Конституционный Суд РФ
постановлением от 31.10.2024 № 49-П признал
взаимосвязанные статьи 195, 196, пункт 1
статьи 197, пункт 1 и абзац второй пункта 2
статьи 200, абзац второй статьи 208 ГК РФ не
соответствующими Конституции РФ, ее
статьям 1 (часть 1), 8, 15 (часть 2), 17 (часть 3),
19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 75_1, в той мере,
в какой судебное толкование позволяет
рассматривать установленные ими общие
трехлетний и десятилетний сроки исковой
давности и правила их течения в качестве
распространяющихся на требования
Генерального прокурора Российской
Федерации или подчиненных ему
прокуроров об обращении в доход
Российской Федерации имущества как
приобретенного вследствие нарушения
лицом, замещающим (занимающим) или
замещавшим (занимавшим) публично
значимую должность, требований и
запретов, направленных на
предотвращение коррупции, в том числе
имущества, в которое первоначально
приобретенное вследствие указанных
нарушений имущество (доходы от этого
имущества) было частично или полностью
превращено или преобразовано, что не
позволяет обеспечить учет особенностей
деяний, в связи с которыми возникают
основания для таких требований.
В действующем законодательном
регулировании какой-либо срок,
ограничивающий возможность подачи
прокурором искового заявления с
требованиями об обращении в доход
Российской Федерации имущества как
приобретенного вследствие нарушения
лицом, замещающим (занимающим) или
замещавшим (занимавшим) публично
значимую должность, требований и
запретов, направленных на
предотвращение коррупции, в том числе
имущества, в которое первоначально
приобретенное вследствие указанных
нарушений имущество (доходы от этого
имущества) было частично или полностью
превращено или преобразовано, считается
неустановленным.
В случае установления федеральным
законодателем срока (сроков) давности
для требований Генерального прокурора
Российской Федерации или подчиненных
ему прокуроров об обращении в доход
Российской Федерации имущества как
приобретенного вследствие нарушения
лицом, замещающим (занимающим) или
замещавшим (занимавшим) публично
значимую должность, требований и
запретов, направленных на
предотвращение коррупции, в том числе
имущества, в которое первоначально
приобретенное вследствие указанных
нарушений имущество (доходы от этого
имущества) было частично или полностью
превращено или преобразовано,
законодателю необходимо следовать
выраженным в постановлении правовым
позициям Конституционного Суда РФ,
касающимся обязательности учета
особенностей деяний, в связи с которыми
возникают основания для таких
требований. При этом не должно
допускаться применение такого срока
(сроков) в случае противодействия
ответчика либо иных лиц по инициативе
ответчика выявлению Генеральным
прокурором Российской Федерации или
подчиненными ему прокурорами
обстоятельств нарушения требований и
запретов, направленных на
предотвращение коррупции и незаконного
обогащения, либо формированию
доказательственной базы для обращения в
суд с исковым заявлением, либо обращению
с таким заявлением.
Сделанный в постановлении вывод
относится только к исковым заявлениям
Генерального прокурора Российской
Федерации или подчиненных ему
прокуроров, содержащим требования об
обращении в доход Российской Федерации
имущества как приобретенного вследствие
нарушения лицом, замещающим (занимающим)
или замещавшим (занимавшим) публично
значимую должность, требований и
запретов, направленных на
предотвращение коррупции, в том числе
имущества, в которое первоначально
приобретенное вследствие указанных
нарушений имущество (доходы от этого
имущества) было частично или полностью
превращено или преобразовано, и не может
быть автоматически распространен на
решение вопроса о применимости или
неприменимости исковой давности к иным,
помимо указанных, исковым заявлениям
Генерального прокурора Российской
Федерации или подчиненных ему
прокуроров, направленным на передачу
имущества публично-правовым
образованиям или признание их права на
имущество, в том числе основанным на
нарушении порядка приватизации.
Постановление вступает в силу
немедленно после провозглашения.