Минфин разработал, а
Правительство внесло законопроект №
1026190-8 "О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации", который направлен на
реализацию отдельных положений основных
направлений бюджетной, налоговой и
таможенно-тарифной политики РФ, и
включает в себя меры донастройки
налоговой политики в части
администрирования, дальнейшего
совершенствования института налогового
мониторинга, а также положения,
направленные на поддержку участников
СВО.
В частности, законопроектом
предлагаются следующие изменения:
1. Налоговое
администрирование
1.1. В целях повышения ликвидности
бюджетов бюджетной системы РФ и
сокращения рисков кассовых разрывов
из-за растущих к концу месяца расходов
предлагается установить днем окончания
срока уплаты налогов предшествующий
рабочий день, в случае, когда последний
день срока уплаты налога приходится на
день, признаваемый нерабочим днем.
1.2.
Совершенствование института ЕНС
1) Уточнение
порядка учета на ЕНС досрочного
прекращения отсрочки или рассрочки.
2) Уточнение порядка учета на ЕНС отмены
(полностью или частично) решений о
предоставлении налогового вычета
полностью или частично.
3) Исключение из сальдо ЕНС суммы,
указанной в решении налогового органа о
привлечении или отказе в привлечении к
ответственности, в случае принятия судом
мер предварительной защиты по иску лица,
оспаривающего такое решение.
1.3 Оптимизация количества направляемых
плательщиками уведомлений об
исчисленных суммах налогов за счет
отмены их представления по
имущественным налогам, а также за счет
отмены обязанности их представления в
части НДФЛ и страховых взносов в
отношении тех периодов, по которым
плательщик уже представил ранее такое
уведомление с планируемыми к уплате
(перечислению) в эти периоды суммами НДФЛ
и страховых взносов.
1.4. Изменение срока уплаты налоговых
платежей
1) Расширение сферы применения отсрочек и
рассрочек по уплате налоговых платежей
для лиц, занятых сезонными видами
деятельности, не только на тех, чья
деятельность останавливаются в силу
природных и климатических условий, но и
на тех, чьи масштабы деятельности
снижаются более чем на 50% в силу
природных климатических условий, а также
падения спроса.
2)
Оптимизация количества представляемых
документов для получения отсрочки или
рассрочки.
3)
Увеличение предельно возможного срока
инвестиционного налогового кредита с 5
до 10 лет.
4) Сокращение количества обстоятельств,
препятствующих представлению отсрочки,
рассрочки или инвестиционного
налогового кредита.
1.5. Налоговые органы смогут аннулировать
гарантию, представленную гарантом, в
случае ее неиспользования.
1.6. Продолжение перехода к электронной
банковской гарантии. Нельзя будет
представлять банковскую гарантию на
бумаге при представлении
отсрочки/рассрочки.
1.7. Расширение периметра налогового
мониторинга за счет отмены
обязательности соответствия кандидата в
налоговый мониторинг трем установленным
критериям (объем выручки, величина
активов, размер уплаченных налогов) и
оставления обязательности соответствия
любому из этих трех, а также за счет
отмены данных критериев для
кандидата-правопреемника
реорганизованного участника налогового
мониторинга.
2. НДС
1. Повышение размера ставки НДС с 20 до 22%.
2. С целью пресечения схем дробления
предусматривается сокращение предельного размера
доходов с 60 до 10 миллионов рублей, при
превышении которого плательщики на УСН
обязаны уплачивать НДС. Также для
плательщиков на УСН сокращается
перечень операций, освобождаемых от
обложения НДС.
3. Исключение неопределенности в вопросе
применения НДС при предоставлении
российскими налогоплательщиками
иностранным лицам майнинговой
инфраструктуры для осуществления
операций по майнингу цифровой валюты
предлагается установить, что НДС
подлежит исчислению российским
налогоплательщиком при сдаче в аренду
майнинговой инфраструктуры, а также при
предоставлении в режиме реального
времени вычислительной мощности для
майнинга.
4. Установление ставки НДС 0% при
реализации руды, концентратов и других
промышленных продуктов, содержащих
драгоценные металлы,
налогоплательщиками, осуществляющими
добычу драгоценных металлов, аффинажным
организациям, имеющим право
осуществлять аффинаж драгоценных
металлов.
