ГУП
(Предприятие, истец) обратилось в суд с
иском к АО (Общество, ответчик) о
взыскании задолженности в спорном
размере.
Решением арбитражного суда, оставленным
без изменения постановлением
арбитражного апелляционного суда, иск
удовлетворен. Арбитражный суд
Московского округа постановлением от
24.04.2024 № А40-196559/2023 оставил указанные
судебные акты без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Как установлено судами, между
Предприятием и Обществом заключен
договор о подключении (технологическом
присоединении) к централизованной
системе холодного водоснабжения.
При отражении реализации услуг по
договору истцом выставлен счет-фактура с
учетом НДС, увеличенного на 2% в связи со
вступлением в силу Закона № 303-ФЗ и
повышением с 01.01.2019 размера ставки НДС с
18% до 20%. В связи с увеличением суммы НДС
по договору у ответчика возникла
обязанность доплатить Предприятию сумму
НДС в составе цены договора, которая
составила спорную сумму.
Руководствуясь статьями 309-310, 779, 781 ГК РФ,
статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 №
416-ФЗ "О водоснабжении и
водоотведении", нормами НК РФ и Закона
№ 303-ФЗ, разъяснениями пункта 17
постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №
33 "О некоторых вопросах, возникающих у
арбитражных судов при рассмотрении дел,
связанных с взиманием налога на
добавленную стоимость", а также
правовой позицией, сформированной в
Обзоре судебной практики по вопросам,
связанным с применением Федерального
закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц", утвержденном
Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018,
установив, что требования истца о
взыскании стоимости выполненных по
договору работ в размере увеличенной
ставки НДС являются законными и
обоснованными, и при этом констатировав
отсутствие доказательств погашения
образовавшейся задолженности
ответчиком, суды удовлетворили иск в
полном объеме.
Судами принято во внимание, что
увеличение цены договора обусловлено
изменившейся (увеличенной) на
законодательном уровне ставкой НДС,
подлежащей обязательному применению в
отношении товаров (работ, услуг),
реализуемых (выполненных, оказанных)
начиная с 01.01.2019, независимо от даты и
условий заключения договора о
реализации указанных товаров (работ,
услуг), что имеет место в рассматриваемой
спорной ситуации и не предполагает
обязательного внесения изменений в
условия ранее заключенного договора.
Ссылка Общества на невозможность
изменений цены договора в связи с
фиксированной суммой субсидии,
выделенной ответчику на мероприятия по
технологическому присоединению,
признана судами несостоятельной,
поскольку изменение размера НДС не
противоречит положениям пунктов 3, 4, 34
постановления Правительства РФ от 21.02.2018
№ 183 "Об утверждении Правил
предоставления субсидии из федерального
бюджета на развитие инфраструктуры
территорий опережающего
социально-экономического развития
резидентам, инвесторам и управляющей
компании, осуществляющей функции по
управлению территориями опережающего
социально-экономического развития в
субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного
федерального округа, и свободным портом
Владивосток, и о признании утратившими
силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации", учитывая, что
регулируемый размер платы за
технологическое присоединение по
договору, утвержденный тарифным органом,
не изменился в сторону увеличения и
остался прежним.