ООО
(истец) обратилось в суд с иском к ИП
(ответчик) о взыскании предоплаты в
спорном размере, процентов на сумму
долга, расходов по оплате
государственной пошлины.
Решением арбитражного суда, оставленным
без изменения постановлением
арбитражного апелляционного суда, иск
удовлетворен частично: с ответчика в
пользу истца взыскана задолженность в
спорном размере, проценты и расходы по
оплате государственной пошлины в
меньшем размере. Арбитражный суд
Московского округа постановлением от
05.06.2024 № А41-69821/2023 оставил указанные
судебные акты без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Судами установлено, что между истцом
(экспедитор) и ответчиком (перевозчик)
заключен договор об организации
перевозки груза, по условиям которого
перевозчик обязуется доставить
вверенный ему отправителем груз в пункт
назначения и выдать его уполномоченному
лицу, а экспедитор обязуется уплатить за
перевозку согласованную в заявке плату.
Кроме того, в заявке согласованы
обязательные требования к транспортному
средству ответчика.
Истец указал, что во исполнение условий
договора перечислил ответчику
предоплату за грузоперевозку в спорном
размере, однако транспортное средство,
предоставленное для совершения
грузоперевозки, не соответствовало
особым условиям грузоперевозки,
изложенным в заявке, в связи с чем
грузоперевозка не состоялась по вине
ответчика.
Разрешая спор по существу в обжалуемой
части, исследовав и оценив
представленные в материалы дела
доказательства, руководствуясь
положениями статей 309, 310, 791, 801 ГК РФ,
пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от
30.06.2003 № 87-ФЗ "О
транспортно-экспедиционной
деятельности", статьи 9, пунктом 1
статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 №
259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта
и городского наземного электрического
транспорта", проанализировав по
правилам статей 421, 431 ГК РФ условия
договора, учитывая, что на этапе
согласования возможности выполнения
ответчиком данной перевозки каких-либо
уточнений, запросов относительно
параметров груза ответчик в адрес истца
не заявлял, отметив, что, так как
грузоотправитель обеспечивает
размещение и крепление груза в
транспортном средстве, гарантирующие
безопасность перевозки груза и
транспортного средства, перевозка груза
на поданном транспортном средстве не
могла обеспечить безопасность перевозки
груза по причине высокой вероятности
перевеса и опрокидывания груза, суды
исходили из того, что материалами дела
подтверждается факт подачи ответчиком
под погрузку транспортного средства, не
соответствующего требованиям, указанным
в заявке.
Судом также отмечено, что ответчиком не
опровергнуты представленные истцом в
материалы дела доказательства того, что
поданный автомобиль является обычным
разобранным полуприцепом, без каких-либо
силовых элементов для крепления груза,
не обеспечивающим безопасность
перевозки груза и транспортного
средства; ответчик при заключении
договора знал все характеристики
подлежащего перевозке груза, располагал
всеми его техническими
характеристиками, обусловливающими
особые условия перевозки и особые
требования к транспортному средству;
именно ответчик как профессиональный
участник рынка грузоперевозок является
ответственным за безопасность и
сохранность груза при его доставке, в
связи с чем технические характеристики
транспортного средства,
предоставленного для перевозки, должны
были отвечать указанным задачам, чего
ответчиком обеспечено не было.