5. Отказ от применения ставки НДС 0% не
только при экспорте товаров и работ
(услуг), связанных с таким экспортом, но и
в отношении работ (услуг), оказываемых
при международных перевозках
импортируемых товаров, а также
возможность отказа от применения ставки
НДС в размере 0% при осуществлении таких
операций для плательщиков, применяющих
ставки 5% или 7%.
6. Отмена НДС-льготы на обслуживание
банковских карт.
3. Акцизы
1. Предусмотрена индексация ставок
акцизов на 2026 - 2027 гг. на уровень инфляции,
а также сверх уровня инфляции на
этиловый спирт, винодельческую и
алкогольную продукцию, спиртосодержащую
продукцию, табачную и никотинсодержащую
продукцию, сахаросодержащие напитки.
Установлены ставки акцизов на 2028 год.
Соответственно уточнены и определены
параметры налоговых вычетов сумм
акцизов в отношении винодельческой
продукции.
2. Установлены на 2028 год условное
значение средней оптовой цены
реализации авиационного керосина, а
также условные значения оптовой цены
реализации автомобильного бензина и
дизельного топлива.
3. Уточнены параметры допустимого
отклонения фактических оптовых цен
внутреннего рынка моторного топлива от
их установленных значений в целях
определения демпфирующей
составляющей.
4. Отменена обязанность по уплате
авансового платежа акциза по
алкогольной и (или) спиртосодержащей
продукции производителями такой
продукции.
5. Предусмотрена корректировка
определения показателя Цнефть и
показателя Ц в связи с изменением
порядка расчета цены на российскую
нефть.
4. Налог на доходы
физических лиц
1. Установление освобождения от
налогообложения доходов в виде
возмещения виновным лицом стоимости
утраченного имущества в случаях,
предусмотренных законодательством РФ,
законодательными актами субъектов РФ,
решениями представительных органов
местного самоуправления.
2. Уточнение порядка применения сведений
о кадастровой стоимости объекта
недвижимого имущества, в случае
образования такого объекта недвижимости
в течение налогового периода и внесении
в Единый государственный реестр
недвижимости сведений о кадастровой
стоимости позднее даты постановки
объекта на государственный кадастровый
учет.
3. Дополнение перечня расходов, связанных
со служебной командировкой,
оплачиваемых в пользу налогоплательщика
(компенсируемых налогоплательщику) и
освобождаемых от налогообложения.
4. Установление единых условий для
налоговой льготы в виде освобождения от
налогообложения доходов от реализации
находящихся в собственности
налогоплательщика более пяти лет долей
участия в уставном капитале российских
организаций и акций российских
организаций.
5. Уточнение перечня видов имущества и
имущественных прав, при дарении которых
доход в виде такого дара освобождается
от налогообложения только, если даритель
и одаряемый являются членами семьи и
(или) близкими родственниками.
6. В целях совершенствования условий
применения стандартного налогового
вычета на детей и налогового
администрирования предлагается
уточнить, что при определении дохода
налогоплательщика, исчисленного
нарастающим итогом с начала налогового
периода, учитываются только доходы,
относящиеся к основной налоговой базе.
7. Расширение сферы применения налоговой
льготы, установленной для семей с детьми
в отношении дохода от продажи жилого
помещения при улучшении жилищных
условий: льгота применяется не только
для семей с несовершеннолетними детьми,
но также для семей с детьми, признанными
судом недееспособными, вне зависимости
от их возраста.
Также добавляется уточнение о
соблюдении условия о наличии в семье не
менее двух детей в том числе, если
ребенок родился после продажи жилья, но
до 30 апреля следующего года.
8. Установление порядка определения
расходов на приобретение доли участия в
уставном капитале общества в случае,
если доля участия приобретена
налогоплательщиком в результате
реорганизации другой организации.
9. Уточнение порядка учета в целях
налогообложения расходов при продаже
имущества, стоимость которого при
приобретении налогоплательщиком
включалась в налогооблагаемый доход
налогоплательщика.
10. Распространение на налогоплательщика
требования самостоятельного
декларирования и уплаты налога не только
при неудержании налога налоговым
агентом, но также и при частичном
неудержании налога налоговым агентом.
11. Предусмотреть, что в отношении доходов
в виде выигрышей, полученных участниками
азартных игр, проводимых в букмекерской
конторе и тотализаторе, сумма налога
исчисляется налоговым агентом отдельно
по каждой сумме выигрыша вне зависимости
от его размера.
