Внимание! Документ недействующий.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 ноября 2020 года N 3081-р
[Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года]
1.
Утвердить прилагаемую Стратегию
развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030
года (далее - Стратегия).
2.
Минспорту России совместно с
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и
организациями разработать и внести в
Правительство Российской Федерации в
месячный срок проект плана мероприятий
по реализации Стратегии.
3.
Федеральным органам исполнительной
власти руководствоваться положениями
Стратегии при разработке и реализации
государственных программ Российской
Федерации и иных документов.
4.
Рекомендовать органам государственной
власти субъектов Российской Федерации и
органам местного самоуправления
руководствоваться положениями
Стратегии при разработке и реализации
региональных программ и иных
документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 24 ноября 2020 года N 3081-р
Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на
период до 2030 года (далее - Стратегия)
разработана в соответствии с
поручениями Президента Российской
Федерации по итогам заседаний Совета при
Президенте Российской Федерации по
развитию физической культуры и спорта,
состоявшихся 27 марта 2019 г. и 6 октября 2020
г.
Правовую основу Стратегии
составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы "О
стратегическом планировании в
Российской Федерации", "О
физической культуре и спорте в
Российской Федерации" и "Об
образовании в Российской Федерации".
Стратегия развивает положения
Стратегии развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на
период до 2020 года (далее - Стратегия до 2020
года) и определяет цель, задачи,
приоритетные направления развития
физической культуры и спорта, целевые
показатели реализации Стратегии с
учетом национальных целей и
стратегических задач развития
Российской Федерации, определенных в
указах Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года".
Миссия
государства в сфере физической культуры
и спорта в Российской Федерации
заключается в:
формировании культуры и
ценностей здорового образа жизни как
основы устойчивого развития общества и
качества жизни населения;
создании необходимых условий для
поступательного развития сферы
физической культуры и спорта;
повышении экономической
привлекательности и эффективности
функционирования сферы физической
культуры и спорта;
обеспечении прозрачности и
честности соревновательного процесса;
укреплении международного
сотрудничества и повышения авторитета
России на международной спортивной
арене.
Стратегия определяет видение
развития Российской Федерации как
ведущей мировой спортивной державы,
граждане которой ведут здоровый образ
жизни и активно вовлечены в массовой
спорт, с экономически стабильным
профессиональным спортом, высоким
авторитетом на международной спортивной
арене и нулевой терпимостью к допингу.
Разработка и реализация
Стратегии основаны на следующих
ценностях физической культуры и
спорта:
ориентированность на человека -
формирование навыков и умений в сфере
физической культуры и спорта, прежде
всего для сохранения здоровья и
активного долголетия, обеспечения
физического и духовного благополучия;
доступность - адаптация
территорий, сооружений и помещений для
максимального удовлетворения всех
категорий граждан в занятиях физической
культурой и спортом;
неразрывность - гармоничное
существование всех видов физической
активности, их паритетное
взаимодействие, взаимозависимость и
взаимодополняемость, а также активная
интеграция в жизнь общества;
партнерство - учет региональных
особенностей развития физической
культуры и спорта, формирование
согласованных интересов и равного
сотрудничества работников,
работодателей, государства и бизнеса,
направленных на устойчивое развитие
сферы физической культуры и спорта;
открытость миру - верность
олимпийским принципам, равенству и
справедливости, готовность воспринимать
и делиться всем лучшим в мировом спорте и
активно бороться против попыток
использования спорта в неспортивных
интересах;
прозрачность - свободный доступ к
информации, открытые и двусторонние
коммуникации. Прозрачность финансовых
потоков, направляемых на
профессиональный и массовый спорт;
безопасность - обеспечение
надежного функционирования объектов
спорта, механизмов и систем защиты
участников занятий физической культурой
и спортом, спортивных состязаний и
других массовых спортивных
мероприятий;
равенство - возможность для
занятий физической культурой и спортом
для всех категорий и групп граждан вне
зависимости от возраста, пола,
социального статуса и места
жительства;
свобода выбора - обеспечение
многообразия видов физической культуры
и спорта, предоставляющих человеку
широкие возможности самореализации и их
доступности;
устойчивое экономическое
развитие - стремление к инновациям,
поддержка конкуренции и частной
инициативы, а также развитие форм
пропорционально сочетанного бюджетного
и внебюджетного финансирования спорта.
Развитие физической культуры и
спорта в рамках Стратегии основано на
следующих принципах:
соответствие национальным целям
и стратегическим задачам развития
Российской Федерации;
обеспечение равных возможностей
для занятий физической культурой и
спортом по месту жительства, учебы и
работы для всех категорий и групп
граждан;
открытость и доступность
информации в сфере физической культуры и
спорта для граждан;
удовлетворенность граждан
условиями для занятий физической
культурой и спортом;
обеспечение условий для
подготовки высококвалифицированных
спортсменов, их спортивного долголетия,
саморазвития и самореализации,
духовно-нравственного и патриотического
воспитания;
ориентация на долгосрочную
перспективу стратегического
планирования развития физической
культуры и спорта с учетом мировых
тенденций научно-технологического и
цифрового развития;
обеспечение "чистоты" и
безопасности спорта, а также
нетерпимость к нарушению антидопинговых
правил;
учет
региональных особенностей развития
физической культуры и спорта.
Стратегия направлена на
формирование и реализацию на
федеральном, региональном и
муниципальном уровнях
скоординированной государственной
политики в сфере физической культуры и
спорта. Ведущим вектором Стратегии
является межотраслевое и
межведомственное взаимодействие,
координация и консолидация деятельности
заинтересованных федеральных,
региональных органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления,
общественных, научных и образовательных
организаций, институтов гражданского
общества и экспертного сообщества, а
также обеспечение единства
нормативно-правовой базы в сфере
физической культуры и спорта и иных
социальных сферах на всей территории
Российской Федерации.
Стратегия является основой для
разработки государственных программ
Российской Федерации, государственных
программ субъектов Российской
Федерации, схем территориального
планирования Российской Федерации, а
также плановых и программно-целевых
документов государственных корпораций,
государственных компаний и акционерных
обществ с государственным участием и
иных документов.
Для
обеспечения комплексного развития сферы
физической культуры и спорта с учетом
индивидуальных особенностей видов
спорта и региональной специфики
предусматривается разработка
соответствующими спортивными
федерациями программ развития вида
спорта, а также региональных программ
развития спорта с учетом базовых видов
спорта для субъектов Российской
Федерации.
Для
целей эффективного решения задач по
реализации Стратегии предусматривается
механизм определения видов спорта,
вносящих наибольший вклад в развитие
сферы физической культуры и спорта.
II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
В 2020 году завершается срок реализации
Стратегии до 2020 года. Анализ
статистических данных показывает, что
были достигнуты следующие значения
целевых ориентиров (показателей):
увеличение доли граждан
Российской Федерации, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности населения
(Стратегией до 2020 года установлен
показатель к 2020 году - до 40 процентов,
достигнут в 2019 году - 43 процента);
увеличение доли обучающихся и
студентов, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в общей
численности этой категории населения
(Стратегией до 2020 года установлен
показатель к 2020 году - до 80 процентов,
достигнут в 2019 году - 83 процента);
увеличение доли граждан,
занимающихся в специализированных
спортивных учреждениях, в общей
численности возрастной категории от 6 до
15 лет (Стратегией до 2020 года установлен
показатель к 2020 году - до 50 процентов,
достигнут в 2019 году - 41,2 процента);
увеличение доли лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в общей
численности этой категории населения
(Стратегией до 2020 года установлен
показатель к 2020 году - до 20 процентов,
достигнут в 2019 году - 19,4 процента);
увеличение количества штатных
работников физической культуры и спорта
(Стратегией до 2020 года установлен
показатель к 2020 году - до 360 тыс. человек,
достигнут в 2019 году - 402,4 тыс. человек);
повышение уровня обеспеченности
населения спортивными сооружениями
исходя из единовременной пропускной
способности (Стратегией до 2020 года
установлен показатель к 2020 году - до 48
процентов, достигнут в 2019 году - 55,7
процента);
победа
спортивной сборной команды России в
неофициальном общекомандном зачете на
XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в
г.Сочи, вхождение в тройку призеров на
играх Олимпиад и Олимпийских зимних
играх, а также победа спортивной сборной
команды России в неофициальном
общекомандном зачете на XXVII Всемирной
летней универсиаде 2013 года в г.Казани
(Зимние Олимпийские игры - 11-е место в 2010
году (г.Ванкувер), 13-е место в 2018 году
(г.Пхенчхан), Летние Олимпийские игры - 4-е
место в 2012 году (г.Лондон), 4-е место в 2016
году (г.Рио-де-Жанейро).
