Минпромторг (истец) обратился в
суд с иском к АО (ответчик) о взыскании
средств субсидии в спорном размере и
штрафа.
Решением арбитражного суда, оставленным
без изменения постановлением
арбитражного апелляционного суда, иск
удовлетворен частично: с ответчика в
пользу истца взыскана субсидия в
истребуемом размере, а также штраф в
меньшем размере. Арбитражный суд
Московского округа постановлением от
10.07.2024 № А40-153431/2023 оставил указанные
судебные акты без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Как следует из материалов дела и
установлено судами, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от
30.12.2013 № 1312 "Об утверждении Правил
предоставления субсидий из федерального
бюджета российским организациям на
компенсацию части затрат на проведение
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по
приоритетным направлениям гражданской
промышленности в рамках реализации
такими организациями комплексных
инвестиционных проектов", между
истцом и ответчиком был заключен договор
о предоставлении субсидии, по которому
последнему была предоставлена субсидия
в спорном размере.
Частично удовлетворяя иск, суды, оценив
представленные доказательства по
правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь
положениями статей 309, 310, 330, 401, 421, 431 ГК РФ,
пунктами 1, 2, 3, 5 статьи 78 БК РФ,
Постановлением Правительства РФ от
30.12.2013 № 1312 "Об утверждении Правил
предоставления субсидий из федерального
бюджета российским организациям на
компенсацию части затрат на проведение
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по
приоритетным направлениям гражданской
промышленности в рамках реализации
такими организациями комплексных
инвестиционных проектов", пришли к
выводу, что требования истца в части
требования возврата перечисленной
субсидии являются обоснованными,
поскольку согласно отчету о достижении
значений показателей результативности
факт нарушения ответчиком целей и
условий предоставления субсидии,
установленных правилами и соглашением,
является подтвержденным; при этом
ответчик не оспаривал, что не достиг
следующего целевого индикатора и
показателя эффективности реализации
инвестиционного проекта.
Довод кассационной жалобы ответчика об
отсутствии порядка возвращения субсидии
подлежит отклонению, поскольку к
отношениям сторон по исполнению
соглашения о предоставлении субсидии
могут быть применены нормы ГК РФ, в том
числе правила, установленные Главой 60 о
неосновательном обогащении.
Указанная позиция основана на
том, что получатель субсидии,
юридическое или физическое лицо -
производитель товаров, работ или услуг,
фактически получая денежные средств из
бюджета, не является "получателем
бюджетных средств" в том смысле,
который заложен в указанный термин
статьей 6 БК РФ. Следовательно,
правоотношения между органом,
предоставляющим субсидию, и лицом,
претендующим на получение субсидии
(производителем товаров, работ, услуг),
несмотря на то, что в большей степени
регулируются нормами Бюджетного
кодекса, не являются бюджетными
правоотношениями.