ООО
(истец) обратилось в суд с иском к
Следственному комитету РФ (ответчик) о
взыскании задолженности в спорном
размере, неустойки.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано в полном объеме. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 19.03.2024 № А40-7060/2023 указанные судебные акты отменил, направил дело на новое рассмотрение.
Судами
установлено, что ООО осуществляет
управление многоквартирным домом.
Ответчику на праве оперативного
управления в МКД принадлежит ряд жилых
помещений.
Ссылаясь на то, что задолженность
ответчика по оплате коммунальных услуг и
услуг по содержанию и текущему ремонту
общего имущества МКД составила спорную
сумму, истец обратился с иском в суд.
Руководствуясь положениями
статей 1, 10, 210, 244, 249, 309, 310, 329, 330, 401 ГК РФ,
статей 39, 153, 154, 155, 158, 162 ЖК РФ, статьи 1
Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О
Следственном комитете Российской
Федерации", статей 1, 93 Федерального
закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон №
44-ФЗ), установив, что истец уведомлялся
ответчиком о невозможности оплаты на
основании выставленных документов в
отсутствие заключенного между сторонами
договора; доказательств направления
ответов истцом и заключения контракта в
установленном законом порядке в
материалы дела не представлено; признав
наличие в действиях истца признаков
злоупотребления правом; в отсутствие
доказательств выставления истцом
ответчику платежных документов в
спорном периоде отсутствуют основания
для привлечения ответчика к
ответственности в виде взыскания пени,
суд первой инстанции, с выводами
которого согласился суд апелляционной
инстанции, отказал в иске.
Между
тем судами не учтено следующее.
По
смыслу положений закона собственники
помещений обязаны нести бремя
содержания общего имущества,
участвовать в издержках по содержанию и
сохранению общего имущества соразмерно
своей доле в праве общей собственности
на это имущество путем внесения платы за
содержание и ремонт помещения, взносов
на капитальный ремонт.
Поскольку обязательства
собственника по оплате содержания
общего имущества основаны на
императивных нормах ГК РФ и ЖК РФ,
регулирующих правоотношения сторон,
вывод судов об отказе в удовлетворении
иска в связи с незаключением сторонами
контракта в соответствии с Законом №
44-ФЗ является ошибочным. Отсутствие
контракта в данном случае не освобождает
государственного (муниципального)
собственника от оплаты расходов на
содержание и ремонт общего имущества
МКД. Данная ситуация является
исключением из общего правила о
недопустимости оплаты предоставленного
в случае отсутствия контракта,
изложенного в пункте 20 Обзора судебной
практики применения законодательства
Российской Федерации о контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд, утвержденного
постановлением Президиума Верховного
Суда РФ от 28.06.2017 года.