Физическая культура и массовый спорт
С 2010 по 2019 год доля населения,
систематически занимающегося спортом,
увеличилась более чем в 2 раза - с 19
процентов до 43 процентов.
Структура занятий спортом по
различным возрастным группам является
неоднородной. За 2019 год в возрастной
группе от 3 до 29 лет занималось 84 процента
населения, в группе от 30 до 54 лет - 29
процентов, в группе от 55 до 79 лет - 12
процентов. Таким образом, будущий рост
доли населения, систематически
занимающегося спортом, будет в основном
обусловлен вовлечением в занятия
спортом населения старше 30 лет.
По
итогам профилактических медицинских
осмотров детского населения в 2019 году
преобладающее число детей в возрасте до
17 лет (84-85 процентов) не имеют хронических
заболеваний (1-я и 2-я группы здоровья), 15-16
процентов детей требуют диспансерного
наблюдения и корректирующего лечения. По
итогам профилактических медицинских
осмотров ожирение зарегистрировано у 1,4
процента детей в возрасте до 14 лет и у 3,3
процента подростков.
Также
отмечается большой разрыв в доле
занимающихся спортом по некоторым
регионам относительно среднего уровня
по стране. Снижение указанных
диспропорций между регионами является
важной задачей развития физической
культуры и спорта.
Органами государственной власти
отмечается недостаток качественной и
оперативной статистики, в том числе на
региональном уровне. При этом
современное отраслевое планирование
возможно в условиях высокой
информированности и прозрачности.
В связи
с этим актуальным направлением развития
является оценка качественных
показателей вовлечения населения в
спорт, по которым на текущий момент не
организован сбор статистической
информации.
Таким
образом, одним из ключевых вызовов на
сегодняшний день является цифровизация
в области физической культуры и
массового спорта.
Спортивная инфраструктура
Количество объектов спорта с 2015 по 2019 год
выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц.
Количество городских и рекреационных
объектов, приспособленных для занятий
спортом, в 2019 году составило 30 тыс.
единиц.
На 88
тыс. объектов (30 процентов общего числа)
созданы условия для занятий лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
В
аварийном состоянии находится 3,2 тыс.
объектов (1 процент общего числа).
Учитывая увеличение численности
лиц, занимающихся спортом, наблюдается
положительная динамика загрузки
спортивной инфраструктуры (в среднем с 54
процентов в 2015 году до 72 процентов в 2019
году). При этом средняя загрузка
поддерживается на высоком уровне (68
процентов - плоскостные сооружения, 76
процентов - залы, 81 процент - бассейны, 82
процента - крытые ледовые площадки).
В
некоторых регионах загрузка объектов
более чем в 2 раза ниже среднего уровня по
стране. Соответственно, стратегические
инициативы, направленные на увеличение
уровня обеспеченности инфраструктурой,
должны будут приниматься с учетом
посубъектного анализа загрузки объектов
спортивной инфраструктуры.
Общая
обеспеченность населения спортивной
инфраструктурой составила в 2019 году 56
процентов (в соответствии с нормативами,
рекомендованными Министерством спорта
Российской Федерации). Тем не менее
исходя из текущей статистики невозможно
оценить фактический спрос населения на
спортивные объекты. В связи с этим
необходима разработка инструментов
обратной связи с населением в рамках
цифровизации сферы физической культуры
и спорта, что позволит измерить качество
предоставляемых услуг, повысить
загрузку существующих объектов и
экономическую эффективность
финансирования строительства новых
объектов спортивной инфраструктуры.
Спортивная подготовка
Спортивная подготовка является одним из
важнейших элементов спорта и
представляет собой процесс обучения и
воспитания (учебно-тренировочный
процесс), который подлежит планированию,
включает в себя обязательное
систематическое участие в спортивных
соревнованиях, направлен на физическое
воспитание и совершенствование
спортивного мастерства.
За
последние годы проделана следующая
работа:
создание отраслевой сети
организаций, осуществляющих спортивную
подготовку (1599 спортивных школ и 1075
спортивных школ олимпийского резерва, 30
центров олимпийской подготовки);
заложение основ
межведомственного методического
обеспечения спортивной подготовки;
актуализация федеральных
стандартов спортивной подготовки по
всем олимпийским, паралимпийским и
отдельным неолимпийским видам спорта;
повышение численности штатных
специалистов физической культуры и
спорта;
продолжение развития системы
спортивного образования (утверждение
соответствующих федеральных
государственных образовательных
стандартов, внесение направления
"Спорт" в перечень направлений
подготовки высшего образования).
Тем не
менее важно отметить следующие области
для дальнейшего развития спортивной
подготовки:
гармонизация законодательства
Российской Федерации о физической
культуре и спорте и законодательства
Российской Федерации об образовании;
несмотря на то что процент
перехода с этапа совершенствования
спортивного мастерства на этап высшего
спортивного мастерства вырос с 19
процентов до 32 процентов за последние 10
лет, важной остается задача сохранения
перспективных спортсменов в системе
подготовки спортивного резерва
(детско-юношеский спорт);
совершенствование
научно-методического, медицинского и
материально-технического обеспечения
спортивной подготовки;
духовно-нравственное
формирование спортсмена как гармонично
развитой личности.
Спорт высших достижений
Российский спорт высших достижений
сохраняет высокую
конкурентоспособность на международной
арене.
Доля
российских спортсменов, вошедших в
восьмерку лучших спортсменов на
чемпионатах мира и Европы в спортивных
дисциплинах, включенных в программу
соответствующих Олимпийских игр, в общей
численности российских спортсменов,
принимающих участие в чемпионатах, в 2019
году составила 18 процентов.
Российская Федерация
последовательно укрепляла свои позиции
на международной спортивной арене. Тем
не менее антидопинговые разбирательства
привели к следующим последствиям:
приостановление членства
Всероссийской федерации легкой атлетики
в Международной ассоциации
легкоатлетических федераций;
приостановление членства Союза
биатлонистов России в Международном
союзе биатлонистов;
дисквалификация Федерации
тяжелой атлетики России на один год
Международной федерацией тяжелой
атлетики;
ограничение в допуске российских
спортсменов к Играм XXXI Олимпиады 2016
года;
недопущение к участию в XIV
Паралимпийских летних играх 2016 года;
выступление в нейтральном
статусе на XXIII Олимпийских зимних играх и
XII Паралимпийских зимних играх 2018 года.
В
настоящее время "допинговый вопрос"
остается актуальным и требует
приоритетного внимания. В 2019 году было
выявлено 202 допинговых нарушения, 94
спортсмена были отстранены от
соревнований на тот или иной период.
Профессиональный спорт
В настоящее время сохраняется высокая
зависимость клубов профессиональных лиг
в командных видах спорта от бюджетных
средств и финансирования
государственными компаниями. Такая
структура является неустойчивой, так как
потеря титульного спонсора лишает клуб
возможности к существованию. На текущий
момент, по различным оценкам, доля
коммерческих доходов в высших лигах
составляет:
34
процента - в хоккее;
30
процентов - в футболе;
14
процентов - в баскетболе.
Для
сравнения надо сказать, что ведущие
мировые лиги-аналоги функционируют на
полностью или практически полностью
коммерческой основе.
Адаптивный спорт
Внимание, уделяемое в последние годы
адаптивному спорту, подтверждается
позитивной динамикой следующих ключевых
статистических показателей:
доля
систематически занимающихся спортом
людей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов выросла с 3,5
процента в 2012 году до 19,4 процента в 2019
году;
доля
сооружений, подходящих для занятий
адаптивным спортом, выросла с 18,7
процента в 2015 году до 30,4 процента в 2019
году;
среднегодовой темп роста
количества подготовленных специалистов
в области адаптивной физической
культуры и спорта за 2012-2019 годы составил
18 процентов.
Тем не
менее сохраняется большой разрыв между
средними показателями сферы физической
культуры и спорта в целом и показателями
в адаптивном спорте. Доля лиц,
систематически занимающихся адаптивным
спортом (19,4 процента), более чем вдвое
ниже среднего показателя (43 процента).
Важно отметить, что имеет место
региональная диспропорция. В
регионах-лидерах доля лиц,
систематически занимающихся адаптивным
спортом, составляет около 40 процентов, в
отстающих регионах - менее 4 процентов.
Таким
образом, дальнейшее повышение
доступности спорта для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, в том числе с учетом
региональной специфики, остается одной
из важных задач.
Научное и кадровое обеспечение
Рост глобальной конкуренции в спорте
высших достижений (в том числе за счет
использования передовых технологий)
предъявляет новые требования к
подготовке кадров и научному
обеспечению спорта.
