Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

25 марта в г.Сочи на площадке Международного форума "Атомэкспо-2024" прошел круглый стол "Водородная энергетика - от стратегических концепций к коммерческим проектам". Видеозапись мероприятия доступна по ссылке - https://www.atomexpo2024.ru/broadcast/60.

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный в своем выступлении на круглом столе заявил, что развитие водородной энергетики является стратегически важным для подтверждения статуса России как энергетической сверхдержавы, наших позиций на мировых энергетических рынках.

Водородная энергетика как отрасль находится на этапе своего становления. Необходимость ее развития во многом связана с климатической повесткой. Большинство стран, принявших стратегические документы по развитию водородной энергетики, объявили о необходимости государственной поддержки производства водорода в качестве "низкоуглеродного" энергоносителя. ЕС, Индия, КНР и другие напрямую увязывают цели по снижению уровня выбросов парниковых газов с развитием водородных технологий, отводя водороду значительную роль, в том числе в качестве накопителя энергии в программах развития ВИЭ.

Как отметил председатель Комитета по энергетике, пока сложно говорить, возможно ли существенно нарастить производство водорода, спрос на него для использования в энергетике, в промышленности в обозримом будущем, например, в горизонте до 2030 года. На данный момент явно недостаточно необходимых технологических решений, которые сделают производство, транспортировку, хранение и использование этого ресурса безопасным. Водородная энергетика в 3,5-5 раз дороже традиционной. Фактически отсутствует нормативная база по водороду, как на национальном, так и на международном уровне.

При этом развитие водородной энергетики является одним из важнейших направлений энергоперехода для нашей страны и всего мира. В Энергостратегии-2035 водородная энергетика выделена как инновационная отрасль, входящая в приоритеты национальной энергетической политики.

"Мы - энергетическая сверхдержава, более половины производимых первичных энергоресурсов мы направляем на экспорт, что дает более 50% валютной выручки, порядка 30% доходов федерального бюджета, положительное внешнеторговое сальдо даже в нынешних сложных условиях, и, в конечном итоге, способствует укреплению экономического суверенитета. Развитие водородной энергетики является стратегически важным для подтверждения статуса энергетической сверхдержавы, наших позиций на мировых энергетических рынках. Среди задач - создание технологий и мощностей для производства водорода из природного газа, а также с использованием ВИЭ и атомной энергии, интенсификация международного сотрудничества. Цель - занять до 20% мирового рынка водорода".

Государство придает большое значение вопросам развития технологий водородной энергетики посредством проведения НИОКР и последующей апробации пилотных образцов промышленной продукции. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных паспортом федерального проекта "Чистая энергетика" на период до 2030 г. на данные цели, составляет порядка 16 млрд рублей из средств федерального бюджета. В рамках реализации высокотехнологичного направления "Развитие водородной энергетики" утверждена "дорожная карта" на период до 2030 года.

Между Правительством РФ, ПАО "Газпром" и Госкорпорацией "Росатом" в начале прошлого года были подписаны соглашения о намерениях. Сейчас проводится актуализация "дорожной карты", включение в нее новых участников - ПАО АФК "Система" и Правительства Хабаровского края.

Разработаны Правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на реализацию проектов в сфере технологий производства, транспортировки и хранения водорода для крупных экспортно ориентированных проектов.

Минпромторг России поддержал 13 НИОКР в сфере получения, транспортировки, хранения и применения водорода с выделением в 2022-2024 гг. финансирования на общую сумму 2197,76 млн руб. В 2023 году Минпромторг России поддержал 7 технологий на общую сумму 1610,9 млн руб. в рамках задачи "Создание оборудования для водородной энергетики" федерального проекта "Чистая энергетика".

Ведется работа по созданию полигонов водородной энергетики в рамках создаваемого Восточного регионального водородного кластера в Южно-Сахалинске (запуск в 2024 году) и на Международной арктической станции "Снежинка" в Ямало-Ненецком автономном округе (запуск в 2030 году).

Как полагает председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, мировой энергопереход уже находится на достаточно продвинутом этапе и набирает обороты. "Развитие водородных технологий, собственных передовых компетенций - наш шанс не просто не отстать в этом процессе, но и занять в нем значимое место, соответствующее поддержанию нашего статуса, укреплению экономического и технологического суверенитета страны", - уверен Павел Завальный.

Кроме того, Павел Завальный предложил ряд мер государственной поддержки для привлечения инвестиций в проекты водородной энергетики.

Практическое внедрение результатов НИОКР в промышленное производство, строительство новых объектов производства и потребления водорода, в том числе логистической инфраструктуры, требует реализации масштабных инвестиционных проектов. В отрасль, по оценкам экспертов, потребуется привлечь более 120 млрд руб. внебюджетного финансирования.

Для повышения инвестиционной привлекательности крупных проектов по производству и экспорту энергетического водорода, строительству заправочной инфраструктуры для водородного транспорта, строительству и модернизации заводских комплексов по производству инновационного оборудования для водородной энергетики требуются системные меры господдержки.

В январе 2024 года Комитет Государственной Думы по энергетике провел рабочее совещание по вопросу расширения мер государственной поддержки проектов водородной энергетики с участием представителей Минэнерго, Минпромторга, Минфина, "РЭА", ПАО "Газпром", ГК "Росатом", Национального союза развития водородной энергетики, "Газпромбанка" и "Россельхозбанка".

"Речь шла о возможных мерах налоговой поддержки, таких как предоставление налогоплательщику права применять коэффициент 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость российского инновационного оборудования для водородной энергетики, установление пониженных ставок по налогу на прибыль для организаций, производящих оборудование для водородных проектов, установление единого пониженного тарифа страховых взносов для российских организаций, осуществляющих такие проекты. На сегодня подобные меры действуют для ИТ-компаний и организаций, работающих в сфере радиоэлектронной промышленности, льготы по ним ограничены по срокам их применения", - пояснил Павел Завальный.

Он сообщил, что Минпромторг, Минэнерго и Минэк в принципе поддержали такие подходы в ходе дискуссии, Минфин же указывает на появление в случае их реализации выпадающих доходов.

"При этом нельзя не отметить, что поступления в федеральный и региональные бюджеты от деятельности водородных проектов отсутствуют, так как сами проекты еще не запущены. Потенциальные преференции будут применяться к производителям оборудования, которое еще только планируется. Предлагаемые преференции позволят дополнительно стимулировать реализацию водородных проектов. Увеличение экономической активности в отрасли водородной энергетики принесет дополнительные доходы в бюджеты различных уровней за счет как прямых, так и косвенных налогов. На мой взгляд, это достаточно значимые аргументы "за"", - полагает председатель Комитета по энергетике.

По итогам дискуссии было принято решение о том, что Минпромторг, Минэнерго и Минфин России рассмотрят предложения о внесении изменений в НК РФ с учетом состоявшегося обсуждения и представленных в его ходе расчетов возможного экономического эффекта и представят позицию по ним в Комитет Государственной Думы по энергетике, чтобы еще раз обсудить предложения по расширению мер государственной поддержки проектов водородной энергетики в период осенней сессии 2024 года.

По материалам:
http://komitet-energo.duma.gov.ru/


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