12. Введение ограничений на использование
налоговых преференций для
налогоплательщиков, имеющих статус
иностранных агентов.
5. Налог на прибыль
организаций
1. Предусмотреть безналоговые
последствия безвозмездного получения
имущества (имущественных прав),
результатов работ (услуг), когда
обязанность такого получения
предусмотрена не только
законодательством РФ непосредственно,
но и законодательством субъектов РФ и
актами Правительства РФ в рамках
соответствующих полномочий.
2. С целью исключения противоречий из
перечня имущества, не подлежащего
амортизации, исключается имущество,
приобретенное (созданное) за счет
бюджетных средств целевого
финансирования, учитывая, что расходы,
осуществленные за счет бюджетных
средств целевого финансирования, не
учитываются при формировании
первоначальной стоимости.
3. В целях исключения многократного
использования коэффициента 2 к расходам
на приобретение права на использование
программ для электронных вычислительных
машин и баз данных,
программно-аппаратных комплексов по
лицензионным и сублицензионным
соглашениям в рамках одной цепочки
получателей (лицензиатов), предлагается
уточнить правила применения повышающего
коэффициента.
Установление возможности учета в
составе безнадежных долгов
приобретенных по номиналу
налогоплательщиком (новым гарантирующим
поставщиком) права требования (к
предыдущему гарантирующему поставщику)
как условие осуществления деятельности
(гарантирующего поставщика) в
соответствии с законодательством РФ, а
также приобретенные профессиональной
коллекторской организацией права
требования по тем кредитным
обязательствам, которые соответствуют
основаниям для признания их
безнадежными.
5. Установление единообразного подхода к
формированию стоимости имущества,
полученного государственными
корпорациями в качестве взноса как от РФ,
так от Банка России, который также
наделен в настоящее время
соответствующим правом.
6. Продление действия нормы,
ограничивающей уменьшение налоговой
базы текущего периода на сумму убытков,
полученных в предыдущих налоговых
периодах, по 2030 год.
7. Сохранение возможности применения
инвестиционного налогового вычета
организациями, являющимися субъектами
естественной монополии и
осуществляющими транспортировку нефти и
(или) нефтепродуктов по системе
магистральных трубопроводов, и их
соответствующих дочерних обществ.
8. Предоставление возможности применения
федерального инвестиционного
налогового вычета любым лицом, входящими
в одну группу с налогоплательщиком,
осуществившим капитальные вложения, вне
зависимости от отрасли, в которой
осуществляет деятельность такое лицо.
9. Исключение из доходов и расходов, не
учитываемых при налогообложении налогом
на прибыль организаций, доходов и
расходов, относящихся к деятельности
организаторов азартных игр в
букмекерских конторах и тотализаторах,
что позволит обеспечить налогообложение
прибыли таких организаторов азартных
игр в общеустановленном порядке.
10. Введение ограничений на использование
налоговых преференций для организаций,
имеющих статус иностранного агента, и
организаций, в которых указанные
организации владеют прямо или косвенно
долей участия в уставном капитале в
размере 10% и более.
6. Водный налог
1. Устранение правовой неопределенности
в отношении федерального органа
исполнительной власти, определяющего
коэффициент, учитывающий фактическое
изменение (в среднем за год)
потребительских цен на товары (работы,
услуги) в РФ для расчета водного налога с
2026 года.
2. Корректировка действующей нормы в
отношении общих ставок водного налога в
части их округления в связи с
предлагаемыми законопроектом
изменениями и установление аналогичной
нормы в отношении ставок водного налога
при заборе воды для водоснабжения
населения, поскольку коэффициент-
дефлятор в общем порядке содержит три
знака после запятой.
7. Государственная
пошлина
1. Исключение положения, касающегося
взимания государственной пошлины за
выдачу акцизных марок, в связи с отменой
маркировки акцизными марками
алкогольной продукции, ввозимой
(импортируемой) в Российскую Федерацию.
2. Установление государственной пошлины
за внесение сведений об обороте товаров,
подлежащих обязательной маркировке, в
государственную информационную систему
мониторинга за оборотом товаров,
подлежащих обязательной маркировке
средствами идентификации.
8. Налог на
дополнительный доход от добычи
углеводородного сырья
1. Расширение перечня оснований для
восстановления фактических расходов на
участке недр в текущем налоговом периоде
по налогу на дополнительный доход от
добычи углеводородного сырья за счет
уменьшения сумм исчисленных налогов,
сборов, страховых взносов и уменьшения
сумм стоимости приобретенных товаров
(работ, услуг), имущественных прав,
учтенных в составе фактических расходов
предыдущих налоговых периодов, в целях
упрощения налогового учета и налогового
администрирования.