Несмотря на то что численность
специалистов, занятых в сфере физической
культуры и спорта, выросла с 350 тыс. в 2014
году до 402 тыс. в 2019 году, за указанный
период отмечается сокращение
численности тренеров на 5 процентов и
снижение численности молодых
специалистов на 12 процентов. Повышение
привлекательности и престижа работы в
сфере физической культуры и спорта,
особенно для молодых специалистов,
является важнейшим условием развития
сферы физической культуры и спорта.
В
настоящее время обеспеченность кадрами
в сфере физической культуры и спорта
составляет 7 специалистов на 1 тыс.
человек, систематически занимающихся
спортом. Достижение целевого показателя
"доля граждан, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом (в общей численности граждан, не
имеющих противопоказаний и ограничений
для занятий физической культурой и
спортом)" возможно только в условиях
роста количества тренеров и иных
специалистов, повышения их квалификации
и производительности труда (в том числе
за счет цифровизации сферы физической
культуры и спорта).
Вместе
с тем увеличивается разрыв между
фундаментальной и спортивной наукой,
прогрессирует дефицит профессиональных
кадров и современной
материально-технической базы в
организациях спорта и спортивной
медицины, не хватает специалистов для
организации эффективного комплексного
сопровождения спортивной подготовки. В
совокупности проблемы спортивной науки
и образования приводят к ухудшению
выступлений российских спортсменов на
международной арене и учащению случаев
применения запрещенных в спорте
препаратов.
Цифровизация
В настоящее время отсутствуют единый
методический информационный ресурс в
области физической культуры, спорта и
спортивной медицины, а также единая
автоматизированная информационная
система, обеспечивающая сбор, анализ и
распространение для использования в
субъектах Российской Федерации и
муниципальных образованиях передового
опыта и практик развития физической
культуры и спорта. Вследствие этого
ключевой задачей в сфере цифровизации
является разработка единого цифрового
контура физической культуры и спорта,
электронного паспорта спортсмена и
информационных систем физической
культуры и спорта в каждом регионе с их
интеграцией с информационными системами
спортивной медицины, науки, образования,
что позволит проводить отраслевое
статистическое наблюдение за
результатами обеспечения многообразных
форм физкультурно-спортивной
деятельности по месту жительства, учебы
и работы, формировать и развивать
спортивную инфраструктуру в шаговой
доступности с учетом потребностей лиц, в
том числе с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, а также
выстраивать адресные коммуникации с
конечным потребителем.
Финансовое обеспечение
За последние 5 лет финансирование
расходов на физическую культуру и спорт
выросло с 254,9 млрд. рублей (в 2015 году) до
375,4 млрд. рублей (в 2019 году). За этот период
доля расходов на физическую культуру и
массовый спорт выросла с 38,3 процентов до
48,2 процента за счет соответствующего
увеличения доли расходов на спортивную
подготовку и спорт высших достижений.
Сохраняется высокий потенциал
привлечения в сферу физической культуры
и спорта частного финансирования, при
этом доля внебюджетных средств
составляет не более 10 процентов.
Отмечается отсутствие
исчерпывающей информации по общему
финансированию сферы физической
культуры и спорта. Используемые данные
Федерального казначейства не совпадают
со сводной информацией статистических
форм (разница в оценках достигает более 15
процентов). В связи с этим в рамках
Стратегии необходимо предусмотреть меры
по повышению управляемости сферы
физической культуры и спорта за счет
совершенствования формата сбора данных
и подхода к обработке информации.
III. Цель, задачи, этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии
Национальные цели и стратегические
задачи Российской Федерации
предусматривают сохранение населения,
сохранение здоровья и благополучия
людей, создание возможностей для
самореализации талантов и комфортной
среды для жизни, ускорение
технологического развития, цифровую
трансформацию социальной сферы и
обеспечение темпов роста валового
внутреннего продукта страны выше
среднемирового при сохранении
макроэкономической стабильности.
Целью
Стратегии является формирование
приоритетов государственной политики в
сфере физической культуры и спорта,
основных направлений и механизмов,
способствующих созданию условий,
обеспечивающих равные возможности
гражданам страны вести здоровый образ
жизни, систематически заниматься
физической культурой и спортом, и
способствующих повышению
конкурентоспособности российского
спорта.
Целевые показатели реализации
Стратегии приведены в приложении.
Задачи
Стратегии включают в себя:
обеспечение доступных условий и
равных возможностей для занятий
физической культурой и спортом для
граждан всех возрастных категорий;
обеспечение условий для занятий
физической культурой и спортом,
спортивной реабилитацией для лиц с
ограниченным возможностями здоровья и
инвалидов;
формирование системы мотивации
различных категорий населения, включая
лиц старшего возраста, социально
незащищенных слоев населения, к
физическому развитию и спортивному
образу жизни;
создание возможностей для
самореализации и развития способностей
граждан в сфере физической культуры и
спорта;
повышение эффективности
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО) как
инструмента вовлечения населения в
регулярные занятия физической культурой
и спортом;
совершенствование системы
спортивной подготовки детей и молодежи,
а также формирование условий для
развития школьного и студенческого
спорта;
повышение эффективности системы
поиска, отбора и сопровождения
спортсменов на каждом этапе спортивной
подготовки;
создание межотраслевой
кластерной системы научно-методического
и медико-биологического и медицинского
обеспечения спорта с развитием
экспериментальной и инновационной
деятельности;
формирование условий нулевой
толерантности к нарушению
антидопинговых правил, улучшение имиджа
страны;
обеспечение условий для
устойчивого самостоятельного развития
профессионального спорта со снижением
зависимости от государственного
финансирования;
выработка и реализация
системного подхода к проведению на
территории Российской Федерации
крупнейших международных спортивных
мероприятий и эффективному управлению
их наследием;
совершенствование модели
государственного управления сферой
физической культуры и спорта на основе
межведомственных и межотраслевых путей
организации деятельности;
обеспечение эффективного
взаимодействия между субъектами сферы
физической культуры и спорта;
создание эффективной системы
управления стратегическим развитием
сферы физической культуры и спорта;
совершенствование подхода к
управлению спортивной инфраструктурой,
в том числе на этапах планирования,
проектирования и эксплуатации;
повышение эффективности
расходования бюджетных средств,
разработка инструментов повышения
уровня коммерциализации сферы
физической культуры и спорта;
совершенствование процесса
сбора, анализа и управления данными,
увеличение эффективности и скорости
принятия управленческих решений с
использованием цифровых технологий;
развитие системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадрового резерва в сфере физической
культуры, спорта и спортивной медицины;
совершенствование
нормативно-правовой базы для развития
сферы физической культуры и спорта;
развитие международного
спортивного сотрудничества с
расширением представительства
Российской Федерации в международных
спортивных организациях, обеспечением
прав и интересов российского спорта;
обеспечение безопасности при
проведении физкультурно-спортивных
мероприятий;
содействие воспитанию
гармонично развитой и социально
ответственной личности путем
обеспечения высокого уровня
духовно-нравственных и этических
ценностей в сфере физической культуры и
спорта, в том числе путем развития
взаимодействия с традиционными
конфессиями Российской Федерации;
совершенствование системы
духовной поддержки российских
спортсменов и соблюдения их права на
свободу вероисповедания в рамках
участия в международных, всероссийских и
региональных спортивных мероприятиях,
изучение и использование опыта
традиционных религий Российской
Федерации.
План
мероприятий по реализации Стратегии
(далее - план) включает 2 этапа:
I этап -
2021-2024 годы;
II этап -
2025-2030 годы.
План
включает информацию о сроках выполнения
Стратегии и об ответственных
исполнителях, обеспечивающих реализацию
ее мероприятий.
Реализация I этапа плана
характеризуется необходимостью
нивелирования негативного воздействия
пандемии 2020 года и формирования
необходимых условий для интенсивного
развития сферы физической культуры и
спорта в последующие годы. Развитие
сферы физической культуры и спорта будет
осуществляться в рамках государственной
программы Российской Федерации
"Развитие физической культуры и
спорта".
