Росприроднадзор обратился в
Арбитражный областной суд с заявлением к
Обществу о взыскании вреда, причиненного
водному объекту - бухте моря в сумме 68921916
руб.
Решением ранее проведенного суда
исковые требования удовлетворены. Не
согласившись с данным судебным актом,
Общество обратилось в Десятый
арбитражный апелляционный суд с
апелляционной жалобой, полагая, что
судом первой инстанции неполно выяснены
обстоятельства, имеющие значение для
дела, а также нарушены нормы
материального права.
В Росприроднадзор из
спасательно-координационного центра
поступила информация о затоплении судна
(плавучий док) в бухте моря. Был
произведен осмотр акватории бухты, в
результате которого обнаружено, что над
поверхностью воды наблюдаются только
мачты дока и фонари освещения, а сам док
полностью находится под водой. После
водолазного осмотра и выравнивая дока
произошла разгерметизация плавучего
дока, и он полностью затонул. Плавучий
док обслуживался электропитанием с
берега, нефтепродукты на борту
отсутствовали. Судовладельцем данного
плавдока является Общество.
По результатам проверки, в отношении
Общества возбуждено административное
производство по факту затонувшего дока
по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ - нарушение требований
к охране водных объектов, которое может
повлечь их загрязнение, засорение и (или)
истощение, и ему назначено наказание в
виде административного штрафа в сумме
30000 руб.
Также в соответствии с п.17 Методики
исчисления размера вреда, причиненного
водным объектам вследствие нарушения
водного законодательства, утвержденной
приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87
(далее - Методика № 87), был рассчитан
размер вреда водному объекту как объекту
охраны окружающей среды.
Согласно п.17 Методики № 87, исчисление
размера вреда, причиненного водным
объектам сбросом и захоронением в них
отходов производства и потребления, в
том числе выведенных из эксплуатации
судов и иных плавучих средств (их частей
и механизмов), других крупногабаритных
отходов производства и потребления
(предметов), производится по формуле № 5.
Исходя из нормы закона, под выведенными
из эксплуатации судами понимаются также
брошенные суда.
По мнению суда, нахождение в море
затонувшего судна, которое не входит в
состав естественных компонентов
экологической системы, препятствует ее
нормальному функционированию и приводит
с очевидностью к истощению водного
объекта, негативному изменению качества
воды и нанесению вреда водным
биоресурсам.
Факт
негативного влияния затопленного судна
на экосистему водного объекта в
результате длительного его пребывания в
морской воде не оспорим, поскольку
вредные вещества (железо, подвергающееся
коррозии, ГСМ, которым смазаны детали
плавдока, и т.п.), безусловно, стали
поступать в морскую среду, тем самым
загрязняя ее.
Отсутствие явных признаков негативных
последствий такого нахождения
затопленного судна не может
свидетельствовать об отсутствии ущерба
как такового ввиду особенностей
экологического ущерба, которые не
поддается в полной мере объективной
оценке и могут проявляться по истечении
значительного периода времени после
совершения экологического нарушения.
Данное судно в течение нескольких лет
остается затонувшим, в отношении него,
как следует из судебных актов и
заявленных доводов, не совершалось
каких-либо действий. Доказательств по
его удалению не представлено.
При изложенных обстоятельствах
требование о взыскании ущерба подлежит
удовлетворению в заявленном истцом
размере.
Суд постановил: решение Арбитражного
областного суда оставить без изменения,
апелляционные жалобы - без
удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного
апелляционного суда от 05.06.2024 № А41-38870.
Больше судебных решений вы найдете в
разделе "Практика разрешения споров в
области экологии".