2. Юридико-техническая корректировка
определения показателя Цнефть в связи с
изменением порядка расчета цены на
российскую нефть.
9. Налог на добычу
полезных ископаемых
1. Уточнение формулы расчета цены на
российскую нефть в целях избежания
неоднозначного толкования, а также
приведение наименования цены российской
нефти в соответствие с указанными
изменениями законодательства РФ о
налогах и сборах.
2. В связи с прекращением действия с 1
сентября 2025 г. Правил поставки газа в РФ,
утвержденных постановлением
Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162,
содержащих нормативное определение
понятия "газ", в целях сохранения
стабильности правового регулирования
при исчислении НДПИ при добыче газа
горючего природного предлагается
дополнить определением понятия "газ" при
расчете показателей ККг202з и ККгго.
3. Предоставление налогового вычета по
НДПИ в отношении железной руды (за
исключением окисленных железистых
кварцитов), добытой на участках недр,
расположенных в Оленегорском районе
Мурманской области.
10. Специальные
налоговые режимы
1. В целях снижения нагрузки на
налогоплательщиков уточняются
переходные положения в части учета в
составе расходов налога на прибыль
организаций стоимости товаров,
приобретенных и оплаченных не ранее чем,
за 3 года предшествующих году перехода с
ЕСХН или УСН, но реализованных
после перехода на общую систему
налогообложения.
2. Уточнение положений о возможности
применения УСН адвокатами, учредившими
адвокатские кабинеты, а также иные формы
адвокатских образований, в случае
осуществления иных видов деятельности,
не связанных с адвокатской
деятельностью в целях исключения
двоякого толкования норм.
3. ИП смогут представлять уточненное
заявление на получение патента в связи с
изменением количества физических
показателей в целях перерасчета суммы
налога по ПСН.
4. В целях развития микробизнеса и
обеспечение конкурентных условий с
бизнес-сообществом, достигшим среднего
уровня по видам предпринимательской
деятельности, в отношении которых
применяется патентная система
налогообложения, предлагается снизить
предельное значение величины суммы
доходов в целях применения патентной
системы налогообложения, а также
предусматривается исключение из перечня
видов предпринимательской деятельности,
в отношении которых применяется
патентная система налогообложения,
торговой деятельности в стационарных
торговых объектах и оказания
автотранспортных услуг по перевозке
грузов автомобильным транспортом.
5. Также в целях развития микробизнеса и
обеспечение конкурентных условий с
бизнес-сообществом, достигшим среднего
уровня по видам предпринимательской
деятельности, в отношении которых
применяется упрощенная система
налогообложения, предлагается снизить
предельное значение величины суммы
доходов в целях применения указанной
системы налогообложения.
11. Имущественные
налоги
1. Уточнение порядка освобождения от
налогообложения транспортных средств,
зарегистрированных на
сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
2. Установление льготы по транспортному налогу, земельному
налогу для участников СВО и членов их
семей.
3. Отмена обязанности организаций по
исчислению транспортного налога,
земельного налога и налога на имущество
организаций, исчисляемого исходя из
кадастровой стоимости, с возложением
этой обязанности на налоговые органы.
4. Уточнение определения понятия объекта
бытового обслуживания в целях
применения положений Кодекса как
объекта недвижимости, используемого для
оказания бытовых услуг физическим и (или)
юридическим лицам по перечню кодов ОКВЭД
и ОКПД, что позволит уйти от сложившейся
в настоящее время неоднозначной
правоприменительной практики в
определении объектов бытового
обслуживания.
5. Освобождение организаций от уплаты
налога на имущество в отношении
имущества, предоставленного в
безвозмездное пользование для
размещения участков исправительных
центров уголовно-исполнительной
системы.
6. Предоставление налоговых вычетов для
многодетных родителей по земельному
налогу и налогу на имущество физических
лиц в объеме, предусмотренном Указом
Президента от 23 января 2024 г. № 63.
7. Налог на игорный бизнес будет
уплачиваться в федеральный бюджет (ранее
уплачивался в региональный) с
одновременным изменением подхода к
налогообложению букмекерских контор и
тотализаторов - их налогообложение будет
зависеть от получаемого дохода вне
зависимости от количества используемых
объектов игорного бизнеса. При этом в
казино и залах игровых автоматов
действующие условия налогообложения
сохраняются.