На I
этапе реализации плана планируется
осуществить:
установление эффективной
коммуникации с различными целевыми
аудиториями для адресной мотивации
населения к физическому развитию,
формирование потребности в двигательной
активности у всех категорий населения;
формирование в результате
совместной деятельности в области
спорта и образования, реализуемой
Министерством спорта Российской
Федерации, Министерством просвещения
Российской Федерации и Министерством
науки и высшего образования Российской
Федерации, единого
спортивно-образовательного
пространства, направленного на развитие
детско-юношеского, школьного и
студенческого спорта, а также
обеспечение преемственности и
взаимосвязи всех уровней образования и
физической культуры и спорта;
обеспечение в рамках системы
подготовки спортивного резерва
эффективного поиска, отбора и
сопровождения на каждом этапе
спортивной подготовки наиболее
перспективных спортсменов на основе
реализации федеральных стандартов
спортивной подготовки и современных
методик спортивной тренировки;
создание межотраслевой системы
комплексного научно-технологического
сопровождения, медико-биологического,
медицинского и антидопингового
обеспечения подготовки спортивного
резерва, а также обеспечение развития
экспериментальной и инновационной
деятельности в сфере физической
культуры и спорта;
восстановление российских
спортивных и антидопинговых организаций
в правах в составе соответствующих
международных организаций;
снятие
всех ограничений по допуску российских
спортсменов к участию в международных
спортивных соревнованиях;
проведение на высоком
организационном уровне крупных
международных спортивных мероприятий,
включая чемпионат Европы по футболу UEFA в
2021 году и Лиги чемпионов UEFA в 2022 году,
чемпионат мира по хоккею в 2023 году в
г.Санкт-Петербурге, Всемирные игры IWAS и
чемпионат мира по фехтованию на колясках
в 2022 году в г.Сочи, Всемирные зимние игры
Специальной Олимпиады в 2022 году и
Суперкубок UEFA в 2023 году в г.Казани,
чемпионат мира по волейболу 2022 года и XXXII
Всемирные летние студенческие игры 2023
года в г.Екатеринбурге;
обеспечение развития системы
спортивных соревнований среди
государств, входящих в объединение
БРИКС, государств - членов Шанхайской
организации сотрудничества и государств
- участников Содружества Независимых
Государств;
обеспечение системы
эффективного взаимодействия между
субъектами физической культуры и спорта
по вопросам развития сферы физической
культуры и спорта, включая реализацию
Стратегии;
построение эффективной
структуры стратегического управления в
сфере физической культуры и спорта с
учетом индивидуальных особенностей
видов спорта и региональной специфики;
создание и функционирование
единой цифровой платформы в сфере
физической культуры и спорта, а также
осуществление значительной части
функций органов исполнительной власти в
сфере физической культуры и спорта с
использованием цифровых технологий, в
том числе искусственного интеллекта;
оптимизация системы
профессионального образования и
кадрового обеспечения сферы физической
культуры и спорта, внедрение системы
независимой оценки профессиональной
квалификации.
На II
этапе реализации плана предполагается
активное содействие субъектам
физической культуры и спорта в части
достижения высоких спортивных
результатов и повышения качества жизни
посредством занятий спортом, внедрения
инновационных подходов и технологий в
систему управления сферой физической
культуры и спорта, а также увеличения
вклада сферы физической культуры и
спорта в экономику Российской Федерации,
в том числе:
обеспечение для большей части
населения в шаговой доступности
организационных и инфраструктурных
условий для занятий физической
культурой и спортом, включая адаптивный
спорт;
создание необходимых
материально-технических и
организационных условий, включая
спортивную инфраструктуру, для
вхождения спортивной сборной команды
России в тройку сильнейших команд в
неофициальном общекомандном зачете по
результатам выступлений на Олимпийских
играх, а также успешного выступления на
Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;
обеспечение дальнейшего
развития механизмов межотраслевого
взаимодействия;
обеспечение лидирующих позиций
Российской Федерации в системе
международного детско-юношеского и
студенческого спорта;
формирование положительного
имиджа Российской Федерации в
международном спортивном сообществе как
государства, имеющего высокие
спортивные достижения, ведущего
активную борьбу с допингом и
обеспечивающего исчерпывающие условия
для развития всех видов спорта;
формирование устойчивой системы
профессионального спорта;
снижение зависимости от
государственного финансирования за счет
увеличения доли коммерческих доходов;
формирование комплексного
подхода к планированию, проведению и
управлению наследием международных
спортивных соревнований на территории
Российской Федерации, обеспечивающего
максимальный вклад таких соревнований в
социально-экономическое и
инфраструктурное развитие субъектов
Российской Федерации;
разработка инструментов для
комплексного управления развитием
спортивной инфраструктуры с учетом
долгосрочных экономических,
демографических и градостроительных
тенденций (в том числе в части
территориального планирования);
создание условий для привлечения
к развитию физической культуры и спорта
внебюджетного финансирования и роста
инвестиционной привлекательности сферы
физической культуры и спорта;
осуществление перехода к
управлению сферой физической культуры и
спорта на базе единой цифровой
платформы.
Система мероприятий по
достижению результатов и целевых
показателей Стратегии разработана на
основе указов Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года".
IV. Приоритетные направления развития сферы физической культуры и спорта
Для достижения цели и решения задач
Стратегии, а также с учетом национальных
целей, определенных Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года", сформированы следующие
приоритетные направления развития:
совершенствование здоровья и
благополучия, а также повышение уровня
жизни населения;
развитие системы подготовки
спортивного резерва и спорта высших
достижений;
развитие кадрового потенциала
физической культуры, спорта и спортивной
медицины;
развитие научного обеспечения
физической культуры, спорта и спортивной
медицины;
развитие системы
антидопингового обеспечения;
развитие инфраструктуры
физической культуры, спорта и спортивной
медицины;
совершенствование системы
управления отраслью и взаимодействия
между субъектами физической культуры и
спорта;
цифровая трансформация системы
управления отраслью;
развитие экономической модели
физической культуры и спорта;
развитие международного
спортивного сотрудничества;
формирование комфортной и
безопасной среды в сфере физической
культуры и спорта.
В
рамках приоритетного направления по
совершенствованию здоровья и
благополучия, а также по повышению
уровня жизни населения Российской
Федерации посредством занятий
физической культурой и спортом
предусматриваются:
совершенствование
нормативно-правовой базы,
обеспечивающей комплексную правовую
регламентацию массового спорта, в том
числе адаптивного, закрепление целей,
задач и принципов его развития,
установление правового статуса
физкультурно-спортивных клубов, их
учредителей и участников, мер
государственной поддержки, установление
особенностей организации и проведения
массовых спортивных мероприятий и
соревнований;
развитие системы
физкультурно-спортивных клубов по месту
жительства и работы граждан, включая
комплекс мер, направленных на
стимулирование их создания и
деятельности на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях;
развитие системы общероссийских
физкультурно-спортивных обществ и
клубов;
развитие физической культуры и
спорта в сельской местности, включая
обеспечение сельского населения
доступом к спортивной инфраструктуре и
занятиям физической культурой и спортом,
привлечение квалифицированных
специалистов для работы на сельских
территориях и развитие системы
спортивно-массовых соревнований;
разработка маркетинговой и
коммуникационной стратегии по
продвижению спорта и здорового образа
жизни, направленной на формирование
потребности и осознанного отношения
граждан к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, в том
числе путем построения адресных
коммуникаций с целевыми аудиториями с
учетом их предпочтений и мотиваций к
занятиям физической культурой и спортом,
и обеспечивающей координацию
деятельности Министерства спорта
Российской Федерации с Общероссийским
союзом общественных объединений
"Олимпийский комитет России" (далее
- Олимпийский комитет России),
Общероссийской общественной
организацией "Паралимпийский комитет
России" (далее - Паралимпийский
комитет России) и Общероссийским союзом
физкультурно-спортивных общественных
объединений инвалидов
"Сурдлимпийский комитет России"
(далее - Сурдлимпийский комитет России),
их региональными отделениями,
общероссийскими спортивными
федерациями, некоммерческими,
общественными и религиозными
организациями и объединениями;
повышение степени
информированности и уровня знаний по
вопросам физической культуры и спорта
среди населения посредством
просветительской деятельности в
организациях по месту жительства, учебы,
работы и отдыха населения;
совершенствование и развитие
механизмов информационного обеспечения
