Комитет Госдумы по энергетике
предложил скорректировать цены
отсечения в рамках изменений налогов для
угольной отрасли или ввести обратные
акцизы для российских генерирующих
компаний на покупку угля, следует из
заключения комитета, опубликованного в
электронной базе данных парламента.
"Представляется целесообразным или
скорректировать цены отсечения в
сторону увеличения, включив в них
инвестиции в техническое
перевооружение, в том числе в
обеспечение безопасности ведения горных
работ и охрану труда, проценты по
кредитам, норму рентабельности,
предусмотреть ежегодную индексацию цен
отсечения, оставить для коксующегося
угля коэффициент 0,015 (вместо 0,025), или
рассмотреть возможность введения
механизма обратного акциза для
генерирующих компаний на закупку угля по
стране в целом или в отдельных регионах
(по типу обратного акциза на нефтяное
сырьё)", - говорится в заключении.
В комитете отметили, что предлагаемые в
поправках в Налоговый кодекс цены
отсечения "для энергетического и
коксующегося углей ($100 и $140 за 1 тонну)
значительно ниже реальных минимальных
безубыточных цен (в зависимости от
направления вывоза на сегодня $119-128 и
$186-191 соответственно) и не учитывают как
поддерживающие инвестиции в
производство, безопасность и охрану
труда, так и проценты по кредитам".
Кроме того, проектом не предполагается
ежегодная индексация этих цен отсечения
- при том, что "минимальная
безубыточная цена энергетического угля
на 2025 год в зависимости от направления
вывоза оценивается в размере $125-134 за 1
тонну, коксующегося - $196-202".
Также депутаты замечают и тот факт, что
предлагается учёт при налогообложении
цен в Дальневосточных портах, при том,
что "целый ряд компаний вывозит уголь
через порты Юга и Северо-Запада,
некоторые компании - только через эти
порты", и цены там "заметно ниже" -
"соответственно, для таких компаний
НДПИ будет завышен".
В заключении комитет прямо называет
предлагаемые поправки
"квазиэкспортной пошлиной", так как
предлагаемые надбавки привязаны к
экспортным ценам. В то же время, поправки
затронут не только экспортный уголь, но и
уголь для внутреннего рынка, цены на
который сейчас, по сути, субсидируются
экспортом, поясняют в комитете.
Увеличение НДПИ на уголь скажется не
только на угольных компаниях, но и на
потребителях ресурса - энергетиках. Как
отмечают в комитете, увеличение НДПИ
влияет на цены, "формируемые при
закупке угля на бирже, что приводит к
росту средней стоимости топлива для
генерации". "В условиях системного
ограничения роста тарифов путём неучёта
экономически обоснованных расходов
энергокомпаний, в том числе на закупку
угля, а также расходов на ремонты в
условиях 100% тарифного регулирования, у
генерирующих компаний в отдельных
регионах возникают регулярные
убытки", - подчёркивают в комитете.
И в
результате рост налогов и снижение
экспорта приведёт к росту цен на уголь,
"тарифов на электро- и теплоэнергию и
увеличит субсидии региональных бюджетов
на компенсацию выпадающих доходов
энерго- и топливоснабжающих организаций
и субсидии малоимущим гражданам (на
оплату жилья и коммунальных услуг)",
говорится в заключении комитета.
Комитет также отмечает, что цены на уголь
в 2024 году снизились в 2-3 раза к уровню 2022
года, а себестоимость добычи в сравнении
с 2021 годом выросла на 57%, тарифы РЖД - на 78%,
аренда полувагонов - на 30%. "Цены на
оборудование в рублях значительно
выросли из-за курса доллара. Кроме того,
доступные возможности для экспорта
российского угля сокращаются по мере
ужесточения санкций против
производителей из РФ. В этих условиях
экспорт угля почти непрерывно падает с
2022 года. В первом квартале 2024 года
экспортировали меньше 43 млн т - худший
квартальный результат с 2016 года, почти на
треть ниже рекордного четвёртого
квартала 2022 года", - говорится в
заключении.
Эти факторы, по мнению депутатов, не дают
предпосылок "к получению сверхдоходов
угольной отрасли в обозримом будущем".
А налоговые изменения в текущей редакции
приведут к дополнительным изъятиям до
60-70 млрд рублей ежегодно.
В начале июня Правительство внесло в
Госдуму поправки в Налоговый кодекс,
согласно которым предлагается ввести
надбавку к ставке НДПИ на коксующийся и
энергетический уголь в размере 10% от
превышения цены в портах Дальнего
Востока над пороговыми значениями.
Согласно поправкам, в случае энергоугля
предлагается к налоговой ставке
применять новый коэффициент - КЭНРГ, на
который ставка будет увеличиваться. В
этом коэффициенте будет учитываться
средняя за налоговый период мировая цена
на уголь по индексу FOB Восточный NAR 5500 и
средний курс доллара к рублю, а пороговой
ценой будет цена угля в размере $100 за 1
тонну. По коксующемуся углю поправками
также предусмотрена привязка НДПИ к цене
на уголь в дальневосточных портах вместо
ранее используемого индекса SGX TSI FOB Australia
Premium Coking Coal. Пороговым значением цены для
коксующегося угля, согласно формуле,
принято $140 на тонну. Конкретный базис, к
которому привязаны расчёты, для
коксующегося угля не указан.
"Текущие предложения направлены на
унификацию подходов к взиманию налогов с
энергетического угля и коксующегося
угля, уровень налогообложения которого
уже сейчас привязан к котировкам на
сырье. Такой подход позволяет более
справедливо распределять формируемые у
компаний рентные доходы в периоды
благоприятной ценовой конъюнктуры между
бизнесом и государством", -
комментировали предлагаемые изменения
"Интерфаксу" в Минфине. Отвечая на
вопрос о налоговых новациях для
энергоугля, в Министерстве пояснили, что
"предлагается, чтобы в периоды
благоприятной ценовой конъюнктуры на
энергетический уголь (выше $100) при
расчёте НДПИ применялся дополнительный
повышающий коэффициент". "При этом в
случае формирования невысоких цен на
энергетический уголь, ниже $100,
предусматривается сохранение без
изменений текущего подхода к
налогообложению", - заключали в
Минфине.
Источник:
https://peretok.ru/