в обороте в терминологии земельного (налогового) законодательства. В отсутствие доказательств его предоставления и использования для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд налогоплательщик не вправе применить пониженную ставку по земельному налогу.
6. Внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не носит правоустанавливающего характера. Отсутствие в указанном реестре сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) не исключает возможности применения к нему пониженных тарифов страховых взносов в случае фактического соответствия установленным критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
7. Освобождение от налогообложения транспортным налогом ветеранов боевых действий распространяется на налоговые периоды 2022-2025 годов с обратной силой. Налоговое законодательство не предполагает возможности начисления пеней на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговыми органами утрачено.
8. В случае вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер, которым приостановлено действие решения налогового органа, из состава совокупной обязанности исключается не вся налоговая задолженность, указанная в таком решении налогового органа, а только не погашенная на дату вынесения определения суда.
9. Особенности возбуждения уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные частью 1.3 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ее бланкетный характер, отсылают, в частности, к соблюдению положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающих направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела лишь по истечении строго определенного срока со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.