деятельности в сфере физической
культуры и спорта, в том числе освещение
массовых физкультурных и спортивных
мероприятий в средствах массовой
информации,
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", социальных медиа, а
также продвижение различных проектов,
акций и мероприятий, направленных на
вовлечение населения в систематические
занятия физической культурой и
спортом;
учреждение и проведение Года
детско-юношеского спорта, направленного
в первую очередь на формирование у
граждан Российской Федерации
потребности в здоровом образе жизни и
занятиях спортом;
содействие повышению
двигательной активности населения (в том
числе в случае ограничения мобильности
населения в условиях
санитарно-эпидемиологических
ограничений);
разработка системы
дистанционного проведения
физкультурных и спортивных
мероприятий;
совершенствование системы
поощрения лиц, выполнивших нормативы
испытаний (тестов) на знаки отличия
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО);
внедрение соревновательных
элементов в систему Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО);
проведение регулярных
исследований уровня физической
подготовленности населения в рамках
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО) (в том
числе с использованием результатов
диспансеризации населения);
разработка и реализация мер по
повышению активности участия лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов в мероприятиях Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО);
синхронизация разработки и
реализации программ и учебных планов
занятий физической культурой и спортом
для различных групп населения с
нормативами испытаний (тестов)
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
"Готов к труду и обороне" (ГТО);
разработка Концепции развития
детско-юношеского спорта в Российской
Федерации;
обновление методик проведения
занятий физической культурой и спортом в
дошкольных образовательных
организациях;
обеспечение дальнейшего
совершенствования учебного предмета
(дисциплины) "Физическая культура" в
системе общего, среднего
профессионального и высшего
образования;
организация внеурочной
деятельности физкультурно-спортивной
направленности в общеобразовательных
организациях и внеучебной деятельности
в профессиональных образовательных
организациях, образовательных
организациях высшего образования,
направленной на увеличение сети
школьных и студенческих спортивных
клубов, участие таких клубов в
физкультурных и спортивных
мероприятиях, проводимых соответственно
школьными и студенческими спортивными
лигами;
включение критериев оценки
физкультурно-спортивной работы
общеобразовательных организаций,
профессиональных образовательных
организаций, образовательных
организаций высшего образования в
перечень общих критериев оценки
качества условий осуществления
образовательной деятельности;
анализ
и внедрение лучших зарубежных практик
организации и коммерциализации
студенческого спорта;
эффективная реализация
межотраслевой программы развития
школьного спорта, межотраслевой
программы развития студенческого спорта
и межведомственной программы
"Плавание для всех";
развитие адаптивной физической
культуры и адаптивного спорта,
физической реабилитации лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, включая развитие системы
спортивно-адаптивных школ;
содействие оздоровлению
населения средствами адаптивной
физической культуры (в том числе
вследствие перенесенных заболеваний,
вызванных новой коронавирусной
инфекцией COVID-19);
развитие военно-прикладных,
служебно-прикладных, авиационных и
технических видов спорта, в том числе в
системе Общероссийской
общественно-государственной
организации "Добровольное общество
содействия армии, авиации и флоту
России";
содействие развитию
компьютерного спорта;
содействие развитию
корпоративного спорта (в том числе за
счет развития системы корпоративных
соревнований и стимулирования
работодателей);
содействие развитию
национальных видов спорта как части
традиционной культуры народов,
населяющих Российскую Федерацию;
совершенствование форм и методов
гражданско-патриотического воспитания в
сфере физической культуры и спорта,
направленное на формирование
нравственных идеалов, основанных на
традиционных духовно-нравственных
ценностях многоконфессиональной
духовной культуры Российской Федерации,
уважения, честной спортивной игры и
других ценностей Олимпийского движения,
среди всех категорий граждан,
занимающихся физической культурой и
спортом.
В
рамках приоритетного направления по
развитию системы подготовки спортивного
резерва и спорта высших достижений,
предусматриваются:
обеспечение условий для
успешного выступления спортивных
сборных команд Российской Федерации, в
том числе юношеских, в международных
спортивных соревнованиях, включая
Олимпийские, Паралимпийские и
Сурдлимпийские игры, с учетом
установления взаимных обязательств
федерального органа исполнительной
власти в сфере физической культуры и
спорта, Олимпийского комитета России,
Паралимпийского комитета России и
Сурдлимпийского комитета России и
общероссийских спортивных федераций;
обеспечение непрерывного
тренировочного процесса спортивных
сборных команд Российской Федерации и
спортивных сборных команд субъектов
Российской Федерации (в том числе в
условиях санитарно-эпидемиологических
ограничений);
совершенствование системы
реабилитационных мероприятий,
направленных на восстановление здоровья
и функциональной подготовленности
спортсменов;
развитие системы поиска, отбора и
комплексного сопровождения спортивно
одаренных детей, включая их спортивную
ориентацию, с учетом положительного
опыта Образовательного Фонда "Талант
и успех" при участии региональных
центров выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и
молодежи, а также региональных центров
спортивной подготовки;
разработка и совершенствование
федеральных стандартов и программ
спортивной подготовки по видам спорта на
всех этапах ее осуществления,
учитывающей тенденции развития мирового
спорта и науки, а также баланс интересов
задействованных субъектов сферы
спорта;
совершенствование
нормативно-правовой базы, регулирующей
вопросы системы подготовки спортивного
резерва, в том числе вопросы
деятельности училищ олимпийского
резерва и региональных центров
подготовки спортивного резерва;
дальнейшая гармонизация
законодательства Российской Федерации о
физической культуре и спорте и
законодательства Российской Федерации
об образовании в целях обеспечения
взаимосвязи, преемственности и единого
методического сопровождения программ
спортивной подготовки и дополнительных
общеобразовательных программ в области
физической культуры и спорта.
В
рамках приоритетного направления по
развитию кадрового потенциала
физической культуры, спорта и спортивной
медицины, предусматриваются:
совершенствование системы
материального стимулирования
спортсменов, профильных и иных
специалистов в сфере физической
культуры, спорта и спортивной медицины (в
том числе за счет внебюджетных
средств);
законодательное закрепление
социальных гарантий в сфере физической
культуры, спорта и спортивной медицины, в
том числе разработка норм оплаты труда с
учетом особенностей видов спорта;
создание эффективной отраслевой
системы квалификаций в сфере физической
культуры и спорта на основе
взаимодействия работодателей,
спортивных федераций, образовательных
организаций, осуществляющих подготовку
кадров для сферы физической культуры и
спорта, актуализация и разработка
профессиональных стандартов, а также
внедрение независимой оценки
квалификации работников в сфере
физической культуры и спорта;
развитие системы повышения
квалификации специалистов в сфере
физической культуры и спорта, в том числе
специалистов физкультурно-спортивных
организаций, осуществляющих спортивную
подготовку, а также совершенствование
дополнительных профессиональных
программ;
разработка и совершенствование
основных профессиональных
образовательных стандартов и программ,
направленных на подготовку тренеров и
специалистов в сфере физической
культуры, спорта, спортивной медицины, в
том числе адаптивной медицины, а также
формирование перечня дополнительных
профессиональных программ;
развитие системы подготовки и
повышения квалификации специалистов по
спортивной медицине и биомедицине на
уровне мировых стандартов;
формирование на базе имеющихся
организаций в сфере спорта,
здравоохранения, образования и медицины
механизмов межвузовского и
междисциплинарного взаимодействия при
формировании образовательных программ,
многоуровневой системы повышения
квалификации, профессиональной
переподготовки и дополнительного
образования для подготовки специалистов
в сфере физической культуры, спорта и
спортивной медицины с соответствующим
уровнем компетенций;
совершенствование механизма
целевого практико-ориентированного
обучения специалистов в сфере
физической культуры и спорта с
применением дистанционных
образовательных технологий на основе
мониторинга и прогноза кадровой
потребности необходимого числа
профильных специалистов,
соответствующих современным
требованиям к уровню компетенций;
формирование системы социальной
адаптации и профориентации спортсменов
на дальнейшую карьерную траекторию в
сфере физической культуры и спорта, в том
числе развитие механизмов преференций
для спортсменов высокой квалификации в
сфере получения образования и
трудоустройства;
стимулирование волонтерского
движения в спорте.
