Правительством Российской
Федерации создана подкомиссия по
вопросам использования изобретений,
полезных моделей и промышленных
образцов для обеспечения экономической
безопасности государства.
Соответствующее постановление
разработало Минэкономразвития России по
указанию Президента России и
заместителя Председателя Совета
Безопасности России для повышения
эффективности применения статьи 1360 ГК РФ
(использование изобретения, полезной
модели или промышленного образца в
интересах национальной безопасности).
Создаваемый механизм оптимизирует
возможность применения нормы
Гражданского кодекса. Так, подкомиссия
будет действовать по принципу "одного
окна" для российских компаний, которым
иностранные патентообладатели
необоснованно отказали в праве
использования изобретений, полезных
моделей, промышленных образцов.
Постановлением также вносятся изменения
в методику определения размера
компенсации, выплачиваемой
патентообладателю при принятии решения
об использовании изобретения, полезной
модели или промышленного образца без его
согласия, и порядка ее выплаты. Платеж
составит 0,5% фактической выручки от
использования соответствующего
технического решения и в соответствии с
Указом Президента России будет
осуществляться через специальные
рублевые счета типа "О". Их
открывает заявитель для перечисления
средств за пользование тем или иным
патентом.
"Международные договоры в сфере
интеллектуальной собственности
предоставляют определенный набор
инструментов ограничения прав на
объекты интеллектуальной собственности.
И в исключительных случаях позволяют
использовать их без согласия
правообладателя. Это общемировая
практика. Тонкая настройка данного
механизма в отечественном праве дает
возможность достичь общественно
значимых целей без ущерба для
нормального применения закона, соблюсти
баланс интересов и одновременно
исполнять свои обязательства в рамках
межгосударственных соглашений", -
отметил руководитель Роспатента Юрий
Зубов.
В рамках общего порядка Правительство
Российской Федерации принимает решения
об использовании технологий для нужд
национальной безопасности без согласия
правообладателя согласно регламенту.
Однако, у федерального центра может не
быть информации на местах об острой
потребности страны в технологиях,
закрытых патентами правообладателей из
недружественных государств. При этом
такие правообладатели прекращают
поставки в Россию своей продукции, от
которой зависят экономика и простые
граждане, отказывают добросовестным
российским компаниям, запрашивающим у
них лицензии и способным производить
дефицитные товары на основе
востребованных технологий. Для таких
случаев постановлением создается
специальный порядок, понятный и
прозрачный для российских организаций.
"Для российских производителей будет
создан простой и понятный механизм
защиты от рисков прекращения поставок и
отказов в лицензиях со стороны
иностранных правообладателей. В таких
случаях подкомиссия сможет
предоставлять права на использование
изобретения, полезной модели или
промышленного образца без согласия
патентообладателя с его уведомлением и с
выплатой соразмерной компенсации. Это
станет еще одним важным механизмом
обеспечения технологического
суверенитета. Так, потребность
промышленности в более чем одной тысяче
критически важных комплектующих
закрывается в том числе за счёт программ
поддержки обратного инжиниринга. А на
уровне отдельных отраслей мы
стимулируем разработки отечественной
важнейшей продукции - например, аналогов
патентованных лекарственных препаратов
в рамках новой программы "Продукты на
полку", - подчеркнул первый
заместитель Министра промышленности и
торговли Российской Федерации Василий
Осьмаков.
В
процессе подготовки решения о получении
права пользования чьим-либо патентом
проверяются экономические и
производственные возможности заявителя
для использования запрашиваемой
технологии. Кроме того, делается вывод о
наличии на российском рынке товаров, в
которых уже использованы такое
изобретение, полезная модель или
промышленный образец, товары-субституты.
Анализируется корректность
запрашиваемых патентов для производства
предлагаемой продукции, состояние
конкуренции и в ряде случаев
ценообразование на соответствующем
товарном рынке. Особое внимание
уделяется значимости технологии для
соответствующей отрасли. Если в ходе
коллегиальной проверки обращения
половина и более органов власти
поддерживает предлагаемое решение, оно
выносится на рассмотрение подкомиссии.
Согласно постановлению, корректно
оформленная заявка, поданная в
Минэкономразвития России с соблюдением
всех необходимых требований и
поддержанная больше чем половиной
органов власти, участвующих в
рассмотрении, будет представлена
подкомиссии в пределах 40 рабочих дней
(этот срок может быть продлен не более
чем на 30 дней в случае поступления
специальной просьбы от одного из органов
власти).
Работа подкомиссии позволит
восстановить нарушенный действиями
недружественных государств баланс
интересов во взаимоотношениях
правообладателей и пользователей
технологий.
Источник:
https://minpromtorg.gov.ru