Проектом Федерального
закона N 599498-8 "О внесении изменения в
статью 420 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
предлагается изменение в пункт 2 статьи
420 части второй Налогового кодекса РФ
путем исключения фразы "в том числе
вознаграждения, производимые на
основании решения общего собрания
собственников помещений в
многоквартирном доме в пользу членов
совета многоквартирного дома, включая
председателя совета многоквартирного
дома, избранных собственниками
помещений в многоквартирном доме в
соответствии с положениями Жилищного
кодекса Российской Федерации".
Предполагается прекращение обязанности
управляющих компаний производить
выплаты в СФР от сумм вознаграждения
указанной выше категории граждан при
выплате им вознаграждения.
Данная норма была установлена
Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ.
Однако, сразу после вступления в силу
закона, со многих регионов начали
поступать жалобы на чрезмерное
ухудшение условий исполнения работы
председателями советов. В ряде регионов
многие председатели советов заявили о
намерении прекратить свою
деятельность.
Ухудшение существовавшего положения
граждан РФ заключается в следующем. Как
правило, должности председателя или
члена совета многоквартирного дома
занимают пенсионеры и исполняют
обязанности за незначительную плату. С
вступлением в силу закона № 389-ФЗ сумма,
предназначенная для содержания
указанных категорий, вырастает, и
ложится, фактически, на жильцов этого
дома. Но наиболее существенной ухудшение
условий заключается в том, что граждане,
исполняющие эти обязанности, переходят в
категорию работающих пенсионеров и их
пенсия не индексируется по нормам ч.3 ст.
26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ
"О страховых пенсиях".
Обращения с просьбой отменить
установленную законом 389-ФЗ норму
направлялись ранее в Минфин России.
Однако письмом № 03-15-05/107294 от 10.11.2023
заявитель был уведомлен, что это
предложение не поддерживается. В
качестве аргумента указывается, что
"освобождение сумм вознаграждений
председателям совета МКД от обложения
страховыми взносами приведет к
ущемлению прав данных лиц на получение
выплат страхового обеспечения по
соответствующим видам обязательного
социального страхования, в частности к
лишению возможности формировать свои
пенсионные права в полном объеме, что в
дальнейшем может повлечь ограничение их
права на пенсионное обеспечение, а в
случае, если такие лица уже являются
пенсионерами, они не будут иметь право на
перерасчет получаемой пенсии".
Данное утверждение не может быть
признано объективным, так как право на
защиту государственными механизмами
должно быть направлено в отношении тех,
кто в этом нуждается. А так как
подавляющее большинство лиц, в отношении
которых принята норма, выступает против
этого решения, то возникают сомнения в
том, что декларируемые цели
соответствуют фактическим и фактически
направлены на увеличение взносов в СФР.
Такое решение, кроме ущемления прав
граждан, не приведет к значительному
увеличению суммы поступлений. К тому же,
это может быть реализовано другими
инструментами. Например, введением
плоской шкалы отчислений в СФР.
Кроме этого в письме Минфина России
указано, что "реализация указанного
предложения создаст прецедент, учитывая,
что в подобных случаях, например, ТСЖ,
жилищные кооперативы,
гаражно-строительные кооперативы,
производящие аналогичные выплаты,
облагают такие выплаты страховыми
взносами в общеустановленном
порядке". Поэтому в ходе обсуждения
законопроекта также возможно обсуждение
целесообразности обложения страховыми
взносами выплат производимых указанным
лицам.
|
Проект поступил в
Государственную Думу 11.04.2024.
12.04.2024 направлен в комитет(ы)
Государственной Думы (Комитет
Государственной Думы по бюджету и
налогам)
03.05.2024 возвращен субъекту права
законодательной инициативы
|