В
рамках приоритетного направления по
развитию научного обеспечения
физической культуры, спорта и спортивной
медицины предусматриваются:
формирование межведомственной
системы комплексного сопровождения
спортивной подготовки, включающей
диагностические методики и научный
анализ оценки показателей здоровья,
физического развития, функциональной,
технической, психической, тактической
подготовленности, в том числе методики
восстановления и повышения резервного
потенциала спортсмена, способствующие
сохранению здоровья и повышению
эффективности тренировочного
процесса;
развитие спортивной науки с
учетом межведомственного принципа
работы в целях опережающего
научно-технологического и
инновационного развития спорта высших
достижений, спортивной подготовки и
профессионального спорта;
модернизация системы и
разработка единых подходов к
научно-методическому обеспечению
подготовки спортивного резерва и
спортивных сборных команд Российской
Федерации (субъектов Российской
Федерации) с учетом тенденций развития
мирового спорта, новых возможностей
науки и цифровых технологий;
развитие межведомственной
интеграции в деятельности комплексных
научных групп спортивных сборных команд
с формированием научной системы
дистанционного персонифицированного
мониторинга, научно-методического
анализа подготовленности и комплексного
сопровождения спортсменов, а также
комплектования комплексных научных
групп специалистами по принципу узкой
углубленной специализации в
соответствии с направленностью
подготовки спортсменов;
создание межотраслевого
научно-технологического кластера
мирового уровня и формирование на его
базе центра компетенций в сфере спорта с
использованием возможностей и
потенциала инновационного
научно-технологического центра
"Инновационный
научно-технологический центр МГУ
"Воробьевы горы", автономной
некоммерческой организации
"Инновационный центр Олимпийского
комитета России", научных организаций,
подведомственных Министерству спорта
Российской Федерации, Министерству
науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерству здравоохранения
Российской Федерации, Федеральному
медико-биологическому агентству, а также
федерального государственного
бюджетного учреждения "Российская
академия наук" и ведущих
образовательных организаций высшего
образования;
осуществление взаимодействия с
федеральным государственным бюджетным
учреждением "Российская академия
наук" при планировании научных
тематик и направлений деятельности
организаций, работающих в сфере
физической культуры и спорта, а также
экспертизы научных и научно-технических
результатов, полученных этими
организациями;
совершенствование ресурсного
обеспечения научных организаций,
спортивно-тренировочных баз, учреждений
спортивной подготовки и спортивной
медицины для реализации мероприятий
научно-методического сопровождения,
проведения научных исследований и
внедрения лучших практик с учетом
специфики видов спорта.
В
рамках приоритетного направления по
развитию системы антидопингового
обеспечения предусматриваются:
совершенствование правовых
механизмов противодействия применению
допинга в спорте в части установления
специального регулирования в отношении
международных обязательств Российской
Федерации в области борьбы с допингом,
международного сотрудничества, правовой
помощи по делам о нарушении
антидопингового законодательства
других стран, а также приведения
внутренних регламентирующих документов
общероссийских спортивных федераций в
соответствие с требованиями
международных и общероссийских
антидопинговых правил и стандартов;
усиление механизмов контроля и
системы мониторинга антидопинговой
политики субъектов Российской
Федерации, тренировочных процессов
спортивных сборных команд Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации;
расширение практики
тестирования спортсменов в
соревновательный и внесоревновательный
периоды на федеральном и региональном
уровнях системы спортивной подготовки
при строгом соблюдении требований
положений Всемирного антидопингового
кодекса и международных стандартов;
совершенствование системы
подготовки врачей по спортивной
медицине в части предотвращения допинга
в спорте и борьбы с ним;
реализация мероприятий по
предупреждению случайного
использования допинга в системе
обеспечения сборных команд и
спортивного резерва, включая
совершенствование механизмов контроля
качества лекарственных средств,
биологически активных добавок и
специализированных пищевых продуктов,
используемых в подготовке спортсменов;
увеличение охвата
информационно-образовательными
программами в области профилактики
применения допинга в спорте всех целевых
аудиторий, включая проведение
антидопинговой пропаганды в средствах
массовой информации.
В
рамках приоритетного направления по
развитию инфраструктуры физической
культуры, спорта и спортивной медицины,
предусматриваются:
формирование карты
инфраструктурной обеспеченности сферы
физической культуры и спорта, в том числе
создание единого информационного
центра, содержащего данные о состоянии
объектов спортивной инфраструктуры,
предоставляемых на них услугах и
задействованных спортивных
организациях;
совершенствование механизмов
планирования развития инфраструктуры,
включая создание системы изучения
общественного мнения и учета
потребностей населения, а также
проведение маркетинговых и
геомаркетинговых исследований;
совершенствование и внедрение
рекомендуемых нормативов
обеспеченности населения объектами
спортивной инфраструктуры, их
материально-технического оснащения с
учетом особенностей развития различных
видов спорта в субъектах Российской
Федерации;
разработка методических
рекомендаций по адаптации общественных
пространств, рекреационных и парковых
зон, общедомовых территорий и жилых
комплексов к занятиям физической
культурой и спортом (в том числе для
создания беговых и велодорожек с
упрощенным порядком использования
территорий);
актуализация и распространение
методических рекомендаций по
обеспечению соблюдения требований
доступности при предоставлении услуг
инвалидам и другим маломобильным
группам населения;
создание, реконструкция и
капитальный ремонт инфраструктуры,
предназначенной для массовых занятий
физической культурой и спортом (в том
числе в сельской местности);
создание инфраструктуры для
развития детско-юношеского, школьного,
студенческого спорта (в том числе с
учетом нужд лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов),
включая центры раннего физического
развития детей и детские
спортивно-оздоровительные федеральные
центры круглогодичного профиля;
увеличение доли доступных
спортивных сооружений в субъектах
Российской Федерации для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
маломобильных групп населения;
развитие инфраструктуры, включая
оснащение современным спортивным
инвентарем и оборудованием, организаций,
осуществляющих подготовку спортивных
сборных команд Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, в том
числе по адаптивным видам спорта, с
учетом различных природно-климатических
зон;
развитие спортивного туризма, в
том числе за счет создания и развития
инфраструктуры альпинистских и
туристических баз (включая базы,
расположенные в горных районах
Российской Федерации);
развитие инфраструктуры
медико-биологического обеспечения
спорта высших достижений и спортивной
медицины путем расширения сети
специализированных реабилитационных
центров для спортсменов и модернизации
медицинских организаций, осуществляющих
медико-биологическое обеспечение
спортсменов;
развитие системы организаций
спортивной медицины в субъектах
Российской Федерации и муниципальных
образованиях и приведение ее
инфраструктуры в соответствие с
современными требованиями комплексного
сопровождения спортивной подготовки;
расширение сети
врачебно-физкультурных диспансеров
(центров спортивной медицины) и
специализированных реабилитационных
центров для спортсменов сборных команд и
спортивного резерва с модернизацией их
инфраструктуры, ориентированной на
профилактическую и предиктивную
медицину;
создание национального
научно-клинического центра спортивной
медицины на базе Федерального
медико-биологического агентства,
координирующего медицинские и научные
организации в области спортивной
медицины, и развитие его интеграции с
ведущими научными организациями;
обеспечение стимулирующих
экономических и нормативно-правовых
условий для использования механизма
государственно-частного партнерства при
строительстве, реконструкции,
эксплуатации и управлении объектами
спортивной инфраструктуры;
расширение практики применения
экономически эффективной проектной
документации повторного использования
при создании быстровозводимых и
малобюджетных объектов спорта, в том
числе создание таких объектов в
общеобразовательных организациях, не
имеющих спортивных залов;
обеспечение обмена опытом и
лучшими практиками, связанными с
проектированием, строительством,
реконструкцией, эксплуатацией и
управлением объектами спортивной
инфраструктуры.
В
рамках приоритетного направления по
совершенствованию системы управления
отраслью и взаимодействия между
субъектами физической культуры и спорта
предусматриваются:
совершенствование системы
проведения официальных физкультурных и
спортивных мероприятий и соревнований
на всех уровнях и среди всех возрастных
категорий населения;
совершенствование системы
государственного управления через
взаимодействие между органами
исполнительной власти, общероссийскими,
региональными спортивными федерациями,
профессиональными спортивными
организациями и иными общественными
организациями в развитии видов спорта,
включая конкретизацию прав,
обязанностей и ответственности за
обязательства по достижению целевых
показателей, установленных в программах
развития видов спорта;
установление критериев и
методики оценки эффективности
деятельности общероссийских и
региональных спортивных федераций по
видам спорта, включая оценку их роли в
содействии развитию спорта;
формирование рейтинга
эффективности федераций;
совершенствование механизма
определения базовых видов спорта на
федеральном и региональном уровнях;
совершенствование порядка
разработки программ развития видов
спорта с учетом специфики их развития,
включающих в себя механизмы выполнения
положений Стратегии;
обеспечение разработки
региональных документов
стратегического планирования по
развитию спорта с учетом специфики
каждого из регионов (климатические
условия, традиции, популярность видов
спорта), синхронизированных с целями и
задачами программ развития видов спорта
общероссийских спортивных федераций;
установление для субъектов
Российской Федерации
дифференцированных показателей
развития физической культуры и спорта,
базовых видов спорта с сохранением
адресного целевого характера механизма
развития спортивной инфраструктуры с
учетом особенностей
социально-экономического развития,
демографической ситуации и
климатических условий регионов;
совершенствование системы
развития неолимпийских видов спорта и
спортивных дисциплин, признанных прежде
всего Международным олимпийским
комитетом и претендующих на включение в
программу Олимпийских, Паралимпийских и
Сурдлимпийских игр, в которых российские
спортсмены традиционно успешно
выступают в целях продвижения таких
видов для признания Международным
олимпийским комитетом, Международным
паралимпийским комитетом, а также
развития видов спорта с использованием
авиационной техники и иной техники,
имеющих высокое прикладное значение для
обороноспособности страны,
служебно-прикладных и военно-прикладных,
национальных и традиционно развиваемых
в Российской Федерации видов спорта и
спортивных дисциплин;
совершенствование мер
государственной поддержки
негосударственных организаций
(общественных проектов и инициатив, в том
числе религиозных организаций),
действующих в сфере физической культуры
и спорта;
формирование системы правового
стимулирования физических лиц и
организаций, осуществляющих
деятельность в сфере физической
культуры и спорта, в том числе реализация
мероприятий "регуляторной
гильотины";
совершенствование
взаимодействия между субъектами
профессионального спорта и
организациями, осуществляющими
подготовку спортивного резерва, включая
организации детско-юношеского спорта (в
том числе в части компенсации затрат на
подготовку спортсменов).
