ИП
(истец) обратился в суд с иском к ООО-1
(ответчик 1) и ООО-2 (ответчик 2) о взыскании
убытков в спорной сумме.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск к ООО-2 удовлетворен в полном объеме. В удовлетворении требований, заявленных к ООО-1, отказано. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.08.2024 № А40-171635/2023 оставил указанные судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как
установлено судами, на основании
договора-заявки на перевозку груза,
заключенного между ООО-2 (заказчиком) и ИП
(исполнителем), с использованием
принадлежащего истцу автомобиля была
произведена перевозка.
Согласно транспортной накладной,
грузоотправителем, обеспечивающим
погрузку товара в предоставленное
исполнителем и используемое заказчиком
транспортное средство, являлось ООО-1.
Постановлением инспектора МТУ Роспотребнадзора было установлено, что показатели измерения параметров на пункте весового и габаритного контроля показали превышение транспортным средством предельно допустимого показателя по осевой нагрузке автопоезда. В этой связи ИП был привлечен к административной ответственности по основаниям части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в спорной сумме.
Руководствуясь статьями 15, 309-310, 784, 793 ГК РФ, а также нормами, содержащимися в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", установив причинно-следственную связь между возникновением заявленных убытков и противоправным поведением ответчика 2, а также признав размер убытков доказанным, суды обеих инстанций удовлетворили требования истца о взыскании ущерба с ООО-2 и при этом отказали в удовлетворении требований, заявленных к ответчику 1, не усмотрев его вины в причинении убытков истцу.
Как
отмечено судами, договором между ООО-1
(Заказчиком) и ООО-2 (Экспедитором)
установлено, что Экспедитор обязан
контролировать, чтобы в процессе
погрузки груза в транспортные средства
грузоотправителем не были нарушены
предельно допустимая масса
транспортного средства и предельно
допустимая нагрузка на ось
транспортного средства; ответственность
за нарушение правил движения
тяжеловесного и (или) крупногабаритного
транспортного средства возлагается на
Экспедитора.
Также
судами учтено, что в силу пункта 12 статьи
11 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ
"Устав автомобильного транспорта и
городского наземного электрического
транспорта" юридические лица или
индивидуальные предприниматели,
осуществляющие погрузку груза в
транспортное средство, не вправе
превышать допустимую массу
транспортного средства и (или)
допустимую нагрузку на ось
транспортного средства, установленные в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Поскольку судами не было
установлено, что в рассматриваемом
случае истец участвовал в определении
массы груза и/или определения
правильности его распределения в кузове
при погрузке, убытки в форме уплаченного
перевозчиком административного штрафа
были возложены на ответчика 2.