12. Туристический
налог
1. Уточняется порядок исчисления
туристического налога в отношении услуг
по временному проживанию в составе услуг
по санаторно-курортному лечению на
основании путевок.
2. Устанавливать дифференцированные
ставки туристического налога в
зависимости от сезонности и (или) типа
средства размещения будут
представительные органы муниципальных
образований.
3. Освобождаются от уплаты
туристического налога организации
санаторно-курортного лечения по
медицинским показаниям, которые
оплачиваются из бюджетов, а также
организации организованного отдыха,
которые подведомственны Управлению
делами Президента.
13. Страховые
взносы
1. С 1 января 2026 г. организации обязаны
исчислять страховые взносы с выплат и
иных вознаграждений руководителям
исходя из МРОТ, если у них выплаты
составили менее МРОТ.
2. Освобождение от обложения страховыми
взносами выплат работнику, проходящему
военную службу по контракту,
заключенному для участия в СВО,
независимо от срока такого контракта.
3. Дополняется перечень расходов,
связанных со служебной командировкой
работника, оплачиваемых работодателем и
освобождаемых от обложения страховыми
взносами.
4. С 2026 года для ИТ-организаций
увеличивается единый пониженный тариф
страховых взносов до 15% с сумм в пределах
ЕПВБ, суммы сверх ЕПВБ облагаются
страховыми взносами по пониженной
ставке 7,6%. Участники проекта "Сколково"
исключаются из применения правил уплаты
страховых взносов для ИТ-организаций.
5. По нулевой ставке страховых взносов
облагаются выплаты работникам сверх
ЕПВБ организаций радиоэлектронной
промышленности.
6. Установление на 10 лет начиная с 2027 года
единых пониженных тарифов страховых
взносов в размере 7,6% с сумм в пределах
ЕПВБ и 0,0% с сумм свыше ЕПВБ для
религиозных организаций и в размере 15% с
сумм в пределах ЕПВБ и 7,6% с сумм свыше
ЕПВБ для СОНКО и благотворительных
организаций на УСН.
7. ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица,
занимающихся частной практикой,
освобождены от уплаты страховые взносы
за периоды службы на СВО по контрактам,
независимо от их срока.
8. Отменяются
льготные тарифы страховых взносов для
всех МСП независимо от вида
деятельности. Пониженный тариф
страховых взносов сохраняется только
для субъектов приоритетных отраслей, по
перечню видов деятельности,
определяемому Правительством РФ.
9. Уточнение момента начала применения
единых пониженных тарифов страховых
взносов ИТ-организациями и
организациями радиоэлектронной
промышленности (при соблюдении условия о
доле доходов от профильной деятельности
- с месяца получения документа о
государственной аккредитации
ИТ-организации /с месяца включения в
реестр организаций радиоэлектронной
промышленности).
10. Определение порядка уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное и
медицинское страхование
индивидуальными предпринимателями, в
том числе применяющими специальный
налоговый режим и осуществляющими
одновременно иную установленную
законодательством РФ профессиональную
деятельность, не являющуюся
предпринимательской.
11. Изменение порядка определения базы
для исчисления страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование
индивидуальными предпринимателями,
применяющими упрощенную систему
налогообложения с объектом
налогообложения "доходы, уменьшенные на
величину расходов", систему
налогообложения для
сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог), в части
определения величины дохода в размере,
рассчитываемом как "сумма доходов,
уменьшенная на сумму расходов".
14. Международное
налогообложение
1. С 1 января 2024 года большинство стран -
членов ОЭСР ввели в действие правила
минимального налогообложения прибыли
международных групп 13 компаний (Правила
минимального налогообложения, МГТС). В
этой связи российскими участникам МГК
устанавливается порядок уплаты налога
на прибыль в размере, необходимом для
достижения минимального уровня
налогообложения.
2. Пресекается расширительное толкование
п.2 статьи 309 НК РФ и больше не
освобождаются от налогообложения
доходы, которые являются облагаемыми
согласно п.1 ст.309 НК РФ, например, доходы
от международных перевозок.
|
Проект поступил в
Государственную Думу 29.09.2025.
Рассмотрение проекта в первом чтении
запланировано на 22.10.2025.
|