В
рамках приоритетного направления по
цифровой трансформации системы
управления отраслью
предусматриваются:
формирование и реализация единой
политики создания и применения цифровых
технологий в сфере физической культуры и
спорта, в том числе актуализация и
гармонизация законодательства,
позволяющая обеспечить цифровую
трансформацию сферы физической культуры
и спорта;
трансформация и повышение
эффективности модели государственного
управления в сфере физической культуры и
спорта путем внедрения ИТ-сервисов, баз
данных, технологий их использования,
обеспечивающих взаимодействие объектов
и субъектов сферы физической культуры и
спорта на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях, в том числе
межведомственное взаимодействие;
совершенствование процессов
принятия управленческих решений в сфере
физической культуры и спорта за счет
развития инструментов и технологий
сбора, обработки и анализа данных с
использованием технологий машинного
обучения и искусственного интеллекта;
внедрение цифровых технологий в
управление спортивной инфраструктурой
(в том числе при создании новых объектов
спорта), обеспечивающих комплексные
подходы к оптимальной доступности,
эффективности, безопасности и
управлению объектами, включая
геоинформационные системы;
повышение эффективности
ключевых процессов подготовки
спортсменов путем внедрения цифровых
инструментов и сервисов, обеспечивающих
систематизацию и эффективное
использование информации о каждом
объекте и субъекте сферы физической
культуры и спорта;
развитие цифровых технологий в
образовательных организациях, включая
управление образовательным процессом,
организацию обучения и повышения
квалификации специалистов в сфере
физической культуры и спорта в
дистанционном онлайн-формате;
стимулирование вовлеченности
населения в занятия физической
культурой и спортом за счет создания и
популяризации соответствующих цифровых
онлайн-сервисов, мобильных приложений,
социальных сетей и систем управления
взаимоотношениями с клиентами;
выявление и поддержка
перспективных негосударственных
инициатив и продуктов в области
цифровизации физической культуры и
спорта (в том числе в части
научно-методического,
научно-образовательного,
медико-биологического обеспечения);
развитие цифровых технологий и
информационных ресурсов в области
спортивной медицины, медицинского и
медико-биологического обеспечения
физической культуры и спорта;
обучение, повышение
квалификации, профессиональная
переподготовка специалистов в сфере
физической культуры и спорта,
направленные на повышение цифровой
грамотности и развитие
информационно-коммуникационных
технологий.
В
рамках приоритетного направления по
развитию экономической модели
физической культуры и спорта
предусматриваются:
проведение аудита расходования
бюджетных средств в сфере физической
культуры и спорта с последующей
оптимизацией направлений и объемов
расходования;
формирование системы
экономического стимулирования
физических лиц и организаций,
осуществляющих деятельность в сфере
физической культуры и спорта;
обеспечение условий для
повышения уровня внебюджетного
финансирования сферы физической
культуры и спорта, включая массовый и
профессиональный спорт;
выработка и реализация мер по
налоговой поддержке организаций,
осуществляющих деятельность в сфере
физической культуры и спорта, включая
спонсоров профессиональных спортивных
организаций, инвесторов и управляющие
компании спортивной инфраструктуры,
некоммерческие и коммерческие
организации, предоставляющие
физкультурно-оздоровительные услуги;
обеспечение возможности
предоставления государственных и
муниципальных услуг некоммерческими и
коммерческими организациями, включая
разработку соответствующего
нормативно-правового регулирования,
утверждение стандартов предоставления
услуг и порядка контроля за их
качеством;
обеспечение возможности
осуществления коммерческой
деятельности на спортивных объектах,
находящихся в государственной и
муниципальной собственности, в целях
повышения финансовой устойчивости
спортивных организаций, включая
определение разрешенных видов
деятельности, и формирования порядка
контроля за ее осуществлением;
актуализация и дальнейшее
совершенствование правового
регулирования профессионального спорта
(в том числе в части расширения
возможности осуществления
профессиональными спортивными
организациями рекламной деятельности);
выработка и реализация мер по
повышению коммерческой
привлекательности профессионального
спорта, содействие росту доли
внебюджетных источников финансирования
в виде доходов от реализации
маркетинговых, коммерческих прав,
возможностей коммерческих спонсоров,
вещателей, болельщиков, доходов от
деятельности букмекерских контор и
других источников, включая лотереи,
организованные Министерством спорта
Российской Федерации, в целях создания
условий для поэтапного сокращения
финансирования профессионального
спорта из бюджетной системы Российской
Федерации;
выработка и реализация мер по
повышению финансовой прозрачности
субъектов профессионального спорта;
формирование системы экспертной,
технологической и финансовой поддержки
инноваций в области физической культуры
и спорта, фитнес-индустрии и спортивной
медицины;
поддержка развития производства
продукции спортивной индустрии,
научно-технической деятельности,
включая внедрение механизмов
импортозамещения при создании и
модернизации инфраструктурных объектов
и обеспечении спортивных организаций;
совершенствование
нормативно-правового регулирования
деятельности фитнес-центров, а также
вопросов качества и безопасности
фитнес-услуг в целях создания условий
для эффективного развития
фитнес-индустрии как коммерческого
направления физической культуры.
В
рамках приоритетного направления по
развитию международного спортивного
сотрудничества предусматриваются:
совершенствование инструментов
международной спортивной дипломатии,
продвижение института спортивных атташе
и развитие системы взаимодействия с
органами исполнительной власти
зарубежных стран, обеспечивающих
развитие физической культуры и спорта;
разработка и реализация
программы, направленной на формирование
положительного образа Российской
Федерации в международном спортивном
сообществе (в том числе путем активного
участия в международных научных и
общественно-деловых мероприятиях);
совершенствование
взаимодействия с международными
межправительственными и общественными
организациями (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы,
Всемирное антидопинговое агентство,
Международный олимпийский комитет,
Ассоциация национальных олимпийских
комитетов, Международный паралимпийский
комитет, Международный совет военного
спорта, континентальные организации,
международные спортивные федерации и
др.) с учетом национальных интересов в
части подготовки и реализации
международных актов (международные
конвенции, резолюции, хартии, декларации)
по вопросам спорта, включая увеличение
количества российских представителей на
руководящих постах указанных
организаций;
развитие сотрудничества с
государствами, входящими в объединение
БРИКС, с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств,
государствами - членами Шанхайской
организации сотрудничества, а также
сотрудничества с традиционными
партнерами в сфере спорта, направленного
в том числе на формирование
согласованных позиций по вопросам
международной спортивной повестки в
рамках деятельности международных
организаций и международных спортивных
организаций, а также на проведение
совместных спортивных мероприятий;
расширение взаимодействия с
международными организациями по
вопросам осуществления
исследовательской,
научно-образовательной и иной
деятельности, способствующей развитию
сферы физической культуры и спорта, в том
числе деятельности в сфере борьбы с
допингом в спорте;
создание механизма принятия
решения о проведении международных
соревнований на основе комплексного
подхода, учитывающего экономические и
социокультурные интересы государства;
эффективное проведение
заявочных кампаний за право организации
на территории Российской Федерации
крупных международных спортивных
мероприятий, а также научных и
общественно-деловых мероприятий,
связанных с развитием физической
культуры и спорта;
синхронизация планирования
проведения заявочных кампаний с планами
социально-экономического и
инфраструктурного развития субъектов
Российской Федерации;
систематизация лучших практик
проведения заявочных кампаний;
формирование единого
информационного центра для изучения и
распространения опыта подготовки и
проведения крупных спортивных
международных мероприятий (в том числе
среди заинтересованных зарубежных
стран);
разработка и внедрение
методологии оценки результатов
проведения спортивных мероприятий,
включая экономический, социальный,
экологический и прочие эффекты;
выявление, систематизация и
распространение лучших практик
эффективного управления наследием
крупных международных спортивных
мероприятий.
В
рамках приоритетного направления по
формированию комфортной и безопасной
среды в сфере физической культуры и
спорта предусматриваются:
совершенствование
нормативно-правовой базы в сфере
обеспечения общественного порядка и
общественной безопасности при
проведении официальных спортивных
соревнований, а также физкультурных и
иных спортивных мероприятий на объектах
спорта и в местах проведения
соревнований с учетом установления
дифференцированных требований для
соревнований с разным количеством
участников;
развитие системы безопасности
(общественная, технологическая,
эпидемиологическая и др.) мест
проведения официальных спортивных
соревнований, объектов спорта,
оказываемых услуг (в том числе в
соответствии с международными
требованиями);
развитие системы мониторинга
обеспечения общественного порядка и
общественной безопасности при
проведении физкультурных и спортивных
мероприятий на объектах спорта;
создание системы идентификации
болельщиков и контроля доступа при
проведении всероссийских и
международных спортивных
соревнований;
разработка основанного на
традиционных духовно-нравственных
ценностях Российской Федерации
этического кодекса общероссийских
спортивных федераций в целях повышения
ответственности спортсменов и иных
специалистов и минимизации случаев
ненадлежащего поведения;
организация системы обратной
связи по этическим вопросам для
спортсменов и тренеров в целях фиксации
и обработки обращений относительно
ненадлежащего поведения спортивного
персонала, а также разработка формата
рассмотрения обращений;
разработка и размещение в
открытом доступе базовых методик по
работе с лицами с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами для
тренеров и спортивного персонала и
информационных материалов по вопросам
безопасности занятий спортом для всех
заинтересованных целевых аудиторий,
включая спортсменов, тренеров,
спортивный персонал, родителей
спортсменов и руководителей
организаций.
V. Финансовое обеспечение
Реализация Стратегии осуществляется за
счет средств бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, в том числе за счет
средств, предусмотренных на реализацию
государственной программы Российской
Федерации "Развитие физической
культуры и спорта", а также средств
внебюджетных источников.
Оценка
средств консолидированного бюджета,
необходимых для реализации Стратегии,
производится на основе ежегодного
определения необходимого объема
расходов на приоритетные направления,
указанные в разделе III Стратегии, в целях
обеспечения достижения национальных
целей и стратегических задач и ежегодно
корректируется в соответствии с
бюджетными процедурами. При этом задачей
субъектов Российской Федерации является
поддержание доли расходов по разделу
"Физическая культура и спорт" в
общем объеме расходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
на уровне не ниже 2,4 процента. Повышение
указанной доли расходов осуществляется
с учетом бюджетных возможностей
конкретного субъекта Российской
Федерации.
VI. Механизмы реализации, контроля и мониторинга реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии
государственные программы Российской
Федерации, государственные программы
субъектов Российской Федерации, схемы
территориального планирования
Российской Федерации, а также плановые и
программно-целевые документы
государственных корпораций,
государственных компаний и акционерных
обществ с государственным участием и
иные документы могут быть
скорректированы в части дополнения
новыми мероприятиями (результатами),
изменения целей, задач, показателей,
ожидаемых результатов, а также сроков
выполнения и ответственных исполнителей
Стратегии.
Реализация Стратегии
осуществляется федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, Олимпийским комитетом
России, Паралимпийским комитетом России
и Сурдлимпийским комитетом России,
спортивными федерациями и
физкультурно-спортивными организациями
в соответствии с полномочиями в
установленной сфере деятельности.
Участники реализации Стратегии
представляют информацию о достигнутых
результатах, рисках (угрозах) развития
физической культуры и спорта и мерах по
управлению рисками по форме и в сроки,
которые утверждаются Министерством
спорта Российской Федерации.
Министерство спорта Российской
Федерации представляет в Министерство
экономического развития Российской
Федерации ежегодный доклад о реализации
Стратегии.
К
основным рискам реализации Стратегии
относятся:
финансовые риски, связанные с
возможным отсутствием необходимого
финансового обеспечения мероприятий
Стратегии и низкой инвестиционной
привлекательностью отдельных проектов и
программ;
рыночные риски, связанные в
первую очередь с изменениями в структуре
доходов граждан и падением спроса на
услуги в сфере физической культуры и
спорта;
административные риски,
связанные с недостаточной
эффективностью взаимодействия между
исполнителями Стратегии;
эпидемиологические риски,
связанные с массовым распространением
инфекций и ограничением мобильности
населения.
Функции по координации
реализации Стратегии выполняет
Министерство спорта Российской
Федерации.
Мониторинг реализации Стратегии
осуществляется посредством
комплексного анализа результатов
мероприятий по реализации Стратегии и
соответствия достигнутых целевых
показателей реализации Стратегии
целевым показателям реализации
Стратегии, предусмотренным приложением
к Стратегии.
Данные
мониторинга являются основой для
принятия управленческих решений по
развитию физической культуры и спорта,
внесению в Правительство Российской
Федерации предложений о корректировке
Стратегии, а также для оценки
эффективности деятельности
ответственных исполнителей мероприятий
по реализации Стратегии.
Методики расчета значений
целевых показателей Стратегии
утверждаются Министерством спорта
Российской Федерации.
Значение показателя "доля
граждан, систематически занимающихся
физической культурой и спортом (в общей
численности граждан, не имеющих
противопоказаний и ограничений для
занятий физической культурой и
спортом)" для каждого субъекта
Российской Федерации утверждается в
составе государственной программы
Российской Федерации "Развитие
физической культуры и спорта".
Приложение
к Стратегии развития
физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на период до 2030 года
Целевые показатели реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года
Наименование целевого показателя |
Базо- |
Значения показателя | ||||||||||
|
вое значе- |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год | |
1. |
Доля граждан, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом (в общей численности граждан, не
имеющих противопоказаний и ограничений
для занятий физической культурой и
спортом), процентов |
43 |
45,2 |
48 |
51,5 |
55 |
57 |
59 |
61,5 |
64 |
67 |
70 |
2. |
Доля лиц
с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов, систематически
занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности указанной
категории населения, не имеющего
противопоказаний для занятий физической
культурой и спортом, процентов |
19,4 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
3. |
Уровень
удовлетворенности граждан созданными
условиями для занятий физической
культурой и спортом, процентов |
54,2 |
55 |
56 |
57 |
58 |
60 |
62 |
64 |
66 |
68 |
70 |
4. |
Место
олимпийской команды России в
неофициальном общекомандном зачете на
летних и зимних Олимпийских играх |
4/13 |
5 |
5 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
1-3 |
- |
1-3 |
5. |
Доля
средств внебюджетных источников в общих
расходах на финансирование физической
культуры и спорта, процентов |
- |
10 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
18 |
20 |
6. |
Доля
субъектов физической культуры и спорта в
Российской Федерации (юридических лиц),
интегрированных в единую цифровую среду,
в общем количестве таких субъектов,
процентов |
- |
15 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
95 |
100 |
7. |
Доля
детей и молодежи в возрасте 3-29 лет,
систематически занимающихся физической
культурой и спортом, в общей численности
детей и молодежи, процентов |
83,9 |
84 |
84,3 |
85,2 |
86 |
86,5 |
87 |
87,2 |
88,5 |
89,0 |
90 |
8. |
Доля
граждан среднего возраста (женщины в
возрасте 30-54 лет, мужчины в возрасте 30-59
лет), систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в общей
численности граждан среднего возраста,
процентов |
28,9 |
37,1 |
41,3 |
46,8 |
52 |
55 |
57 |
60,5 |
63 |
66,5 |
70 |
9. |
Доля
граждан старшего возраста (женщины в
возрасте 55-79 лет, мужчины в возрасте 60-79
лет), систематически занимающихся
физической культурой и спортом в общей
численности граждан старшего возраста,
процентов |
11,7 |
15 |
17,6 |
19,7 |
22 |
25 |
29 |
33 |
36,5 |
42 |
45 |
10. |
Уровень
обеспеченности граждан спортивными
сооружениями исходя из единовременной
пропускной способности объектов спорта,
процентов |
55,7 |
58 |
59 |
60 |
62 |
64 |
66 |
68 |
70 |
72 |
74 |
11. |
Количество штатных работников физической культуры и спорта, тыс. человек |
404 |
408 |
428 |
454 |
465 |
495 |
525 |
555 |
585 |
615 |
649 |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный
сайт Правительства РФ
www.government.ru
по состоянию на 30.11.2020